Проект «Бумажная фантазия»
проект (старшая группа)
Самым благоприятным периодом для развития способностей является дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 896.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Бумажная фантазия»
Пояснительная записка
«Способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности».
А.В. Запорожец
Основной задачей современного образования является воспитание нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте, хотелось бы сказать, что компетентностный подход приобретает все большее распространение в системе дошкольного образования. Главная миссия образовательного учреждения на современном этапе заключается в подготовке ребенка к осмысленному и реальному восприятию мира. Компетентность является основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста. Ведь социумом востребованы успешные, конкурентоспособные личности, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.
Наиболее благоприятным методом творческого развития является игра и творчество, так именно в них проявляются разные стороны развития ребенка. Предпосылками творческой деятельности является гибкость мышления, критичность, целостность восприятия и т.д. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь их раскрыть и развить Творческая деятельность ребенка не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно. Дети от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку творчески проектировочную среду. Кроме того педагогу нужно уметь:
1 Не мешать ребенку творить;
2 Быть рядом с ним в этом процессе;
3 Принять и понять его;
4 Довериться ребенку в минуту творческого поиска;
5 Самому быть творцом;
6 Бережно относиться к результатам детского творческого труда;
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А. Сухомлинский.
В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.
Изучением мелкой моторики детей дошкольного возраста занимались многие как зарубежные, так и отечественные педагоги: - М. Монтессори, Е Косённова, В. Солнцева, В. Елкина, Л. Левина и многие другие.
Учитывая важность этой проблемы, считаю целесообразным вести работу в этом направлении. Для этого в работе использую – пальчиковые игры, упражнения с мозаикой и мелким конструктором, лепку с природным материалом. Все эти виды работ, уже давно известны и мне хотелось найти, что-нибудь новое, необычное, интересное. Работая с литературой, познакомилась с такими техниками обработки бумаги, как– «квиллинг», «оригами». На мой взгляд, эти техники удивительны.
Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Вся работа строится на следующих принципах:
- От простого к сложному: предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
-Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
-Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка с учетом его типологических способностей и уровня актуального развития;
И в заключении хотелось бы сказать, что эффективность работы по формированию компетенций дошкольников возрастет во много раз, если семья и педагоги работают в тесном контакте. Открытость дошкольного учреждения для родителей и других членов семьи дошкольника, сотрудничество руководителей и специалистов детского сада с семьей – путь к успешному развитию малышей. Создание благоприятных условий для всестороннего развития дошкольников, формирования ключевых компетентностей приводит к положительным результатам.
Тип проекта: творческий
Актуальность. Я считаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными, так и моими личными наблюдениями из практики. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Самым благоприятным периодом для развития способностей является дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков.
Содержание проектной деятельности «Бумажная фантазия» предполагает развитие творческих способностей детей при конструировании из бумаги при взаимодействии с другими видами деятельности. При конструировании из бумаги дети учатся различным приемам работы таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Проект «Бумажная фантазия» позволит развить у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развить глазомер. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона. Очень важный момент работы с бумагой – взаимосвязь занятий с самостоятельной творческой деятельностью детей. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. В качестве основного материала используется разнообразная цветная бумага. Бумага разной фактуры (плотная, тонкая, толстая, рыхлая, гофрированная ит.п.) обладает, как и любой материал, свойственным только ей качествами, и в работе с каждым видом бумаги есть своя специфика.
Участники проекта: дети дошкольного и младшего школьного возраста (5 – 6 лет) родители, воспитатели.
Возрастные особенности детей: В этом возрасте дети уже окрепли физически.
Дети стали более внимательными, повысилась их особенность и запоминание, кроме того, они научились во время лепки, аппликации, конструировании, ручного труда контролировать действия рук. Они самостоятельно могут определять форму предмета, его строение, выделять мелкие элементы и детали, декоративного оформления, более творчески подходят к своим изделиям.
Сроки реализации проекта: продолжительный, 9 месяцев (сентябрь – май)
Цель проекта:
- Создание условий для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды работы с бумагой и прикладной деятельности.
Задачи проекта:
Проект предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.
Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности.
Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий.
Творческие задачи - это те задачи, которые требуют от ребенка комбинирования известных приемов художественной деятельности и главным образом самостоятельно найденных в результате экспериментирования с художественными материалами.
Задачи:
- Формировать интерес к бумагопластике.
- Практически знакомить со свойствами бумаги.
- Способствовать овладению простейшими техническими приемами работы с различными материалами.
- Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
- Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.
- Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
Особенности осуществления проекта:
- создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность ребенка;
- активизирует потенциальные творческие способности;
- помогает осмысленному изучению культуры искусства и народных промыслов родного края;
- помогает для успешной реализации внедрения национального – регионального компонента в воспитательно – образовательный процесс.
Ожидаемые результаты:
Дети будут знать:
- о разнообразии бумаг, из которых можно делать поделки; - о свойствах и качествах различной бумаги;
- о способах соединения деталей между собой (при помощи клея, степлера);
- о технике безопасности во время работы с ножницами, клеем.
Дети будут уметь:
- работать различными приемами с бумагой;
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- создавать индивидуальные работы;
- анализировать, определять соответствие форм, цвета, размеров, цвета, местоположения частей.
Формы и методы, используемые на занятиях кружка:
- Игра, загадка, сказка, беседа;
- рассматривание иллюстраций;
- показ образца выполнения последовательности работы.
Рабочий материал:
Белая бумага, белый картон, цветной картон, бумажные разовые тарелочки, цветная бумага, бумажные салфетки, гофрированная бумага, ватман;
Ножницы, клей ПВА, кисточки для клея, подставки для клея.
Правила обращения с ножницами:
- передавая ножницы, их держат за сомкнутые лезвия, кольцами в сторону принимающего;
- при ходьбе с ножницами в руках их следует держать острием вниз;
- при резке не смыкайте лезвия полностью;
- при резке по прямой линии следует всегда смотреть на кончик ножниц;
- левой рукой следует держать большую половину листа;
- срезаемое всегда должно находиться справа от лезвий;
- при резке по кривой следует смотреть на место резки, при этом левая рука направляется лист бумаги в сторону режущего, «на себя»;
- при вырезании отдельных частей следует всегда резать снаружи внутрь;
- при вырезании ажурных деталей следует пользоваться маленькими острыми ножницами, в качестве подставки использовать картон.
Литература
- Донателла Чиотти «Оригинальные поделки из бумаги» - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008 г.
- Хелен Уолтер «Узоры из бумажных лент» - М. Издательство ниола – пресс, 2006 г.
- Н. Наумова, Н. Осипова «Цветов таинственная сила» - М.: Панорама, 1993 г.
- З. Н. Новлянская. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье. – М., 2007
- В. С. Мухина. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоение социального опыта. – М., 1981
6. А. Гарматин «Оригами для начинающих» Ростов-на-Дону, 2004
7. С.И. Мусиенко «Оригами в детском саду» М., «Школьная пресса», 2005
8. С.Соколова «Театр оригами. Игрушки из бумаги» М., «ЭКСМО», 2005
Перспективный план
«Бумажная фантазия»
Месяц | Тема занятия | Цель | Дата |
Сентябрь | .«Волшебные свойства бумаги» | Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки. Научить правильно отбирать бумагу для изготовлении фигур в стиле оригами. | |
Сентябрь | .«Фантазии с листом бумаги» | Познакомить со способами использования разных видов бумаги применительно к разным фактурным поделкам; развивать воображение, фантазию; воспитывать интерес к конструированию из бумаги. | |
Сентябрь | «Воздушный змей» | Повышать интерес детей к изготовлению поделки в стиле оригами. Познакомить с новой базовой формой « воздушный змей».Закреплять навыки декоративного украшения готовых фигур. | |
Сентябрь | «Забавные зверушки» | Продолжать учить изготавливать фигурки в стиле оригами, познакомить с одним из способов соединения деталей – склеиванием. Воспитывать самостоятельность | |
Октябрь | Веселый человек» | Совершенствовать навыки работы с картоном и бумагой; вызвать радостное настроение от веселой смешной поделки; закреплять умение использовать дополнительные материалы (фломастер, ватный диск) | |
Октябрь | «Зайчик» | Учить детей изготавливать игрушки из бумаги, дополняя ее деталями; воспитывать аккуратность во время работы с клеем. | |
Октябрь | «Божья коровка» | Дать представление о гофрированной бумаге, учить работать с ней. Познакомить с приемом закручивания концов тонких полосок бумаги, с декорированием поделки. Развивать мелкую моторику рук, эстетическое восприятие. | |
Октябрь | «Цветы одуванчики» | Продолжать учить создавать поделки из бумажных полосок. Познакомить с новыми приемами получения объемных форм: изготовления стебелька путем скручивания бумаги в трубочку, создания объемной головки цветка путем точечного соединения кругов. | |
Ноябрь | Коллаж «Поздняя осень» | Совершенствовать умение работать с разной бумагой ,использовать знания, приобретенные в ходе предыдущих занятий; поощрять желание детей работать сообща. | |
Ноябрь | «Березки» | Учить детей обрывать мелко цветную бумагу и развивать способность к созданию композиции в форме мозаики, развивать мелкую моторику рук. | |
Ноябрь | «Полосатый коврик» | Учить работать ножницами, нарезать полоски из листа бумаги, подбирать цветовые оттенки, чередовать полоски разного цвета и составлять композицию. | |
Ноябрь | «Бумажные фантазии» | Создавать выразительные образы средствами бумажной пластики. Совершенствовать навыки в лепке из бумаги и передачи цветом, формой характера образа. Развивать воображение в конструировании частей. Развивать желание фантазировать. | |
Декабрь | «Волшебная птица» | Закреплять приемы вырезания симметричных предметов из бумаги гармошкой; поощрять проявления творчества. | |
Декабрь | «Снежинки» | Учить детей создавать разнохарактерные узоры на сложенной вчетверо бумажной салфетке. Развивать воображение; совершенствовать навыки вырезания; воспитывать умение доводить начатое дело до конца. | |
Декабрь | «Снеговик» | Научить детей проявлять творчество, аккуратность в процессе изготовления поделки из бумажных салфеток, складывать вчетверо, обрезать у салфетки уголки закреплять степлером, закреплять навыки работы с салфетками и ножницами. | |
Декабрь | «Елочные украшения» | Закреплять навыки работы ножницами, уметь вырезать по прямой (ровные геометрические фигуры, полоски различной величины), совершенствовать навыки работы с клеем, прививать аккуратность. | |
Январь | «Зимний пейзаж» | Учить детей использовать в работе прием обрывания. Упражнять в составлении пейзажа. Совершенствовать умение в скручивании жгутиков из салфеток, аккуратной работе с клеем .Развивать мелкую моторику рук. | |
Январь | «Елка с шарами» | Продолжать учить детей складывать бумажные салфетки, обрезать уголки, закреплять степлером, надрезать по кругу, расправлять кружок и приклеивать пушистый кружок на основу | |
Февраль | «Барашек» | Учить детей обрывать кусочки белых салфеток и скатывать шарики в комочки, аккуратно намазывать небольшой участок формы клеем и приклеивать на подготовленную основу. | |
Февраль | «Валентинки» | Учить детей катать шарики из разноцветных салфеток, аккуратно намазывать небольшой участок формы клеем и клеить но подготовленную основу. | |
Февраль | Подарок папе « Рамочка для фото» | Учить декорировать готовую рамочку для фото, поощрять творческое использование уже знакомых приемов работы с гофрированной бумагой и салфетками в оформлении рамочки. | |
Февраль | «Поздравительный плакат к 8 м марта» | Учит приклеивать готовые формы на лист ватмана в правильной последовательности, учить детей катать шарики из разноцветных салфеток и аккуратно выкладывать цветок, наклеивать на ватман составлять композицию. Поощрять детей работать сообща. | |
Март | «Открытка к 8 марта» | Учить детей аккуратно складывать бумажную полоску «бантиком», зафиксировать края клеем, сформировать из этих заготовок цветочки, аккуратно не примяв листочки. Для серединки – скатать комочки из салфеток и наклеить на готовую основу. | |
Март | «Маки» | Продолжать учит создавать красивые цветы, упражнять в декорировании работы. Развивать мелкую моторику рук. | |
Март | «Ветка вишни» | Продолжать учит делать аппликацию из гофрированной бумаги, учить создавать объемные вишенки. | |
Март | «Волшебная тарелочка» | Знакомство с разовой бумажной тарелочкой, учить декорировать тарелку уже знакомыми приемами работы из салфеток, из цветной бумаги. | |
Апрель | «Рыбки» | Закреплять навыки работы ножницами, умение вырезать треугольник из разовых тарелок, совершенствовать навыки работы с степлером, вызвать интерес к моделированию рыбок, прививать аккуратность. | |
Апрель | «Ежики в лесу» | Вызвать интерес к окружающему миру. Учить моделировать образ ежа, гриба, веточки известными приемами: оригами, скатыванием комочков из салфеток. Дополнять композицию мелкими деталями, используя знакомые приемы работы. Развивать мелкую моторику рук | |
Апрель | «Овечки» | Учить моделировать образ овечки .упражнять в использовании знакомых приемов работы с салфетками и гофрированной бумагой. | |
Май | «Волшебная птица» | Продолжать изготавливать поделку из разовой тарелки, закреплять навыки работы ножницами. Продолжать упражнять в декорировании работы. | |
Май | Оформление группы к выпускному вечеру «Одуванчики, розы, маки, ромашки» | Продолжать учить мастерить объемные цветы: складывать салфетки и соединять степлером, обрезать углы, распушить круг, надрезать по кругу, закручивать полоски, вырезать и выгибать листья, склеивать полоски. Развивать умение создавать композицию по собственному замыслу. Получать чувство эстетического наслаждения от полученного результата. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/03/picture-247824-1428090965.jpg)
Проект "Бумажные фантазии"
Формирование у детей основ знаний и представлений о разновидностях бумаги (салфеток). Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразите...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/02/picture-735318-1667421012.jpg)
Познавательно-исследовательский проект " Бумажные фантазии"
Как показывает история развития науки, часто темы исследований возникают спонтанно, и многие открытия были совершены неожиданно, даже случайно. Тема нашей работы тоже появилась нео...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/13/picture-866227-1481649088.jpg)
Познавательно-исследовательский проект "Бумажные фантазии" для детей 3-4 лет.
Этот проект расширяет знания детей о бумаге, учит делать изделия из неё. В проекте активное участие приняли родители....