Статья из опыта работы «Использование проблемного обучения в детском саду»
статья

Гамаюнова Марина Александровна

Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное "зачем?", "как?", "почему?". Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

Поэтому необходимо ребенка "учить сомневаться". Дошкольники могут подвергнуть сомнению не сами знания воспитателя, или правильность их высказывания. Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_iz_opyta_2020.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Статья из опыта работы

педагога МАДОУ «ЦРР «Жемчужинка»

Гамаюновой Марины Александровны.

«Использование проблемного обучения в детском саду»

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?"В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования часто повторяется целевая установка – поощрение инициативы, самостоятельности детей. Раньше мы делали упор на то, что взрослый – главный, управляющий. Теперь он – посредник, который поддерживает активную инициативу ребенка.Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

 Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное "зачем?", "как?", "почему?". Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

Поэтому необходимо ребенка "учить сомневаться". Дошкольники могут подвергнуть сомнению не сами знания воспитателя, или правильность их высказывания. Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение.

(Например: металлические предметы тонут, но ребенок видит: корабль из металла не тонет. Почему? При организации соответствующих опытов дошкольники могут поразмышлять над этим вопросом).

Поэтому, сомнение - это путь к творчеству, самостоятельности, независимости в мыслях, чувствах, поступках. Пора забыть привычное: "Мал еще со мной спорить!". Следует, наоборот, поощрять детей к спору, сомнению (если это не опасно для жизни и здоровья).

Конечно же, наши воспитанники -  пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. Это свойство И.П.Павлов назвал рефлексом "что такое?", под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними.

Известный польский ученый Ю.Оконь в своей книге «Основы проблемного обучения» пишет: «…чем больше дети стремятся в ходе своей работы попасть на тот путь, по которому идет исследователь, тем лучше достигаемые результаты». По его мнению «сущность процесса учения путем решения проблем сводится в каждом случае к созданию такой ситуации, которая вынуждает ребенка самостоятельно искать решение».

В настоящее время появилось много инновационных технологий, направленных на развитие инициативности, самостоятельности. Одной из таких технологий является использование проблемного обучения.

Структурной единицей проблемного обучения является проблемная ситуация. Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения воспитанников, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Проблемная ситуация специально создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств.

Работая с детьми с использованием технологии проблемного обучения, я ставила перед собой конкретные задачи.

Задачи проблемного  обучения позволяют:

  1. развивать интеллект, познавательную самостоятельность,  творческие способности дошкольников;
  2. усваивать детьми системы знаний и способов умственной практической деятельности;
  3. формировать всесторонне развитую личность.
  4. воспитывать навыки творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);
  5. воспитывать навыки творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;
  6. формировать и накапливать опыт творческой деятельности (овладение методами научного исследования и творческого отображения действительности);

 7.формировать мотивы обучения, социальные, нравственные и познавательные потребности.

Считаю, что сущность технологии проблемного обучения, как любой другой технологии, заключается в четком следовании определенным ее этапам.

 В работе по проблемной ситуации выделяю определенную последовательность,или алгоритмрешенияпроблемной ситуации, состоящий из пяти этапов:

1) Появление проблемной ситуации – постановка проблемы;

2) Выявление и четкое определение сущности проблемы – актуализация знаний;

3) Определение путей выхода из ситуации, либо вынесение предположений возможного решения и их  обоснование - выдвижение гипотез, предположений;

4) Доказательство верности вынесенных предположений и верности возможного их решения - проверка решения;

5) Проверка, на сколько,  верно решение проблемы - введение в систему знаний.

В проблемном обучении не стремлюсь переубедить ребенка и навязать ему свое мнение (знание). Я внимательно выслушиваю все возражения, предположения, поощряю за самостоятельность суждений, активность в обсуждении, постепенно с помощью наводящих вопросов подвожу детей к мысли, заключающей в себе новое знание. В результате собственной работы мысли дети получают знания, т.к. человек, как считает С.Л. Рубинштейн, подлинно владеет лишь тем, что добыто собственным трудом.

Создавая проблемные ситуации, побуждаю детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучаю не бояться допускать ошибки, не читая нравоучений. Ведь это порождает робость. Боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении проблем. Как считает психолог А.М.Матюшкин, «боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Он будет решать только легкие проблемы», что неизбежно приведет к задержке его развития.

При организации работы с детьми я выделяю четыре уровня проблемности в обучении:

1. Сама ставлю проблему (задачу) и сама решаю её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Сама ставлю проблему, дети самостоятельно или под моим руководством находят решение. Затем я направляю ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ребёнок ставит проблему, а я помогаю её решить. На этом уровне у ребёнка воспитываю способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решат. В этом случае я даже не указываю на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

Чтобы ребенок-дошкольник осознал предлагаемую ему ситуацию как проблемную и заинтересовался ею, мной был определен ряд специфических приемов создания проблемных ситуаций.

1.      Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом. (Мы знаем, что температура снега ниже 0.Почему же тогда, сгребая зимой снег к стволу дерева, мы считаем, что спасаем его от мороза?)

2.      Побуждение детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов. (Почему у птиц клювы разной формы? Какое дерево мы наряжали на Новый год? Можно ли хвоинку назвать листочком?)

3.      Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций часто ролевых. (Что может рассказать о снеге (цветке, туче…) художник, медик, эколог.)

4.      Создание противоречия. (Надо создать коллекцию семян по способу их распространения в природе, но не имеем знаний о способах распространения.Хочу построить кораблик, но не знаю, какой материал лучше выбрать для него.)

5. Организация противоречия в практической деятельности детей. (Готовимся к встрече с выпускниками.Составим правила поведения в автобусе для не читающих пассажиров.)

Часто использую в своей практике вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Вопросы для сравнения ставлю так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом - сходства.

Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.

Активизирую мышление детей через вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке я предлагаюподумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?

Можно иногда и ошибиться - пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забывать о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

Способствует проблемному обучению и созданная мною предметно-пространственная среда в группе, которая разделена на центры, и в соответствии с ФГОСДО является легко трансформируемой, полифункциональной, безопасной, вариативной, доступной, что активизируют поисково-познавательную деятельность воспитанников.

Таким образом, применение в учебно-воспитательном процессе проблемных ситуаций помогает воспитателю выполнить одну из важных задач, поставленных Федеральным государственным образовательным стандартом образовательного учреждения, – формирование у детей дошкольного возраста самостоятельного, активного, творческого мышления.

В результате применения данного подхода дети моей группы легче применяют полученные знания в новых ситуациях и умеют добывать новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.

В результате использования проблемного обучения дети стали гораздо чаще проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, проявлять любознательность, а также четко выражать свои мысли и желания.

Как говорил Г. Галилей, «вы не в состоянии научить человека чему-либо. Вы можете лишь помочь ему обнаружить это внутри себя».

Без мотивации учебная деятельность, как и любая другая, практически невозможна.

Список используемой литературы:

  1. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: «Знание», 1991.
  2. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: «Знание», 1974.
  3. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. СПб: Изд. «Питер», 2000.
  4. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование технологии проблемного обучения в детском саду»

Консультация «Использование технологии проблемного обучения в детском саду»...

Семинар-практикум «Использование проблемного обучения в детском саду»

Проблемное обучение в детском саду  - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активну...

"Использование технологии проблемного обучения в детском саду"

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения....

Специфика использования проблемного обучения в детском саду

Проблемное обучение в отличие от традиционного доставляет детям радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творче...

Статья из опыта работы: «Использование родительского чата Whats App, YouTube-канала и сайта детского сада в работе учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ».

В статье рассмотрены современные приемы и методы работы с семьями воспитанников с ОВЗ: родительский чат Whats App,  YouTube-канал и  сайт детского сада....

Доклад "Использование технологии проблемного обучения в детском саду".

Выступление на данную тему способствует  повышению профессиональной компетентности педагогов в применении технологии проблемного обучения. Напоминает педагогам специфику использования проблемного...