Блокада Ленинграда
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект досуга для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leningrada.odt25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

  • расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны; формировать чувство патриотизма.

Задачи:

  • формировать у детей нравственные понятия и этику истинного петербуржца
  • обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города
  • формировать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества
  • знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики
  • активизировать словарь
  • развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально — коммуникативное развитие», «Художественное — эстетическое развитие».

Оборудование и материалы (оформление зала): проектор, музыкальная аппаратура с аудиозаписями, презентация «Блокада Ленинграда».

Предварительная работа:

  • чтение художественной литературы по теме
  • прослушивание песен и музыкальных произведений военных лет
  • слушание стихотворений о блокадном городе
  • занятия по изобразительной деятельности
  • показ иллюстраций о Ленинграде

Ход

Дети входят в зал под музыку марша «Славянки», выполняют перестроения, садятся на стулья.

Ведущий 1

Героическим защитникам Ленинграда!

Ведущий 2

Участникам прорыва и снятия блокады любимого города!

Ведущий 3

Пережившим страшную 900-дневную блокаду!

Ведущий 4

Всем ныне живущим и павшим смертью храбрых.

ВСЕ: Посвящается!

Дети садятся на места.

Ведущий 1

Сегодня у всех ленинградцев большой праздник. 76 года назад 27 января 1944 года была снята блокада Ленинграда.

Ведущий 2

Хоть вы еще маленькие, но по книгам, фильмам и рассказам взрослых тоже знаете о страшной войне с фашистами, которая началась 22июня1941года. Ведущий 3

Именно тогда Германия пересекла границы нашей страны. Немцы прорывались к нашему городу, они решили захватить его и разрушить до основания. На защиту города поднялись все его жители. (Слайд 2)

Ведущий 4

Сейчас мы послушаем песню «Священная война», под нее бойцы уходили на фронт.

Звучит грамзапись песни «Священная война» муз. А. Александрова,

сл. В. Лебедева – Кумача.

Ведущий 1

Опустели цеха ленинградских заводов. Многие рабочие ушли на фронт. В городе остались старики, женщины и дети. Женщины и дети рыли окопы, работали на заводах, ухаживали за ранеными. (Слайд 3)

Ведущий 2

На заводах для фронта делали снаряды, танки, винтовки. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу.

Ведущий 3

Тем временем фашистские войска подошли к Ленинграду. Враги не смогли захватить город силой, тогда они решили взять его в блокадное кольцо. Ленинград был окружен. (Слайд 4)

Ведущий 4

Днем и ночью вражеские самолеты и пушки бомбили и обстреливали Ленинград. Полыхали пожары, разрушались дома, заводы, памятники. (Слайд 5)

Ведущий 1

Дома не отапливались, не было угля. Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как- то согреться. Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе ни одного дерева. Они сохранили сады и парки для нас с вами. (Слайд 6)

Ведущий 2

В домах не работал водопровод, от сильных морозов вода в нём замёрзла. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой. На саночки ставили вёдра, бидоны и набирали воду из проруби. А потом долго, долго везли домой. (Слайд 7)

Ведущий 3

Город регулярно обстреливали и бомбили с воздуха по 6-8 раз в сутки. Все прятались в бомбоубежище. Но город жил несмотря ни на что! (Слайд 8)

Дети речевой группы читают стихи:

1. Враги окружили наш город,

В блокадном кольце Ленинград.

Над Лиговским, Невским проспектом

Снаряды и пули летят.

2. Охваченный войною

Блокадный Ленинград,

На улицах трамваи

Замерзшие стоят.

3. Разрушенные здания

И надпись на стене:

«Опасно при обстреле

На этой стороне».

4. В водопроводных кранах

Не вода, а лед.

И только прорубь невская

Горожан спасет.

Ведущий 4

Но город жил несмотря ни на что! Ленинградский композитор Д. Д. Шостакович в эту жестокую зиму написал Седьмую симфонию, которую назвал «Ленинградской» Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе. (Слайд 9)

Звучит грамзапись «Седьмой симфонии» Д. Шостаковича.

Ведущий 1

Страна не забыла Ленинград. Зимой по льду Ладожского озера была проложена дорога. По ней на машинах под огнём врага перевозили хлеб в город, а на обратном пути – забирали из города стариков, детей, раненых. Ленинградцы назвали эту дорогу — Дорогой жизни. (Слайд10)

Ведущий 2

Дорогу заметало, во льду образовывались трещины, вражеские самолеты обстреливали машины — но дорога существовала. (Слайд 11)

Дети старшей и речевой групп читают стихи:

1. Хотели враги Ленинград уничтожить,

Стереть этот город с земли,

Но захватить и прорвать оборону

Фашисты никак не смогли.

2. Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

3. Она спасеньем ленинградцам стала

И помогла с врагами воевать,

Чтоб снова время мирное настало,

Мы не должны об этом забывать!

3. В блокадные дни

Под обстрелом, в снегу

Не сдался, не сдался

Наш город врагу.

4. Здесь гордые, смелые

Люди живут

И славится всюду

Их доблестный труд.

6. Чтобы жизнь спасти ленинградцам,

Зимой в сорок первом году

С хлебом шли в город машины

По дороге, прямо по льду.

7. Бомбежки, метели, заносы…

Уходят машины под лед,

Но каждый шофер твердо верил,

Что город любимый спасет.

8. Рвутся на Ладоге мины,

С треском рушится лед.

Все же идет машина,

Хлеб в Ленинград везет.

9. Хлеба кусочек малый

Ребенка от смерти спас.

Дорогою жизни стала

Эта дорога для нас.

Ведущий 3

Давайте послушаем песню об этой дороге – Дороге жизни. (Слайд 12)

В исполнении педагогов звучит песня «Ладога»

Ведущий 4

Наравне со взрослыми переживали голод и холод блокады и дети… Ленинградские дети очень рано стали взрослыми.

Ведущий 1

Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились несмотря ни на что. Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы. В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев. Но дети учились! (Слайд 13)

Ведущий 2

Ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. (Слайд14)

Ведущий3

Дети работали на заводах… Изготавливали снаряды и патроны, оружие для наших солдат.

Ведущий 4

А некоторые сами стали защитниками, и с оружием в руках боролись с врагом.

У многих из них в те дни не стало ни дома, ни семьи. Вы знаете, что во время войны в здании нашего детского сада размещался детский дом. Здесь жили детки, оставшиеся без родителей. (Слайд 15)

Ведущий 1

Давайте, сейчас исполним песню о ленинградских мальчишках, в память об их героических делах, ведь многие из них не дожили до наших дней, но память о них жива в наших сердцах.

Детьми средней и старшей, речевой групп исполняется песня «Ленинградские мальчишки»

Ведущий 2

Сегодня, ребята, мы с вами посмотрим фильм о тех страшных блокадных днях. Вглядитесь в лица людей: в лица женщин, стариков, детей… Это жители блокадного Ленинграда…

Просмотр фильма «Блокадный Ленинград»

Дети старшей группы читают стихи.

1. Такого дня не видел Ленинград!

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут…

2. Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика -

Гремит салют над Ленинградом!

3. Их радость велика,

Но Боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол-Ленинграда не поднялось.

4. Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют!

Сегодня ленинградцы плачут. (Ю. Воронов)

Ведущий 3

Люди плакали, потому что очень много ленинградцев не дожили до победы. В память обо всех погибших в те дни, на Пискарёвском кладбище, у братских могил горит вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

Ведущий 4

Давайте встанем, помолчим,

Почтим героев Ленинграда,

Всех, чьи жизни унесла

В суровый час блокада.

Минута молчания. Вечный огонь (Слайд 17)

Ведущий 1

Сегодня к нам в гости пришла сотрудница нашего детского сада – ………… В годы войны она были маленькой девочкой, но помнит весь ужас этих дней. Давайте сегодня поздравим ее с праздником! И пожелаем ей крепкого здоровья! (Слайд 19)

Дети дарят цветы

Дети старшей группы читают стихи.

Окруженный врагами в военные дни,

Город выстоял в битве с врагом.

Дети старшей группы читают стихи.

Наш город дорогой, любимый,

Ты гордый, сильный и красивый.

И этот город над Невой

Назвали городом – Герой! (Слайд 21)

Ведущий 2

Прошло уже очень много лет с тех пор, но нельзя забывать о той войне, чтобы она никогда не повторилась! (Слайд 22)

Дети под музыку выходят из зала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)

Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;-...

Блокада Совместная деятельность с детьми подготовительной группы (ко Дню снятия Блокады Ленинграда)

Данный материал создан с целью расширить представление дошкольников о ВОВ, о трагической странице в истории страны и родного города, о героизме защитников Ленинграда.Он  объясняет понятие "Блокад...

Презентация "Блокада Ленинграда" к занятию " Снятие блокады Ленинграда"

Презентация полностью раскрывает всю тяжесть и горе жителей Ленинграда. Дети смогут прочувствовать переживания за жизнь людей, гордость за стойкость и героизм не только взрослых. но и детей, работающи...

Методическая разработка "День полного снятия блокады Ленинграда от фашистской блокады"

Методическа разработка для детей старшей и подготовительной групп...

Конспект занятия к дню снятия блокады Ленинграда для подготовительной группы "Блокада Ленинграда"

Материал может быть использован на занятиях по познавательному развитию, при проведении досуга по данной теме и др....

"ДЕТЯМ О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА" - к 75-летию снятия блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

  27 января исполнилось 75 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества длилась 871 день. В в...