Главные вкладки

    Семинар – практикум: Малые фольклорные формы как условие развития ребенка младшего дошкольного возраста.
    учебно-методический материал

    Каляева Елена

    Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar-praktikum_mart_2018.docx22.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Малые фольклорные формы как условие развития ребенка младшего дошкольного возраста.

    Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

            Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

    Потягунюшки, порастунюшки,
    Поперек толстунюшки,
    А в ручки хватюнюшки,
    А в роток говорок,
    А в головку разумок.

    Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

    Большие ноги
    Шли по дороге:
    Топ, топ, топ,
    Топ, топ, топ.
    Маленькие ножки
    Бежали по дорожке:
    Топ, топ, топ, топ,
    Топ, топ, топ, топ!

            Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу

    «Сорока»

    Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
    Сорока-ворона,
    Деткам отдала.
    (загибают пальчики)
    Этому дала,
    Этому дала,
    Этому дала,
    Этому дала,
    А этому не дала:
    — Зачем дров не пилил?
    — Зачем воду не носил?

    «Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)

    Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
    А что ели? Кашку!
    А что пили? Бражку! 
    Кашка масленька!
    Бражка сладенька!
    (Бабушка добренька!)
    Попили, поели, ш-у-у-у…
    Шуууу!!! (Домой) Полетели!
    На головку сели! («Ладушки» запели)
    Сели посидели,
    Дальше (Домой) полетели!!!
    [2]

    Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история[3], которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

    Сова, совинька, сова,
    Большая голова,
    На колу сидела,
    В стороны глядела,
    Головой вертела.

            Пословицы и поговорки поучают чему-то.

    • Дорога ложка к обеду.
    • Волка бояться — в лес не ходить.
    • Рыбак рыбака видит издалека.
    • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
    • У страха глаза велики.
    • Глаза боятся, а руки делают.
    • Под лежачий камень вода не течёт.
    • Не надобен клад, коли в семье лад.
    • Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
    • Старый друг лучше новых двух.
    • Друзья познаются в беде.
    • Знал бы, где упадёшь — соломки бы подстелил.
    • Мягко стелет, да жёстко спать.
    • Родина — мать, умей за неё постоять.
    • Семеро одного не ждут.
    • За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
    • Пчела мала, но и та работает.
    • Хлеб всему голова.
    • В гостях хорошо, а дома лучше.
    • Волка ноги кормят.
    • Дело мастера боится.

    Игры, для игр были специальные песни. Игры могли быть:

    • целовальные. Как правило в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);
    • обрядовые. Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);
    • сезонные. Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк».

    Пример целовальной игры:

    Селезень

    Селезень утку загонял,
    Молодой серу загонял,
    Пойди, Утица, домой,
    Пойди, Серая, домой,
    Утя семеро детей,
    А восьмой Селезень,
    А девятая сама,
    Поцелуй разок меня!

    В этой игре «Утка» становилась в центр круга, а «Селезень» снаружи, и играли подобно игре «кошки-мышки». При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг «селезня».

            Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

    Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

    Жаворонки, жавороночки!
    Прилетите к нам,
    Принесите нам лето теплое,
    Унесите от нас зиму холодную.
    Нам холодная зима надоскучила,
    Руки, ноги отморозила.

            Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

    Аты-баты, шли солдаты,
    Аты-баты, на базар.
    Аты-баты, что купили?
    Аты-баты, самовар.
    Аты-баты, сколько стоит?
    Аты-баты, три рубля
    Аты-баты, он какой?
    Аты-баты, золотой.
    Аты-баты, сколько стоит?
    Аты-баты, три рубля.
    Аты-баты, кто выходит?
    Аты-баты, это я!

            Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

    Ехал грека через реку.
    Видит грека: в реке рак,
    Сунул грека руку в реку -
    Рак за руку греку — цап!

    Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.

    От топота копыт пыль по полю летит.

            Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.

    Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает, например:

    Из-за леса, из-за гор
    Едет дедушка Егор.
    Он на сивой на телеге,
    На скрипучем на коне,
    Топорищем подпоясан,
    Ремень за пояс заткнут,
    Сапоги нараспашку,
    На босу ногу зипун.

            Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план «Использование малых фольклорных жанров в эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста» по образовательной области «Художественная литература» во 2 младшей группе.

    Перспективный план «Использование малых фольклорных жанров в эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста» по образовательной области «Художественная литература» во 2 младшей группе....

    Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста

    Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формируются ...

    "Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми младшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики"

    В данной работе говорится о взаимосвязи развития мелкой моторики и развития речи детей дошкольного возраста. Какие формы и методы использую в своей работе: игры, пальчиковая гимнастика, художественное...

    ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Все мы хорошо понимаем, что основы физического здоровья, гармоничного развития личности, высокой жизненной активности и в конечном итоге успешности человека закладываются  еще в  детстве....

    Презентация не тему «Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

    Устное народное творчество (фольклор) – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, приро...

    Статья на тему "Малые фольклорные формы как средство обогащения лексики детей дошкольного возраста"

    Малые фольклорные формы как средство обогащения лексики детей дошкольного возрастаВ последнее года возрастает интерес к фольклористике. Общество как  будто почувствовало  живительную си...