"Одаренный ребёнок"
рабочая программа

Замотина Елена Евгеньевна

Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей докольного возраста в условиях детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx46.26 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Одаренный ребенок»

по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

ВВЕДЕНИЕ

Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Выявление  одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.

Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства. В реальной практике дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты, широкая общественность.

Пояснительная записка.

Актуальность темы. Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее.

Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей.

1.Нормативно – правовая основа

Программа разработана в соответствии требованиями основных нормативно – правовых актов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ» (в последней редакции), ст. 83, 84.
  • Распоряжение правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года»
  • Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом РФ 3.04.2012 г, № Пр-827)
  • Областной закон Архангельской области от 22.02.2013г. № 616-37-03

«О поддержке молодых талантов в Архангельской области»

  • Постановление от 12.10.2012 г. № 463-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Развитие образования и науки архангельской области (2013-2015 гг)
  • Постановление Правительства Архангельской области от 19.07.2013 г. № 330-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Патриотическое воспитание, развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики в Архангельской области»
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384);
  • ООП ДО, обязательная часть которой разработана на основе Инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой Издание шестое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336 и Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 2014 год

2. Цель и задачи Программы 

Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации.

Воспитательная цель: воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.

Образовательная цель: расширение единого образовательного пространства детского сада для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.

Развивающая цель: развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.

Задачи.

1.Разработать систему мониторинга и предпосылок одаренности воспитанников ДОУ.

2. Выявить детей с предпосылками одаренности.

3.Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального развития одаренных детей в образовательном процессе и в свободной деятельности; для реализации их творческих способностей в научно-исследовательской и поисковой деятельности.

4.Внедрение инновационных педагогических технологий воспитания и обучения одаренных детей.

5.Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.

6.Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.

7.Представить опыт педагогов по работе с одаренными детьми на муниципальном и региональном уровне.

8.Создание банка данных одаренных воспитанников детского сада.

3. Принципы реализации Программы:

  • Принцип долговременности
  • Принцип целостности
  • Принцип развивающего обучения
  • Принцип учета возрастных возможностей
  • Принцип индивидуализации
  • Принцип участия разных специалистов
  • Принцип комплексного оценивания

4.Этапы реализации Программы:

Данная программа рассчитана на 1 год (2020-2021 учебный год) и реализуется в несколько этапов:

  • первый этап - апробация программы;
  • второй этап - повторная диагностика и анализ первичных результатов;
  • третий этап - коррекция программы.

На этапе апробации проводится:

  • Психолого-педагогическое исследование уровня одаренности воспитанников детского сада, результатом которого должно являться создание «Банка данных по одаренным детям». Данное исследование может занять 1,5 – 2 месяца.
  • Анализ содержания «Банка данных по одаренным детям» воспитателями групп и специалистами, ведущими кружки и секции. Выбор направленности для дальнейшего развития каждого ребенка, составление индивидуального маршрута.
  • Первичная диагностика детей специалистами кружков и секций в соответствии с индивидуальным маршрутом (начало учебного года)
  • Коррекция рабочих программ воспитателей и специалистов, ведущих кружки с учетом индивидуального подхода к одаренным детям
  • Развивающая работа с воспитанниками в соответствии с индивидуальным маршрутом развития ребенка

Ориентировочно, данный этап может продлиться до окончания первого полугодия.

На втором этапе (в конце первого полугодия), специалисты проводят промежуточную диагностику достижений воспитанников, анализируют результаты, проводят коррекцию рабочих программ. Результаты диагностики и выводы по дальнейшей работе в данном направлении вносятся в «Банк данных по одаренным детям»

С начала второго полугодия с воспитанниками проводится дальнейшая программа с учетом коррекции рабочих программ специалистов.

В конце учебного года проводится третий этап работы с данной программой:

  • Воспитатели и специалисты проводят итоговую диагностику воспитанников в соответствии с их индивидуальными маршрутами;
  • Обсуждаются итоги развивающей работы с одаренными детьми, выявляются проблемы;
  • Производится коррекция данной программы в соответствии с выявленными проблемами

Концептуальная часть

В настоящее время внимание многих психологов и педагогов привлекает проблема детской одаренности, ее природы, возможности выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очивидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или инном виде деятельности.

        

Модель одаренного ребёнка

  • личность, здоровая физически, духовно нравственно и социально;
  • личность, способная самостоятельно находить выходы из проблемной ситуации, осуществляющая проектную деятельность, проводить исследования;
  • личность, обладающая разносторонним интересом, высоким уровнем культуры;
  • личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностиями и нормами, воспринимающая и доругого человека, как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения.

Особенности одаренных детей

I. Особенности познавательной деятельности.

1. Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

2.Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравиться в своем воображении создавать альтернативные системы.

3.Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

4.Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли.

5.Одаренные дети способны воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами, но они не терпят, когда им навязывают готовые ответы.

6.Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задач.

7.Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он пытается заниматься тем, что ему еще пока не по силам.

II. Особенности личности и общения.

1.Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

2.Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

3.Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья и сестры) весьма характерны для одаренных детей.

4.Дети обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

5.Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

6.Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к невербальным сигналам окружающих.

7.Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

8.Сталкиваясь с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками и не понимая их причин, такие дети часто стремятся к дружбе с взрослыми или со старшими детьми.

9.Может наблюдаться неумение слушать собеседника, тенденция к демонстрации   собственных знаний (которая во многом закрепляется взрослыми), нетерпимость по отношению к менее успешным детям, некомформность, привычка поправлять других.

III.Физические характеристики.

1.Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, часто спят они меньше обычного.

2.Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.

Диагностика одаренности и работа с одаренными детьми базируются на тех данных, которые были получены в специальных исследованиях, к которым относятся наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества

Принципы тестирования детей:

  • 1. Соответствие тестовых методик возрастным нормам;
  • 2. Игровой характер тестовых методик;
  • 3. Доброжелательная атмосфера во время тестирования;
  • 4. Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования
  • 5. Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей

Основными задачами здесь являются:

* разработка индивидуальных образовательных маршрутов;        

* формирование адекватной самооценки;

* охрана и укрепление физического и психологического здоровья;

* профилактика неврозов;

* предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников;

* развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей

План реализации Программы

№п/п

Мероприятия плана

Срок

Ответственный

Результат

Работа с педагогами

1.

Консультация для воспитателей «Составление программы ДОУ по работе с одаренными детьми»

май

2020 г

Старший воспитатель

Создание рабочей группы по написанию программы

2.

Анализ и создание условий, необходимых для реализации программы.

Летний период

Рабочая группа разработки и реализации программы

3.

Создание фонда теоретических и практических материалов и рекомендаций по работе с одаренными

детьми.

Апрель, май

2020

Рабочая группа разработки и реализации программы

4.

Организация и осуществление комплексного мониторинга по выявлению одаренных детей и детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии способностей.

Сентябрь

2020

Воспитатели групп

5.

Создание базы данных об одарённых воспитанниках на основе комплексной оценки.

Октябрь

2020

(вносить изменеия )

Старший воспитатель

6.

Создание

«Портфолио одаренного ребенка» в ДОУ.

в течение года

Воспитатели

7.

Дополнительные занятия с одарёнными детьми, подготовка к презентации, интеллектуальным играм, конкурсам, консультации по возникшим проблемам.

в течение года

Воспитатели, специалисты

8.

Систематический контроль и мониторинг качества проводимой работы. 

В течение года

Старший воспитатель,

зам. директора по ДО

9.

Использование инновационных технологий.

В течение года

Воспитатели, специалисты

10.

Составление индивидуального маршрута по работе с содаренными детьми.

Сентябрь - октябрь

Воспитатели групп, специалисты

Работа с детьми

1.

Изучение интересов и наклонностей детей. Мониторинг.

Сентябрь, октябрь

Воспитатели, специалисты

2.

Подбор материала для занятий  (с усложнением), для индивидуальной работы и конкурсов.

В течение года

Воспитатели, специалисты

3.

Посещение творческих кружков и спортивных секций по способностям.

В течение года

Воспитатели, специалисты, родители

4.

Разработка и реализация детских проектов.

В течение года

Воспитатели, специалисты, родители

5.

Участие в традиционных районных творческих конкурсах:

Дети представляют свои работы сначала на уровне ДОУ, жюри, с привлечением специалистов Дома детского творчества, выбирают 5 работ для участие в муниципальном этапе конкурса.

«Дары осени»

октябрь

Конкурс чтецов «Детство это мир и радость»

ноябрь

«Рождественские традиции»

январь

«Весенняя капель» (шашки)

апрель

«Светлый праздник Пасха»

апрель

6.

Районная конференция «Маленькие исследователи» (представление проектов и исследовательских работ старшими дошкольниками)

март

Воспитатели, родители

1 этап-ДОУ

2 этап - район

7.

Участие в традициооных спортивных мероприятиях на уровне посёлка

«Осенняя спартакиада»

сентябрь

Инструктор по физической культуре

«Лыжня России»

февраль

«Майская эстафета»

май

8.

Конкурс «Одаренные дети», посвященный Дню семьи, организованный МКУК «Социальный досуговый центр «Горняк» (номинации: литературное творчество, хореография, песня)

Май

Воспитатели

9.

Участие в фестивале «В вихре танца», организованный МКУК «Социальный досуговый центр «Горняк»

Апрель

Музыкальный руководитель

10.

Участие в концертной программе, посвященной Дню матери и Дню пожилого человека («Горняк»)

Музыкальный руководитель

11.

Участие воспитанников в конкурсах, викторинах, соревнованиях разного уровня.

В течение года

Воспитатели групп

Работа с семьёй

1

Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.

Сентябрь

Воспитатели групп

2

Проведение родительских собраний и консультаций по темам «Детская одарённость: что я знаю о своём ребёнке?», «Детская одарённость: пути развития способностей ребёнка, «Способности и интересы моего ребёнка».

В течение года

Воспитатели групп

3

Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей

В течение года

Родители

4

Памятки – рекомендации

“О талантливых детях, заботливым родителям”.

5

Совместное составление индивидуального плана развития ребенка.

Октябрь

Воспитатели, специалисты

Ресурсное обеспечение программы/ Условия реализации

Кадровые: заместитель директора по дошкольному образованию, старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре; специалисты Дома детского творчества и музыкальной школы, взаимодействующие с нашими воспитанниками старшего дошкольного возраста, которые посещают кружки (танцевальный, театральный, художественного творчества).

Материально – технические:

Для развития способностей дошкольников в группах создана развивающая среда, отвечающая требованиям ФГОС ДО. В детском саду так же имеются 2 музыкальных зала (один из них оборудован сценой), спортивный зал; экологическая комната для проведения опытов и экспериментов, наблюдений за растениями; ИЗОстудия; мини – музей «Русская изба». В каждой групе есть ноутбук. В кабинете социального педагога и в экологической комнате имеется мультимидийное оборудование для просмотра презентаций и представления проектов воспитанниками.

На территории участка детского сада создана метеостанция для наблюдения за погодой, а так же проведения опытов и экспериментов с природными объектами. Около детского сада оборудована экологическая тропа, которая ежегодно пополняется. В лесопарковой зоне (недалеко от детского сада) - «Земляничная поляна», где с воспитанниками проводятся наблюдения, занятия, экологические развлечения. Амплификация детского опыта проходит в естественных условиях.

Информационно – методические:

-информауионный сайт ДОУ;

-организация методической работы, направленной на повышение квалификации педагогов в рамках системы внутренних методических мероприятий: мастер - классы, индивидуальные консультации – практикумы, методическое сопровождение педагогов при участии  в вебинарах, интернет – конкурсах, публикациях;

-электронные образовательные ресурсы;

-методическая литература.

Ожидаемые результаты:

1.Разработана система мониторинга и предпосылок одаренности воспитанников ДОУ.

2.Выявлены детей с предпосылками одаренности.

3.Созданы максимально благоприятные условия для интеллектуального развития одаренных детей в образовательном процессе и в свободной деятельности, для реализации их творческих способностей в научно-исследовательской и поисковой деятельности.

4.Внедрены инновационные педагогические технологии воспитания и обучения одаренных детей.

5.Скоординированы и интегрированы деятельность специалистов и родителей в этом направлении.

6.Разработан план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.

7.Представлен опыт педагогов по работе с одаренными детьми на муниципальном и региональном уровне.

8.Создан банк данных одаренных воспитанников детского сада.

Критерии результативности:

Повышение удельного веса призёров и участников разных творческих и интеллектуальных конкурсов, выставок, соревнований.

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов, которые работают с одаренными воспитанниками.

Заключение

Способности в отличие от задатков – приобретенное качество. Именно в годы детства (в отличие от зрелости) внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в т.ч. одаренность, не получающие постоянного подтверждения могут стереться со временем: если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется лишь небольшая часть его возможностей.

Способность существует только в развитии, развитие это осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. За 7 лет дошкольного детства происходит бурное физиологическое и психическое развитие ребенка, здесь же проявляются его первые склонности и способности, в том числе и творческие, которые следует вовремя заметить.

Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте. Если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка. Но как показывают опрос и анкетирование родителей, домашняя жизнь ребенка не особенно способствует развитию творческого потенциала ребенка. Подавляющее большинство родителей ставят на первое место учебно-дисциплинарные ценности. Поэтому на детский сад в отношении творческого развития детей ложится основная нагрузка.

Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач, ему необходимо сочувствие, и ни в коем случае нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "ОДАРЕННЫЙ РЕБЁНОК"

программа педагога - психолога одаренный ребенок...

Одаренный ребёнок

Работая с одарёнными детьми, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зёрна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребёнком в нужный момент должен оказаться не только грамотный наставник, ...

"Одаренный ребёнок " консультация для родителей

Создание условий для развития ребенка...

Тематическая консультация "Речевые особенности одаренного ребёнка"

Интерес общества к одаренным детям, как к будущей интеллектуальной и творческой элите, растет поскольку становится очевидным, что процветание и благосостояние общества зависит от развития личностных р...

ИОМ одаренного ребёнка

Индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных...

Буклет "Родителям одаренного ребёнка"

quot;Родителям одарённого ребёнка"...