Материал для воспитателей
консультация (старшая группа)

Материл для воспитателей из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

          Сообщение из опыта работы

 «Речевое развитие как средство общения и культуры дошкольника.»

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего мира через диалог с другими личностями.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и со взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Развитию речи в детском саду и в нашей группе уделяется большое внимание. Это обучение  правильной речи, развитию речевого общения, расширению словаря, обучение пересказу.  Компонентами речевой активности является быстрота речевых реакций и в диалоге и в других ситуациях, выбор игр и игровых  увлечений, связанных с речью, речевое воображение, овладение на определенном уровне системой языка.

      «В пустых стенах ребёнок не заговорит»

В группе созданы все условия для развития речи детей:

- насыщенная предметно-развивающая среда: уголок книги, центр театрализации, сюжетные игры по ознакомлению детей с социальной действительностью.

- для полноценного речевого развития детей оформлен центр речевого творчества, представляющий возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально.

- накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук, комплексы пальчиковых игр, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда - это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».  
В.А. Сухомлинский

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти,  или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.

 Поэтому в нашей работе широко используются речевые игры с движением, пальчиковые игры и игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования ( палочки, решетки, платочки, прищепки, колечки  и т.д.) автор О.А. Зажигина  

Работая над развитием речи, нужно активизировать ее основные компоненты, поэтому большое внимание уделяем  словесным играм, цель которых обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи.

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли

К . Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

      

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Играя, дети учатся находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Стараюсь, чтобы дети словами объясняли свои действия в игре. Эти игры проводятся в группе ежедневно, самостоятельно дети могут играть в течении дня.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребёнок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за неё, подражает гудению самолёта, голосам зверей и т.д., развивается диалогическая игра.

В группе организован центр театрализованной деятельности, который соответствует возрасту детей. В наличии имеются разные виды театров: теневой, пальчиковый, кукольный, настольный. Используются также маски и элементы костюмов  персонажей сказок.

       Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с  удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившейся образ.  Ребята любят показывать настольные и пальчиковые театры по сказкам. Особенно любимые «Три поросенка», «Теремок», «Колобок» и т.д.

Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка.     На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.

 

 Красота родного края,

благодаря сказке, фантазии, творчеству,

— это источник любви к Родине...

 Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина.

 В. Сухомлинский

Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.  

 

И детский фольклор - верное средство для этого.  Показывая ребёнку красоту и многообразие человеческих чувств, детский фольклор возбуждает в нём ответные чувства.

Но, к сожалению , детский фольклор не в полной мере используется   для развития у детей воображения, культуры общения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств.

Поэтому мы используем в работе пособие по «Ознакомлению  детей дошкольного возраста с русским народным творчеством»  автора Бойчук И.А.

Оно включает перспективное планирование с использованием различных методов и приемов, чередовании видов деятельности – рассматривание картин, произведения русского фольклора, конспекты бесед, описания русских народных игр, пальчиковых гимнастик, речевых игр, обыгрывание сюжетов, пение, рисование, ручной труд, творческие задания.

Меткое слово, ритм, музыка и движение, потешки, дразнилки, скороговорки –развивают воображение у детей.

Данное пособие позволяет не только давать знания, но кропотливо осуществлять духовно- нравственное воспитание и развивать культуру общения дошкольника. Это пособие используется как дополнительный источник и основывается на народном календаре ( с сентября по май).

Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность – технология, которая учит детей выражать в творчестве свою индивидуальность, дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым.

Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития социально-коммуникативных и речевых способностей ребенка. Это происходит через создание развивающей предметно-пространственной среды.

Средством служит театрализованная деятельность, являющаяся одним из источников развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка.

Игровая деятельность незаметно активизирует словарь ребенка, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный, грамматический строй, диалогическую речь.

  Мы провели  новогоднюю проектную деятельность н тему «Снеговик –лучший друг Деда Мороза»

Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Убеждаем родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны. Поэтому снимаются видио и отправляются в группу или лично родителю.

         Предлагаем  родителям различные консультации по развитию речи ребёнка в семье, папки-передвижки дидактических игр и упражнений «Домашняя игротека»,  индивидуальные беседы, родительские собрания, памятки для родителей, подготовка детей к праздникам и досугам, выставки поделок.

        

   

 

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для воспитателей:" Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"

Материал раскрывает понятия здоровьесберегающих технологий, их цель, принципы. методы....

Библиотека, практический материал для воспитателей и родителей

Тема недели библиотека. практический материал по данной теме для воспитателей и родителей. Игры, загадки, стихи, пословицы....

Полезный материал для воспитателей ДОУ

Материалы для воспитателей, молодых родителей и студентов факультетов дошкольного образования: статьи, конспекты занятий в детском саду, полезные советы и рекомендации; документация в ДОУ; аудиосказки...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Консультативный материал для воспитателей и родителей "Неплавность речи у детей раннего и дошкольного возраста"

Неплавность речи у детей раннего и дошкольного возраста. Организация и содержание охранительного режима для детей группы риска заикания....

Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»; Подготовила материал: Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А. Воспитатель: Дудорова Т.Е. Воспитатели группы раннего возраста: Черкасова .Н. Метлич Н.Н.

Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»(ранний возраст)  Подготовила материал:Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А.Воспитат...

ЭССЕ ( "Я и моя профессия - ВОСПИТАТЕЛЬ!" (конкурсный материал на воспитатель года - 2018 год.)

ЭССЕАрдашевой Кристины ЕвгеньевныВоспитатель МБДОУ детский сад № 7 «Радуга»Ул. Дружбы 33 «Моя – профессия». «Призвание – воспитатель детского с...