Конспект НОД для старшей группы «Свойства воздуха»
материал (старшая группа)

Тельнова Анастасия Ивановна

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_svoystva_vozduha_.docx29.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы «Свойства воздуха»

Образовательная область: познавательное развитие

Цель - формирование элементарных представлений о воздухе в ходе экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • расширять представления детей о понятии «воздух», знакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения;
  • развивать познавательную активность, умение анализировать, фиксировать результаты работы;
  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами.

Материал: письмо, открытка с загадкой, посылка, эмблемы, пакеты, мольберт, карточки со свойствами воздуха, банка с водой, кусочек мела, кусочек резины, резиновая игрушка, веера, пёрышки, баночки с разными ароматами, воздушный шарик, бутылка, заготовки для рисования, трубочки, краски, клеёнки, салфетки, листы для записи результатов.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

  1. Мотивационный этап.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон принёс мне для вас посылку и письмо. А посылку нам  прислали из Страны почемучек. Давайте её откроем и посмотрим, что нам прислали?

Воспитатель: Пусто. Посмотрите, а вот на крышке, прикреплена какая- то открытка с загадкой.  Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас. (Воздух.)

Воспитатель: Что же нам прислали из страны Почемучек? (Воздух) Правильно, а почему как вы думаете, нам прислали из страны Почемучек такую интересную посылку с воздухом?

Воспитатель:  Ребята, жители страны почемучек хотят узнать о свойствах воздуха и просят нам им помочь, поможем? Давайте то, что мы узнаем о воздухе, соберём в конверт и отправим почемучкам. А чтобы больше узнать о воздухе, нам нужно стать учёными. Вы знаете, кто такие учёные? (Это люди, которые что-нибудь изучают) Многие учёные работают в помещении, где расположены приборы для экспериментов? А как называется помещение, где работают учёные и стоят приборы? (Лаборатория.)В лаборатории нужно соблюдать определённые правила. А вы знаете, какие? (Нужно соблюдать тишину, не перебивать друг друга, быть внимательными, аккуратными, спокойными.)

Воспитатель: Я приглашаю вас в лабораторию. Каждый из вас получит эмблему. (Дети получают эмблемы.) Теперь вы научные сотрудники.

  1. Основной этап.

Воспитатель: Для чего нам нужен воздух? (Чтобы дышать.) А можно ли жить без воздуха? (Ответы детей.) Давайте попробуем закрыть рот и зажать нос. Не дышите. Почему вы убрали руки и открыли рот? Хорошо ли вы себя чувствовали без воздуха? А кому ещё нужен воздух? (Рыбам, животным, растениям.) Правильно, всему живому.

Эксперимент № 1

«Как поймать воздух?»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто из вас видит воздух? Мы можем с вами увидеть воздух? Воздух невидим. А как же нам его обнаружить? Давайте проведем с вами опыт. Попробуем поймать воздух.

(Дети берут салафановые пакетики). 

Воспитатель: Что находится в пакетиках? Вы видите воздух? Какой он? (Ответы детей: воздух не имеет цвета, он прозрачный, бесцветный). Найдите знак, обозначающий это свойство воздуха.

 Воспитатель: Давайте поставим на мольберт карточку, обозначающую это свойство воздуха.

Воспитатель: О каком свойстве воздуха мы узнали? (Воздух бесцветный)

Эксперимент № 2

«Воздух имеет запах?»

Воспитатель: Понюхайте воздух в пакете, есть у воздуха запах? (Нет.)  Да, дети, воздух не имеет запаха, но может запахи переносить.  Давайте поиграем в игру «Узнай по запаху»

(Воспитатель открывает по очереди ёмкости, в которые заранее капнуты капли аромомасел: апельсиновое, пихтовое, эвкалиптовое, розовое. Дети угадывают запахи.)

Воспитатель:  Какой вывод мы можем сделать? (Чистый воздух не имеет запаха и вкуса. Запах ему придают окружающие его вещества).

Воспитатель: О каком свойстве воздуха мы узнали? (Воздух не имеет запаха)

Воспитатель: Давайте поставим на мольберт карточку, обозначающую это свойство воздуха.

Эксперимент № 3

«Воздух есть везде»

Воспитатель: На столе у вас стоит банка с водой и кусочек мела. Опустите его в воду. Что происходит? (Из мела выходят пузырьки.)

Воспитатель: Пузырьки – это воздух, он был в меле и вышел из него, когда он попал в воду. Возьмите резиновую игрушку. Сожмите её. Что произошло? (Из неё вышел воздух.) 

Воспитатель: А теперь закройте отверстие груши и нажмите на неё. Она сжимается? (Нет) Почему? (Мешает воздух)

Вывод: Воздух есть везде, куда он может проникнуть.

Воспитатель: Давайте поставим на мольберт карточку, обозначающую это свойство воздуха

Эксперимент № 4

«Имеет ли воздух вес?»

Воспитатель: Возьмём кусочек резины и бросим его в воду. Что произошло? (Он утонул.) Опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? (Предположения детей.) Что у игрушки внутри? (Воздух.) Делаем вывод: воздух легче воды. 

Воспитатель: А где это свойство воздуха часто используется? (Спасательные круги, надувные лодки.)

Воспитатель: Давайте поставим на мольберт карточку, обозначающую это свойство воздуха.

Эксперимент № 5

«Чувствуем воздух»

Воспитатель: Скажите, а как мы можем почувствовать воздух. Давайте возьмём веера. Помашите ими. Что вы чувствуете? (Движение воздуха, холодок.) Куда двигался воздух? (На лицо.) А теперь подуйте на ладоши. Что вы чувствуете? (Движение воздуха, струю воздуха.) Куда двигался воздух? Что мы можем сказать о воздухе? (Он движется.) Вы почувствовали, что воздух движется.

Воспитатель: Поставим на мольберт карточку, обозначающую это свойство воздуха.

Воспитатель: Что же обозначает этот знак? (Движение воздуха.)

Эксперимент № 6

«Воздух перемещает предметы»

Игра «Волшебные пёрышки»

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас поиграть в игру «Волшебные пёрышки». А поможет нам играть воздух.

Воспитатель:  Я предлагаю вам взять пёрышки и положить их на ладонь. Сделайте глубокий вдох и сильно подуйте на пёрышко. Как нужно подуть, чтобы пёрышко улетело далеко? (Сильно.) Какой можно сделать вывод? (Поток воздуха может перемещать предметы). Поставим на мольберт необходимый знак. Что этот знак обозначает?

Воспитатель:  А вы знаете, что воздухом можно рисовать?

Хотите научиться?

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять —

Мы идём все рисовать.

(Дети шагают на месте)

Мы в окошко поглядели,

(Повороты головы влево-вправо)

Мы на солнце посмотрели.

Зашагали по дорожке —

Влево ножка, вправо ножка.

(Дети шагают на месте)

Носом — вдох и выдох — ртом,

Воздух нам помощник в том.

(Дети дышат носом)

Художественно-продуктивная деятельность

Воспитатель:  Проходите в творческую лабораторию. Посмотрите на мой рисунок. Я тоже поиграла с воздухом и вот что у меня получилось. (Воспитатель показывает рисунок.)

Воспитатель:  Сейчас мы при помощи воздуха, красок и трубочки нарисуем чудесные картины. Воздухом нужно рисовать аккуратно.

(Дети с помощью коктейльных трубочек рисуют цветы)

Воспитатель:  С помощью чего мы с вами рисовали? (С помощью воздуха.)

  1. Итог

Воспитатель: Сегодня мы провели много экспериментов с воздухом. Теперь нам необходимо подвести итог наших опытов. Посмотрите на ваши листы со знаками. С какими свойствами воздуха мы ознакомились?

Ответы детей:

Воздух может двигаться.

• Воздух не имеет цвета.

• Воздух не имеет запаха.

• Воздух перемещает предметы.

• Воздух есть везде.

Воздух не имеет веса

Воспитатель: А теперь, как настоящие учёные, вы поставите подписи под своими листами. У каждого из вас свой значок. Если вам понравилась работа в лаборатории, дорисуйте соответствующий знак. Теперь мы соберём журнал экспериментов, из которого жители страны почемучек узнают о свойствах воздуха. Мне очень понравилась ваша работа в лаборатории!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Свойства воздуха»

Закрепление  представления детей о роли воздуха через        опыты.Закрепление  представления детей о некоторых свойствах воздуха (невидим, необходим для д...

конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе "Свойства воздуха"

Конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха»Задачи:1.познакомить детей со свойствами воздуха(не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и подни...

Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие" в старшей группе "Свойства воздуха" (с использованием приемов экспериментально - опытной деятельности)

Развивать познавательную активность детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности, расширять знания о свойствах воздуха, о его значении для всего живого на Земле....

Конспект занятия в старшей группе "Свойства воздуха"

Формировать представления детей о роли воздуха через опыты....

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Свойства воздуха»

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Свойства воздуха»...

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Свойства воздуха»

Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить представление  детей о  некоторых свойствах воздуха (не виден, необходим для дыхания, не имеет определенной фо...

Конспект НООД в старшей группе "Свойства воздуха"

Конспект НООД в старшей группе "Свойства воздуха"...