Проект "В мире русских народных инструментов"
проект

Архипова Вера Леонидовна

Выбранная тема обусловлена тем, что современным детям всё меньше интересны обычаи и традиции русского народа, что люди забывают о своём культурном наследии, о своей музыке и об инструментах, без которых когда-то невозможно было представить жизнь русских людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_v_mire_russkih_narodnyh_instrumentov.doc324 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 

 Детский сад «Рябинушка

Структурное подразделение МАОУ «Новозаимская СОШ»

                                   

                                           

Проект

«В мире русских народных инструментов»



https://dop.pskovedu.ru/file/download/dop/887E1CE755A4E2DD50566DA96ECE21BE


Музыкальный руководитель Архипова В.Л.

                                                              С. Новая Заимка

2021 год

                                                                 

Содержание

  1. Паспорт проекта

  1. Проблема

  1.  Актуальность

 

            3.    Цель

           4.   Задачи

      5.  Предполагаемый результат

 

     6.   Этапы проекта

     7.   План реализации проекта

Паспорт проекта

Название проекта

Проект «В мире русских народных инструментов»

Целевая группа

 Дети старшего возраста, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

Тип проекта

Игровой, познавательный, творческий

Основание для разработки

  Выбранная тема обусловлена тем, что современным детям всё меньше интересны обычаи и традиции русского народа, что люди забывают о своём культурном наследии, о своей музыке и об инструментах, без которых когда-то невозможно было представить жизнь русских людей.

Автор проекта

Архипова Вера Леонидовна

Основная цель проекта

 Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, её историческим истокам, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию.

Задачи проекта

  - познакомить детей с историей русских народных музыкальных инструментов;

- познакомить детей с разными группами русских народных инструментов (струнными, духовыми, клавишно-пневматическими и ударными);

- познакомить со звучанием русских народных инструментов.

Предполагаемые результаты

 - сформированость у детей представление о разнообразии народных музыкальных инструментов, об их истории.

-  приобщение педагогов, родителей и воспитанников к истокам народной культуры,

- поддерживать желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, высказывать свои впечатления;

- вовлечение каждого ребенка в творческую деятельность;

- вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом;

Период

 Краткосрочный – 1 неделя

Этапы реализации проекта

1 – организационно – подготовительный

2 -  основной (практическая реализация проекта)

3 -  заключительный

 


«Музыкальная народная культура является

тем чистым источником, из которого

подрастающее поколение, взяв лучшее

из прошлого, сделает лучшим будущее».


Проблема

Выбранная тема обусловлена тем, что современным детям всё меньше интересны обычаи и традиции русского народа, что люди забывают о своём культурном наследии, о своей музыке и об инструментах, без которых когда-то невозможно было представить жизнь русских людей.

Актуальность

В настоящее время мир музыкальных инструментов очень богат. Но как же редко современные дети видят и слышат богатое разнообразие народной музыки! У детей, не достаточно знаний о истории возникновения русских народных музыкальных инструментов. Родителям некогда или некуда сходить и послушать звучание народной музыки. Большие концертные залы недоступны жителям маленьких городов и сел. Все чаще они с самого раннего детства слышат аудиозаписи. И в связи с этим дети, знают лишь маленькую часть огромного мира, чем обделяют себя, недополучают тех музыкальных впечатлений, которые могут дать инструменты во всем своем многообразии.

Чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться народной музыкой, возникла идея данного проекта, который позволит ввести ребенка в огромный мир народных музыкальных инструментов.

  Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости.

Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Народная музыка, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что она ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимость и индивидуальность.

Специально организованные занятия, развлечения и самостоятельная музыкальная деятельность позволяют приобщать детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры.

Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, её историческим истокам, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию.

Задачи проекта:

Для детей:

Познакомить детей с историей русских народных музыкальных инструментов;

Познакомить детей с разными группами русских народных инструментов (струнными, духовыми, клавишными и ударными);

Познакомить со звучанием русских народных инструментов;

Научить приемам игры на русских народных ударных инструментах (деревянные ложки, трещотки, ксилофон, бубен, колокольчики, бубенцы, рубель, коробочка).

Развивать музыкально-игровые импровизации, ритмическое чувство, моторику рук, динамический слух.

Воспитывать интерес и любовь к русской народной музыке.

Для педагогов:

Организовать предметно – пространственную среду для самостоятельной деятельности детей по привитию интереса к русской национальной культуре, используя музыкальные альбомы, музыкально-дидактические игры, просмотр видеофильмов о русских народных инструментах, слушание в аудиозаписи звучания этих инструментов, загадки, сказки, совместное музицирование.

Для родителей:

Создавать условия для знакомства ребенка с русским народными    музыкальными произведениями в домашней обстановке.

Совместное музицирование.

Совместное создание с детьми игровых музыкальных инструментов.

Предполагаемый результат:

- сформированость у детей представление о разнообразии народных музыкальных инструментов, об их истории.

-  приобщение педагогов, родителей и воспитанников к истокам народной культуры,

- поддерживать желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, высказывать свои впечатления;

- вовлечение каждого ребенка в творческую деятельность;

- вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом;

Участники проекта: дети старшего возраста, педагоги и родители.

Вид проекта: игровой, познавательный, творческий

Срок реализации проекта: краткосрочный – 1 неделя.

 

Этапы реализации проекта:

1 – организационно-подготовительный

2 – основной (практическая реализация проекта)

3 – заключительный

1. Организационно - подготовительный этап:

Содержание:

  1. Создание развивающей среды по теме проекта:

- создание в группе центра «Детская мастерилочка»;

-  презентации «Русские народные инструменты»,

-  видеоролика «Русский народный оркестр»

-  слайд-шоу  «Старинные русские народные инструменты»

- интерактивной игры – викторины «Угадай музыкальный инструмент"

- видео-экскурсии «Музыкальные инструменты»

-  мини-музея «Народные музыкальные инструменты»;

- изготовление Лепбука «Русские народные музыкальные инструменты»;

Оформление:

- творческой выставки рисунков «В стране народных музыкальные инструменты»;

-  выставка-презентация самодельных музыкальных инструментов «Веселый музыкант»; (родители, дети, педагоги);

- выставки книжек-малышек «Русские народные инструменты»;

- мини-энциклопедии «Мир русских народных музыкальных инструментов»;

-  альбома ««Русские народные музыкальные инструменты в картинах русских художников»»;

Подбор:

- сказок и рассказов о русских народных инструментов «Библиотека музыки»;

- иллюстративного материала «Русские народные инструменты»;

- картотеки загадок и пословиц;

- создание презентаций, музыкальных видеороликов по теме проекта;

-  раскрасок по теме проекта;

 - картотеки: музыкально-дидактических игр, музыкального репертуара;

2. Проведение в группе обсуждения идеи проекта (погружение в проект: обсуждение темы, определения мотивов участия детей в предстоящей деятельности):

- составление тематического плана совместных действий с детьми;

- поиск и сбор информации по данной теме;

- выявление у детей интересующих вопросов по теме проекта;

3. Привлечение родителей:

- к организации выставок, альбомов, презентаций, мини-музея;

- к сбору сведений о русских народных музыкальных инструментах: загадки, видео и аудиоматериалы из различных источников;

4.   Оформление информационного материала для родителей:

- Сундучок идей: «Шумовые инструменты своими руками»;    

- Консультация: «Значение музыкальных инструментов в развитии детей»;

- Рекомендации: «Как организовать оркестр дома?»,

- Информационный материал: «Игры на кухне»,


II    
Основной этап (практическая реализация проекта):

Образовательная область

Содержание

Задачи

Социально-коммуникативное развитие

- Сюжетно-ролевая игра: (пр. 2)

 «Музыкальный магазин»;

- Игровая ситуация «У нас в оркестре»

Дидактические игры: (пр. 3)

- «Четвертый лишний»

- «Собери и назови  инструмент»

- «Найдите тень инструмента»

- «Составь оркестр русских народных инструментов»

Продолжить развивать игровую деятельность детей, совершенствовать умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе полученных знаний, приобретенных при восприятии окружающего. Закрепление у детей знаний о русских народных музыкальных инструментах.

Художественно-эстетическое развитие

Чтение сказок: (пр. 4)

- «Рассказ балалайки»

- «Пастушья дудочка»

- «Чудо-свистулька»

Музыкальные игры с инструментами:
- «Музыкальный кубик»,

- «Определи инструмент».


Музыкально - дидактические игры:

- «Музыкальная шкатулка» («Узнай инструмент по звучанию (аудиозапись)»

- «Музыкальные загадки» (пр. 5)

- «Не зевай, мою загадку отгадай» (пр. 5)

 

Рассматривание альбома «Русские народные музыкальные инструменты в картинах русских художников»  (пр. 6)

(А. Рябушкин «Гусляр поющий», П.Е. Заболотский «Мальчик с балалайкой», Г.И.Семирадский «Пастушок, играющий на свирели» и т.д)

Продуктивная деятельность:

- творческая мастерская:

Лепка:

 «Дудочка»

Рисование:

 «Балалайка три струны»;

 «Мой любимый инструмент»;

-  выставка детских творческих работ: «Музыкальная шкатулка» (раскрашивание музыкальных инструментов в раскрасках)

Музыкальная деятельность:

- слушание:

 русской народной музыки в исполнении оркестра народных инструментов: «Полянка», «Коробейники», «Камаринская»

- оркестровка русских народных мелодий:

«Калинка» (р.н.п.)

  «Во саду ли, в огороде»

«Андрей-воробей», рус. нар. песня, обр.  Ю. Слонова

«Дон-дон», рус. нар. песня, обраб. Р. Рустамова;

«Гори, гори ясно!», рус. нар. мелодия;

 «Петушок», рус. нар. песня, обраб. М. Красева

- песня – инсценировка «В нашем оркестре»

Развлечение: (пр. 7)

  - «В гостях у Петрушки»

Развивать умение понимать содержание произведений, внимательно слушать сказки.

Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение, использовать полученные знания в играх, рисовании и творчестве;

Формировать эмоциональную отзывчивость и побуждать к активному слушанью и игре на музыкальных инструментах..

Речевое

Беседы: (пр. 8)

- «О балалайке»  

 - «Как появились русские народные музыкальные инструменты».

- Пословицы и поговорки о русских народных инструментах; (пр. 9)

- Отгадывание загадок «Старинные русские народные инструменты» (презентация); (пр. 1)

- Придумывание детьми загадок о народных инструментах;

 - Чтение стихов о русских народных инструментах; (пр. 10)

Словесная игра: (пр. 5)

 - «Опиши, я отгадаю»,

- «Что лишнее?»,  

 - «Один-много».

 

Речевое  упражнение «Оркестр»

(пр. 11)

Речедвигательная игра с ложками

 Пальчиковая гимнастика

 - «Балалайка»

- уточнять, обогащать и активизировать словарный запас;

- развивать связную речь;

- развивать восприятие, внимание, память, мышление и воображение;

Физическое развитие

Физкультминутка: (пр. 11)

-«Балалайка»,

- «Ложки»

- «Оркестр»

Игра (пр. 5)

«Беги к инструменту русского народного оркестра»

Формировать творческую, коммуникативную, двигательную активность во взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

Познавательное развитие

  Совместная деятельность с детьми:

  - рассматривание:

 мини-энциклопедия

 «Русские народные музыкальные инструменты»; (пр.12)

- слайд-шоу  «Старинные русские народные инструменты»  (пр. 13)

- интерактивная игра – викторина  "Угадай музыкальный инструмент"

-Видео-экскурсия   «Музыкальные инструменты»

- Видеоролик «Русский народный оркестр»

ООД: (пр. 14)

 - «Сказка о том как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами»;

- Путешествие в страну старинных народных инструментов»

 

 Музыкальная гостиная: (пр. 15)

- «Инструменты русского народного оркестра»

 

Расширять знания детей о русских народных инструментах и воспитание у детей интереса к русскому народному искусству.

Обобщение и систематизация полученных знаний:

3.Заключительный этап:

1.  Развлечение «В гостях у Петрушки» (Приложение №7).

2.  Создание мини-музея «Музыкальные инструменты» с помощью родителей;

3.  Презентация по итогам проекта.

4. Оформление материалов проекта на сайте ДОУ.

Работа с родителями:

1.Создание мини-музея «Народные музыкальные инструменты»;

2. Оформление альбома ««Русские народные музыкальные инструменты в картинах русских художников»»;

3. Оформление творческой выставки рисунков «В стране народных музыкальных инструментов»;

4. Выставка-презентация самодельных музыкальных инструментов «Веселый музыкант»;

5.  Выставка книжек-малышек «Русские народные инструменты»;

9.  Оформление информационного материала для родителей:

- Сундучок идей: «Шумовые инструменты своими руками»;    

- Консультация: «Значение музыкальных инструментов в развитии детей»;

- Рекомендации: «Как организовать оркестр дома?»,

 - Информационный материал: «Музыка на кухне»,

 

Заключение
Внедрение данного проекта предполагает, что к концу учебного года у старших дошкольников реализуется их естественная потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества. Овладение элементарными навыками и способами игры на музыкальных инструментах, умение играть в ансамбле и импровизировать на них будут способствовать самостоятельной деятельности детей по сочинению оркестровок знакомых песен и народных мелодий

Особое внимание уделяется совместной деятельности детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяется потребность дошкольников в общении со взрослыми, в познании их мира, желании принимать участие в совместной деятельности.

Данный проект направлен на воспитание у детей интереса к миру музыки и позволяет в веселой форме познакомить детей с народными музыкальными инструментами. В результате реализации проекта сформированы представления о музыкальных инструментах, их звучании и происхождении.