«Современные взгляды на конструирование РППС: идеи Монтессори в ДС»
материал

Истомина Наталья Михайловна

     Система Монтессори позволяет максимально развить те способности и индивидуальные особенности ребенка, которые заложены в нем природой и семейным воспитанием в раннем детстве. Дети легче адаптируются к школе, они более самодостаточны и менее тревожны, находят контакт, как со взрослыми, так и со сверстниками, их размышления более самостоятельны и креативны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

              Тема: «Современные взгляды на конструирование РППС:

идеи Монтессори в ДС»

Специально подготовленная среда помогает ребенку стать независимым от взрослых, жить своей собственной жизнью, не прибегая ежеминутно к помощи взрослых. То есть специальным образом подготовленное окружение детей – это такая среда, в которой активность ребенка постепенно увеличивается, а активность педагога постепенно уменьшается.

Взрослый – педагог – становится как бы частью этого окружения, и его роль заключается в том, чтобы помочь детям достичь совершенства своими собственными руками.

Монтессори – среда должна:

  • соответствовать возрастным, физическим, психологическим особенностям и потребностям каждого ребенка
  • предоставлять возможность для проявления инициативы ребенка, для наиболее полной реализации творческих возможностей, раскрытия природного потенциала;
  • быть источником информации для организации самостоятельной и совместной деятельности ребенка, для самообучения;
  • предоставлять возможность свободно выбирать деятельность, реализовать замысел, получать результат, а также оценивать, осознавать и отвечать за результат своей деятельности;
  • предоставлять возможность широкого поля взаимодействия, общения со всеми членами сообщества группы и ДОУ на разных уровнях;
  • обеспечить потребность ребенка в создании личного пространства деятельности, а при необходимости - уединения и релаксации;
  • предоставлять возможность осознать себя значимой уважаемой личностью, способной адекватно оценивать себя, а также способной уважать и позитивно принимать других членов сообщества группы;

  • предоставить возможность развивать в себе самостоятельность, независимость, умение помогать и просить о помощи, совершать ошибки, без страха их совершить, исправлять ошибки с помощью других и самостоятельно;
  • способствовать формированию самодисциплины, умения следовать правилам;
  • обеспечивать психологическую и физическую безопасность и защищенность каждого ребенка

Принципы построения предметно-развивающей среды:

  • зонирование,
  • расположение материалов в определенном порядке и соблюдение этого порядка,
  • доступность любого материала для каждого ребенка,
  • наличие только одного дидактического материала в среде, недопущение пресыщения среды. 

Необходимо организовать  пространство продуктивной творческой деятельности и конструирования, уголки театрализованной деятельности, чтения и отдыха, игровой уголок. Обязателен уголок уединения.

В построении подготовленной развивающей среды Монтессори – группы предусматривается возможность свободного перемещения детей, свободного общения их друг с другом и со взрослыми, выбора самостоятельной или совместной деятельности, реализации разных форм занятий, проводимых педагогами: групповыхподгрупповых и индивидуальных.

Среда насыщена материалами. Каждый из них имеет глубокое дидактическое значение, направлен на самостоятельное освоение детьми новых понятий, нахождение закономерностей, исследование свойств.

Это – автодидактические материалы.

После показа педагогом алгоритма работы с  ними, дети осваивают его самостоятельно, позднее находят другие способы работы, выполняют различные упражнения. При этом и происходит самообучение ребенка.

 

         Все дидактические Монтессори – материалы распределены по зонам:

1. Сенсорная зона, в которой расположены материалы по развитию чувств;

2. Математическая зона, содержащая материалы по развитию математических способностей;

3. Речевая зона, включающая в себя материалы по развитию речи, а также материалы по космическому воспитанию, центральная идея которого, познание человека во всем многообразии и сложности;

4. Хозяйственная зона, содержащая материалы необходимые для упражнений в практической жизни.

Внутри каждой зоны материал должен располагаться в соответствии с принципом от простого к сложному. Каждый отдельный материал рассчитан на определенную степень сложности, но все вместе материалы связаны между собой и образуют единое целое.

Дидактические материалы в каждой из зон должны соответствовать следующим требованиям:

  • - соответствие возрасту, силе, росту ребенка;
  • - эстетичность материалов;
  • - притягательность (материал должен вызывать интерес, побуждать к действиям с ним);
  • - все оборудование, к одному упражнению, находится в цветовом соответствии, выполнено в одной цветовой гамме.

Все материалы представленные в Монтессори – группе детского сада должны быть представлены в единичном экземпляре. Если у нескольких детей возникло желание работать с одним и тем же материалом, необходимо подождать, пока он освободится. У детей, в подобной ситуации развивается умение договариваться, терпеливо дожидаться своей очереди, занимаясь с другим материалом.

Предметная среда создается педагогами, трансформируется ими в соответствии с потребностями детей. Но и дети являются творцами среды. Прежде всего, выполняя правило порядка (любой предмет имеет свое место, и после занятия с ним должен вернуться на это место, они поддерживают среду в рабочем состоянии, они становятся ответственными за то, что дидактический материал, которого ждет для работы другой ребенок, должен быть приведен в первоначальный вид и положен на свое место. Кроме того, дети могут внести свою лепту в украшение помещения, освоив элементарные навыки составления букетов, оформления своих художественных работ.

 

   Такая среда способствует повышению уровня самостоятельности у детей, они умеют определиться с тем, чем бы они хотели заниматься, организовать рабочее место, сами овладеть алгоритмом работы с материалом, который изображен схематично на карточке к материалу, а в трудном случае попросить старшего показать целесообразность его использования.

   Через самостоятельное обращение с материалом ребенок учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения. Все дидактические материалы имею контроль ошибок, это развивает в ребенке чувство независимости от взрослого.

     Система Монтессори позволяет максимально развить те способности и индивидуальные особенности ребенка, которые заложены в нем природой и семейным воспитанием в раннем детстве. Дети легче адаптируются к школе, они более самодостаточны и менее тревожны, находят контакт, как со взрослыми, так и со сверстниками, их размышления более самостоятельны и креативны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современный взгляд на проблему повышения квалификации педагогов ДОУ».

Конспект выступления на круглом столе руководителей ДОУ Кольчугинского района Владимирской области, апрель, 2011 год....

Доклад на тему: "Современный взгляд на формирование речемыслительной деятельности дошкольника"

" Современный взгляд на формирование речемыслительной деятельности дошкольника"...

Современный взгляд на решение проблемы взаимодействия детского сада и семьи в развитии творчества детей (консультация для воспитателей

Существует много форм организации взаимодействия, тесного сотрудничества детского сада и семьи. В статье приводятся примеры наиболее эффективных....

Современный взгляд на использование устного народного творчества в развитии речи дошкольника.

Детский фольклор относится к тем феноменам культуры, о котором все знают и много говорят. Он решает задачи познавательного, нравственного, физического развития детей. Особенно велико его влияние на ра...

«Современный взгляд на проведение родительских собраний»

Сотрудничество детского сада с семьёй направлено на формирование у родителей осознанного отношения к воспитанию ребёнка....

Статья на тему: «Основные педагогические идеи Монтессори»

Содержание статьи раскрывает  основные педагогические идеи Марии Монтессори....

Авторский взгляд на моделирование РППС в условия ДО с учетом ФГОС и ФОП для детей дошкольного возраста

Авторский взгляд  на моделирование РППС  в условия ДО с учетом ФГОС и ФОП для детей дошкольного возраста:  создание в группе оптимальных условий для формирования позитивных, дружеских д...