Презентация "Технология проблемного обучения в детском саду"
презентация

Волкова Светлана Николаевна

Проблемное обучение в детском саду – это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie.pptx92.28 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Сосенка» с.Богучаны Технология проблемного обучения в детском саду. Подготовила воспитатель Волкова С.Н.

Слайд 2

Проблемное обучение в детском саду – это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

Слайд 3

При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать проблемы, открывать новые знания. Что же такое проблемное обучение? Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Слайд 4

В жизни дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но взрослые ограждают детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, по - экспериментировать и самостоятельно справиться с проблемами. Дети привыкают просить помощи у взрослых, вырастают не готовыми к реалиям жизни . Основная задача - подготовить ребенка к жизни в завтрашнем дне, научить его справляться с возникающими проблемами. З адача детского сада - наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, включить каждого малыша в содержательную деятельность . Очень важно пробудить у детей интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.

Слайд 5

Достоинства проблемного обучения: 1.Высокая самостоятельность обучающихся. 2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации обучающихся. 3.Развитие мыслительных способностей детей. Недостатки: Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний.

Слайд 6

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения: 1 .Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний. 2.Быть доступными для обучающихся. 3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность. 4.Задания должны быть таковыми, что бы обучающийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Слайд 7

Формы организации проблемного обучения: 1.Проблемный вопрос; 2.Проблемная задача; 3.Проблемная ситуация.

Слайд 8

Проблемный вопрос - это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения. «Почему на одном участке лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают ?» Т . е. вопрос «Когда опадают листья ?» - предполагает конкретный вопрос на основе знаний –это просто вопрос. А вопрос «Почему осенью опадают листья ?» - является проблемным , требует от детей при ответе на него рассуждений. Проблемные вопросы содержат в тексте вопросы «Почему ?», «Зачем ?». Например «Какие птицы наших краев улетают на юг ?»( просто вопрос) «Почему утка плавает, а курица нет ?» –это проблемный вопрос.

Слайд 9

Проблемная задача. П роблемную задачу можно условно разделить на две части . В ней есть условие(описание) и есть вопрос? Проблемная задача №1. Дети слепили двух одинаковых снеговиков . Один растаял через неделю, а другой стоял до конца зимы. Почему ? Проблемная задача№2. Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду Буратино всплывает. Как ему помочь?

Слайд 10

Проблемная ситуация. Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения. При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности .(Воспитатель предлагает по наклонной доске прокатить шарики из разных материалов(деревянные, пластмассовые, резиновые и металлические ). Дети выполняют действия и видят, что все шарики скатываются , а металлические останавливаются посередине . Неизвестно - почему только металлические? Противоречие - должен скатиться, но не скатился. Свойства магнита.

Слайд 11

Алгоритм решения проблемной ситуации состоит из 7 шагов: 1.Описание проблемной ситуации (неясность ситуации) 2.Вычленение из проблемной ситуации конкретной задачи, постановка цели ( Как быть? Что делать?) 3.Формулировка противоречия. 4.ИКР-идеальный конкретный результат. 5.Выявление ресурсов объекта. Выявление реальных возможностей. 6.Формулировка окончательного решения, к которому пришли. 7.Формулировка подзадач ( определение проблем, которые могут возникнуть в дальнейшем).

Слайд 12

Технологическая карта деятельности по проблемному обучению дошкольника 1этап - постановка проблемы основная цель воспитателя помочь детям осознать и присвоить предложенную ситуацию. 2 этап - актуализация необходимых знаний, которые станут базовыми для следующего этапа решения проблемы. 3 этап - выдвижение гипотез и предложений, целью является вовлечение детей сначала в процесс выдвижения предложения, а затем в процесс выделения этапов поиска и их планирования. 4 этап - проверка решения. Основной целью является организация по проверке правильного решения. Проверку можно осуществлять через различные виды деятельности. 5 этап - введение в систему знаний. Н аправлен на выделение новых знаний и организацию деятельности по применению полученных знаний на практике, их присвоению. Следуя по данной технологической карте, воспитатель организует процесс обучения таким образом, что ребенок сам является открывателем новых знаний.

Слайд 13

Вывод: П едагогам необходимо использовать современные образовательные технологии, которые позволили бы детям не быть объектом обучения, а быть активными ее субъектами, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи . Одной из таких технологий является технология проблемного обучения. Не пытайтесь объяснить ребенку то, до чего он додумался сам. Дайте возможность каждому ребенку сделать свое маленькое открытие. Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить. Ребенку интереснее мыслить, чем запоминать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проблемного обучения в детском саду

Глобальные процессы, происходящие в современном информационном обществе, диктуют новые подходы в современном образовании. В результате чего к системе дошкольного образования выдвигаются весьма высокие...

Консультация для воспитателей «Использование технологии проблемного обучения в детском саду»

Консультация «Использование технологии проблемного обучения в детском саду»...

Семинар-практикум «Использование проблемного обучения в детском саду»

Проблемное обучение в детском саду  - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активну...

Консультация "Технологии проблемного обучения в детском саду".

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.Проблемное обучение — организованный...

Семинар-практикум на тему: «Технология проблемного обучения в детском саду»

Рассмотрим технологию проблемного обучения, которая является специально созданной совокупностью специфических приёмов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно прим...

Технология проблемного обучения в детском саду

Технология проблемного обучения...

Технологии проблемного обучения в детском саду

Описание и методика построения проблемного обучения (обобщение опыта)....