Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников
учебно-методический материал

Томилова Оксана Георгиевна

 

Методы - упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования. 
Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы используются следующие методы: 

Методы передачи сведений и информации, знаний

Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, поручение, анализ ситуаций, обсуждение, увещевание, работа с книгой.

Основным средством выступает устное или печатное слово: фольклор: песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, былины; поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы, повести и др.);

Методы практического обучения:

·           упражнения (устные, графические, двигательные (для развития общей и мелкой моторики) и трудовые);

·           приучение;

·           технические и творческие действия

Основные средства: скороговорки, стихотворения; музыкально-ритмические движения, этюды-драматизации; дидактические, музыкально-дидактические и подвижные игры; различный материал для продуктивной и творческой деятельности.

Методы эстетического восприятия:

·           побуждение к самостоятельному творчеству (описанию, словотворчеству, продуктивной художественной деятельности и художественному моделированию, пению, музицированию и др.);

·           побуждение к сопереживанию;

·           культурный пример;

·           драматизация.

Средства:

- разнообразные продукты и атрибуты различных видов искусства (в том числе и этнического) - сказки, рассказы, загадки, песни, танцы, картины, музыкальные произведения и другие;

- личный пример взрослых, единство их внешней и внутренней культуры поведения;

- эстетика окружающей обстановки (целесообразность, её практическая оправданность, чистота, простота, красота, правильное сочетание цвета и света, наличие единой композиции, уместных аксессуаров)

Методы проблемного обучения

·           проблемная ситуация;

·           познавательное проблемное изложение (педагог ставит задачу или обозначает проблему и в процессе общения дает алгоритм решения);

·           диалогическое проблемное изложение (педагог ставит задачу или обозначает проблему, и в процессе общения дети ведут поиск решения данной проблемы);

·           метод неоднозначной ситуации (отсутствие однозначного вывода или решения проблемы);

·           экспериментирование, эвристический или частично-поисковый метод (дети экспериментальным путем знакомятся с различными явлениями или свойствами; проблема ставится или до, или после эксперимента);

·           прогнозирование (потенциально-реальной ситуации, фантазийных ситуаций, нелепиц);

·           метод интеллектуального штурма (как можно больше ответов к вопросу/проблеме, даже супер фантастических)

Средства проблемного обучения: рассказы, содержащие проблемный компонент; картотека логических задач и проблемных ситуаций; объекты и явления окружающего мира;  различный дидактический материал, различные приборы и механизмы (компас, барометр, колбы, и т.д.); оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, светотенью и иными свойствами материалов, явлениями; технические средства обучения (интерактивная доска, мультимедийное оборудование и др.).

Методы поддержки эмоциональной активности

·           игровые и воображаемые ситуации;

·           похвала (в качестве аванса, подбадривания, как положительный итог, как утешение);

·           придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т.д.;

·           игры-драматизации;

·           сюрпризные моменты, забавы, фокусы;

·           элементы творчества и новизны;

·           юмор и шутка.

 

Средства поддержки эмоциональной активности:  картотека возможных игровых и проблемных ситуаций; картотека стихотворений, загадок, закличек, в том числе предполагающих додумывание концовки воспитанников; шаблоны, полуготовые и промежуточные варианты раздаточного материала, разрезные картинки, пазлы, нелепицы, шутейные изображения и др., инвентарь для элементарных фокусов, игрушки-персонажи, ростовые куклы, костюмы для ряженья; юморески, комиксы и др.

Реализация Программы осуществляется в формах, специфических для детей данной

возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и

исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

 

 

Коммуникативная практика

Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта

Данные ситуации носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условновербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.). Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.

 

Игровая практика

Игротека

Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых.

Детская студия (театрализованные игры)

 Театрализованные игры, спектакли, представления. Условия необходимые для организации самостоятельной игры.

Маршрутная игра, квест-путешествие

Практическое выполнение дошкольниками специально подобранных педагогом заданий в ходе целенаправленного движения по определенной схеме (маршрутной карте).

Детские досуги

Носят игровой, развлекательный характер по определенной тематике.

Познавательно-иследовательская практика

Сенсорный игровой и интеллектуальный тренинг

Система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

Исследовательская лаборатория

Опыты, эксперименты, наблюдения (в том числе экологической направленности).

Олимпиада

Интеллектуальное соревнование детей в определенной научной области, позволяющей не только выявить фактические знания, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления

Лепбук

Интерактивная,  тематическая папка, позволяющая  закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Проект

Модель педагогической системы по определенной теме (направлению), готовая для педагогического применения в педагогической практике. Проект ограничен по времени и имеет свой конечный продукт.

Колективно-творческое дело (КТД)

КТД – вид познавательно – увлекательного мероприятия, направленного на развитие творческих, интеллектуальных и физических способностей ребенка. КТД - мероприятие, которое преследует не только развивающие цели, но и воспитательные, практические. Педагогические цели всегда вторичны. 
 Представляет собой способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом жизни.

Книгоиздательство, редакция газеты (журнала)

Подготовка, изготовление и демонстрация детьми книг по определенной теме. Подготовка и выпуск периодического издания согласно выбранной тематике. Предполагает реализацию интегрированных видов детской деятельности.

Акция

Специально организованная предметно-практическая деятельность взрослого и детей, ограниченная по месту и времени проведения.

Коллекционирование,  мини-музеи

Целенаправленное собиратильство, систематизированный подбор и классификация каких-либо однородных предметов, объединенных по определенным признакам и имеющих научную, историческую или художественную ценность.

Формы творческой активности

Музыкально-театральная гостиная

форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

Творческая мастерская (лепка, рисование, художественный труд по интересам)

Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование. Начало мастерской – это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов (чему удивились? что узнали? что порадовало? и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.

Выставка

Подготовка и публичная демонстрация детьми каких-либо продуктов (индивидуальных или совместных) их деятельности по определенной теме.

Ярмарка

Традиция устраивать в установленное время и в определенном месте «торжища», куда съезжаются «продавцы» и «покупатели» товаров (продуктов детской деятельности).

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Самообслуживание

 

Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами)

носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ

Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ...

Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном про...

Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном про...

Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ

Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ...

Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном про...