Консультация для педагогов "Уголок психологической разгрузки в группе ДОУ"
консультация

Грищенко Наталья Владимировна

Психоэмоциональное состояние ребёнка дошкольного возраста отличается нестабильностью: малыши ещё не умеют адекватно выражать свои чувства, срываются на агрессию, закрываются в негативных переживаниях. Это отражается не только на психическом, но и на физическом здоровье детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текст36.07 КБ
Файл презентация1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«Уголок психологической разгрузки в группе ДОУ»

Подготовила:

педагог-психолог Н.В.Грищенко

г. Зеленогорск – 2021 г.

Психоэмоциональное состояние ребёнка дошкольного возраста отличается нестабильностью: малыши ещё не умеют адекватно выражать свои чувства, срываются на агрессию, закрываются в негативных переживаниях. Это отражается не только на психическом, но и на физическом здоровье детей.

Мы вынуждены жить и работать в условиях карантина (минимальное количество игрушек, с полным отсутствием мягких, запрет на домашние игрушки. Отсутствие уюта в группах (ковры, шторы). Этот ряд ограничений не дает возможности полноценно наполнить и обогатить дошколку в формировании эмоциональной сферы.

Для того чтобы заполнить эти дефициты и научить детей понимать и принимать свои эмоции в каждой группе должен присутствовать уголок (центр) психологической разгрузки.

Ссылаясь на ФГОС, одна из моделей предметно-развивающей среды — центр психологической разгрузки. Который способствует формированию социально-коммуникативному развитию.

Цели и задачи уголка

Перед содержательным наполнением центра психологической разгрузки стоят следующие цели:

  • создание атмосферы психологического комфорта и обстановки положительной эмоциональности для активной, творческой личности (дети могут не только побыть наедине с собой, но и почитать, порисовать и т.д.);
  • обеспечение условий для развития произвольной саморегуляции двигательной активности малышей, а также их психофизического, эмоционального состояния (с помощью игр, тренажёров);
  • организация работы по развитию коммуникативной компетентности ребят, то есть умения договариваться, находить компромисс, учиться отстаивать своё мнение (через игровую, познавательную деятельность).

Задачи организации уголка психологической разрядки являются универсальными для всех групп ДОУ, однако некоторые нюансы, связанные с возрастом воспитанников всё же есть.

  1. Обучение саморегуляции, общению, решению конфликтов. Эта задача особенно актуальна для детей младшего дошкольного возраста, которые пережили или только вступили в кризис трёх лет, когда характерное «Я сам, моё» сталкивается с таким же посылом у сверстников, отчего возникают неизбежные конфликты относительно того, кто будет играть с той или иной игрушкой, кто будет «водой» в игре и т.д.
  2. Повышение самооценки детей. Повышенное внимание к этой задаче центра уделяется в средней и старшей группах, когда малыши оказываются очень зависимы от оценки авторитетных взрослых, то есть родителей и воспитателя.
  3. Обучение социально приемлемым способам поведения, то есть как ответить на просьбу, как отказать, если она неприемлема и пр. Если в младшем дошкольном возрасте (особенно в 1,5–3 года) у малышей оценочная шкала приемлемости состоит только из «хочу» и «не хочу», то с возрастом она расширяется до «надо, потому что так делают все», «так сказал взрослый». Ребёнка необходимо научить ориентироваться в этой системе.
  4. Воспитание навыка сотрудничества, чувства эмоционального единения с коллективом. Особую значимость этот аспект приобретает в старшей и подготовительной группах, так как дети готовятся к переходу на новый жизненный этап — обучение в школе, где на принципе сотрудничества построена вся образовательная система.

Оформление центра психологической разгрузки

  1. Разнообразие материалов. Игры и игрушки для детей разного темперамента (вряд ли флегматика заинтересует игра «Твистер»), книги разных жанров, наглядные пособия по актуальным для каждого возраста вопросам (как нельзя обращаться с товарищами по игре для первой, второй младших групп, правила поведения в школе для подготовительной группы и т.д.).
  2. Доступность. Все материалы должны быть понятны ребятам конкретной возрастной группы, так, например, ребята 6–7 лет могут выплеснуть свою злость, мутузя боксёрскую грушу, а вот малышам 1,5–4 лет даже дотянуться до неё может быть проблематично. Поэтому им удобнее использовать «баночки-кричалочки» (ребёнок кричит в баночку, потом закрывает её, чтобы плохие слова и настроение не разлетелись по группе).
  3. Безопасность. Материалы центра не должны угрожать здоровью и безопасности детей, а также способствовать накоплению негативных эмоций (игрушки без острых углов, даже отрицательные эмоции на средствах наглядности должны быть скорее смешными, чем злыми и пр.).
  4. Актуальность. Содержание уголка подбирается под те проблемы, с которыми сталкиваются малыши в группе. Так, если в первой младшей дети кусаются, то часть материалов должна способствовать искоренению такого способа выражения эмоций (например, «подушка-кусачка» — мягкая игрушка, которую ребёнок кусает, когда зол). Стандартными для групп любого возраста являются мешочки настроения: в плохой можно высказать плохое, а из хорошего взять хорошее.
  5. Креативность. Основное требование к оформлению пространства группы в полной мере относится и к созданию центра психологической разгрузки: оригинальные материалы, интересная комбинация элементов и пр.

Содержание уголка

Центр психологической разгрузки может быть составлен из двух зон:

  • места для уединения (палатки или шатра, раскинутого над стулом), где малыши могут посекретничать, помечтать, посмотреть картинки, фотографии;
  • стола (полки, открытого шкафчика) с материалами.

На последней стоит остановиться детально, так как именно средства, используемые для организации работы по психологической разрядке, определяют успешность реализации поставленных задач этого центра предметно-развивающей среды.

Материалы и их назначение

Назначение

Средства

Релаксация

Уголок уединения (шатер, палатка, накидка на стол…)

Мягкий стул или небольшое кресло для чтения, просмотра фотографий.

«Стул для размышлений» (для того чтобы малыш смог вспомнить забытые им правила поведения, если обидел кого-то). Важный элемент центра для любого возраста.

«Волшебный стул» (для поднятия настроения к грустному ребёнку, сидящему на стуле, подходят товарищи, поглаживают его по плечу, говорят ласковые слова). Дошкольники младшего и среднего возраста так ещё и развивают активный словарный запас.

Фотоальбомы, мягкие игрушки, «Мамины ладошки» (сшитые мамой варежки), ракушки, морские камешки, чтобы перебирать эти предметы в руках. В младших группах такая работа — это ещё и отличный вариант развития мелкой моторики.

Обучение способам приемлемого выражения агрессии

Боксёрская груша, «подушка-кусачка», «баночки-кричалочки», мишени для сублимации негативной энергии. Эти материалы подходят больше для старших групп, в младших лучше использовать «агрессивный коврик».

«Копилка плохого настроения» (плохие слова, поступки «складываем» в копилку/банку/коробку).

«Агрессивный коврик» (колючий коврик, чтобы, положив на него руку, малыш почувствовал, как может быть неприятно от чьей-то злости).

Обучение самообладанию, приёмам регулировать своё настроение

Аудиозаписи со звуками природы (шум моря, шорохи леса и т.д.) для отдыха.

Цветные клубочки для сматывания ниток и успокоения.

Волшебные предметы (шляпа, башмачки, накидка), чтобы почувствовать себя магом и поднять настроение.

Игры с песком (лучше, если это будет небольшая готовая песочница с формочками), водой, пуговицами (для заполнения сюжета рисунка по контуру), крупой (для сортировки).

«Мешочки с настроением» (в «плохой» выдуваем плохое, из «хорошего» берём хорошее).

«Коробка добрых дел» (чтобы отвлечься от негативных эмоций, вспоминаем, что было сделано сегодня хорошего и «кладём» этот поступок в коробку). Работа с этими материалами будет понятна старшим дошкольникам, которые уже вполне осознанно могут дать оценку чужим и своим поступкам.

Эмоционально-развивающие игры для обучения навыку бесконфликтного общения

«Коробка-мирилка» (поссорившиеся жмут руки, продев их в коробку с вырезанными отверстиями), «Подушечка примирения» с пришитыми к ней на резинке перчатками (дети садятся на подушку вдвоём и продевают по одной руке в перчатку), «Остров примирения» (принцип тот же, что и подушечки, но только в качестве острова используется покрывало).

Игры «Азбука настроений», «Что такое хорошо, что такое плохо?».

«Доска настроений» (например, в виде светофора с кармашками-эмотиконами, выражающими разные настроения — веселье, грусть, нейтральное, ребёнок берёт свою фотографию, прикреплённую на палочку, и ставит в подходящий кармашек).

Снижение уровня тревожности, повышение самооценки

Подиум, куда приглашаются дети, отличившиеся в том или ином виде деятельности. Например, самый быстрый бегун в соревнованиях на прогулке.

Стенд «Герой дня»/«Звезда дня», куда определяются 1–2 фотографии детей, отличившихся чем-то положительным сегодня (в учёбе, на прогулке и пр.). В младших и средней группе менять «героев» стоит дважды в день, чтобы у детей создавалась правильная мотивация для стараний. «Звезда недели» …

«Почётный стул» — альтернатива подиуму (при нехватке пространства), для которого используется «волшебный стул» — достаточно набросить покрывало.

Обучение навыкам сотрудничества в коллективе

Игры «Твистер», «Гусеница», «Весёлый коврик».

Воспитание эстетических чувств, возможность продемонстрировать своё настроение

«Выставка рисунков» (дети выражают на бумаге свои чувства и крепят зарисовки магнитом на небольшую магнитную доску).

Средства для оформления уголка

Организация материалов в центре психологической разгрузки происходит по стандартной модели:

  • стенд с рисунками (о правилах поведения, в старших группах — с иллюстрированными вредными советами Г.Остера), а также свободным пространством для экспозиции рисунков (если для этой цели не предполагается магнитная доска);
  • стол, комод или открытые полки для размещения материалов;
  • коробки для хранения мелких предметов (пуговиц, камешков и пр.);
  • книги (либо так или иначе связанные с вопросами дружбы, добра, правил поведения — стихотворения С. Михалкова, сказки В. Сутеева и т.д., либо те, что интересны детям в конкретном возрасте, например, волшебные сказки про муми-троллей Т. Янссон для подготовительной группы).

Что можно сделать своими руками

В принципе, любые средства для организации уголка психологической разгрузки можно купить. Однако такой подход лишит элемент предметно-развивающей среды индивидуальности. Для эстетического воспитания дошколят очень важно видеть вокруг себя предметы, созданные руками человека, особенно, мам, пап, бабушек. Поэтому в оформление центра можно (и нужно) добавить элементы, выполненные самим взрослыми, а в старшей и подготовительной группе — и самими детьми.

  1. Для создания стенда можно использовать доску или мягкий коврик. Если материалы крепить на него кнопками или двусторонним скотчем, что содержание можно часто обновлять.
  2. Хранить крупу, баночки, камешки и пр. удобно в ящичках небольшого комода.
  3. Каждую тару или коробку для материалов можно красиво оформить (наклейками, рисунками, фетровыми аппликациями), не забыв подписать.
  4. Картинки в настольных играх для долговечности лучше заламинировать.
  5. Мягкие материалы (подушки, игрушки, коврики) могут быть оформлены педагогом или родителями.

Как назвать

Поскольку суть понятия «психологическая разгрузка» сложна для детского понимания, уголок обычно называют так, чтобы малышам стало ясно его назначение:

  • «Моё настроение»;
  • «Маленькая страна хороших людей»;
  • «Страна эмоций»;
  • «Остров счастья»;
  • «Страна дружбы»;
  • «Уголок уединения».

Обычно центр психологической разгрузки устраивают в углу комнаты. В центре психологической разгрузки детям предлагаются разные виды эмоционально-развивающих и дидактических игр. В центре психологической разрядки обязательно должна быть мягкая мебель, чтобы ребёнок мог расслабиться.

Работа в уголке психологической разгрузки

Целями и задачами организации центра психологической разрядки игровая деятельность определяется ведущим способом активности в этой предметно-развивающей зоне. Для создания ситуации успеха — реализации основного принципа в работе с детьми — используются индивидуальные, парные и групповые формы работы. А также элементы театрализации, когда малыши играют роли и положительных, и отрицательных персонажей, стараются дать оценку и тем, и другим.

Виды игр в центре психологической разгрузки

Вид игры

Возраст детей

Название

Цель и ход

Дидактические

Младший дошкольный возраст

«Птицы»

Для развития эмоциональной симпатии друг к другу, тренировки мимических мышц.
Воспитатель взмахивает волшебной палочкой, и дети, «превращаются» в птиц. После слов: «Солнце встало, птицы глазки открыли, крыльями взмахнули и полетели приветствовать друг друга».

Средний

«Хорошо-плохо»

Для развития умения оценивать свои и чужие хорошие и плохие поступки.
Педагог раздаёт детям карточки с изображением плохого поступка (например, мальчик льёт воду с балкона на голову прохожим), малыш должен самостоятельно подобрать из «банка» карточек адекватный ситуации хороший поступок (мальчик поливает цветы на балконе). Как вариант: воспитатель распределяет карточки по двум группам, намеренно перепутав «хорошо-плохо». Дети должны по очереди правильно рассортировать картинки.

Старший дошкольный возраст

«Ласковое имя»

Для формирования правильного отношения к товарищам, развития интонационной стороны речи.
Дети садятся по кругу и передают из рук в руки мяч, ласково произнося имя соседа.

Эмоционально-развивающие

Младший

«Связующая нить» с клубочками

Для освоения навыка работать в группе, воспитания чувства товарищества.
Дети садятся по кругу, первый малыш берёт хвостик нитки, отдаёт моточек следующему, который передаёт клубок дальше, держась за свою часть ниточки.

Средний

«Коробочка секретов»

Для релаксации.
Малыш закрывает глаза. Воспитатель проводит по его руке любым предметом и спрашивает: «Что это?» Как вариант, ребёнок может просто доставать предметы и рассматривать их. Игра проводится в индивидуальной форме.

Старший

«Полянка настроения»

Для определения своего эмоционального состояния, тренировки навыка саморегуляции.
Ребёнок заходит на «полянку» в виде покрывала или цветного коврика и рассказывает о своём настроении. Игра проводится для всей группы.

Уголок психологической разгрузки — это важная часть предметно-развивающей среды группы, где дети не только получают навыки саморегуляции, общения в коллективе, но также имеют возможность поиграть в необычные, интересные игры, почитать, расслабиться. Или просто подумать, побыть наедине с собой и передохнуть от шумных игр.

Используя ресурсы центра, вы успешно решите задачи в области социально-коммуникативного развития.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Уголок психологической разгрузки в группах ДОУ»

Слайд 2

Настроение – это эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность ребенка до нескольких дней. При этом нужно учесть, что настроение всегда имеет причину. Оно накладывает отпечаток на поведение детей, окрашивает их деятельность, стимулирует или подавляет развитие личности.

Слайд 3

Цели: 1. создание атмосферы психологического комфорта и обстановки положительной эмоциональности для активной, творческой личности; 2. обеспечение условий для развития произвольной саморегуляции двигательной активности малышей, а также их психофизического, эмоционального; 3. организация работы по развитию коммуникативной компетентности ребят, то есть умения договариваться, находить компромисс, учиться отстаивать своё мнение.

Слайд 4

Задачи: 1. Обучение саморегуляции , общению, решению конфликтов 2. Повышение самооценки детей 3. Обучение социально приемлемым способам поведения 4. Воспитание навыка сотрудничества , чувства эмоционального единения с коллективом

Слайд 5

Требования к оформлению: 1. Разнообразие материалов 2. Доступность 3. Безопасность 4. Актуальность 5. Креативность

Слайд 6

Содержание центра: 1. Место для уединения 2. Стеллаж с материалами

Слайд 7

Средства для оформления: 1. стенд с рисунками 2. стол , комод или открытые полки 3. коробки для хранения мелких предметов 4. книги с иллюстрациями

Слайд 8

Как назвать: «Моё настроение » «Маленькая страна хороших людей » «Страна эмоций » «Остров счастья » «Страна дружбы » «Уголок уединения »

Слайд 9

Работа в центре: Для создания ситуации успеха —используются индивидуальные, парные и групповые формы работы. А также элементы театрализации, когда малыши играют роли и положительных, и отрицательных персонажей, стараются дать оценку и тем, и другим.

Слайд 10

Используя ресурсы центра, вы успешно решите задачи в области социально-коммуникативного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уголок психологической разгрузки в группе детского сада

В каждой группе детского сада есть дети с признаками агрессии. Они нападают на сверстников. Обзывают, намеренно употребляют грубые слова, отбирают игрушки, ломают их и даже бьют детей. Современные дет...

Мастер-класс для воспитателей "Создание уголка психологической разгрузки в группе детей старшего дошкольного возраста"

Для современных дошкольников в эмоциональном плане характер­ным является, с одной стороны, понижение эмоционального тона, усиле­ние негативных эмоциональных проявлений и как результат этого - сни­жени...

Методические рекомендации по созданию уголка психологической разгрузки к группе детского сада.

Методические рекомендации по созданию уголка психологической разгрузки к группе детского сада....

Консультация для педагогов «Уголок психологической разгрузки в группе детского сада»

В каждой группе детского сада есть дети с признаками агрессии. Они часто конфликтуют со сверстниками, намеренно употребляют грубые слова, отбирают игрушки, ломают их и даже бьют других детей. Современ...

«Создание мини-центра психологической разгрузки в группах дошкольного образовательного учреждения с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО)»

ull;Современный этап развития общества характеризуется значительными изменениями в сфере дошкольного образования в связи с внедрением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Исходя и...

Зона психологической разгрузки в группе детского сада

Как известно, одной из важных задач воспитательного процесса в ДОУ является формирование и развитие эмоционально-волевой сферы личности ребёнка. Организация образовательного процесса формируется на ос...

Консультация для педагогов: «Центр психологической разгрузки в группе ДОУ» Подготовила: педагог-психолог Дроздова Н.И.

Консультация для педагогов:«Центр психологической разгрузки в группе ДОУ»Подготовила:педагог-психолог Дроздова Н.И....