Мастер-класс для воспитателей "Создание уголка психологической разгрузки в группе детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Тарасова Вероника Сергеевна

Для современных дошкольников в эмоциональном плане характер­ным является, с одной стороны, понижение эмоционального тона, усиле­ние негативных эмоциональных проявлений и как результат этого - сни­жение уровня интеллектуального развития, а с другой стороны, наблюда­ется резкое падение интересов к духовной жизни общества, к культуре и искусству, которые выступают наиболее сильными эмоциональным факто­ром в становлении личности ребенка и стабилизации его духовной сферы. Это определяет необходимость психологической поддержки детей. Поэтому в своей работе большое внимание я уделяю именно профилактике психологических нарушений. Чтобы расширить возможность профилактической работы с детьми, я решила организовать уголок психологической разгрузки в группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_ugolok_psih_razgruzki.docx35.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад №17 «Машенька»

Ступинского муниципального района

_________________________________________________________________

 МАСТЕР-КЛАСС

для воспитателей дошкольных образовательных организаций

 «Создание уголка психологической разгрузки в группе детей старшего дошкольного возраста»

                                

Подготовила и провела: воспитатель

Сергеева Вероника Сергеевна

Ступино 2014г.

                                                «Величайшая красота, сила и богатство в
действительности бесполезны; но доброе

 сердце превосходит все на свете»

 Б. Франклин

Мастер-класс «Создание уголка психологической разгрузки в группе детей старшего дошкольного возраста»

Цель: освоение и последующее активное применение оборудования для уголка психологической разгрузки в практической деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации.

Задачи:

  1. Совершенствование воспитательно-образовательного процесса по расширению и уточнению представлений о различных зонах уголка психологической разгрузки, таких как, уголок уединения, уголок настроения, остров дружбы и мн.др.;
  2. Поиск педагогических идей по формированию эмоциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста с помощью оборудования уголка психологической разгрузки;
  3. Построение модели уголка психологической разгрузки детей старшего дошкольного возраста, отвечающей современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса в рамках внедрения новых федеральных государственных стандартов (ФГОС) дошкольного образования.

Участники: воспитатели дошкольных образовательных организаций.

Материалы и оборудование: большая магнитная доска, магнитофон с дисками с расслабляющей и спокойной музыкой.

Примерный алгоритм проведения мастер-класса: выделение проблемы –вводное слово мастера, описание принципов, содержания зон уголка психологической разгрузки, используемых в работе мастером, представление результатов работы, обсуждение и корректировка результатов работы.

Ожидаемые результаты:  воспитатели на практике будут использовать  оборудования для уголка психологической разгрузки.

Действия участников мастер-класса: каждый слушатель, входя в аудиторию, выбирает цветной листочек и  приклеивает  на «дерево» на доске.

Актуальность мастер-класса

Происходящие в нашем обществе социально-экономические изменения побудили направить внимание педагогов на формирование эмоционально устойчивой, социально адаптивной, творческой личности, способной осуществлять демократические преобразования, адекватно переносить противоречивость нынешней социокультурной ситуации. Темп, динамика и ритм современной жизни, социальное разделение и национально-политические конфликты приводят к усилению раздражительности, повышению агрессивности, что свидетельствует об эмоциональной неустойчивости личности уже в дошкольном детстве. Именно в этот возрастной период формируется мир эмоций и чувств человека, обозначаются его устремления, закладывается базис личной культуры, включающей ценности переживания.                

Для современных дошкольников в эмоциональном плане характерным является, с одной стороны, понижение эмоционального тона, усиление негативных эмоциональных проявлений и как результат этого - снижение уровня интеллектуального развития, а с другой стороны, наблюдается резкое падение интересов к духовной жизни общества, к культуре и искусству, которые выступают наиболее сильными эмоциональным фактором в становлении личности ребенка и стабилизации его духовной сферы. Это определяет необходимость психологической поддержки детей. Поэтому в своей работе большое внимание я уделяю именно профилактике психологических нарушений. Чтобы расширить возможность профилактической работы с детьми, я решила организовать уголок психологической разгрузки в группе.

Ход мастер-класса

Пришла пора весенняя,

И солнце, посмотрите!

А, значит, настроение

Хорошее, весеннее!

Внимание соберите

И  на  дерево – взгляните,

Там, где были почки,

Зеленые листочки.

Посмотрите, на дереве настроения распустились листочки. Настроение у всех разное, но в основном веселое и задорное. Желаю вам сохранить его до конца нашего  занятия!

Тема  нашего  мастер – класса - «Создание уголка психологической разгрузки в группе детей старшего дошкольного возраста».

Эпиграфом к нашему сотрудничеству я выбрала  слова Бенджамина Франклина:  «Величайшая красота, сила и богатство в действительности бесполезны; но доброе сердце превосходит все на свете».

Уважаемые коллеги!   Хочется представить вам свой опыт по созданию уголка психологической разгрузки для детей старшего дошкольного возраста.

Уголок психологической разгрузки - реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение всего дня.

Материалы для уголка подбираются с учетом их основного назначения, а именно:

• Для психологической разгрузки воспитанников;

• Для формирования навыков бесконфликтного общения, согласованных действий в детском коллективе;

• Для обеспечения эмоционального комфорта детей с ООП (тревожных,

гиперактивных, агрессивных)

Так, например, наличие в уголке зонтика позволяет детям «спрятаться» от внешнего мира, посекретничать. Спрятаться с отрицательными эмоциями, снять напряжение, выплеснуть накопившуюся энергию помогают подушки для битья. Разнообразные волшебные предметы: палочка, шляпа волшебника, корона, помогают совершать чудесные превращения, позабыв про негатив, а кукла- подружка пережить тревогу и личные переживания.

Таким образом, в уголок психологической разгрузки должны входить следующие зоны и оборудование:

  • Уголок уединения. Он выполнен в виде зонта, там полутемно, тесновато и комфортно. Это место где нужно отсиделся, успокоится, а потом снова включиться в общую суету.
  • Мягкий диван, подушки. Например, игра «Волшебный диван», для активизации положительных эмоций, для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, грусти часто в своей работе мы использую эту игру. Грустному ребенку предлагаю присесть на стул, а остальные дети по очереди подходят к волшебному стулу, поглаживают сидящего на нем ребенка, говорят ему ласковые слова, дарят ему игры-забавы, которые имеют способность «заставить» ребенка улыбнуться, придумывают свои способы, как поднять настроение товарищу.
  • Телефон для игры «Позвони маме». Ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней.
  • Мягко набивная «подушка-колотушка». Например, игра

«Выбиваем пыль», когда ребенок дерется, мы объясняем ему, что бить детей - это плохо, им больно и обидно, а вот побить подушку, очистив ее от зимней пыли очень даже можно.

  • «Кукла - подружка», подушка - «плакушка», подушка «Доброе сердце», обняв такую подушечку, ребенок может поделиться с ней своим настроением.
  • Уголок. Цель: способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие им адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.
  • Набор бумаги для разрывания или листки – гнева.
  • Коврик злости. Дети знают, что если они злятся, нужно с силой вытереть об него гневные ножки и злость пройдет.
  • Стаканчик для крика, грубых слов, злобы и т.д. Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче.
  • Стул для размышлений служит для того, чтобы, сидя на нем не более 5 мин, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок ее положит на место после того, как поиграет, и т.д. Самое главное - стул не должен быть наказанием для детей.
  • Цветные клубочки пряжи разного размера. Разматывая и сматывая клубочки, дети овладевают приемом саморегуляции.
  • Мягкая проволока большого диаметра - для снятия агрессивных проявлений.
  • «Остров дружбы» помогает поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом.
  • «Полянка радости». Дети раскладывают по-своему усмотрению различные цветы, бабочек и многое другое. Это занимательное упражнение поможет ребенку избавиться от плохого настроения.
  • Дидактические игры «Собери бусы», «Найди игрушку» берут на себя функцию умиротворения.
  • Различные дидактические игры по изучению эмоциональных состояний: «Чувства и эмоции», «Домик эмоций», «Угадай эмоцию», «Мои чувства». Каждая игра подбирается в зависимости от ситуации. Если я вижу, что ребенок чувствует себя некомфортно, то сначала пытаюсь мягко выяснить причину его состояния. И только потом, предлагаю ребенку поиграть в ту или иную игру.
  • Игра «Твистер». Да, игра американских детей невероятно увлекла наших детей, с превеликим удовольствием, сопровождающимся визгом и самыми невероятными позами, почти ежедневно расстилающих клеенку с цветными пятнами на полу и крутящими стрелку. Три игрока, выполняющих задания, постоянно окружены плотным кольцом жаждущих своей очереди поиграть. Тесное переплетение рук и ног сплачивает детей и позволяет им быть ближе друг к другу.
  • «Шар настроения» позволяет снять мышечное напряжение.
  • Волшебные предметы: шляпа волшебника, волшебная палочка, короны, медаль, «Волшебные бобы». Служат для повышения самооценки тревожных, неуверенных в себе детей.
  • «Зеркало моего настроения». Если у ребёнка плохое настроение, он садится перед зеркалом смотрит на себя, улыбается. Настроение обязательно улучшится. 
  • Волшебный пластилинчик. Дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться.
  • Массажные мячи - «ежики». Я обучаю детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться.
  • «Сухой бассейн» с различным наполнением. Играя с «сухим бассейном», ребенок получает полезный массаж для пальчиков, развивает координацию, получает массу незабываемых впечатлений и отличное настроение.
  • «Сухой дождь». Атласные ленты спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. «Струи» стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира, что особенно подходит для замкнутых детей. Он многофункционален и влияет на множество органов чувств. 
  • Различные светильники на батарейках, плеер и наушники с релаксирующей расслабляющей музыкой (шум воды, пение птиц, шелест листьев, дуновение ветра).
  • Аромалампа с набором аромамасел. Самый доступный и популярный способ применения эфирных масел во всем спектре их свойств. Они наполняют группу неповторимой атмосферой, создают волшебное настроение, ненавязчиво «пропитывая» пространство нежнейшим и тонким ароматом. При этом их воздействие отнюдь не ограничивается ароматизацией помещения, их можно применять для коррекции эмоционально-психологических состояний, профилактики инфекций.
  • Пальчиковый театр. Направлен на формирование уверенности в себе, повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков.
  • «Добрая корзинка». Направлена на создание благоприятной психологической атмосферы в детском коллективе, способствует установлению контакта между детьми.

Следует не забывать про необходимые функциональные критерии:

  • наличие материала по потребностям (для агрессивных, тревожных, гиперактивных детей)
  • эстетичность и оригинальность оформления (пространство не терпит вызывающих красок, всё должно быть в спокойном, постельном тоне)
  • авторская идея, творческий подход.

Итог:

Широкое использование разнообразных материалов и оборудования в уголке психологической разгрузки группы способствует своевременному социальному развитию, формированию эмоциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Рефлексия.  

Вопросы для рефлексии:

 1. Какие эмоции вы испытывали во время мастер-класса, какие чувства отозвались у вас? (Возможные ответы участников – радость, легкость, приятно…) 

2.  Что понравилось вам больше всего?

3. Что запомнилось?

Благодарю за сотрудничество! Желаю всем эмоционального благополучия, совершения добрых дел, творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс По теме: «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Метод "Синквейн" является одним из современных образовательных технологий. Синквейны часто используются современными педагогами ДОУ в непосредственной образовательной деятельносмти  и на уроках в...

Мастер - класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».

«Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста  с ОНР».                          ...

Мастер- класс - НОД по художественно-эстетическому воспитанию «Чудо - гнездышко» для детей старшего дошкольного возраста (в рамках реализации проекта «Палитра Серебряной Лавны»)

Материал предоставляет возможность:В образовательном аспекте:Ø формировать представления о семейных ценностях; о связи Отечества , Отчизны  с малой ячейкой общества - отчим домом, малой Родиной ...

мастер-класс "Литотерапия как средство коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей старшего дошкольного возраста"

Дано краткое описание использования камней педагогом-психологом в коррекционно-развивающей деятельности.....

Мастер-класс «Использование поисково – исследовательской деятельности в интеграции областей » для детей старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс «Использование поисково – исследовательской деятельности в интеграции областей »для детей старшего дошкольного возраста. Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов...

Мастер-класс «Использование платковых кукол как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»

обучение изготовлению и использованию платковых кукол в процессе интеграции образовательных областей "Художественное творчество" "коммуникация"...