Сюжетно-ролевые игры как инструмент формирования профориентации дошкольников
статья (старшая группа)
Выступление на тему: «Сюжетно-ролевые игры как инструмент формирования профориентации дошкольников»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Звёздочка»
город Гагарин Смоленской области
Сюжетно-ролевые игры
как инструмент формирования профориентации
дошкольников
воспитатель
Савина Виктория Владимировна
2025
Трудовое воспитание подрастающего поколения - основная задача нашего общества. С каждым годом научно-техническое развитие государства несет новые изменения в различные сферы деятельности человека. В обществе появляются всё новые и новые профессии. Подрастающему поколению трудно ориентироваться в потоке современных профессий. Педагог должен помочь ребенку сориентироваться в этом мире профессий.
Ранняя профориентация ребенка, по мнению педагогов, происходит в стенах дошкольного учреждения.
Главной целью ранней профориентации является развитие эмоционального отношения ребенка к профессиям, а также дать возможность ребенку проявить себя в различных видах профессиональной деятельности человека.
В педагогике дошкольных учреждений существует определенный методический инструментарий по формированию у детей представлений о профессиях взрослых. К таким методам относятся беседа, экскурсия, чтение художественной литературы, наблюдение за трудовыми действиями людей разных профессий, экспериментирование с разными материалами, а также сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно-ролевые игры — это вид детской игры, в которой ребёнок принимает на себя роль взрослого и выполняет определённые действия в воображаемой ситуации. Они являются эффективным методом профориентации дошкольников, поскольку позволяют детям в игровой форме познакомиться с различными профессиями, попробовать себя в разных ролях и выбрать наиболее привлекательную сферу деятельности.
Основной чертой сюжетно-ролевой игры является самостоятельность детей. То есть они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т.д. Дошкольники могут сами выбирать атрибуты для своего образа. Разыгрывая определенную ситуацию, дети воплощают свой взгляд и показывают своё отношение к той или иной профессии. Дети могут придумывать новые сюжеты, ситуации и роли, что способствует развитию их воображения и креативности. Это может быть полезно при выборе нестандартной профессии в будущем.
Сюжетно-ролевая игра – коллективная игра, в процессе которой дети устанавливают правила, контролируют их выполнение, регулируют взаимоотношения. В процессе игры дети меняются ролями, что способствует повышению интереса к различным профессиям, которые они применяют в игре. Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативных навыков, умения работать в команде и взаимодействовать с другими людьми. Это важные качества для будущей профессиональной деятельности.
Во время игры дети могут представить себя в роли врача, учителя, строителя, повара и других специалистов. Это помогает им лучше понять специфику каждой профессии, её особенности и требования. Наблюдая за игрой сверстников и участвуя в ней, дети могут увидеть, как важна и интересна профессиональная деятельность, научиться уважать труд взрослых.
Игры помогают дошкольникам осознать свои интересы и склонности, что может облегчить выбор будущей профессии.
В играх детей старшей группы больше всего проявляется стремление показать работу определенных учреждений – магазина, театра, больницы, парикмахерской, аптеки и т.д. Старшим дошкольникам характерно проигрывание профессий врача, моряка, шофера, сотрудника полиции, а также профессий своих родителей. Дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление.
Работа по профориентации с помощью сюжетно-ролевых игр направлена на то, чтобы объяснить ребенку, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать в интересующей профессии.
Для лучшего усвоения детьми знаний о профессиях используют технологические карты формирования представлений дошкольников о труде. Технологические карты составляются с учетом видов детской деятельности и их задач:
- двигательная;
- игровая;
- коммуникативная;
- познавательно-исследовательская;
- ознакомление с худ. литературой и фольклором;
- элементарная трудовая;
- конструирование из различных материалов;
- изобразительная;
- музыкальная.
Примеры сюжетно-ролевых игр для дошкольников старшей группы:
- «Магазин» (Дети могут примерить на себя роли продавцов, кассиров, покупателей. Игра помогает понять особенности работы в сфере обслуживания);
- «Больница» (Дошкольники могут попробовать себя в роли врача, медсестры, пациента. Это помогает познакомиться с медицинской профессией);
- «Строители» (Дети могут строить из кубиков или других материалов, представляя себя строителями. Игра знакомит с профессией строителя и её особенностями;
- «Космический корабль» (В игре дети могут быть космонавтами, учёными, пилотами. Это позволяет познакомиться с профессиями в области науки и техники)
Для качественного и успешного решения поставленных задач при ознакомлении дошкольников с профессиями, нужно создавать предметно-развивающую среду, которая позволит педагогу через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых.
Для организации работы в группах можно оформить Центр ознакомления с трудом взрослых (уголок профориентации).
Ознакомление с профессиями взрослых проходит также через наблюдения, экскурсии и «встречи с интересными людьми». Такая форма работы помогает донести до сознания детей понимание того, что труд бывает разный:
- профессиональный (профессии сотрудников ДОУ, родителей и близких родственников);
- домашний (уборка квартиры, стирка, приготовление пищи и т.д.);
- труд, вязанный с природой (выращивание овощей, фруктов и цветов, разведение животных, обработка земельного участка и т.д.);
- хобби и увлечения (вязание, шитье и вышивание, плетение и т.д.)
Встречи проходят в 3 направлениях:
- теоретическое (формирование о профессии происходит через использование худ. литературы, демонстрацию трудовых действий и результатов труда);
- практическое (дети и их родители принимают непосредственное участие в трудовой деятельности);
- онлайн-встречи (дети общаются с представителями разных профессий через интернет-ресурсы).
Встречи с интересными людьми можно проводить не только в детском саду, но и во время экскурсий и целевых прогулках, в музеях, библиотеках, школах.
Эффективным проёмом будет ведение альбома встреч с интересными людьми (фото, видео, рисунки, вырезки из газет и журналов, рассказы и т.д.)
Одно из наиболее важных условий успешного развития профессиональных представлений детей о профессиях – это тесное сотрудничество ДОУ, семьи, социальных партнеров.
Сюжетно-ролевые игры являются эффективным инструментом для формирования профориентации дошкольников. Они помогают детям познакомиться с различными профессиями, развить социальные навыки и сформировать положительное отношение к труду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи старших дошкольников
Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал,...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально-психологической готовности к школьному обучению.
СодержаниеВведение ...

статья «Сюжетно-ролевая игра как инструмент для развития детей младшей группы».
В ходе использования сюжетно-ролевых игр у детей развивается навык правильного поведения в обществе....

Консультация на тему Сюжетно - ролевая игра как инструмент ранней профориентации дошкольников
Сюжетно - ролевая игра как инструмент ранней профориентации дошкольников...

Презентация " Сюжетно-ролевая игра как инструмент ранней профориентации дошкольника"
В презентации представлены функции,принципы и руководство сюжетной игры....

Семинар-практикум для воспитателей "Сюжетно-ролевая игра как инструмент ранней профориентации дошкольников
Семинар-практикум для воспитателей...

Консультация для молодых специалистов «Сюжетно-ролевая игра как инструмент ранней профориентации дошкольников»
Консультация для молодых специалистов «Сюжетно-ролевая игра как инструмент ранней профориентации дошкольников»...
