Принцип бережного производства в ДОУ
статья

Ветер Анна Валентиновна

В статье раскрывается принцип бережного производства в ДОУ, описаны цели, задачи, значимость данного производства для педагогов, родителей и детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В статье раскрывается принцип бережного производства в ДОУ, описаны цели, задачи, значимость данного производства для педагогов, родителей и детей.

Изменения в современном мире приводят к ускорению ритма жизни. Поэтому в образовательный и воспитательный процесс необходимо включать игровую и познавательную деятельность по формированию бережливого отношения к окружающему миру, ресурсам и времени. Экономия времени и минимизация потерь – таковы принципы бережливого производства, внедряемого в детский сад.

Одним из инструментов бережливого производства является принцип 5С. Эта система разработана в Японии для организации и рационализации рабочего места. В принцип 5С входят: сортировка – соблюдение порядка – систематическая уборка – стандартизация процессов – совершенствование порядка. Однако, эти принципы можно применять не только на производстве, но и в дошкольной организации (для педагогов и дошкольников). Остановимся подробнее на принципах 5С для группы ДОУ.

Сортировка подразумевает четкое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних; соблюдение порядка – организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать; систематическая уборка – содержание рабочего места в чистоте и опрятности; стандартизация – поддержание порядка; совершенствование – воспитание привычки точного выполнения установленных правил и процедур.

Для каждого вида творческой деятельности есть памятки: игрушкам, играм и книжкам отведены свои промаркированные картинками ящики и полочки. Соблюдая эти принципы, ребенок будет четко знать, где находится его шкафчик, какой в нем должен быть порядок, в каком ящике лежит конструктор, а на какой полке – книжки. Дети будут меньше времени тратить на наведение порядка, ведь они сами знают, куда и что положить. Раньше дети, собирая игрушки, клали их на любое свободное место, а потом этот беспорядок начинал разбирать педагог и тратил на это много времени. Но благодаря организации хранения у каждой вещи есть своё обозначенное место и процесс систематической уборки проходит быстрее и интересней. У детей самих возникает желание разложить всё по полочкам. Ребёнок должен осознавать, что в жизни есть место порядку. Это является одним из элементов подготовки ребёнка к самостоятельной школьной жизни.

Максимальная визуализация всех процессов помогает ребенку самостоятельно совершать определенные алгоритмы действий. Применяя принцип визуализации, ребенок наглядно видит, что для мытья рук ему сначала нужно открыть кран, затем взять мыло, помыть руки, закрыть кран, вытереть руки полотенцем. Педагог не отвлекается на объяснение этой последовательности и может использовать сэкономленное время на беседы, игры, чтение или другие дополнительные занятия с детьми.

Принципы бережливого производства, внедренные в ДОУ, своей главной задачей ставят воспитание в детях бережливого мировоззрения. Например, изучая тему воды, дошкольникам непременно расскажут и покажут, что запасы воды в мире ограничены, водные ресурсы нужно беречь и рационально использовать.

Многие родители, впервые услышав о новой системе, говорят о том, что алгоритмы и стандартизация лишают детей творческого мышления. Но самим детям такой подход нравится, ведь они могут почувствовать себя более самостоятельными.

Система принципов бережливости распространяется и на ликвидацию потерь в материальном отношении. Так, например, рациональное использование бумаги и прочих канцелярских товаров исключает излишние траты и экономит финансы.

Основной целью внедрения бережливого производства является формирование бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам. Соблюдая принципы 5С у детей прививаются навыки правильного одевания, экономии времени, бережного отношения к игрушкам, соблюдения чистоты и многие другие.

Дети, приученные к порядку, умеющие самостоятельно планировать свою жизнь в детском саду, лучше вольются в школьную жизнь, что избавит родителей хотя бы от части хлопот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Предметы, облегчающие труд людей на производстве".

Конспект НОД по познавательной деятельности. Подготовительная группа....

Конспект совместной организованной деятельности педагога и детей на тему "Знакомство детей с производством цемента"

Интеграция с образовательными областями "Познание", "Коммуникация", "Труд" по освоению образовательной области "Социализация" в старшей группе...

Видеофильм о производстве бумаги «Так рождается бумага»

Видеофильм о производстве бумаги «Так рождается бумага»                                    [[{"type":"med...

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей Выступление на педагогических чтениях по теме: «Реализация комплексно – тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сад

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областейВыступление на педагогических чтенияхпо теме:«Реализация комплексно – тематического принципа и принципа...

«Принципы бережливого производства в детском саду»

Основной целью внедрения бережливого производства является формирование бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам. Соблюдая принципы 5С у детей прививаются на...

«Книга - наш хороший друг» для детей средней группы. воспитывать любовь, бережное отношение к книге, развивать интерес, потребность к чтению, бережное отношение к книгам.

laquo;Книга - наш хороший друг» для детей средней группы. Цель: воспитывать любовь, бережное отношение к книге, развивать интерес, потребность к чтению, бережное отношение к книгам....