Опыт работы "Экологическая тропа в детском саду".
материал

Рудинская Галина Юрьевна

Создание экотропы на территории ДОУ — полезная и интерес­ная работа. Ребята, пройдя по ней, смогут лучше увидеть и еще боль­ше узнать, как живет и чувствует себя окружающая природа, у них сформируется заботливое к ней отношение, появится желание со­хранить и защитить конкретные природные объекты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКОТРОПА   ДОУ

Одним из эффективных способов систематизации материала может стать создание на территории ДОУ экотропы.

Цели создания экотропы:

  • познакомить детей с многообразием растительного мира (деревьями, кустарниками, травами, цветами, их особенностями);
  • рассказать о взаимосвязи человека с окружающей средой;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Экотропа — маршрут прогулки по территории ДОУ, в процессе которой дети познакомятся с некоторыми моментами жизни природы. Попросите их присмотреться, прислушаться ко всем окружающим объектам, и наверняка они заметят то, чего не замечали раньше; узнают, что в жизни деревьев, кустарников, трав, цветов есть свои трудности, но они растут, преодолевая невзгоды, при этом создавая условия для жизни человека.

Создание экотропы на территории ДОУ — полезная и интересная работа. Ребята, пройдя по ней, смогут лучше увидеть и еще больше узнать, как живет и чувствует себя окружающая природа, у них сформируется заботливое к ней отношение, появится желание сохранить и защитить конкретные природные объекты.

Остановки экотропы связаны с изменением видового состава природного объекта, его характерными особенностями. Маршрут может меняться в зависимости от преследуемых целей. Вначале экскурсоводом является сам педагог, а по мере обогащения и приобретения детьми опыта они сами справляются с данной ролью. Знакомство с объектами экотропы происходит постепенно.

При прохождении экологической тропы дети знакомятся  с объектами природы на специально разработанных стоянках. На экотропе возле нашего детского сада  подготовлены самой природой  14  станций.  В методическом кабинете есть книга, где представлены конспекты  27  наблюдений  за природой  на экотропе.

  1. Живые этажи.

Рассмотреть ярусное расположение растений, их приспособлений к существованию на различных этажах в условиях с различной освещенностью. Формировать целостное представление о природном сообществе, представления о жизненных формах растений (деревья, кустарники, травы). Рассмотреть ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения, особенности их годовых циклов. Показать жизнь животных в различных ярусах.  Учить детей удивляться и восхищаться мудрости природы.

  1. Многолетники.

Показать разнообразие декоративных многолетних растений (ирис, георгин, лилия, флокс,  корейская хризантема, гвоздика, дельфиниум, люпин), их эстетическое значение, обратить внимание на paзвитие их корневой системы и подземных видоизмененных побегов, где откладываются питательные вещества, на способы перенесения суровых условий зимы. Развивать эстетическое отношение к природному  окружению.

  1. Первоцветы.

Формировать представление о первоцветах (ландыш майский, тюльпан, одуванчик лекарственный, нарцисс, гусиный лук, бурачок), их многообразии, особенностях их строения в связи с ранними сроками вегетации: клубни, корневища, луковицы, яркие пахнущие цветки, раннее образование плодов и семян. Учить детей восхищаться красотой раннецветущих растений. Вызвать потребность бережного отношения к «подснежникам».

  1. Зеленая аптека.

Формировать представление о многообразии и значении  растений-лекарей в жизни человека и животного мира. Выявить благоприятные условия произрастания лекарственных растений (пастушья сумка, горец птичий (спорыш), донник желтый, дон ник белый, цикорий обыкновенный, одуванчик лекарственный, подорожник обыкновенный, мята перечная, мелисса лекарственная, базилик душистый, мать-и-мачеха, календула, липа, ландыш майский), правила их сбора в лечебных и оздоровительных целях.

  1. Парк.

Выявить особенности выбора видового состава растений в условиях городского парка: отбор красивоцветущих пород деревьев и кустарников (сирень, шиповник (роза собачья), жасмин, робиния (псевдоакация), вишня войлочная, каштан конский); видов, неприхотливых к жизни в условиях промышленного города (вяз мелколистный, различные виды кленов, береза бородавчатая (повислая)); растений, обладающих высокой пыле- и газоулавливающей способностью (тополь  черный и тополь пирамидальный), создание цветочных клумб с декоративными травянистыми растениями.

  1. Мудрое дерево.

Вызвать у детей уважение и почитание к дереву-долгожителю, формировать представление об уникальности, красоте  и неповторимости «зеленого мудреца».  Рассмотреть причудливость

ствола, переплетений стеблей, кроны дерева, подсчитать число спилов и сучьев, сделать вывод об огромной жизненной силе этого дерева. Найти и рассмотреть жителей «мудреца»: муравьев, жуков, их личинок и т. д.

7. Муравейник.

Пронаблюдать за жизнью муравейника (муравей рыжий и муравей дерновый), сформировать представление об общественной жизни муравьиного семейства, о ролях в их семейной жизни. Рассмотреть муравьиные дорожки, ходы, процесс поиска и перетаскивания пищи. Показать роль муравьев как санитаров природы и истребителей вредных насекомых. Выработать правила поведения детей вблизи муравейника, понимание недопустимости разорения муравейников и уничтожения его жителей, формировать привычку оберегать этих маленьких тружеников. Побуждать детей восхищаться и удивляться поведением муравьев и жизнью муравейника.

  1. Кострище.

Показать безжизненную картину участка, где несколько лет назад жгли костер. Сформировать представление об огромной трудности и долговременности восстановления экологических условий для развития жизни на этом месте: мертвая почва с отсутствующими микроорганизмами и органическими веществами не может обеспечить развитие и рост растений на ней, а так же здесь не поселятся животные. На данном примере рассмотреть кострище как «мини-эко-катастрофу». Способствовать осознанию детьми вреда от разведения костров, сравнив место кострища с рядом расположенными участками, где существует жизнь.

  1. Цветочная мозаика.

Формировать  эстетическое восприятие окружающего мира  путем рассмотрения причудливости форм  цветкоа, стеблей и листьев, многообразия удивительных оттенков и цветов декоративных растений в клумбе (календула,  папоротник, георгин, астра, василек, водосбор, космея, гвоздика турецкая, вербена, ирис), показать позитивную деятельность человека в селекции различных сортов красивоцветущих растений. Развивать чувство восхищения красками природы и уважения к кропотливому труду селекционеров. Обратить внимание на различные сроки цветения растений в клумбе и выявить их причины. Учить создавать благоприятные условия для произрастания и цветения этих растений.

  1. Насекомые.

Пронаблюдать за жизненной активностью  насекомых-опыли телей  (различные виды пчел, шмелей, цветочные мухи-сирфиды, ночные бабочки бражники и моли, лимонница, крапивница, репейница, белянка, голубянка, огневка, жуки: нарывники, бронзовки), процессом сбора ими нектара с цветков. Развивать понимание взаимосвязей в жизни насекомых и растений, приспособлений друг к другу: яркие или белые пахучие цветки (яблоня, вишня, абрикос, декоративные травы и кустарники), часто собранные в соцветия (черемуха, сирень, липа, смородина, др.) привлекают опылителей (специально устроенные конечности для сбора нектара, опушённость тела, приспособления ротового аппарата для проникновения в глубь цветка). Воспитывать уважение и бережное отношение к насекомым-опылителям путем понимания огромной важности их работы (после опыления на растениях образуются семена).

  1. Птицы.

На основе наблюдений, расширить представления о жизни  птиц (из отряда воробьинообразных: воробей домовый, синица  большая, лазоревка, трясогузка белая, ворона серая, грач, сорока, хохлатый жаворонок, иволга, ласточка городская,стриж, иволга, из дятловых - большой пестрый дятел, из  голубиных - голубь сизый, горлица обыкновенная и кольчатая, из отряда хищных - пустельга и ястреб-перепелятник) в условиях города, о приспособлениях, об особенностях их поведения в раз личные сезоны года (пение и голоса пернатых, образование семейных пар, выведение потомства и забота о нем, прием «солнечных  ванн», «купание», образование стай и т. д.). Способствовать пониманию взаимообусловленности между прилетом птиц и массовым появлением насекомых. Указать на меры по привлечению пернатых и созданию благоприятных условий для их жизни: вывешивание различных кормушек, создание искусственных мест гнездования (скворечник), высадка насекомоопыляемых  растений. Формировать эмпатийное восприятие птиц.

12. Старый пень.

Воспитывать уважительное и почитаемое  отношение к старым деревьям и пням, акцентировать внимание на уже прожитую ими долгую жизнь, на развитие у детей отношения к ним, как к выполнившим долг солдатам. Выяснить предположительные причины гибели дерева. Обратить внимание на жизнь вокруг пней (муравей рыжий, муравей-древоточец, многие виды жуков и их личинки: носороги, рогачики, щелкуны (проволочники), короеды, усачи; в трухлявых пнях - наземные ракообразные мокрицы, а также многоножки). Показать детям возможность дать вторую жизнь погибшему дереву, сделав из него скульптурную композицию, которая будет радовать глаз   человека. Формировать бережное отношение  к «зеленым   друзьям».

13. Сорняки.

Способствовать расширению знаний детей о разнообразии сорных растений (пастушья сумка, горец птичий (спорыш), донник  желтый,  донник белый, цикорий обыкновенный.

подорожник обыкновенный,  марь белая,  лебеда татарская, мятлик луковичный, пырей ползучий, осот желтый, молокан  татарский, острица лежащая, повилика), их главной биологической особенности - неприхотливости к условиям произрастания. Показать многообразие приспособлений к их выживанию и быстрому распространению. Акцентировать внимание на вредном воздействии сорняков, приносимом культурным видам растений. Выявить меры борьбы с сорными растениями и правила их уничтожения.

  1. Зеленые «силачи».

Пронаблюдать за произрастанием растений в крайне неблагоприятных условиях существования. Вызвать у детей чувства восхищения и удивления жизненной силой растений, пробивающихся через асфальто-бетонные покрытия, произрастающих на крыше дома и на канализационных люках. Формировать ценностное отношение к любому проявлению жизни.

Маршруты в природу

Хочу представить вашему вниманию ещё одно «экологическое пространство» - это маршруты в природу.

В отличие от экологической тропы на маршруте не создаются  искусственные объекты, он прокладывается там, где есть  что показать детям, где есть возможность сделать привал и  отдых для них. Преимущество маршрута в том, что он даёт  хорошую возможность познакомить дошкольников с естественными  биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые существуют между ними.

Экологическими объектами маршрута могут стать: лес  любого состава (смешанный, березняк, дубрава, ельник и т.д.),  луг,  поле, водоемы (река, пруд, озеро, ручей, родник), заболоченные и возвышенные места, овраги, места деятельности людей в природе (лесхозы, лесоразработки, питомники), охраняемые объекты (памятники природы, заказники) и т.д. Объектами маршрута могут быть также примеры отрицательного воздействия человека на природу (свалки, вытоптанные места, задымленный горизонт). Задача воспитателей: основательно проработать объекты, включенные в маршрут, чтобы знать, когда и что можно показать детям, а также подобрать необходимое туристическое оснащение.

Так, к примеру, можно пройти с детьми четырехдневный учебный маршрут.

  1. день: луг, смешанный лес;
  2. день: овраг, поле;
  3. день: хвойный лес и лиственный;
  4. день: задымлённость над котельной и ясный горизонт над морем.

Итак, организация на территории детского сада и за её пределами различных «экологических пространств»  -  это   важное условие успешной работы  по воспитанию экологического сознания у  дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические тропинки в детском саду

Здравствуйте дети! Здравствуй природа!Здравствуйте леса, реки, моря и озера, поля и горы. Здравствуйте птицы – соловьи, совы, воробьи, медведи, белки, волки!Если бы человек каждый день вот так з...

Семинар-практикум для воспитателей "Экологическая тропинка в детском саду"

Семинар-практикум для воспитателей "Экологическая тропинка в детском саду"...

Экологическая тропа в детском саду.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе....

Экологическая тропа в детском саду.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе....

Презентация «Экологические пространства» на территории детского сада. Экологическая тропинка в детском саду.

В презентации раскрывается  понятие " Экологическое пространство",виды  пространств и т.д...

Опыт работы педагога-психолога детского сада. Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в детском саду общеразвивающего вида.

В статье представлен опыт работы педагога-психолога по работе с детьми с ОВЗ в ДОУ. Материал будет полезен для педагогов-психологов впервые осуществляющих работу по психологическому сопровождению дете...