Использование развивающей среды В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес» в работе с детьми раннего возраста в период адаптации.
методическая разработка

Квитченко Наталья Александровна

Использование сенсомоторной среды "Фиолетовый лес" способствует всестороннему развитию детей 2-3 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей, положительно сказывается на процессе адаптации детей раннего возраста, даёт эмоциональный комфорт во время пребывания в группе, возможность погрузиться в сказку и быть её героем, является вариативной, полифункциональной, безопасной и отвечает всем требованием ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_sreda_fioletovyy_les.docx447.62 КБ

Предварительный просмотр:

Использование развивающей среды В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес»

в работе с детьми раннего возраста в период адаптации.

 При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Чем младше ребёнок, тем она и труднее.

Адаптация – это процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и приспособления к условиям этой среды.

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. В период привыкания к детскому саду важно учитывать, что, находясь в группе, дети чувствуют себя скованно и вынуждены сдерживать свои эмоции, что приводит к внутреннему напряжению, которое может стать причиной невроза. В то же время детям свойственно быстро заражаться эмоциями, как положительными, так и отрицательными.

Маленький ребёнок испытывает потребность быть принятым, получить эмоциональную поддержку и внимание окружающих. Поэтому главное, что необходимо сделать для ребёнка – обеспечить чувство привязанности и эмоциональной поддержки во взаимоотношениях с окружающими, что служит прямым и косвенным источником радостных переживаний.

Немаловажную роль в такой работе играет развивающая среда. В соответствии с ФГОС ДО, развивающая среда детского сада должна быть насыщенной, вариативной, полифункциональной, способствовать всестороннему развитию детей, что немало важно для работы с воспитанниками 2-3 лет, должна быть наполнена положительными эмоциями для комфортного самочувствия ребенка в данной среде.

В связи с этим, при организации развивающей среды в группе раннего возраста мы используем сказочное панно под необычным названием «Фиолетовый лес».

  «Фиолетовый лес» – это развивающая сенсорная среда, в которой ребенок как самостоятельно играет, конструирует, закрепляет полученные знания, так и при помощи ориентирования взрослого получает необходимый, достаточный уровень представлений в соответствии с возрастными особенностями.

Использование игр с материалами предметно-развивающей среды «Фиолетовый лес» положительно сказывается на процессе адаптации детей раннего возраста, отвлекает от грустных мыслей о доме и родителях, способствует установлению стойкой привязанности к воспитателям.

 При использовании развивающей среды «Фиолетовый лес»   решаются следующие  задачи:  

- обеспечение эмоционального состояния;

-  снятие эмоционального напряжения (поскольку сам ребенок часто не контролирует свое состояние).

Во время игр с материалами данной среды ребёнок переживает положительные эмоции, разнообразные тактильные ощущения способствуют развитию сенсорики, мелкой и крупной моторики.

 «Фиолетовый лес» может использоваться в разных видах детской деятельности детей:

- в игровой деятельности;

- в общении с взрослыми и совместными играми со сверстниками под руководством взрослого;

- в предметной деятельности и играх с составными и динамическими игрушками;

- в восприятии сказок, стихов, рассматривании картинок;

- двигательной деятельности.

Ежедневные игры с использованием предметно - развивающей среды «Фиолетовый лес» обеспечивают стабильность окружающей среды, способствуют устойчивому чувству безопасности и эмоционального комфорта, так как ощущение безопасности связывается с повторяемыми событиями, играми.

Изучив материал по данной тематике, педагогами были разработаны следующие развивающие игры с использованием материалов развивающей среды «Фиолетовый лес»:

1. «Приклей - отклей» цветочки (листочки) – способствует развитию мелкой моторики, координации движений, успокаивает.

Нёс пушистый зайчик

Белый одуванчик,

Одуванчик так хорош,

И на зайчика похож.

Только дунул ветерок

и рассыпался цвет.

Огорчился зайчик: «Где же одуванчик?

Был такой большой цветок,

А остался стебелек!»

Говорит зайчонку ежик:

«Одуванчик не надёжен,

чтобы донести домой -

нужен нам цветок другой»

Мы возьмем в букет ромашку,

клевер, лютики и кашку,

к ним добавим василёк -

им не страшен ветерок!»

2. «Принеси по…» - принести 1, 2, 3 цветочка – способствует развитию навыка счёта.

На лугу растут цветы

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (Наклоны.)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

3. «Приклей листочки желтого цвета» - приклеивание-отклеивание цветочков разных цветов, способствует развитию навыка узнавания цветов.

Листья падают, кружатся

И у ног моих ложатся.

Я ладошку протяну

И один листок возьму.

А потом другой и третий.

Хороши они, поверьте!

Я от осени привет

Соберу в большой букет!

C:\Users\PCnorm\Desktop\IMG_20191002_092032.jpg

Таким образом, использование сенсомоторной  среды «Фиолетовый лес» 

способствует всестороннему развитию детей 2-3 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей, положительно сказывается на процессе адаптации детей раннего возраста, дает эмоциональный комфорт во время пребывая в группе, возможность погрузиться в сказку и быть ее героем, является вариативной, полифункциональной, безопасной и отвечает всем требованиям ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СЧАСТЛИВЫЙ МАЛЫШ» Технология воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ

 При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новы...

«СЧАСТЛИВЫЙ МАЛЫШ» Технология воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ

 При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новы...

Работа с детьми раннего возраста в период адаптации к ДОУ

Конспект  родительского собрания "Работа с детьми раннего возраста в период адаптации к ДОУ" ...

Консультация для родителей"Работа с детьми раннего возраста в период адаптации в ДОУ"

Воспитание  в дошкольном учреждении имеет много преимуществ перед воспитанием в семье,особенно,если ребенок единственный.В школе и во всей дальнейшей жизни ребенку потреб...

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ»

При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требов...

СТАТЬЯ Тема: «Использование коммуникативных игр в работе с детьми раннего возраста в период адаптации»

С приходом ребёнка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контак...