Мастер-класс для воспитателей ДОУ.
материал

Шерер Надежда Викторовна

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

Цель мастер - класса: Познакомить с использованием кругов Луллия (технология ТРИЗ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_vospitateley_krugi_lulliya.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей

«Круги Луллия»

Введение

В массовой педагогической практике фиксируется проблема развития речи, творческих способностей детей раннего возраста. Это больше всего связано с отсутствием системы методов, которыми можно было увлечь ребенка творческой деятельностью.

Дети не могут пользоваться имеющимися у них знаниями, так как они разобщены, не востребованы в полной мере и, следовательно, не являются основой для дальнейших мыслительных операций. Развитие мышления невозможно без формирования умственных операций. Умение классифицировать – одна из составляющих творческих способностей человека. Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в раннем возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи. Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у детей.    

Актуальность

В современной педагогической практике всё больше используются устаревшие модифицированные пособия для детей раннего возраста. Умение классифицировать – одна из составляющих творческих способностей человека. Дети не могут пользоваться имеющимися у них знаниями, так как они разобщены, не востребованы в полной мере. Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

Цель мастер - класса: Познакомить с использованием кругов Луллия (технология ТРИЗ). Задачи мастер - класса:

1. Обосновать актуальность использования игр с кругами Луллия в работе с детьми раннего возраста.

2. Организовать работу с родителями по ознакомлению с кругами Луллия.

3. Организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности. Формы работы: практическая и теоретическая

Теоретическая часть

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Идеал системы образования 21 века заключается в том, что в основе воспитания дошкольников будет лежать развитие мышления. А помочь нам в этом может, по моему мнению, технология ТРИЗ. Прежде чем перейти к ТРИЗовским играм, мне хотелось бы настроить Вас на творческое нешаблонное мышление. Послушайте задачу и помогите мне её решить.

У вас есть кошка, которую необходимо ежедневно кормить. Вам нужно уехать на несколько дней и решить проблему с кормлением. Попросить помочь вы никого не можете. Оставить много еды за один раз нельзя – кошка ее съест, и всё равно будет голодать. Как поступить в этом случае?

Каждый из вас высказал свое предположение, но пришли вы к этому через тщательный логический анализ, что и представляет собой творческое мышление. С помощью этой задачи мы убедились, что мыслим мы все по-разному, у каждого свое мнение на сложившуюся ситуацию.

Заниматься ТРИЗ с дошкольником процесс увлекательный. Самое главное — обращать внимание ребенка на интересные вещи, не пытаться все на свете объяснить, почаще смотреть на ситуацию с разных сторон, находить хорошее в «плохом» и плохое в «хорошем», размышлять вместе, проводить опыты, но не пытаться полностью объяснить результаты. Ребенок существо удивительное. Он каждый день совершает открытия, заставляя нас, взрослых, взглянуть на мир по-новому.

Я хочу представить вашему вниманию игровую технологию, которая называется «Круги Луллия».        
Раймунд Луллий — философ, богослов и алхимик XIII века создал логическую машину в виде бумажных кругов для открытия новых истин и умозаключений. Позже круги Луллия стали широко использовать в педагогике. Простота конструкции позволяет применить ее в детском саду. «Круги Луллия» можно использовать в разных образовательных областях. Это средство многофункционального характера и делает процесс обучения не только интересным, но и увлекательным.

Современных авторов ТРИЗ очень заинтересовал этот метод и они решили адаптировать его к образовательной деятельности с дошкольниками. Лелюх С.В., Сидорчук Т. А. и Хоменко Н. Н на основе метода луллизма разработали методику для детского сада- «Кольца Луллия».

Данная игровая технология отвечает требованиям ФГОС ДО. С младшими воспитанниками используют конструкцию, состоящую из двух кругов. Постепенно задания усложняются, и увеличивается количество кругов. У детей старшего дошкольного возраста данная конструкция состоит уже из четырех кругов.

На сегодняшний день круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Круги Луллия вносят элемент игры в занятия, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Так же они используются для индивидуальной, подгрупповой и работе в парах.

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ (Теория Развития Изобретательских Задач) и РТВ (Развитие Творческого Воображения) для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Основная цель: развитие внимания, навыков устной речи, мелкой моторики рук, воображения. Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.

Пособие позволяет решать задачи:

 - развивать познавательную активность;

мелкую моторику и координацию движений рук;

-формировать элементарные математические представления;

-совершенствовать грамматический строй речи;

 - развивать внимание детей;

- развивать навыки воображения;

- пособие можно использование: в совместной и самостоятельной деятельности детей по различным образовательным областям.

Авторы методики «Кольца Луллия» используют такое понятие, как тренинг. Это серия игр, объединенных одной темой. Тренинги состоят из заданий 4 типов:

  • 1-й тип: «Найди реальное сочетание». Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. Например, Лист березы – клякса зеленого цвета. Лист березы зеленого цвета. Листья у березы бывает зелеными летом.)
  • 2-й тип: «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия. Например, лист березы клякса черного цвета. Березовый листок может быть черного цвета ночью.)
  • 3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку». В данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Здесь дети могут сказать все что угодно, важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно – неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может.
  • 4-й тип: «Реши проблему». В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.

Практическая часть

Оборудование: образцы кругов Луллия, шаблоны для изготовления, разрезные карточки (игры), клей, ножницы.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Ход практической части

1. Участникам мастер-класса рассказываю и показываю, как изготовить круги (принцип изготовления развивающих игр состоит в следующем: вырезанные из картона круги разбивают на нужное количество секторов, серединка протыкается шилом. Круги нанизываются на стержень (например, шуруп), сверху крепится стрелка или контур по величине сектора, затем 2 круга (между кругами нанизываются небольшие прокладки), затем прикрепляется основание, на котором будут стоять круги (коробочка из под плавленого сыра). На сектора прикрепляются изображения, знаки, символы по теме. Очень удобно использовать старые виниловые пластинки разных размеров. Объясняю где можно использовать круги Луллия - Круги Луллия представляются детям как чудесные кольца или загадочные круги, которые очень широко – в познавательной деятельности, развитию речи, математике, рисованию, художественному творчеству. (СОВЕТ: если круги обтянуть фланелью или приклеить липучку, то можно использовать только одно пособие – просто менять картинки в соответствие с заданием).

Технологическая цепочка проведения игр:

  • На всех секторах картинками или значками обозначаются какие-либо обьекты;
  • Ставится задача, которую вы хотите решить в определенной дидактической игре, например: дидактическая игра «Где чей дом?», закрепляем умение различать животных насекомых и т.д.), правильно называть их, знать место обитания, название жилища.
  • Ребенок раскручивает круг, смотрит какие изображения оказались под стрелкой, называет их, например: белка – дупло, паук- паутина, собака-конура, рыбка-аквариум.

Игры могут быть подобраны по двум направлениям:

1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний – например, на сектора самого большого круга прикрепляются изображения деревьев (дуб, яблоня, сосна и т.д.), на меньший по величине – изображение листьев этих деревьев, на третий – плодов или семян (желудь, яблоко, шишка и т.п.), а на самый маленький – места произрастания (опушка леса, сад, сосновый бор и др.)

2. На развитие воображения, фантазии и творчества – например, на занятии по изодеятельности ребенок самостоятельно выбирает, какую вазу он будет рисовать: на первом круге прикрепляются различные формы вазы, на среднем – цвет, а на маленьком – варианты росписи.

Уважаемые коллеги! Я думаю, что мне удалось заинтересовать вас в применении приемов технологии ТРИЗ, так как вы активно участвовали, были эмоциональные. Используйте игры ТРИЗ-технологии, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии

Таким образом, мы можем сделать вывод, что методика «Кольца Луллия» вполне успешна, может применяться в детском саду, делая процесс обучения увлекательным и интересным для наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для конкурса «Воспитатель года» "Неповторимый предмет декора.

мастер-класс по технике декупаж-салфеточной технике, поможет из обычных предметов сделать неповторимые предметы интерьера. Даже детям это под силу!...

Мастер-класс на конкурс "Воспитатель года"

Мастер-класс по работе с родителями....

Мастер – класс «Необычное рисование» Воспитатель по изобразительной деятельности МДОУ – детского сада №15 «Ручеек» Львова А.М.

Одна из главных задач, которая стоит передо мной, как воспитателя изобразительной деятельности – помочь детям познать радость творчества. Поэтому я стараюсь раскрыть детям маленькие секреты рисования,...

Сценарий мастер - класса для старших воспитателей "Номенклатура дел старшего воспитателя ДОУ"

Спешу поделиться своим опытом. Данный мастер класс будет полезен старшим воспитателям....

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....

Конспект мастер-класса, проведённого для воспитателей и родителей учителем-логопедом и воспитателем: «Словарная работа с детьми с ОНР через инфографику».

Инфографика создаётся педагогом для привлечения внимания ребенка. В данном мероприятии педагоги (логопед и воспитатель) стремились показать родителям и воспитателям каким образом преподносится учебный...