Проект «Бумажная фантазия»
проект (старшая группа)

     Самым благоприятным периодом для развития способностей является дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект«Бумажная фантазия»896.78 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Бумажная фантазия»

Пояснительная записка

«Способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности».

А.В. Запорожец

Основной задачей современного образования является воспитание нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте, хотелось бы сказать, что компетентностный подход приобретает все большее распространение в системе дошкольного образования. Главная миссия образовательного учреждения на современном этапе заключается в подготовке ребенка к осмысленному и реальному восприятию мира. Компетентность является основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста. Ведь социумом востребованы успешные, конкурентоспособные личности, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.

Наиболее благоприятным методом творческого развития является игра и творчество, так именно в них проявляются разные стороны развития ребенка. Предпосылками творческой деятельности является гибкость мышления, критичность, целостность восприятия и т.д. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь их раскрыть и развить Творческая деятельность ребенка не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно. Дети от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку творчески проектировочную среду. Кроме того педагогу нужно уметь:

1 Не мешать ребенку творить;

2 Быть рядом с ним в этом процессе;

3 Принять и понять его;

4 Довериться ребенку в минуту творческого поиска;

5 Самому быть творцом;

6 Бережно относиться к результатам детского творческого труда;

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А. Сухомлинский.

В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.

Изучением мелкой моторики детей дошкольного возраста занимались многие как зарубежные, так и отечественные педагоги: - М. Монтессори, Е Косённова, В. Солнцева, В. Елкина, Л. Левина и многие другие. 

Учитывая важность этой проблемы, считаю целесообразным вести работу в этом направлении. Для этого в работе использую – пальчиковые игры, упражнения с мозаикой и мелким конструктором, лепку с природным материалом. Все эти виды работ, уже давно известны и мне хотелось найти, что-нибудь новое, необычное, интересное. Работая с литературой, познакомилась с такими техниками обработки бумаги, как– «квиллинг», «оригами». На мой взгляд, эти техники удивительны.

Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Вся работа строится на следующих принципах:

- От простого к сложному: предусмотрен переход от простых занятий к сложным;

-Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

-Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка с учетом его типологических способностей и уровня актуального развития;

И в заключении хотелось бы сказать, что эффективность работы по формированию компетенций дошкольников возрастет во много раз, если семья и педагоги работают в тесном контакте. Открытость дошкольного учреждения для родителей и других членов семьи дошкольника, сотрудничество руководителей и специалистов детского сада с семьей – путь к успешному развитию малышей. Создание благоприятных условий для всестороннего развития дошкольников, формирования ключевых компетентностей приводит к положительным результатам.

Тип проекта: творческий 

Актуальность.   Я считаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными, так и моими личными наблюдениями из практики. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

     Самым благоприятным периодом для развития способностей является дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков.

Содержание проектной деятельности «Бумажная фантазия» предполагает развитие творческих способностей детей при конструировании из бумаги при взаимодействии с другими видами деятельности. При конструировании из бумаги дети учатся различным приемам работы таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Проект «Бумажная фантазия» позволит развить у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развить глазомер. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона. Очень важный момент работы с бумагой – взаимосвязь занятий с самостоятельной творческой деятельностью детей. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. В качестве основного материала используется разнообразная цветная бумага. Бумага разной фактуры (плотная, тонкая, толстая, рыхлая, гофрированная ит.п.) обладает, как и любой материал, свойственным только ей качествами, и в работе с каждым видом бумаги есть своя специфика.

Участники проекта: дети дошкольного и младшего школьного возраста (5 – 6 лет) родители, воспитатели.

Возрастные особенности детей: В этом возрасте дети уже окрепли физически.

Дети стали более внимательными, повысилась их особенность и запоминание, кроме того, они научились во время лепки, аппликации, конструировании, ручного труда контролировать действия рук. Они самостоятельно могут определять форму предмета, его строение, выделять мелкие элементы и детали, декоративного оформления, более творчески подходят к своим изделиям. 

Сроки реализации проекта: продолжительный, 9 месяцев (сентябрь – май)

Цель проекта:

  • Создание условий для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды работы с бумагой и прикладной деятельности.

Задачи проекта:  

Проект предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.

Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности.

Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий.

Творческие задачи - это те задачи, которые требуют от ребенка комбинирования известных приемов художественной деятельности и главным образом самостоятельно найденных в результате экспериментирования с художественными материалами.

Задачи:

  • Формировать интерес к бумагопластике.
  • Практически знакомить со свойствами бумаги.
  • Способствовать овладению простейшими техническими приемами работы с различными материалами.
  • Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
  • Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.
  • Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

Особенности осуществления проекта:

- создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность ребенка;

- активизирует потенциальные творческие способности;

- помогает осмысленному изучению культуры искусства и народных промыслов родного края;

- помогает для успешной реализации внедрения национального – регионального компонента в воспитательно – образовательный процесс.

Ожидаемые результаты:

Дети будут знать: http://doucheburashka.ru/upload/medialibrary/d48/d48fa153ab5e55409d29afe0e1e1acce.jpg

- о разнообразии бумаг, из которых можно делать поделки; - о свойствах и качествах различной бумаги;

- о способах соединения деталей между собой (при помощи клея, степлера);

- о технике безопасности во время работы с ножницами, клеем.

Дети будут уметь:

 - работать различными приемами с бумагой;

 - планировать свою работу;

- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;

 - создавать индивидуальные работы;

 - анализировать, определять соответствие форм, цвета, размеров, цвета, местоположения частей.

Формы и методы, используемые на занятиях кружка:

  • Игра, загадка, сказка, беседа;
  • рассматривание иллюстраций;
  • показ образца выполнения последовательности работы.

Рабочий материал:

Белая бумага, белый картон, цветной картон, бумажные разовые тарелочки, цветная бумага, бумажные салфетки, гофрированная бумага, ватман;

Ножницы, клей ПВА, кисточки для клея, подставки для клея.

Правила обращения с ножницами:

- передавая ножницы, их держат за сомкнутые лезвия, кольцами в сторону принимающего;

- при ходьбе с ножницами в руках их следует держать острием вниз;

- при резке не смыкайте лезвия полностью;http://izlov.ru/tw_files2/urls_1/11/d-10603/10603_html_m72800895.jpg

- при резке по прямой линии следует всегда смотреть на кончик ножниц;

- левой рукой следует держать большую половину листа;

- срезаемое всегда должно находиться справа от лезвий;

- при резке по кривой следует смотреть на место резки, при этом левая рука направляется лист бумаги в сторону режущего, «на себя»;

- при вырезании отдельных частей следует всегда резать снаружи внутрь;

- при вырезании ажурных деталей следует пользоваться маленькими острыми ножницами, в качестве подставки использовать картон.

D:\Всё для детского сада\разное\IMG_3389.JPG

D:\Всё для детского сада\разное\IMG_3406.JPG

Литература

  1. Донателла Чиотти «Оригинальные поделки из бумаги» - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008 г. 
  2. Хелен Уолтер «Узоры из бумажных лент» - М. Издательство ниола – пресс, 2006 г. 
  3. Н. Наумова, Н. Осипова «Цветов таинственная сила» - М.: Панорама, 1993 г. 
  4. З. Н. Новлянская. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье. – М., 2007
  5. В. С. Мухина. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоение социального опыта. – М., 1981 

6. А. Гарматин «Оригами для начинающих» Ростов-на-Дону, 2004

7. С.И. Мусиенко «Оригами в детском саду» М., «Школьная пресса», 2005

8. С.Соколова «Театр оригами. Игрушки из бумаги» М., «ЭКСМО», 2005


Перспективный план  

 «Бумажная фантазия»

Месяц

Тема занятия

Цель

Дата

Сентябрь

.«Волшебные свойства бумаги»

Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки. Научить правильно отбирать бумагу для изготовлении фигур в стиле оригами.

Сентябрь

.«Фантазии с листом бумаги»

Познакомить со способами использования разных видов бумаги применительно к разным фактурным поделкам; развивать воображение, фантазию; воспитывать интерес к конструированию из бумаги.

Сентябрь

«Воздушный змей»

Повышать интерес детей к изготовлению поделки в стиле оригами. Познакомить с новой базовой формой « воздушный змей».Закреплять навыки декоративного украшения готовых фигур.

Сентябрь

«Забавные зверушки»

Продолжать учить изготавливать фигурки в стиле оригами, познакомить с одним из способов соединения деталей – склеиванием. Воспитывать самостоятельность

Октябрь

Веселый человек»

Совершенствовать навыки работы с картоном и бумагой; вызвать радостное настроение от веселой смешной поделки; закреплять умение использовать дополнительные материалы (фломастер, ватный диск)

Октябрь

«Зайчик»

Учить детей изготавливать игрушки из бумаги, дополняя ее деталями; воспитывать аккуратность во время работы с клеем.

Октябрь

«Божья коровка»

Дать представление о гофрированной бумаге, учить работать с ней. Познакомить с приемом закручивания концов тонких полосок бумаги, с декорированием поделки. Развивать мелкую моторику рук, эстетическое восприятие.

Октябрь

«Цветы одуванчики»

Продолжать учить создавать поделки из бумажных полосок. Познакомить с новыми приемами получения объемных форм: изготовления стебелька путем скручивания бумаги в трубочку, создания объемной головки цветка путем точечного соединения кругов.

Ноябрь

Коллаж «Поздняя осень»

Совершенствовать умение работать с разной бумагой ,использовать знания, приобретенные в ходе предыдущих занятий; поощрять желание детей работать сообща.

Ноябрь

«Березки»

Учить детей обрывать мелко цветную бумагу и развивать способность к созданию композиции в форме мозаики, развивать мелкую моторику рук.

Ноябрь

«Полосатый коврик»

Учить работать ножницами, нарезать полоски из листа бумаги, подбирать цветовые оттенки, чередовать полоски разного цвета и составлять композицию.

Ноябрь

«Бумажные фантазии»

Создавать выразительные образы средствами бумажной пластики. Совершенствовать навыки в лепке из бумаги и передачи цветом, формой характера образа. Развивать воображение в конструировании частей. Развивать желание фантазировать.

Декабрь

«Волшебная птица»

Закреплять приемы вырезания симметричных предметов из бумаги гармошкой; поощрять проявления творчества.

Декабрь

«Снежинки»

Учить детей создавать разнохарактерные узоры на сложенной вчетверо бумажной салфетке. Развивать воображение; совершенствовать навыки вырезания; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Декабрь

«Снеговик»

Научить детей проявлять творчество, аккуратность в процессе изготовления поделки из бумажных салфеток, складывать вчетверо, обрезать у салфетки уголки закреплять степлером, закреплять навыки работы с салфетками и ножницами.

Декабрь

«Елочные украшения»

Закреплять навыки работы ножницами, уметь вырезать по прямой (ровные геометрические фигуры, полоски различной величины), совершенствовать навыки работы с клеем, прививать аккуратность.

Январь

«Зимний пейзаж»

Учить детей использовать в работе прием обрывания. Упражнять в составлении пейзажа. Совершенствовать умение в скручивании жгутиков из салфеток, аккуратной работе с клеем .Развивать мелкую моторику рук.

Январь

«Елка с шарами»

Продолжать учить детей складывать бумажные салфетки, обрезать уголки, закреплять степлером, надрезать по кругу, расправлять кружок и приклеивать пушистый кружок на основу

Февраль

«Барашек»

Учить детей обрывать кусочки белых салфеток и скатывать шарики в комочки, аккуратно намазывать небольшой участок формы клеем и приклеивать на подготовленную основу.

Февраль

«Валентинки»

Учить детей катать шарики из разноцветных салфеток, аккуратно намазывать небольшой участок формы клеем и клеить но подготовленную основу.

Февраль

Подарок папе « Рамочка для фото»

Учить декорировать готовую рамочку для фото, поощрять творческое использование уже знакомых приемов работы с гофрированной бумагой и салфетками в оформлении рамочки.

Февраль

«Поздравительный плакат к 8 м марта»

Учит приклеивать готовые формы на лист ватмана в правильной последовательности, учить детей катать шарики из разноцветных салфеток и аккуратно выкладывать цветок, наклеивать на ватман составлять композицию. Поощрять детей работать сообща.

Март

«Открытка к 8 марта»

Учить детей аккуратно складывать бумажную полоску «бантиком», зафиксировать края клеем, сформировать из этих заготовок цветочки, аккуратно не примяв листочки. Для серединки – скатать комочки из салфеток и наклеить на готовую основу.

Март

«Маки»

Продолжать учит создавать красивые цветы, упражнять в декорировании работы. Развивать мелкую моторику рук.

Март

«Ветка вишни»

Продолжать учит делать аппликацию из гофрированной бумаги, учить создавать объемные вишенки.

Март

«Волшебная тарелочка»

Знакомство с разовой бумажной тарелочкой, учить декорировать тарелку уже знакомыми приемами работы из салфеток, из цветной бумаги.

Апрель

«Рыбки»

Закреплять навыки работы ножницами, умение вырезать треугольник из разовых тарелок, совершенствовать навыки работы с степлером, вызвать интерес к моделированию рыбок, прививать аккуратность.

Апрель

«Ежики в лесу»

Вызвать интерес к окружающему миру. Учить моделировать образ ежа, гриба, веточки известными приемами: оригами, скатыванием комочков из салфеток. Дополнять композицию мелкими деталями, используя знакомые приемы работы. Развивать мелкую моторику рук

Апрель

«Овечки»

Учить моделировать образ овечки .упражнять в использовании знакомых приемов работы с салфетками и гофрированной бумагой.

Май

«Волшебная птица»

Продолжать изготавливать поделку из разовой тарелки, закреплять навыки работы ножницами. Продолжать упражнять в декорировании работы.

Май

Оформление группы к выпускному вечеру «Одуванчики, розы, маки, ромашки»

Продолжать учить мастерить объемные цветы: складывать салфетки и соединять степлером, обрезать углы, распушить круг, надрезать по кругу, закручивать полоски, вырезать и выгибать листья, склеивать полоски. Развивать умение создавать композицию по собственному замыслу. Получать чувство эстетического наслаждения от полученного результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Бумажная фантазия"

Нетрадиционная работа с бумагой как средство подготовки детей к школе...

Проект "Бумажные фантазии"

Формирование у детей основ знаний и представлений о разновидностях бумаги (салфеток). Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразите...

Познавательно-исследовательский проект " Бумажные фантазии"

   Как показывает история развития науки, часто темы исследований возникают спонтанно, и многие открытия были совершены неожиданно, даже случайно. Тема нашей работы тоже появилась нео...

Проект: "Бумажные фантазии"

Проект: "Бумажные фантазии"...

Познавательно-исследовательский проект "Бумажные фантазии" для детей 3-4 лет.

Этот проект  расширяет знания детей о бумаге, учит делать изделия из неё. В проекте активное участие приняли родители....