Семинар-практикум для воспитателей "Сюжетно-ролевая игра как инструмент ранней профориентации дошкольников
материал

Татьяна Николаевна Сальникова

Семинар-практикум для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_syuzhetno-rolevaya_igra_gotovyy.docx35.43 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра как инструмент ранней профориентации дошкольников

Игра - путь детей к познанию мира,

в котором они живут и

который призваны изменить.

 А.М.Горький

Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации.

Специфика профориентационной сюжетно-ролевой игры

  • В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, не даѐт новых знаний. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребѐнка опыт, посредством которого эти знания ребѐнком присваиваются.
  • В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного характера постепенно усложняется по содержанию.

Во второй младшей группе в игре детей трудовые действия ещѐ носят имитационный, подражательный характер, мало внимания обращается на результат труда.

 Педагогу следует стимулировать детей в ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр:

- воспроизводить наиболее характерные трудовые действия и результаты труда (водитель управляет автомобилем, следит за исправностью машины; продавец взвешивает, отпускает товар);

  • принимать на себя игровую профессиональную роль, участвовать в несложном ролевом диалоге;
  • правильно называть себя в игровой роли («Я – водитель), называть игровые действия («Я завожу мотор, еду на бензоколонку, заправляю машину бензином»);
  • передавать сюжет из нескольких профессиональных действий (парикмахер моет голову, стрижѐт), давать оценку качества труда (работает быстро, аккуратно);
  • самостоятельно пользоваться деталями костюмов для исполнения той или иной роли (белый халат и шапочка для врача, бескозырка и бинокль для матроса);
  • договариваться в совместных действиях («Давай играть с куклами»), о ролях («Я буду врачом, приводите мне своих детей»).

В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом, увеличивается количество изображаемых трудовых действий: построение дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин), лечение детей (работа врачей, медсестер), продажа товаров (работа продавцов). Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, выбирать необходимые для игр предметы, игрушки.

В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует стимулировать детей:

  • строить сюжет из 4-6 смысловых эпизодов;
  • исполнять в одной и той же игре разные роли в соответствии со смыслом разворачиваемого сюжета;
  • самостоятельно распределять роли с учѐтом возможностей, интересов и желаний друг друга;
  • находить предметы-заместители и использовать их в качестве атрибутов, изображающих инструменты и бытовую технику.

В старшей и подготовительной группах совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавец, почтальон, актѐр, врач, водитель, лѐтчик). В игре воспроизводятся не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе, появляются игры в профессии родителей.

В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует стимулировать детей:

  • вводить в игру новые атрибуты: технику, инструменты;
  • вводить в игру новые роли-специальности (пилот, стюардесса; капитан, штурман, матрос);
  • расширять набор сюжетов для игр («Пекарня», «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека»).

Этапы сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста:

  • 1 этап: предварительная работа (чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, фотографий, беседы, отгадывание загадок)
  • 2 этап: создание игровой обстановки, внесение атрибутов, новых игрушек и предметов, обучения игровым действиям.
  • 3 этап: обучение ролевым действиям, ролевому диалогу, распределение ролей, разыгрывание игровых эпизодов.
  • 4 этап: самостоятельная игра детей, расширение сюжета игры.

Принципы организации сюжетно-ролевой игры:

  • - воспитатель должен играть вместе с детьми;
  • - воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

Методы руководства сюжетно-ролевыми играми детей.

  •         1. Методы организации и руководства игровой деятельности, направленные на развитие детского коллектива:
  • -постановка перед детьми перспективы интересной, увлекательной деятельности;
  • -оказание помощи в воспроизведении и раскрытии норм и правил взаимоотношений при длительном выполнении роли; объяснение понятий «хорошо», «плохо», «добро», «зло» в игровых ситуациях, связанных с реализацией  роли  и игровых правил.
  • -упражнение детей в самостоятельной организации игр: распределению ролей с учетом возможностей, интересов, согласованию сюжетного хода игры путем разъяснений,  советов по возможному подбору материала для игры, совместное изготовление атрибутов и самоделок;
  • -беседа-разговор по поводу дальнейшего хода игры; подведение итого; положительная оценка предложений детей; воспроизведение и раскрытия поступков  персонажей игры; советы при распределении ролей, индивидуальных заданий и поручений для самостоятельного развития роли и доведения ее до конца.

     2. Методы развития содержания творческих игр и детских взаимоотношений на основе взаимосвязи обучения и игры:

  • -проведение экскурсий;
  • -организация встреч с людьми разных профессий;
  • -чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых; этические беседы; рассказы воспитателя  с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и  взаимоотношениях в его процессе; инсценирование литературных произведений; составление детьми рассказов на  темы, связанные с  трудом взрослых; драматизации литературных произведений;
  • -индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления о современных событиях, о том, что такое хорошо и что такое плохо.

    3. Методы развития содержания игры на основе взаимосвязи игры с трудом:

  • -обучение детей умениям и навыкам конструирования из разного материала;
  • -развитие творчества в играх и продуктивных видах деятельности;
  • -обучение работать в коллективе и в паре;
  • -приучение детей к самостоятельному подбору и изготовлению игрушек, атрибутов для организации  игр.

Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей дошкольного возраста в профессию взрослых. Так как данный вид игры способствует практическому переживанию окружающей действительности, то дети расширяют свои знания и впечатления, усваивают что-то новое. Сюжетно-ролевая игра дает радостное осознание того, что вот ребенок стал взрослым человеком, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры.

А теперь перейдем от теоретической части к практической. И я сегодня предлагаю вам поиграть в сюжетно-ролевую игру «Детское кафе»

Сюжетно-ролевая игра «Детское кафе»

Цель педагогическая: создание условий для развития игровой деятельности детей; всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре.

Цель детская: поиграть в сюжетно-ролевую игру «Детское кафе»

Цель игровая: систематизация знаний детей о профессиях: администратора, шеф-повара, повара, официантов, охранника и уборщицы.

Задачи:

Образовательная:

- познакомить детей с современными профессиями;

- формировать у детей умение готовить обстановку для игры и подбирать атрибуты к игре;

- закреплять умение договариваться, правильно и последовательно выполнять игровые действия и манипулировать ими;

Развивающая: развивать умение детей играть по собственному замыслу;

Воспитательная: воспитывать доброжелательные взаимоотношения в коллективе.

Предварительная работа:  

Создание развивающей игровой предметно-пространственной среды: Столики для посетителей, посуда для сервировки,  папки-меню, блокнот и карандаш для официантов, фартуки для официантов, атрибуты для уборщицы- ведро и щетка, касса для кассира, разносы, игрушечные угощения, кошельки, деньги для персонала и посетителей. фуражка и рация для охранника,  рабочее место для администратора кафе, фартук и шапочки для поваров.

Планирование игровой деятельности: определение действующих лиц и распределение ролей по считалочке: администратор, официант, шеф- повар, повар, охранник, кассир, уборщица, посетители; расставление столиков для посетителей, определение места кухни, и где официанту забирать заказ; администратор встречает посетителей и рассаживает их за свободные столики, Шеф-повар и повар варят еду, официанты принимают заказы и разносят их, забирают счета, охранник следит за порядком в кафе, кассир принимает деньги, считает выручку, уборщица смотрит за порядком, прибирает помещение, посетители приходят в ресторан, заказывают еду, оплачивают свой заказ; игра начнется с мотивации детей и загадок, продолжается она проигрываем сюжета игры, игра может продолжиться самостоятельно детьми, либо педагог подвит итог, а дети активно включаются в беседу.

Управление игровыми действиями и конфликтами: педагог предлагает помощь детям, если возникли трудности, наблюдает за развитием сюжета, вносит какие-либо коррективы.

Планируемый результат: дети проявляют интерес, выделяют игровую задачу; участвуют в обсуждении, проявляют активность, подбирают необходимый материал, распределяют роли, договариваются; закрепляют знания о профессиях.

Ход:

  1. Вводная часть

-Ребята, послушайте загадку и отгадайте ее:  

Здесь можно пиццы взять кусок,

Съесть пирожок и выпить сок. (Кафе)

-А вы когда-нибудь бывали в кафе?  

-Знаете ли вы, для чего люди посещают кафе?

(Верно, в кафе люди могут пообедать, отметить различные праздники или просто приходят отдохнуть с семьей)

-Скажите, а как правильно нужно вести себя в кафе и за столом?  

В кафе и дома за обедом

Говорить нельзя с соседом.

Не нужно чавкать и сопеть

А также головой вертеть

Есть спокойно, аккуратно

Будет всем вокруг приятно!

Слушают педагога

Ответы: вести себя нужно тихо, культурно, не кричать, не прыгать. А за столом нужно кушать не чавкая, сидеть правильно, не вертеться

2.Основная часть

-Давайте вспомним, кто работает в кафе? (Верно, в кафе работают повар, официанты, уборщица)

-А вы знаете, кто встречает гостей и рассаживает их за столы?( Это администратор, он главный зала, встречает гостей и рассаживает их за столы)

-Кто следит за порядком в кафе? ( Верно, за порядком в кафе следит охранник.

-Знаете ли вы, кто принимает деньги, считает их и выдает зарплаты работникам? (Это кассир, он принимает деньги и выдает зарплаты)

-А как называют человека, который самый главный на кухне? ( Его называют шеф-поваром, потому что он следит за другими поварами и принимает от официантов заказы и распределяет их по поварам)  

-Хотите ли вы посетить кафе и взять на себя роли сотрудников?  

-Для начала распределим роли. У меня есть волшебный мешочек, в нем лежат жетоны разных цветов, и каждый цвет означает какую-то профессию. Например: красный- администратор, голубой - шеф-повар и повар, зеленый- официанты, оранжевый- кассир, синий- охранник, фиолетовый- кухонные работники (посудомойщики и уборщица), желтый- посетители кафе.

Вытягивают жетоны и готовятся играть свою роль

-Вот и хорошо, роли выбраны, теперь каждый готовит свое рабочее место, берет все, что ему нужно для игры и не забывайте, что вы должны вести себя культурно и вежливо.

Готовят каждый свое рабочее место, выбирают необходимое оборудование.  

Включается тихая спокойная музыка

Педагог контролирует ход игры, подсказывает,  если необходимо.  

 Разыгрывают сюжет игры, исполняя каждый свою роль

Наводящие вопросы

Проигрывание сюжетно-ролевой игры «Кафе», в группе создана эмоционально-положительная атмосфера

3.Заключительная часть

-Скажите, в какую игру мы сегодня играли?  

-А какие роли вы исполняли?

-Подумайте и скажите, может вы добавили бы еще какие роли в игру?  

-Вспомните, кто, за что был ответственным? Что делали в игре?

- Давайте сегодня закроем наше кафе, уберем все атрибуты на свои места, а завтра, если появится желание, будем продолжать игру.

Ответы: повара- готовили еду, администратор- встречала гостей, официанты- принимали заказы, охранник- следил за порядком, кухонные работники- следили за чистотой

Дети прибирают атрибуты

Дети высказывают мнения о проигранной сюжетно-ролевой игры

ПРИМЕРНЫЙ ДИАЛОГ

Прием посетителей

Диалог администратора и посетителей.

Посетитель:  Здравствуйте!

Администратор: Добрый день, проходите, пожалуйста, добро пожаловать в кафе «Вкусняшка»». Усаживайтесь поудобней. К вам сейчас подойдет наш официант. Он предложит вам наши лучшие и полезные блюда: салаты из овощей и из фруктов прибавят вам здоровья, а наша чудесная выпечка поднимет вам настроение.

Посетители: - Спасибо

Диалог официанта и посетителей:

Официант: Добрый день,  меню, пожалуйста.

Посетитель: Здравствуйте! Добрый день!

Официант: Что будете заказывать? (Подает меню). У нас есть очень вкусный салат из моркови, ароматный чай и очень вкусные пирожные.

Посетитель: Салат, чай  и пирожное.

Официант: Отдыхайте, ваш заказ будет скоро готов.

(Далее дети играют по собственному замыслу: официант принимает заказ, передает повару и т.д.).

(Повар готовит салат. Бармен наливает кофе в чашку. Официант ставит все заказанное на поднос, аккуратно подает посетителю, красиво расставляет на столе).

Официант: Приятного аппетита!

Посетитель: Большое спасибо. (Посетители едят, пьют чай, между собой общаются. Официант  в это время подсчитывает сумму заказа)

Посетитель: Пожалуйста посчитайте нам.

Официант: С вас 2рубля за салат, 3 рубля за пирожное, 1 рубль за чай.

Посетитель:  Спасибо, все было вкусно.

Официант:  Приходите к нам еще.

Подходит Администратор.

Администратор: Вам у нас понравилось?

Посетитель: Да все было замечательно.

Администратор: Приходите к нам еще, вы попробуете разные сорта чая, получите заряд бодрости и удовольствие от общения с друзьями! Приводите своих друзей.

Посетитель: До свидания!

Администратор: До свидания!

Игра дальше продолжается, дети стараются самостоятельно вести диалоги. Одновременно могут работать два официанта. Официант приносит посетителям меню. Принимает заказы, обслуживает. Желает приятного аппетита.

В кафе можно общаться, рассказать друг другу интересную историю, послушать музыку.

В конце игры посетители -  дети просят счет. Официант просит оплатить заказ,  приглашает еще раз посетить кафе. Посетители расплачиваются и благодарят персонал кафе. Официант убирает посуду со стола.

Игра продолжается самостоятельно.

Итог сюжетно-ролевой игры.

Мы очень интересно поиграли. Вы замечательно справились с ролью кондитера, официанта,бармена, охранника. Вам понравилась игра? Что понравилось больше всего? Давайте сегодня закроем наше кафе,уберем все атрибуты на свои места, а завтра, если появится желание, будем продолжать игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Сюжетно-ролевая игра, как средство ранней профориентации дошкольников"

Главная цель ранней профориентации детей -  это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности ...

Консультация на тему Сюжетно - ролевая игра как инструмент ранней профориентации дошкольников

Сюжетно - ролевая игра как инструмент ранней профориентации дошкольников...

Презентация " Сюжетно-ролевая игра как инструмент ранней профориентации дошкольника"

В презентации представлены функции,принципы и руководство сюжетной игры....

Театрализация как инструмент ранней профориентации дошкольников

Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром путем театрализованного чтения дошкольниками стихотворения В. Тунникова "Профессии"....

Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Развитие STEM компетенций в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста»

Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Развитие STEM компетенций в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста» Цель: Повышение компетентности педагогов в воп...

Консультация для молодых специалистов «Сюжетно-ролевая игра как инструмент ранней профориентации дошкольников»

Консультация для молодых специалистов «Сюжетно-ролевая игра как инструмент ранней профориентации дошкольников»...