Проект"Русская изба"
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Щукина Ирина Борисовна

Изучение истории русского быта, устройства крестьянской избы, народных традиций, фольклора, ремесел; формирование уважения к русской народной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_22_russkaya_izba22_.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект " Русская изба" в разновозрастной группе «Мамонтята»

Срок реализации проекта: 25 января – 29 января 2021 г.

Тип проекта: творческий; краткосрочный

Формы работы с детьми:

  • НОД познавательного цикла, чтение художественной литературы, рассматривание энциклопедий, просмотр презентаций по теме;
  • НОД продуктивной деятельности: конструирование, аппликация, лепка, рисование;
  • Игровая деятельность: подвижные, дидактические игры, игровые ситуации, созданные воспитателем.

Участники проекта: 

воспитатели, дети разновозрастной группы (3-7 лет), родители воспитанников.

Актуальность проекта:

Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является –

развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают

информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над

проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Цель проекта:

Изучение истории русского быта, устройства крестьянской избы, народных традиций, фольклора, ремесел; формирование уважения к русской народной культуре. 

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить детей с устройством русской избы;
  • Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
  • Познакомить с традициями русского народа;
  • Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами;

Развивающие:

  • Расширить словарный запас: изба, кровля, сруб, ухват, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук;
  • Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, прибаутки, пословицы);
  • Знакомство с русскими народными хороводными играми;

Воспитательные:

  • Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;
  • Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни, архитектуре современной жизни села;

2.Отражение в художественно – творческой деятельности темы любви к родному краю;

3.Формирование первых представлений о культуре своего народа, обычаях;

4.Обогащение словарного запаса детей;

5.Формирование представлений о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваги;

6.Обогащение словаря детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками.

Этапы проекта:

1-й этап – подготовительный (18.01 – 22.01)

- Сбор литературы
- Беседы с детьми
- Составление плана работы
- Изготовление атрибутов
- Разработка рекомендаций для родителей
- Подбор наглядной информации

2-й этап – Основной (25.01 – 29.01)

Работа с детьми по дням недели:

ПОНЕДЕЛЬНИК

«Русская изба»

Сформировать представление об облике русской избы.

 Закрепить знания об элементах украшения избы (крыльцо, наличник, лобовая доска, ставни)

Расширить словарь посредством пословиц и поговорок.

Развивать фантазию и воображение.

- Презентация «Что такое русская изба?»

- Чтение сказки «Колосок»

- Рисование «Русская изба»

- Подвижная игра «Ручеек»

- Сюжетно-ролевая игра «Принимаем гостей»

- «Печь-матушка»-пословицы и поговорки

- «Небылицы сочини-ка»

ВТОРНИК

«Эх лапти мои, лапти липовые»

Дать знания о русском народном костюме.

Расширять словарь детей названиями одежды, ее элементами

Дать представления о различи детского, женского и мужского народного костюма

Обогащать словарь детей за счет поговорок и пословиц, загадок.

- Беседа «Русский народный костюм»

 -Аппликация «Укрась фартук»

- Дидактическая игра: «Опиши одежду Барышней в костюмах».

- Сюжетно-ролевая игра «Наряди Настеньку»

- Чтение русской народной сказки «Каша из топора».

- Подвижная русская народная игра «Салки-догонялки».

СРЕДА

 

«Мир старинных вещей»

Познакомить с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением (печь, прялка, посуда, коромысло, ухват, чугунок, сундук, кровля, венец, люлька, лавка, сруб.)

Привить интерес к предметам старины.

 

Воспитывать любовь к художественным произведениям.

Продолжать знакомить детей с красотой и своеобразием гжельской росписи.

- Беседа-рассуждение «Чем наполнена изба?»

- «Угадай-ка»-загадки о предметах быта

- Лепка «Роспись гжельской посуды»

- Дидактические игра: «Угадай роспись»

- Чтение сказки “Золотое веретено”

- Подвижные игры: русская народная игра «Ворота», «Каравай»

ЧЕТВЕРГ

«Как рубашка в поле выросла»

Знакомство с трудом русского крестьянина (женские и мужские обязанности)

Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ.

Формировать эстетический вкус средствами народного искусства.

Учить рассматривать глиняные игрушки, узнавать материал, из которого они сделаны, выделять украшения, особенности росписи, цветовую гамму, элементы узора.

Воспитывать уважение к труду крестьянина.

- Беседа «В гости к мастерам»

- Игра: «Кто быстрей намотает клубок».

- Чтение сказки «Колосок»

«Составь узор».

Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Дочки -матери»

- Рисование «Русский головной убор- кокошник»

- Подвижная игра «Шишки, жѐлуди, орехи».

Потешки для забавы: «Водичка, водичка умой мое личико»

ПЯТНИЦА

«У Хозяюшки в гостях»

Прививать детям культуру поведения в музее.

Закрепить знания детей о предметах старины, обобщить информацию о традициях русского народа, народных промыслах.

Дать детям возможность взглянуть на чудо-самовар.

Познакомить с русскими хороводными играми.

Познакомить с образцами вышивки и кружев.

- «Правила поведения в музее»

- «Экскурсия в мини – музей»

- Дидактическая игра «Напоим куклу чаем»

- Русская народная игра

«Горелки».

- «Весёлый Городец» роспись разделочной доски

- Дидактическая игра «Что стало-что было»

- «Куклы- обереги» своими руками.

3-й этап – Заключительный (29.01)

«Экскурсия в мини-музей «Русская изба»

В ходе реализации проекта у детей:

1.Проявился интерес к русской национальной культуре.

2.Обретена целостная смысловая картина представлений об истории, культурной жизни, архитектуре современной жизни родного села.

3.Сформированы представления о старинных предметах быта и их назначении.

4.Обогащён словарный запас детей.

5.Сформировано умение рассказывать русские народные сказки, играть в русские народные игры.

Используемая литература

1. Программа О.Л. Князевой «Приобщение детей к русской национальной культуре».

2. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова, А.И.

 «Мини-музеи в детском саду». Москва, 2008

3.Бударина Т.А., Корепанова О.Н. 

 «Знакомство детей с русским народным творчеством» Санкт-Петербург. Издательство Детство-Пресс 1999год.

4. Вахрушев А. А «Здравствуй мир»

6.Интернет ресурсы: Русские народные загадки http://zagadka.pro/team-33.html

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Конспект «Экскурсия в мини-музей «Русская изба» в разновозрастной группе «Мамонтята»

Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому.

Задачи:

- познакомить детей с избой- жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта.

- обогатить словарь детей новыми словами (ухват, чугунок, печь, прялка, лапти,

самовар, люлька).

- развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых ситуаций и народных игр.

- развивать интерес к русскому фольклору.

- воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, бережное

отношение к старинным вещам.

Ход занятия:

Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой.

«Вышел Ваня погулять»

(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут

хороводом и поют).

Стал подружку выбирать.

Стал подружку выбирать.

Кому ленточку отдать.

(Дети останавливаются).

Поклонись, поклонись. (Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает).

Да за ленточку держись.

Воспитатель:

- Ребята, вам нравится играть в

старинные русские игры?  А в старину было еще

много интересного. Хотите вы отправиться в путешествие в старину? А поможет нам в этом волшебный клубочек.

Давайте скажем ему волшебные слова!

   Ты катись, катись клубок,    

   С овражка на мосток

   Только сильно не спеши

   Путь- дорожку укажи!

А мы пойдем за ним! (выходят за клубком).

Воспитатель:

-Вот мы и пришли! Догадались, ребята, куда мы с вами попали?

Дети:

-В русскую избу.

Воспитатель:

- Правильно. Давным-давно люди строили себе жилища из бревен. Такие дома

называли избами. Сегодня мы узнаем, как жили наши прабабушки и прадедушки, чем занимались.  

Смотрите нас встречает хозяйка.

Раньше в старину, входя в избу, люди здоровались вот так: делали низкий поклон. Давайте и мы поздороваемся с хозяйкой избы (делают низкий поклон)

А теперь проходите, пожалуйста, и присаживайтесь поближе к печи.

Хозяйка:

-В каждой избе была печка. Она занимала довольно много места, почти пол избы.

-А как вы думаете, для чего нужна печка?

Дети:

-Чтобы еду готовить, чтобы тепло было в доме от нее, чтобы спать на ней.

Хозяйка:

-Да, печку топили дровами, чтобы в избе тепло было. А еще в русской печи -очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где, там в печке уголек

Кашу сварит....

Дети:

-Чугунок.

Хозяйка:

-Чугунок был незаменим в хозяйстве.

Был вместо кастрюли. По весу он тяжелый сделан из чугуна. Чугун

 Чугун- это особый вид металла, который мог выдержать любой огонь, и никогда не бился.

Хозяйка:

-А как же можно достать чугунок из печки? Ведь он там сильно нагревался.

Вот про него загадка.  

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает.

Что схватит - отдает, а сам в угол идет.

Дети:

-Ухват.

Хозяйка:

-Смотрите, как я ставлю чугунок в печь.

А теперь давайте вы попробуете достать из печи.

Хозяйка:

-А еще на печке спали. Там было тепло. Видите, подушка у них здесь лежит.

Ребята, а посмотрите дров маловато осталось. Давайте сходим в лес за дровами,

чтобы было, чем печку топить.

Дети:

 (имитируют движения).

За дровами в лес пойдем

И пилу с собой возьмем,

Вместе пилим мы бревно

Очень толстое оно,

Чтоб дрова пролезли в печку

Их разрубим на дощечки.

Хозяйка:

-Молодцы, ребята! Вот сколько дров нарубили.

 Ой, ребята! Кто- то здесь плачет. Как выдумаете, кто там?

Дети:

-Ребенок.

Хозяйка:

Посмотрите, какой он. Раньше, в старину, ребята, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее.

А как успокоить малыша?

Дети:

-Покачать, спеть колыбельную.

 (поют колыбельную).

Баю-баю-баиньки

Я скатаю валенки,

Я скатаю валенки

Небольшие, маленьки

Вовоньке по ноженьке,

Бегать по дороженьке.

Хозяйка:

-Молодцы, ребята!

Раньше в старину людям приходилось много трудиться, почти все делали своими руками. Как выдумаете, они трудились, чем занимались?

(Ответы детей.)

Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель

(шерсть, лен) и пряли с помощью веретена. Здесь же стояли гребни для чесания волокон шерсти. Женщины пряли пряжу да приговаривали:

Ты помощница моя, прялочка родная,

Напряди ты пряжи мне, что не видно края.

Хозяйка:

-А для чего пряжа нужна была?

Дети:

-Чтобы вязать носки, одежду.

Хозяйка:

-Хозяин плел лапти. Такая обувь была в старину.

Ткали половики.

Шили и вышивали одежду.

Даже игрушки делали сами. Посмотрите, какие куклы. Их делали только из ткани без ниток, иголок и ножниц.

 Дидактическая игра «Сделай куклу»

Хозяйка:

- Люди в старину много работали, но любили и повеселиться, поводить хороводы, попеть песни. А вы хотите поиграть?

Игра

(Дети встают в круг.)

Бабушка кисель варила

На горушечке,

Для Андрюшечки.

Летел, летел соколок

Через бабушкин порог.

Вот он крыльями забил,

Бабушкин кисель разлил.

Вот и нету киселька

В черепушечке

У старушечки

На горушечке.

Бабка плачет: Ай-ай

Не плачь, бабка, не рыдай!

Чтоб ты стала весела

Мы наварим киселя. Вот столько!

Хозяйка:

- Но делу время - а потехе час!

А еще в каждой избе был «красный угол». Красный - означает, главный, красивый. В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. Стояли лавки, стол, а на столе стоял «древний чайник...

Дети:

- Самовар.

Хозяйка:

- Да, любили люди из самовара чай попить. Самовар был символом семейного уюта и дружеского общения.

 Вместо шкафа в избе стоял сундук. Заглянем туда! Кажется, какая- то шкатулка стоит на печке. Как же я ее сразу не заметила. Вам интересно посмотреть, что в ней? Посмотрим!

 Игра «Что стало- что было.

- Я называю, что стало, а вы- что было.

Кастрюля- Чугунок.

Плита- Печь.  

Туфли- Лапти.

Чайник- Самовар.    

Шкаф- Сундук.

Дом- Изба.

Воспитатель:

- Ребята, вам понравилось в русской избе? Еще придем? (ответы детей)      

 Мы возьмем клубочек и скажем:

- Раз, два, три-в нашу группу попади!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Информация о русской избе для дошкольников.

Мы узнали, что в древние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси

считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его

здоровья. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни

и ее продолжения. Избы в старину строили из ели или сосны. От бревен в

избе стоял приятный смолистый запах.

Русские люди, жившие много лет тому назад, для своих семей строили избы.

Изба (деревенский дом) – самая распространенная постройка того времени.

Крестьянин ставил дом прочно, на века. Избу крестьянин строил сам или

нанимал опытных плотников.

Нам захотелось заглянуть в русскую избу. Какова же была там обстановка?

Какая была мебель, посуда?

Обстановка была скромная, строгая, все на своих местах,

все для пользы дела.

Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. Знаете, почему? В

избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло,

старались его не выпускать.

Центральное место в избе занимает печь. От расположения печи

зависела вся внутренняя планировка избы. Печь ставили так, чтобы она была

хорошо освещена, и подальше от стены, чтобы не случилось пожара.

Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка

хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату,

кочергу.

На шестке у печи стояли чугуны, горшки. В нише под шестком хранили

инвентарь, дрова. В печи были маленькие ниши для сушки рукавиц, валенок.

«Кормилицей, матушкой» называли печь в народе. «Матушка – печка, укрась

своих детушек», - говорила хозяйка при выпечке хлеба, пирогов. В нашей

квартире нет такой печи, ее нам заменила плита, но в деревнях бабушки до

сих пор любят печь пироги в русской печке.

Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью.

Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы.

На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не

разрешалось. О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи».

Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Ее место у печи называлось

«бабий кут» (то есть «женский угол»). Здесь хозяйка готовила еду, здесь в

специальном шкафу – «посуднике» хранилась кухонная посуда. Около печи

было много полок, на полках вдоль стен стояли кринки для молока, глиняные

и деревянные миски, солонки.

Другой угол около двери был мужским. Он назывался «коник». На лавке

делали узор в виде конской головы. На этой лавке работал хозяин. Иногда он

на ней и спал. Свои инструменты хозяин хранил под лавкой. В мужском углу

висела сбруя, одежда.

В крестьянском доме все было продумано до мелочей. На центральной балке

- «матице» делали железное кольцо и крепили детскую люльку. Крестьянка,

сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама работала: пряла,

шила, вышивала.

В наше время уже нет таких люлек, дети спят в красивых детских кроватках.

Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». В красном углу,

самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами.

Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником». Иногда

божницу подсвечивали лампадкой – сосудом с маслом или свечами.

Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к

иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Иконы

бережно хранили и передавали из поколения в поколение.

Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу.

За столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу. Стол обычно

накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай

хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи.

Большая крестьянская семья за столом рассаживалась согласно обычаю.

Почетное место во главе стола занимал отец – «большак». Справа от хозяина

на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для женской половины семейства.

Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю лавки. Она хлопотала у

печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали.

Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и

только после этого начинали есть. За столом нельзя было громко

разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Родители

говорили, что от этого слетятся к столу голодные «злыдни» - уродливые

человечки, принесут голод, нищету и болезни.

Особенно почтенно крестьяне относились к хлебу. Хозяин отрезал от каравая

и раздавал каждому его долю хлеба. Ломать хлеб было не принято. Если хлеб

падал на пол, его поднимали, целовали, просили у него прощения.

Соль тоже почитали. Ее подавали к столу в красивых плетеных или

деревянных «солонцах».

Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские

люди соблюдают до сих пор. «Хлеб да соль», - так приветствуют хозяев люди,

вошедшие в дом во время принятия пищи.

В каждом крестьянском дворе обязательно была скотина. Держали корову,

лошадь, коз, овец, птицу. Ведь скотина давала много полезных продуктов для

семьи. За скотиной ухаживали мужчины: кормили, убирали навоз, чистили

животных. Женщины доили коров, выгоняли скотину на пастбище.

Главным работником в хозяйстве была лошадь. Весь день лошадь работала в

поле с хозяином. Пасли лошадей ночью. Это была обязанность сыновей.

Для лошади нужны были разные приспособления: хомуты, оглобли, вожжи,

уздечки, сани, телеги. Все это хозяин изготавливал сам вместе с сыновьями.

С раннего детства любой мальчик мог запрячь лошадь. С 9 лет мальчика

начинали учить ездить верхом и управлять лошадью. Нередко мальчиков 8-9

лет отпускали в пастушки, он работал «в людях», пас стадо и зарабатывал

немного – еду, подарки. Это была помощь семье.

С 10-12 лет сын помогал отцу в поле – пахал, боронил, подавал снопы и даже

молотил.

К 15-16 годам сын превращался в главного помощника отца, работающего

наравне с ним. Отец находился всегда рядом и помогал, подсказывал,

поддерживал. В народе говорили: «Отец сына не на худо учит», «С ремеслом

весь свет пройдешь – не пропадешь».

Если отец ловил рыбу, то сыновья тоже были рядом с ним. Это была для них

игра, радость, а отец гордился, что у него растут такие помощники.

Справляться со всеми женскими работами девочек учили мама, старшая

сестра и бабушка.

Девочки учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, плели из

кудели косы, украшения, шили головные уборы. Девочки старались: ведь по

красоте кукол люди судили, какая она мастерица.

Затем девочки играли с куклами: «ходили в гости», убаюкивали, пеленали,

«справляли праздники», то есть жили вместе с ними кукольной жизнью. В

народе считалось, что если девочки охотно и бережно играют в куклы, то в

семье будет прибыль, достаток. Так через игру девочки приобщались к

заботам и радостям материнства.

Но в куклы играли только младшие дочери. Когда они подрастали, мать или

старшие сестры обучали их уходу за грудными детьми. Мать на целый день

уходила в поле или была занята во дворе, в огороде, и девочки почти

полностью заменяли мать. Девочка – нянька целый день проводила с

ребенком: играла с ним, успокаивала, если он плакал, баюкала. Иногда

опытных девочек – нянек отдавали в другую семью «внаем». Даже в 5-7 лет

они нянчили чужих детей, зарабатывая для себя и семьи: платочки, отрезы

материи, полотенца, еду.

Так и жили: младшие девочки – няньки водятся с малышом, а старшие

дочери помогают матери в поле: вяжут снопы, собирают колоски.

В 7 лет крестьянских девочек начинали учить прясть. Первую небольшую

нарядную прялочку дочери дарил отец. Дочери учились прясть, шить,

вышивать под руководством матери.

Часто девочки собирались в одной избе на посиделки: беседовали, пели

песни и работали: пряли, шили одежду, вышивали, вязали варежки и носки

для братьев, сестер, родителей, вышивали полотенца, вывязывали кружева.

В 9 лет девочка уже помогала метрии готовить еду.

Ткань для одежды крестьяне тоже делали сами дома на специальных ткацких

станках. Ее так и называли – домотканая. Всю зиму пряли кудели (нити), а

весной начинали ткать. Девочка помогала маме, а к 16 годам ей доверяли

ткать самостоятельно.

Также девочку учили обихаживать скотину, доить корову, жать снопы,

ворошить сено, стирать белье в речке, готовить еду и даже печь хлеб. Матери

говорили дочкам: «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь

родна, что на всякой работе видна».

Постепенно к девочке приходило осознание того, что она - будущая хозяйка,

которая может выполнять все женскую работу. Дочка знала, что «Хозяйство

водить – не разиня рот ходить». «Без дела жить – только небо коптить», - так

всегда говорила мама.

Таким образом в крестьянских семьях вырастали «добры молодцы» - отцовы

помощники, да «красны девицы» - умелицы – рукодельницы, которые,

взрослея, передавали мастерство своим детям и внукам.

   

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Русская народная сказка

Золотое веретено”

Жил старик со старухой, у них была дочка Аннушка. Скоро старуха умерла и оставила дочь Аннушку старику. Старик же женился на другой, у которой тоже была дочь Машенька. Невзлюбила мачеха падчерицу и всячески старалась принести ей какой-нибудь вред. Один раз она посылает ее прясть на колодец. Аннушка послушалась матери, пришла, села на край колодца и стала прясть да про свою долю вполголоса петь. Но вдруг беда: она уронила веретено в колодец, достать она его никак не достанет. Нечего делать, пошла она со слезами к матери и думает, что вот сейчас ее будут ругать, а может быть, и бить. Пришла Аннушка домой и говорит про свое горе мачехе, а она рассердилась на нее и говорит:

— Поди доставай веретено, а без него и домой не ходи! Заплакала Аннушка и пошла опять к колодцу. Пришла, слезла в колодец, ищет веретено и никак не найдет. Вдруг она видит старика: бел как снег. То был хозяин воды в этом колодце. Аннушка спросила его, что не видал ли он ее веретено, а он ей в ответ сказал, что оно у Бабы-яги, и сказал Аннушке дорогу к ней.

Пошла Аннушка по указанной дороге: встретила ручей, а он и говорит:

— Девочка, девочка, попей моей водицы. Аннушка нагнулась к ручью, попила и пошла дальше.

На дороге она встретила березку. Она говорит ей:

— Девочка, девочка, перевяжи меня ленточкой. Аннушка взяла из косы ленточку, перевязала и пошла дальше. Встретила она еще коней. Кони ей тоже говорят:

— Девочка, девочка, возьми у нас из хвоста по волоску. Взяла она по волоску у каждого коня и пошла дальше.

Вдруг она увидела: перед ней дом стоит, а в дому Баба-яга сидит и ее веретеном прядет. Вошла Аннушка к Бабе-яге и спрашивает:

— Бабушка, не видала ли ты моего веретена?

 Баба-яга и говорит:

— Поди сначала истопи баню, воды в нее носи решетом, вымой меня, причеши, тогда дам тебе и веретено.

Пошла Аннушка, истопила баню, замазала глиной решето и наносила воды. Пришла за Бабушкой-ягой и привела ее в баню, а Баба-яга и говорит:

— Попарь меня головней, мой золой, чеши бороной, а тащи домой за волосы.

Но Аннушка была умная: парила она Бабу-ягу веником, мыла водой, чесала гребешком, а домой вела за руку. Пришли домой, Баба-яга и говорит:

— Спасибо тебе за твою доброту, поди на чердак, бери сундучок, там твое веретено, да смотри — дорогой не открывай.

Аннушка послушалась, взяла сундук и пошла старой дорогой. Встретила она тех же коней. Они взяли у ней сундук и помогли ей его нести, березка, чтобы не мешать, подняла ветви вверх. Ручей тоже, чтобы не утопить, сделался уже, и так кое-как Аннушка добралась до дому, открыла сундук. И что ж? В нем лежало золотое веретено да золото.

Видя это, мачеха послала свою дочь Машеньку на колодец и научила, как это делать. Машенька пришла к колодцу, да нарочно и бросила веретено-то. И, не спросив матери, спрыгнула в колодец и пошла по той же дороге, по которой шла и Аннушка.

Когда она подошла к ручью, то он попросил попить его водицы, но она ему сказала:

— Не видала, что ли, я твоей воды-то! — и пошла дальше.

Береза ее попросила, чтобы она ее перевязала ленточкой, но Машенька ответила:

— И ниточкой не перевяжу, не только ленточкой! Пошла дальше. Встретила лошадей и им так же грубо ответила, как березке и ручью.

Вдруг она видит перед собой избушку, в избушке Бабу-ягу, взошла Машенька к ней и говорит:

— Бабушка, не видала ли ты моего веретена? Та ей и говорит:

— Оно у меня, поди сначала истопи баню, воды наноси решетом да вымой меня, а потом уже и веретено получишь.

Закапризничала было Машенька, да делать нечего; пошла, истопила баню, воду стала носить, да никак в решето не нацедит, бегала, бегала, да так без воды и осталась.

Пришла за Бабой-ягой, привела ее в баню, а Баба-яга тут ей и говорит:

— Попарь меня головней, мой золой, чеши бороной, домой за волосы тащи.

Машенька начала Бабу-ягу парить головней, мыть золой, вымазала ее как следует, стала зубом от бороны чесать, причесала и потащила за волосы домой.

Баба-яга, видя это, рассердилась, но не сказала ничего, велела только Машеньке сундучок взять. Машенька обрадовалась, взяла сундучок и пошла домой старой дорогой.

Дошла до коней, а они ей не помогли, а было еще хотели истоптать, говоря:

— Ты у нас по волоску не выдернула.

Пошла дальше.

Дошла до березы. Она тоже стала ее хлестать и не пропускать, говоря:

— Ты меня ниточкой не перевязала, а Аннушка перевязала ленточкой, нет тебе дороги!

Пробралась и тут кое-как Машенька, а там глядит: ручей всю дорогу затопил, и пришлось ей идти по воде. Вышла кое-как на дорогу и думает: «Ну ладно, как ни плохо было идти, да зато сколько золота принесу, вишь как тяжело».

Пришла Машенька домой, мать выбежала ее встречать, и наскоро раскрыли сундук: и что же? Вместо золота и золотого веретена сундук был полнехонек жару да простое тлеющее веретено. Мачеха так и ахнула, да нечего делать, надо было и с этим мириться. А Аннушка нашила себе приданое да вышла замуж, и живет себе поживает, да добра наживает.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Шутки-прибаутки:

1.Собака на кухне

 Пироги печет.

 Кот в углу

 Сухари толчет.

 Кошка в окошке

 Платье шьет.

 Курочка в сапожках

 Избушку метет.

2. Сидит белка на тележке,

 Продает она орешки:

 Лисичке-сестричке,

 Воробью, синичке,

 Мишке толстопятому,

 Заиньке усатому,

 Кому в платок,

 Кому в зобок,

 Кому в лапочку.

3. Коза-хлопота

 День-деньской занята:

 Ей — травы нащипать,

 Ей — на речку бежать,

 Ей — козляток стеречь,

 Малых деток беречь,

 Чтобы волк не украл,

 Чтоб медведь не задрал,

 Чтобы лисонька-лиса

 Их с собой не унесла.

Пословицы.

1.Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

2.Кто не работает, тот и не ест.

3.Рабочие руки не знают скуки.

4.Сделал дело - гуляй смело.

5.Пока есть силы, трудись, на старости будет на что жить.

6.Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.

7.Будешь трудиться - будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.

8.Была бы охота - заладится всякая работа.

Игра «Подбери слово».

Кончил дело – гуляй …(смело)

Кто(спешит)… тот людей смешит.

Меньше слов, да больше…(дела)

Без печи холодно, без хлеба…(голодно)Не будет хлеба, не будет и…(обеда)

Отгадай-ка

1.Шуба в избе, рукав на улице?».

(Печь)

2.Стоит изба из кирпича.

То холодна, то горяча.

Накормишь - живет,

Напоишь - умрет». (печь)

3.Божница

Полка, на которую ставились иконы.

4. Буфет, шкаф

Предмет мебели для хранения посуды, одежды

5. Лавка

На ней люди спали, работали, ели, готовили и встречали гостей.

6.Стол

Под крышей - ножки,

На крыше – ложки,

А рядом с ними

С похлебкой плошки.

7.Сундук

 Бабушкино хранилище

8.Прялка

(С помощью нее получали нитки.)

 Чем дольше я верчусь,

Тем толще становлюсь.

10.Утюг

Шипит недовольно, кусается больно,

Опасно его оставлять одного.

С ним надо поладить,

И можете гладить,

Но гладить не стоит его.

11.Чугунок

В нем готовили пищу в печке.

12.Ступа

В ней толкли зерно, очищая его от шелухи.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям»

«…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…»

К. Д. Ушинский

Не секрет, что помимо экономических трудностей Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, научить уважительно относиться к своим древним корням, памяти предков.

Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с ее истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства.

Давайте постараемся разобраться, что такое народные традиции, что можно к ним отнести.

«Традиция» – слово не русское, переводится с латинского языка как «передача», т.е. традиция – это то, что передается от одного поколения другому.

В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т.д.

Русские народные традиции — одна из составных частей культурного наследия русского народа, они открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности, помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Народные игры ярко отражают образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры.

- Заяц белый, куда бегал?

- В лес зеленый.

- Что там делал?

- Лыки драл.

- Куда клал?

- Под колоду.

- Кто украл?

- Родион.

- Выйди вон!

Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребенка важное место. Благодаря ей дети приучались самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу, то есть приобретали важные качества, необходимые им в будущей жизни. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики.

Русские люди были убеждены, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу.

Пчелы гудят-

В поле летят.

С поля идут-

Медок несут.

Так, например, приговаривали дети, проходя мимо ульев и заговаривая обильный сбор меда пчелами.

Слово, соединенное с музыкой и движением, обладало еще большей силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песня, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания.

Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.

Весна, весна красная!

Приди весна с радостью,

С радостью, с радостью,

С великою милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными!

С первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни, потешки настраивали его на гармоничный музыкально-поэтический лад.

Люли-люли-люленьки,

Где вы, где вы гуленьки?

Прилетайте на кровать,

Начинайте ворковать

Люли-люли-люленьки,

Прилетели гуленьки,

Сели в изголовьице…

Спи-ка на здоровьице!

Стали гули ворковать

Стал Ванюша засыпать.

А сколько детских сказок, былин, загадок, скороговорок, пословиц и поговорок в народном творчестве.

Сказки являются важными воспитательными средствами, в течение столетий жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение.

Важная особенность сказок - образность. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие; такие черты как физическая сила, смелость, мужество. Образность добавляется забавностью сказок – тонким и веселым юмором.

Также детям очень нравятся загадки. Загадка — это замысловатое краткое поэтическое образное описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, развить догадливость, равно как и с целью раскрыть ему глаза на красоту и богатство окружающего мира.

Два убегают, два догоняют, отдыхают вместе. (Колеса)

Не ездок, а со шпорами, не будильник, а всех будит. (Петух)

Задачу по развитию фонематического слуха ребенка, обучению его точно воспроизводить трудные словосочетания – выполняют скороговорки.

На горе, на пригорке

Жили тридцать три Егорки.

Из-за леса, из-за гор

Едет к ним еще Егор.

Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках, в них много материала практического характера: житейские советы, трудовое воспитание, осуждение праздности, лености: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь», «Землю красит солнце, а человека труд», «Готовь сани летом, а телегу зимой», «Поспешишь – людей насмешишь».

Пословицы и поговорки пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине: «Родина - мать, умей за нее постоять», «Человек без родины - соловей без песни».

Большая часть пословиц обращена к нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию: «Не одежда человека красит, а его добрые дела», «Как аукнется, так и откликнется», «Жизнь дана на добрые дела»

Песни, танцы, игры и загадки объединялись в народных праздниках.

Каждый народный праздник в России сопровождался обрядами и песнями. Большая их часть возникла еще во времена язычества, и сохранились они в виде увеселений, обычаев. Такие праздники содействовали сплочению людей, соединяли поколения. Через обряды передавали значительный объем знаний о мире: о причинных зависимостях, о свойствах природных явлений и др. Многие языческие праздники, обряды были восприняты церковью и переплелись с событиями, отмечаемыми ею, например Святки, праздник Ивана Купалы.

Праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек, гармоней водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Большой любовью в народе пользовались следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый гол, Масленица. У детей не было каких-то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции — хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Русская изба»

Приобщение детей дошкольного возраста к культуре русского народа посредством знакомства с основами русской избы....

Проект «Русская изба»

Проект «Русская изба» Информационная карта проекта1.    Полное название проекта: «Русская изба»2.    Автор проекта (Ф. И. О): Лебедева Елена Владимировна.3...

Проект «Русская изба»

Развитие представлений детей о русской культуре, воспитание патриотических чувств....

Проект «Русская изба» по знакомству детей с историей быта русского народа»

Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и их родителей и направлен на воспитание духовно-нравственных чувств через ознакомление с историей своего народа. Народная культура ...

Проект «Русская изба и традиции русского народа»

Красткосрочный проект " Русская изба и традиции русского народа" в подготовительной школе....

Проект "Русская изба и традиции русского народа"

Для приобщения детей к русской культуре,  к её истокам, традициям, обычаям и был разработан мной проект на тему: "Русская изба и традиции русского народа"....