Статья из опыта работы: «Использование родительского чата Whats App, YouTube-канала и сайта детского сада в работе учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ».
статья по логопедии (подготовительная группа)

Прудникова Ольга Юрьевна

В статье рассмотрены современные приемы и методы работы с семьями воспитанников с ОВЗ: родительский чат Whats App,  YouTube-канал и  сайт детского сада. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_iz_opyta_raboty.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Прудникова Ольга Юрьевна,

учитель-логопед ВКК

МКДОУ д/с № 5 г.Пласта

Статья из опыта работы: «Использование родительского чата Whats App,  YouTube-канала сайта детского сада  в работе учителя-логопеда  с родителями детей с ОВЗ».

В работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях групп компенсирующей направленности остро стоит вопрос взаимодействия с родителями с целью повышения эффективности коррекционной работы. Согласно всем научным исследованиям логопедическая работа по коррекции ТНР только тогда принесет свои плоды, когда учитель-логопед будет работать в тесном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса: с медицинскими работниками дошкольной организации, с воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и, конечно же, родителями. Без участия родителей коррекционный процесс может затянуться на долгие месяцы или вовсе «сойти на нет».

В настоящее время в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки, обусловленной пандемией COVID-19, взаимодействие детского сада и родителей свелось практически к минимуму. Запрет на массовые мероприятия сделал невозможным проведение родительских собраний, где воспитатели и учителя-логопеды консультировали родителей по организации домашней работы с детьми с ТНР оф-лайн: по проведению пальчиковых игр, артикуляционной и дыхательной гимнастик в домашних условиях, по закреплению правильного произношения поставленных звуков,  развитию словаря и лексико-грамматического строя речи и др. Именно в этой связи, учителя-логопеды ищут новые современные пути взаимодействия с родительским сообществом.

Хочется поделиться своими наработками по данному вопросу. В нашем детском саду реализуются следующие новые формы взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ (ТНР):

1. Родительский чат в Whats App.

В настоящее время все группы ДОУ, включая группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, имеют родительские чаты в  мессенджере Whats App. Это очень удобная форма работы. В чате можно публиковать как срочные объявления, так и методические рекомендации специалистов ДОУ по организации домашней работы с детьми-дошкольниками. Как учитель-логопед, я публикую в родительском чате еженедельно свои методические рекомендации по повторению материала с фронтальных занятий по развитию речи и обучению грамоте. Чат Whats App позволяет записывать и публиковать небольшие обучающие видеофрагменты по непонятным для родителей заданиям. Кроме группового чата, в условиях карантина мне пришлось работать и в личных чатах с родителями, организуя он-лайн  занятия по постановке и автоматизации звуков. Плюсом чатов Whats App является их доступность: смартфоны и программа Whats App имеется у 95% родителей.

2. YouTube-канал.

Эта форма работы совершенно новая для меня, как учителя-логопеда. В нашем ДОУ функционируют методические академии. Я состою в методической академии коррекционного образования «Ручеек». В рамках работы академии мы, коррекционные педагоги ДОУ, решили создать свой YouTube-канал для более тесного взаимодействия с родителями. Такой канал позволяет записывать и публиковать более длинные и более информативные видео, позволяющие родителям организовать домашнюю работу с детьми. На YouTube-канале мы опубликовали комплексы артикуляционной гимнастики на трудные звуки (свистящие, шипящие, соноры), комплексы нейроигр и упражнений для улучшения мелкой моторики рук, консультации-презентации для родителей по различным направлениям коррекционно-логопедического обучения.

Но как донести эту информацию до родителей? Ведь не у всех родителей есть компьютеры, ноутбуки, планшеты. Не многие из них, даже имея эти технические средства, захотят заходить на сайт YouTube. Проблема решилась очень просто! Опять же помогли родительские чаты Whats App. Мы просто публиковали ссылку на то или иное видео с YouTube-канала в общий или личный родительский чат, после чего любой родитель вместе с ребенком мог просматривать это видео прямо с экрана телефона. И с удовольствием выполнять все задания!

3. Официальный сайт ДОУ и страница ДОУ в социальных сетях.

Опыт показывает, что страницы ДОУ в социальных сетях (Инстаграм, Одноклассники, ВК) более популярны среди родителей, чем официальный сайт ДОУ. Поэтому приходится дублировать размещаемую информацию и там, и там. Как учитель-логопед ДОУ постоянно публикую различные информационные и консультационные материалы на официальном сайте ДОУ и в соцсетях. Социальные сети позволяют показать родителям ту работу, которую детский сад проводит с детьми. Здесь мы публикуем фото с занятий, мероприятий, прогулок, проводим конкурсы поделок и рисунков. Родители активно участвуют в такой форме работы.  В последнее время местное телевидение все чаще приходит в детский сад, чтобы так же осветить его работу и ознакомить с ней родителей на своих сайтах.

Таким образом, современные условия требуют поиска новых путей решения проблемы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и всего детского сада и родителей. С чем, на мой взгляд, наш детский сад справляется на достаточно хорошем уровне.

Список используемой литературы.

1. Азбука для родителей. Минск: БелАПДИ, 1996. – 108с.

2. Арнаутова Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях // Детский сад от А до Я. 2004. № 4. С. 30–37.

3. Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи.  М.: ТЦ Сфера, 2009. С. 12–17. Бондаренко Т. А. Опыт организации работы логопеда с родителями, воспитывающими ребёнка с нарушением речи // Сборники конференций НИЦ Социосфера. № 32. 2011. С. 138–145.

4. Булатова К. К. Использование информационных технологий в образовательной практике ДОО // Сборники конференций НИЦ Социосфера. № 19. 2014. С. 37–40.

5. Вакуленко Л. С. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы.  СПб: «Детство-пресс», 2012.  176 с.

6. Волковская Т.Н. Особенности работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения для детей с нарушениями развития / Т.Н. Волковская // Коррекционная педагогика. - 2003. - № 2. - С. 62 - 70.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи по подготовке детей к школе (из опыта работы)

В настоящее время проблема подготовки ребенка к школе в семье является наиболее актуальной. От того, каковы семейные традиции, какое место занимает в ней ребенок - будущий школьник, какова по от...

Использование Интернет- сайта детского сада для информационного общения между педагогами и родителями

    Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, – воспитание детей. Сегодня эта проблема обсуждается педагогами, психологами, родителями, социол...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад с презентацией на тему: «Здоровый образ жизни в детском саду. Работа с родителями. Из опыта работы».

Здоровый образ жизни в детском саду  - это комплекс оздоровительных мероприятий,обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышени е работоспособности детей.Для укрепления и сохр...

"Организация развивающей среды на территории детского сада для развития и воспитания детей на прогулке" (из опыта работы МДОУ)

Территория образовательного учреждения - это его своеобразная визитная карточка, составляющая образовательного пространства дошкольного детства. Коллектив нашего детского сада стремится сделать игровы...