Главные вкладки

    Использование развивающей среды В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес» в работе с детьми раннего возраста в период адаптации.
    методическая разработка

    Квитченко Наталья Александровна

    Использование сенсомоторной среды "Фиолетовый лес" способствует всестороннему развитию детей 2-3 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей, положительно сказывается на процессе адаптации детей раннего возраста, даёт эмоциональный комфорт во время пребывания в группе, возможность погрузиться в сказку и быть её героем, является вариативной, полифункциональной, безопасной и отвечает всем требованием ФГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvivayushchaya_sreda_fioletovyy_les.docx447.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование развивающей среды В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес»

    в работе с детьми раннего возраста в период адаптации.

     При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Чем младше ребёнок, тем она и труднее.

    Адаптация – это процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и приспособления к условиям этой среды.

    Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

    Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. В период привыкания к детскому саду важно учитывать, что, находясь в группе, дети чувствуют себя скованно и вынуждены сдерживать свои эмоции, что приводит к внутреннему напряжению, которое может стать причиной невроза. В то же время детям свойственно быстро заражаться эмоциями, как положительными, так и отрицательными.

    Маленький ребёнок испытывает потребность быть принятым, получить эмоциональную поддержку и внимание окружающих. Поэтому главное, что необходимо сделать для ребёнка – обеспечить чувство привязанности и эмоциональной поддержки во взаимоотношениях с окружающими, что служит прямым и косвенным источником радостных переживаний.

    Немаловажную роль в такой работе играет развивающая среда. В соответствии с ФГОС ДО, развивающая среда детского сада должна быть насыщенной, вариативной, полифункциональной, способствовать всестороннему развитию детей, что немало важно для работы с воспитанниками 2-3 лет, должна быть наполнена положительными эмоциями для комфортного самочувствия ребенка в данной среде.

    В связи с этим, при организации развивающей среды в группе раннего возраста мы используем сказочное панно под необычным названием «Фиолетовый лес».

      «Фиолетовый лес» – это развивающая сенсорная среда, в которой ребенок как самостоятельно играет, конструирует, закрепляет полученные знания, так и при помощи ориентирования взрослого получает необходимый, достаточный уровень представлений в соответствии с возрастными особенностями.

    Использование игр с материалами предметно-развивающей среды «Фиолетовый лес» положительно сказывается на процессе адаптации детей раннего возраста, отвлекает от грустных мыслей о доме и родителях, способствует установлению стойкой привязанности к воспитателям.

     При использовании развивающей среды «Фиолетовый лес»   решаются следующие  задачи:  

    - обеспечение эмоционального состояния;

    -  снятие эмоционального напряжения (поскольку сам ребенок часто не контролирует свое состояние).

    Во время игр с материалами данной среды ребёнок переживает положительные эмоции, разнообразные тактильные ощущения способствуют развитию сенсорики, мелкой и крупной моторики.

     «Фиолетовый лес» может использоваться в разных видах детской деятельности детей:

    - в игровой деятельности;

    - в общении с взрослыми и совместными играми со сверстниками под руководством взрослого;

    - в предметной деятельности и играх с составными и динамическими игрушками;

    - в восприятии сказок, стихов, рассматривании картинок;

    - двигательной деятельности.

    Ежедневные игры с использованием предметно - развивающей среды «Фиолетовый лес» обеспечивают стабильность окружающей среды, способствуют устойчивому чувству безопасности и эмоционального комфорта, так как ощущение безопасности связывается с повторяемыми событиями, играми.

    Изучив материал по данной тематике, педагогами были разработаны следующие развивающие игры с использованием материалов развивающей среды «Фиолетовый лес»:

    1. «Приклей - отклей» цветочки (листочки) – способствует развитию мелкой моторики, координации движений, успокаивает.

    Нёс пушистый зайчик

    Белый одуванчик,

    Одуванчик так хорош,

    И на зайчика похож.

    Только дунул ветерок

    и рассыпался цвет.

    Огорчился зайчик: «Где же одуванчик?

    Был такой большой цветок,

    А остался стебелек!»

    Говорит зайчонку ежик:

    «Одуванчик не надёжен,

    чтобы донести домой -

    нужен нам цветок другой»

    Мы возьмем в букет ромашку,

    клевер, лютики и кашку,

    к ним добавим василёк -

    им не страшен ветерок!»

    2. «Принеси по…» - принести 1, 2, 3 цветочка – способствует развитию навыка счёта.

    На лугу растут цветы

    На лугу растут цветы

    Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)

    К солнцу тянутся цветы.

    С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)

    Ветер дует иногда,

    Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)

    Наклоняются цветочки,

    Опускают лепесточки. (Наклоны.)

    А потом опять встают

    И по-прежнему цветут.

    3. «Приклей листочки желтого цвета» - приклеивание-отклеивание цветочков разных цветов, способствует развитию навыка узнавания цветов.

    Листья падают, кружатся

    И у ног моих ложатся.

    Я ладошку протяну

    И один листок возьму.

    А потом другой и третий.

    Хороши они, поверьте!

    Я от осени привет

    Соберу в большой букет!

    C:\Users\PCnorm\Desktop\IMG_20191002_092032.jpg

    Таким образом, использование сенсомоторной  среды «Фиолетовый лес» 

    способствует всестороннему развитию детей 2-3 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей, положительно сказывается на процессе адаптации детей раннего возраста, дает эмоциональный комфорт во время пребывая в группе, возможность погрузиться в сказку и быть ее героем, является вариативной, полифункциональной, безопасной и отвечает всем требованиям ФГОС ДО.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «СЧАСТЛИВЫЙ МАЛЫШ» Технология воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ

     При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новы...

    «СЧАСТЛИВЫЙ МАЛЫШ» Технология воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ

     При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новы...

    Работа с детьми раннего возраста в период адаптации к ДОУ

    Конспект  родительского собрания "Работа с детьми раннего возраста в период адаптации к ДОУ" ...

    Консультация для родителей"Работа с детьми раннего возраста в период адаптации в ДОУ"

    Воспитание  в дошкольном учреждении имеет много преимуществ перед воспитанием в семье,особенно,если ребенок единственный.В школе и во всей дальнейшей жизни ребенку потреб...

    "Работа с детьми раннего возраста в период адаптации"

    В презентации представлен опыт работы с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду: цель, задачи, содержание работы. Указан список используемой литературы. Презентация содержит фотомат...

    Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

    Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

    «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ»

    При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требов...