Обобщение педагогического опыта по теме: "Гармонизация детско-родительских отношений посредством активных форм взаимодействия с семьёй"
материал

Гамершмидт Оксана Викторовна

Обобщение педагогического опыта по теме:«Гармонизация детско-родительских отношений посредством активных форм взаимодействия с семьёй»

Фестиваль педагогического мастерства - 2021

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_gamershmidt_konkurs.docx59.78 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А.В.»

(дошкольные группы)

Обобщение педагогического опыта по теме:

«Гармонизация детско-родительских отношений посредством активных форм взаимодействия

с семьёй»

Педагог-психолог:Гамершмидт Оксана Викторовна

КГСХА-2021 г.

Содержание

I. Актуальность и новизна…………………………………………………………..3

II. Теоретическое обоснование……………………………………………………..4

III. Система работы ……………………………………………..…………………..4

IV. Результативность………………………………………………………………...7

Список использованных источников……………………………………………….8

«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».

В.А. Сухомлинский

I. Актуальность и новизна

        Семья  играет важнейшую роль в жизни ребенка. Именно она  формирует  у детей  нравственные качества, жизненные принципы, первичные навыки взаимодействия с социумом. Семья является посредником между личностью и обществом,  транслирует от поколения к поколению фундаментальные ценности.

        Родительскую функцию по воспитанию детей переоценить невозможно. Зачастую родителям  не хватает знаний для воспитания гармонично развитой личности ребенка. В детско-родительских отношениях недостаточно понимания родителями формирования позитивных установок, развития сотрудничества, эмоционального общения с детьми дошкольного возраста. В семьях растет тенденция замены живого общения с ребенком телевизором, компьютером и другими гаджетами.

        Часть семей все же проявляет заинтересованность в психолого-педагогически грамотном  подходе в воспитании своих детей. Для этого  родителям нужны знания, средства, методики и техники, которые они могут  доступно использовать, не имея педагогического образования.В современном мире с помощью интернет-ресурсов каждый человек может найти  любую интересующую его информацию. В связи с этим не обязательно давать родителям глубокие знания по психологии и педагогике, но познакомить их с основными положениями, подходами в воспитании дошкольников, осуществлять с ними открытое взаимодействие просто необходимо.Проблемы детско-родительских отношений указывают на необходимость повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах индивидуальных особенностей развития и воспитания детей дошкольного возраста.

        Исходя из вышесказанного, проблема укрепления детско-родительских отношений представляется чрезвычайно актуальной.

        Актуальность поставленной проблемы послужила основанием для выбора темы по самообразованию: «Гармонизация детско-родительских отношений посредством активных форм взаимодействия с семьёй»

Цель:формирование навыков гармоничного, позитивного взаимодействия взрослого и ребёнка.

Для достижения цели определены следующие задачи:

1. Повыситьпсихолого-педагогическую компетентность родителей.

2. Формировать конструктивный стиль взаимодействия родителей с ребёнком.

3.Содействовать укреплениюдетско-родительских отношений.

        Новизна опыта заключается в том, что систематизированный специально подобранный материал соответствует современной модели дошкольной образовательной системы - совместное с семьёй воспитание детей в условиях ДОО, обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка и гармоничных отношений с ним взрослых.

II. Теоретическое обоснование

        Изучение психолого-педагогической литературы привело к выводу, что на протяжении всего развития психологической науки и практики проблема детско-родительских отношений и их влияния на развитие ребенка привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей (К.Роджерс, Д.Винникотт, М.Кляйн, А.С.Спиваковская, А.И.Захаров, А.Я. Варга, В.В.Столин, А.Е.Личко и др.).

        Ученые неоднократно отмечали противоречивый характер детско-родительских отношений: с одной стороны, главной характеристикой родительского отношения к ребенку является любовь, а с другой – присутствует требовательность и контроль родителей. Чтобы выйти из обозначенного противоречия, необходима «определенная «родительская компетентность», включающая семейные ценности, установки и ожидания родителей, родительскую позицию и родительские отношения, родительские чувства и меру ответственности, стиль семейного воспитания» [3].

        В качестве теоретических основ использована психологическая теория индивидуализации, разработанная в трудах психологов С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и теория игрового обучения Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина. Характер детско-родительских отношений является одним из основных факторов, способствующих успешной социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста.

        Учитывая современные тенденции модернизации системы дошкольного образования, опираясь на ФГОС ДО, взаимодействие с родителями дошкольников наполнено особым содержанием, направленно на установление доверительных отношений, изучение семьи и повышение психолого-педагогической компетентности родителей. Одним из основных направлений гармонизации детско-родительских отношений является совместно-практическая детско-родительская деятельность. Более активно стало развиваться направление, использующее групповые формы работы с родителями и семейное консультирование.

III. Система работы

         Работу по гармонизации детско-родительских отношенийосуществляюпо следующим направлениям:

1) психологическая  диагностика;

2) психопрофилактика, психологическое просвещение и консультирование;

3) коррекционно-развивающая работа.

        В рамках первого направления провожудиагностику детско-родительских отношений как с детьми (тест-опросник «Незаконченные предложения», «Лесенка», рисуночные тесты «Моя семья» и «Кактус», тест «Человечки на дереве» и др.),   так и с родителями (опросники «Стиль семейного воспитания», «Степень заботы», «Родительские установки» и т.д.). Выявляю мнения и знания родителей  путем анкетирования в направлениях «Готов ли ваш ребёнок к поступлению в детский сад», «Итоги адаптации», «Готов ли ваш ребёнок к школьному обучению», «Кризис трёх лет», «Компьютерные игры и мой ребёнок» и др. (Приложение 1). По запросу семей провожу мониторинг уровня развития психических процессов детей.

        Диагностическая работа помогает понять проблемы, существующие в детско-родительских отношениях и наметить пути решения и реализации по их устранению. Чтобы отследить эффективность проделанной работы, проводится повторная диагностика по тем же методикам.

        Второе направление является основным в моей профессиональной деятельности и играет главную роль в решении  проблемы укрепления детско-родительских отношений.

        Психопрофилактика, психологическое просвещение и консультирование осуществляется, в первую очередь, путём организации активных форм взаимодействия с семьями воспитанников. В своей работе стараюсь находить интересные, нетрадиционные подходы к реализации данного направления. Например, встреча клуба заинтересованных родителей по теме «Пластилинотерапия как форма совместного досуга родителей и детей» (Приложение 2), позволила ребятам подготовительных групп вместе с мамами и папами изготовить пластилин своими руками и в конце встречи создать из него замечательные поделки на тему «Наше хорошее настроение». Также семьям были вручены подарки, – пластилиновые раскраски и рецепты изготовления пластилина в домашних условиях (Приложение 3),что дает возможностьпродолжить совместную деятельность и дома.Такие мероприятия очень нравятся как детям, так и их родителям, ведь совместная деятельность помогает сплотить, укрепить семейные отношения, улучшает эмоциональный фон взрослых и детей, заряжает положительной энергией на долгое время.

Актуальным  в настоящее время стало проведение среди родителей средних, старших и подготовительных групп заседания «Круглого стола» по вопросу ранней профилактики игровой компьютерной зависимости дошкольников (Приложение 4). Не упускаю из вида и особенности психологического развития детейраннего возраста.  Об этом ежегодно говорим с родителями на семинаре-практикуме «Кризис трёх лет» (Приложение 5). Систематически два раза в год на родительских собраниях освещаю вопросы о возрастных особенностях дошкольников (Приложение 6), психологической готовности воспитанников подготовительных групп к школе и кризисе семи лет.

        Ни одна встреча с родителями не проходит лишь  в форме лекции. Чтобы  заинтересовать родительскую общественность, при реализации активных форм взаимодействия с семьями воспитанников,  использую такие  методы как: разбор кейсов, деловые и коммуникативные игры,  элементы тренинга, пластилинотерапия, арт-терапия, лекции с элементами диалога, театрализация,сказкотерапия, релаксация и др. Так, в рамках встречи за круглым столом по ранней профилактике игровой компьютерной зависимости, была проведена деловая игра «Суд над компьютерными играми». Родители делились на 2 команды, одна находила положительные стороны компьютерных игр, другая – негативные. Выбранные «прокурор» и «адвокат» высказали свои точки зрения и вызвали «свидетелей». Данная игра помогла родителям проанализировать последствия от увлечения ребёнка компьютером и самостоятельно прийти к осмыслению данной проблемы.

Огромную значимость для психолого-педагогического просвещения родителей имеет кейс-метод или метод ситуационного анализа. Так, на встрече, посвящённой кризису трёх лет, родители делились парами (родитель-ребёнок) и разыгрывали различные ситуации, происходящие в повседневной жизни: истерика в общественном месте, отказ ребёнка от приема пищи  или нежелание самостоятельно одеться и т.д. Такая форма работы позволяет родителям осознанно прийти к решению проблемы, понять своего малыша и наладить с ним благоприятный эмоциональный контакт.

Ежегодно в рамках декады психологии организую совместныедетско-родительские акции, которые помогают сплотить семью: «Комплимент для мамы», «Крепкие объятья», «Поможем потеряшкам».

По индивидуальному запросу родителей провожу  консультации на различные темы: «Результаты диагностики уровня развития психических процессов», «Агрессивный ребёнок», «Возрастные страхи», «Не могу сказать «нет» ребёнку» и др. Итогом психологического консультирования становятся варианты прогнозов развития и рекомендации, изложенные в понятной для родителей форме с описанием практических и коммуникативных действий, которые направлены на решение проблемы или снижение ее интенсивности.

        С целью формирования педагогической компетенции родителейсистематически представляю стендовую информацию в группах и в уголке педагога-психолога на актуальные темы, например: «Как воспитать настоящего мужчину?», «Воспитание девочки», «Адаптация к детскому саду», «Родительские директивы» (Приложение 7) и др.Часть просветительского материала в форме статей и рекомендаций публикую на различных образовательных порталах сети интернет (МААМ, Социальная сетьработников образования). Разрабатываюинформационные памятки «Родителям  малыша 2-3 лет» (Приложение 8), «Психологическая готовность к школе (Приложение 9), «Развитие памяти у детей», «Как справиться с детской истерикой» и др.

        В современных условиях ограничений, связанных с новой коронавирусной инфекцией COVID-19,  необходимы новые  способы взаимодействия с семьей.  С этой целью активно использую различные коммуникативные носители сети интернет: облачный сервис – Яндекс.Диск, мессенджеры - Viber, Zoom. Полезные знания об эмоциональном благополучии детей получили родители, прослушав вебинар «Эмоции моего ребенка».

Укрепление детско-родительских отношений достигается и в работе с детьмипутём проведения тематических занятий, мероприятий. Так, на День матери в этом году ребята разновозрастной группы компенсирующей направленности № 10 изготовили необычные подарки для своих мам – сладкие букеты из мастики, на Новый год для родителей воспитанники этой же группы расписали пряничные ёлочки желаний. Такие нетрадиционные формы работы вызывают восторг и удивление как у детей, так и у родителей.

        В рамках третьего,коррекционно-развивающегонаправленияпо запросу родителей провожу диагностику уровня развития психических процессов у детей. Исходя из результатов,при тесном взаимодействии с родителямивыстраиваютраекторию развитияребёнка. Разрабатываю рекомендации и коррекционно-развивающие задания, которые ребёнок выполняет и закрепляет дома под контролем родителей.

        Также практикую открытые коррекционно-развивающие занятия с детьми, на которых родители могут познакомиться с методами и приёмами данной работы.

Коррекционно-развивающую  деятельность реализую и с детьми, зачисленными на ППк. С этой целью для каждого такого ребёнка составляю индивидуальный маршрут развития, который также предполагает тесное сотрудничество с семьёй.

        Разумеется, любая работа в дошкольных группах будет эффективна только при взаимодействии  всех участников педагогического процесса, и деятельность по укреплению детско-родительских отношений не является исключением. Для успешного сотрудничества с педагогами  составила перспективный план, определяющий формы работ по данной проблеме. На консультации «Этика общения, поведения и взаимодействие участников педагогического процесса»определила свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения.За круглым столом обсудили с педагогами тему «Как распознать жестокое обращение с ребёнком в семье». На  семинаре-практикуме «Бесконфликтное общение» обучила коллег адекватным способам выхода из конфликтных ситуаций с родителями (законными представителями) воспитанников. На педагогическом совете осветила  психологические аспекты взаимодействия педагога с семьёй (Приложение 10).

В 2019 году в рамках районного методического объединения педагогов-психологов представила свой педагогический опыт по теме самообразования  коллегам Кетовского района, а в 2020 году на базе Института развития образования и социальных технологий – коллегам Курганской области.

IV. Результативность

В результате проведенной работы отмечается значительное снижениеу родителейтаких негативных установок как: семейная конфликтность, раздражительность, излишняя строгость, авторитарный стиль воспитания, стремление к доминированию. По результатам мониторинга уровень психолого-педагогической осведомленностиродителейповысился до 92%,  что на 25% выше, чем при первичном обследовании. Это свидетельствует о том, что используемые в работе активные формы взаимодействия с семьёй являются достаточно эффективными и способствуют формированию психолого-педагогических знаний по гармонизации детско-родительских отношений.

Следует также отметить, что количество родителей,обратившихсяза индивидуальной консультативной помощью в 2020 году, увеличилось на 43% в сравнении с 2018  годом,что говорит о том, что организованная  деятельность по укреплению детско-родительских отношений вызывает интерес и доверие со стороны семей воспитанников.

Список использованных источников

1. БазенинаО.Н.Укрепление детско-родительских отношений через досуговую деятельность  https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/09/03/opyt-raboty-ukreplenie-detsko-roditelskikh-otnosheniy

2. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис. канд. психол. наук. М., 1986. 206 c.

3.Иневаткина С.Е., Ботова Э.К. Детско-родительские отношения – основной фактор развития ребенка // Гуманитарные науки и образование. 2013. № 1 (13). С. 53–56.

4. Николаева Л.А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2012. Том 2. Вып. 2. С. 187–192.

5.Полывянная М.Т., Смирнова И. Н.  Особенности  детско-родительских отношений в семье // Вестник  Нижегородского университета им.Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2018 №3, С. 99-106

6. Рубченко А. К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в отечественной психологии// Вопросы психологии. – 2005. – с. 187.

7. Рыбакова А.И. Теоретические аспекты детскородительских отношений: понятие, типы и виды нарушений // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2017.

8. Сагдеева Н.В. «Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу»

9. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми и его последствия // Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М.: Психология и педагогика, 1993. 27 с.

10. Сизаева В.Э., Лисинецкая А.А. Проблема детско-родительских отношений и их влияние на представления о своей семье // Наука и современность. 2012. № 15–3. С. 162–166.

11. Сорокоумова Е.А., Маргун И.П. Позитивные детско-родительские отношения: сущность и специфика // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 5. С. 184–191. 15.

12. ФГОС ДО: поиск, творчество, находки: сборник статей/ под ред. Савиной М.В., Свиридовой В.А.http://wiki.iro23.info/images/5/5e/Ped_DOO2016_ Krasnodar_DOU208_Sviridova_V.A._Metodmaterial_2._Pedagogicheskaya_produktivnost.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Описание  опыта  работы  воспитателя  по  развитию  театрализованной  деятельности  с  детьми  младшего  дошкольного  возраста....

Обобщение опыта работы по теме: «Использование мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников».

Обобщение опыта работы по теме: «Использование  мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников»....

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического развития дошкольников»

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб  «Здоровая семья»,  как форма взаимодействия детского сада и семьи в  вопросах формирования  ЗОЖ и физического р...