Семинар-практикум «Использование проблемного обучения в детском саду»
материал (старшая группа) на тему

Азарнова Татьяна Борисовна

Проблемное обучение в детском саду  - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению (Н.Е. Веракса).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_tjehr.pptx844.22 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум «Использование проблемного обучения в детском саду» Подготовила: Азарнова Татьяна Борисовна

Слайд 2

« Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов» Д.Дьюи В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859—1952), который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. В разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения активное участие принимали: Т. В. Кудрявцев, Кудрявцев В. Т., И. Я. Лернер , А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов , В. Оконь , М. Н. Скаткин и другие.

Слайд 3

Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению (Н.Е. Веракса ). Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Слайд 4

Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности. Проблемная ситуация – это задача, которую необходимо решить, основным звеном проблемной ситуации является противоречие. (Противоречие - положение, при котором одно исключает другое, несовместимое с ним, противоположное ему.) Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами , объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.

Слайд 5

Характерные признаки проблемности на занятиях • Возникает состояние интеллектуального затруднения; • Возникает противоречивая ситуация; • Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.

Слайд 6

ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ:  Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом.  Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов.  Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций, часто ролевых.  Создание противоречия, проблемной ситуации.  Организация противоречия в практической деятельности детей.

Слайд 7

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС - ЭТО НЕ ПРОСТО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗНАНИЯ, КОТОРОЕ УЖЕ ЗНАКОМО ДЕТЯМ, А ПОИСК ОТВЕТА НА ОСНОВЕ РАССУЖДЕНИЯ. - Как вы думаете, почему несъедобные грибы нельзя уничтожать?

Слайд 8

- Как вы думаете, кто бегает быстрее, лиса или волк?

Слайд 9

В ПРОБЛЕМНОЙ ЗАДАЧЕ ДЕТИ ДОЛЖНЫ НАЙТИ РЕШЕНИЕ НА ПОСТАВЛЕННЫЙ ВОПРОС ( КАК В ЛЮБОЙ ЗАДАЧЕ, ЕСТЬ УСЛОВИЕ И ВОПРОС) Проблемная задача №1. Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

Слайд 10

Проблемная задача № Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая .

Слайд 11

Проблемная ситуация «Как сохранить кусочек зимы летом?» Содержание: Людям всегда хочется того, чего нет, или того, что наступит не скоро. Так летом, когда жарко, мы начинаем вспоминать зиму. Можно ли сохранить кусочек зимы летом?

Слайд 12

Он взрослых изводил вопросом «почему?» Его прозвали «маленький философ». Но только вырос он, как начали ему Преподносить ответы без вопросов. И с этих пор он больше никому Не задает вопросов «почему?» (С.Маршак)

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование технологии проблемного обучения в детском саду»

Консультация «Использование технологии проблемного обучения в детском саду»...

Семинар-практикум на тему: «Технология проблемного обучения в детском саду»

Рассмотрим технологию проблемного обучения, которая является специально созданной совокупностью специфических приёмов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно прим...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ НА ТЕМУ: «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника».

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМНА ТЕМУ: «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника».   Что такое творчество? Взгляды философов сводятся к тому, что творче...

"Использование технологии проблемного обучения в детском саду"

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения....

Специфика использования проблемного обучения в детском саду

Проблемное обучение в отличие от традиционного доставляет детям радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творче...

Семинар-практикум "Технология проблемного обучения в детском саду"

Технология проблемного обучения в детском саду...

Статья из опыта работы «Использование проблемного обучения в детском саду»

Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное "зачем?", "как?", "почему?". Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и...