"Это полезно знать"
методическая разработка

Подъянова Ирина Ивановна

 Полезная информация и советы на разные случаи жизни. Они расскажут вам, что делать и как поступить в той или иной жизненной ситуации. Это нужно и полезно знать, это пригодится вам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация детей раннего возраста

 

Подготовила: педагог-психолог Подъянова И. И.

 

Ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. Малыш видит жизнь из «рук» родителей, именно они играют главную роль в создании того образа мира, который позволит ребенку со временем выйти из «гнезда», найти свое место среди людей, научиться жить в ладу с самим собой и окружающими. Взрослым кажется, что это происходит само собой, по мере взросления ребенка, и никаких проблем здесь быть не может.  

В большинстве случаев поступление ребенка в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Как родители, так и воспитатели параметрами готовности ребенка к поступлению в детский сад считают владение навыками самообслуживания и привычку к режиму дня, приближенному к детсадовскому. Вопрос же о том, в какой мере ребенок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми, незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных для ребенка социальных норм и правил поведения, родителями даже не обсуждается. Более того, нередко родители, отмечая у своего ребенка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился. Такая «учеба» зачастую оборачивается тяжелыми переживаниями самого ребенка, слезами и обидами других детей, претензиями и замечаниями воспитателей. Наблюдения за детьми в ДОУ свидетельствуют о том, что ребенок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к поступлению в более широкий, чем домашний, круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительнее быстрее и безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться к незнакомому для него взрослому или другому ребенку.

Реальные результаты в решении  задач профилактики и практического преодоления «адаптационного синдрома», возникающего у детей, впервые поступающего в ДОУ, может принести только единая система взаимодействия родителей и специалистов ДОУ. (Приложение 1)

Заведующая совместно с методистом, педагогом-психологом и медработником должны учитывать, как организовано комплектование групп. При наборе группы важное значение имеет соблюдение норм комплектования групп по численному составу – состав группы должен быть таков, чтобы всем детям можно было обеспечить режим и все содержание работы в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. При составлении списков необходимо учитывать, посещал ли ребенок ДОУ раньше или поступает впервые, каково будет соотношение в группе детей в этом плане.

Наиболее удачным является вариант, когда в комплектуемую группу поступает в течение недели не более пяти-шести детей, в их числе трое-четверо, уже посещавших детские образовательные учреждения. Если же в группу поступает большое число детей, не посещавших ранее детские сады, то следует принимать в течение недели не более трех-четырех детей. Составление графика приема детей в группу позволит воспитателю правильно распределить внимание, организовать воспитательное воздействие, наладить процесс адаптации поступающих детей.

 

Психологическое обеспечение адаптационного периода ребенка в дошкольном образовательном учреждении

Деятельность педагога-психолога включает в себя:

  1. этап: 
  • Проведение семинаров, консультаций для педагогов по данной проблеме;
  • Групповые консультации для родителей (устные и письменные, в виде информации на стендах);
  • Организация анкетирования родителей воспитателями (Приложение 2);  Индивидуальные консультации для родителей и педагогов.
  1. этап: 

Анализ результатов анкетирования.

Целями анализа являются:

  • Выделение тех факторов в анамнезе, которые могут неблагоприятно отразиться на социально-психологической адаптации ребенка (например, в биологическом аспекте анамнеза фактором риска могут быть: патология беременности, родов; перенесенные тяжелые заболевания, травмы; из факторов социального анамнеза необходимо учитывать отклонения от возрастных режимов в домашних условиях, низкий уровень общения, наличие вредных привычек);
  • Получение данных о навыках ребенка, о степени самостоятельности, интересных и любимых занятиях, привычках, что позволит наиболее эффективно построить взаимодействие воспитателя с ребенком, исходя из его потребностей, что достаточно актуально не только в период адаптации.

Первые два этапа работы педагога-психолога несут профилактическую функцию.

  1. этап: 

Реализация профилактических и коррекционных мер для оптимизации процесса адаптации.

  • Непосредственная индивидуальная работа с детьми, у которых наблюдается тяжелая степень адаптации (Приложение 3)
  • Рекомендации воспитателям для работы с поступающими детьми, рекомендации фиксируются в календарных планах (ежемесячная страничка «Рекомендации психолога» или в графе «Примечания»).

Различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую. При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается за 1-2 недели. Острых заболеваний не возникает. Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым. Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. Могут замедляться темпы развития.  

 

 

Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ.

 

Процесс адаптации ребенка во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.

Для оптимизации процесса адаптации воспитатель может использовать следующее:

  • Беседы с родителями;
  • Анкетирование;
  • Наблюдение за ребенком;  Развивающие игры.

Сведения о ребенке воспитатель получает в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребенком в первые дни его пребывания. Уже в процессе первых наблюдений воспитатель может получить достаточно важную информацию о степени «проблемности» ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения с взрослыми и сверстниками и т.п. Однако наибольшее внимание следует уделить  особенностям протекания процесса адаптации. Для этого на каждого ребенка ведется индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. По окончании адаптационного периода, адаптационный лист передается педагогу-психологу, который прилагает его к карточке наблюдения за развитием ребенка. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и, при необходимости, коррекционных мероприятий облегчения адаптационного синдрома.

Кроме того, в ходе бесед важно, чтобы воспитатель установил контакт с родителями, помог снять тревогу за малыша, информировал бы о протекании адаптационного периода, ориентировал на активное взаимодействие.

В первые дни пребывания ребенка в группе является минимальным. Утреннее кормление желательно проводить дома. Для детей, у которых уже сформировался ряд отрицательных привычек, рекомендуется назначать в первые дни приходить только на прогулку. Укладывание спать желательно, проводить на шестой день пребывания в детском саду. На девятый день рекомендуется родителям оставить ребенка на один-два дня дома (из-за снижения защитных сил организма). По отношению к детям, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьей должна быть более глубокой и объемной. При этом необходимо помнить, что все вышеперечисленные мероприятия должны осуществляться с учетом особенностей привыкания ребенка к ДОУ.

Рекомендации воспитателям:

  • Использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать);
  • По рекомендации врача подвешивать над кроваткой возбудимого ребенка мешочки с успокаивающими сборами трав;
  • Предлагать ребенку ложиться в постель с мягкой игрушкой;
  • Рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном;
  • Использовать игровые методы взаимодействия с ребенком;
  • Создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.

 

Рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду:

 

Современные родители, прочитавшие множество книг по психологии, начинают готовить своего ребенка к приходу в ясли задолго до этого события. С ребенком гуляют во дворе, чтобы развить навыки общения, приглашают к нему в гости сверстников, рассказывают, как хорошо живут дети в детском саду.

Педагоги отмечают, что легче адаптируются к детскому саду дети из многодетных семей (так как уже усвоили, что не только они являются центром внимания взрослых) и дети из семей, в которых ребенок является равноправным партнером по общению с мамой и папой, а не игрушкой для взрослых, не помехой для них, не образцом для педагогических экспериментов.

Если Ваш ребенок плачет при расставании по утрам, не стоит отчаиваться, проанализируйте, так ли переживает малыш, если в ясли его приводит не мама, а папа или другой член семьи. И если с кем-то из них ребенок по утрам чувствует себя более комфортно, то, пока он не адаптируется, пусть его приводит бабушка или дедушка, старшая сестра или брат. Спросите воспитателя, как долго после вашего ухода ребенок еще плачет. Если сразу после того, как он оказывается в группе, малыш перестает плакать, то спокойно отправляйтесь на работу или учебу. Ваш ребенок наверняка чувствует себя отлично.

Если воспитатель сообщает вам, что ребенок плачет еще очень долго после вашего ухода, постарайтесь узнать, какие занятия и игрушки способны отвлечь малыша от горьких переживаний. Тогда по дороге в детский сад родители могут подробно рассказать ребенку, какое приятное событие или какая интересная игрушка ждут его в группе. Причем, говорить надо даже в том случае, если ребенок еще не умеет разговаривать и не может ответить.

Если же воспитатель говорит, что ребенок плачет в течение всего дня, то можно предложить малышу взять с собой в группу какой-либо дорогой для него предмет: игрушку, книжку или предмет который принадлежит маме (ленту, платок и т.д.) Можно повесить в группе фотографии мам всех детей. Пусть ребенок видит ваше лицо и вспоминает вас.  

Стефан Сейфер советует родителям найти какой-нибудь ненужный ключ, который можно ежедневно вручать ребенку, отправляя его в ясли. Положите его в кармашек малышу и скажите ему, что это ключ от квартиры (или дома), и что вы не сможете без ребенка (у которог остался ключ!) попасть домой. Это поможет малышу обрести уверенность, что мама и папа обязательно придут за ним вечером, «не забудут» его в детском саду.

Если у вас есть возможность, походите с ребенком в ясли первые дни (недели). Не бойтесь, что ребенок будет капризничать. Ка показал опыт, ребенок, чья мама находится в группе, чувствует себя спокойнее и уверенннее.

Если же вам непременно надо уйти и оставить ребенка в группе, постарайтесь быть спокойными и уверенными сами. В противном случае ребенок может уловить ваше беспокойство и будет расстраиваться и плакать еще больше.

И если уж вы решили отдать ребенка в ясли, будьте тверды и последовательны в своих поступках. Не позволяйте ребенку манипулировать собой и вынуждать вас из-за слез и капризов забирать его домой. Ваше спокойствие, доброжелательное отношение поможет ребенку обрести спокойствие.  

Психологи советуют заранее придумать и отрепетировать несколько способов прощания. Например, воздушный поцелуй, крепкое рукопожатие, обоюдное поглаживание по спинке и др.  

Забирая ребенка из яслей, спросите воспитателя, чем занимался малыш в течение дня. Попросите  воспитателя обязательно заметить утром, какое красивое платье на вашей дочке. Иногда даже обычный прием отвлекает ребенка от грустных мыслей и переживаний и делает воспитателя более близким и понятным ребенку.

Дайте возможность ребенку после детского сада побегать, попрыгать, поиграть в подвижные игры. Даже если вы устали после работы, раздражены, постарайтесь не показывать это ребенку. Пусть малыш почувствует, что момент встречи с ним для вас праздник. Вечером устройте небольшой семейный праздник, например, совместное чаепитие, во время которого вы можете похвалить ребенка за проведенный день в яслях при всех участниках этого маленького праздника.

Все это поможет ребенку понять, даже если он совсем мал и не умеет говорить, что его любят, ждут его прихода из яслей, гордятся им.  

  • Установите тесный контакт с работниками детского сада;
  • Приучайте ребенка к яслям постепенно, рассказывайте ему, что ждет его в детском саду;
  • Не оставляйте ребенка в яслях более чем на 8 – 10 часов;
  • Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка;
  • С 4 по 10 день лучше сделать перерыв в посещении детского сада (из-за снижения защитных сил организма);
  • Поддерживайте дома спокойную обстановку;
  • Не перегружайте ребенка новой информацией;
  • Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы;
  • Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то предмет, принесите в группу свою фотографию;
  • Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства;
  • Попросите других членов семьи отводить ребенка в ясли;
  • Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания;
  • Присутствуйте в группе вместе с ребенком первые дни или недели;
  • После яслей погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте возможность ребенку подвигаться, поиграть в подвижные игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Психологические особенности мальчиков и девочек

 

 

Мужчины по генотипу (комплексу врожденных признаков) имеют значительно большее разнообразие, чем женщины. Женщины как бы более одинаковы. У мужчин больше и полезных, и вредных мутаций (генетических отклонений). Так, по некоторым данным, на 100 глухих девочек приходится 122

глухих мальчика. Отклонения в цветовом зрении тоже чаще встречаются у мужчин. Среди детей с косоглазием, а также с заиканием,  алалией и другими речевыми дефектами, с задержкой психического развития и т.д. значительно больше мальчиков. Логопедические группы детских садов и другие группы для детей с отклонениями в развитии большей частью состоят из мальчиков. Если мы проследим динамику продолжительности разных периодов жизни, то заметим, что у мальчиков детство длится дольше, чем у девочек.

Девочки и рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет. Тогда в начальной школе мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на целый год. Вот мы и добрались в этом разговоре об истоках различий между мужским и женским полом до таких выводов, которые уже важны для воспитателей, родителей, учителей.

Итак, мы знаем, что мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев позже начинают говорить, при рождении мальчиков чаще наблюдаются осложнения, чем при рождении девочек. Выкидыши у женщин бывают чаще, если они вынашивают мальчиков. По разным данным, на 100 зачатий девочек приходится 120-180 зачатий мальчиков. Часто гибель будущего мальчика происходит раньше, чем женщина узнает, что она беременна. Статистика показывает, что среди детей 7-15 лет травмы у мальчиков случаются почти в 2 раза чаще, чем у девочек.

Трудновоспитуемые дети тоже чаще мальчики. Мальчиков, даже совсем маленьких, чаще ругают, реже берут на руки. По отношению к ним речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания (отойди, принеси, дай, сделай, перестань...), а в разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях (нравится, люблю, грустный, веселый...).

 

Физиологическая сторона восприятия тоже несколько различается у мальчиков и девочек. Показано, что до 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. У девочек выше кожная чувствительность, т.е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои "богатства" - кукол, тряпочки - и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы.

Кроме того, показано, что мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф. Если попросить детей нарисовать план окрестностей своего дома, то мальчики в рисунках отражают большее пространство, умещают большую площадь, больше улиц, дворов, домов.  

А умеем ли мы использовать или хотя бы понимать и учитывать эти различия при воспитании детей разного пола?

Воспитываем мальчика, воспитываем девочку

Давайте зададимся вопросом: если у мальчиков так много разных отклонений, если среди них много двоечников и трудновоспитуемых, то почему почти все выдающиеся ученые, художники, писатели, врачи, композиторы, конструкторы - мужчины? И почему многие великие люди плохо учились в школе? Наверное, среди двоечников-мальчишек много тех, кто так и не сможет реализовать то, что подарила им природа. Почему? По-видимому, потому, что мы не умеем учить мальчиков. Стратегия обучения и в детском саду, и в школе чаще всего рассчитана на девочек. Учат и девочек, и мальчиков чаще женщины: дома - мама и бабушка, в детском саду - воспитательница, в начальной школе - учительница, и лишь в средней и старшей школе изредка появляются учителя-предметники - мужчины. Не поздно ли? Мальчики и девочки уже превратились в юношей и девушек, и вся скрытая подготовительная работа к этому непростому превращению произошла без участия мужчин. А может ли женщина вырастить настоящего мужчину? Вряд ли. А знаете почему? У нее другой тип мозга и другой тип мышления.

Давайте представим себе рисунки детей, т.к. особенности мышления ярко проявляются именно в детском рисунке. Вот дети рисовали на тему "космос".

Перед нами один из рисунков. Вот ракета: старательно вырисованы все дюзы и сопла, рядом космонавт. Он стоит спиной, но на спине множество разных датчиков. Без сомнения, это рисунок мальчика. А вот другой рисунок: ракета нарисована схематично, рядом с ней космонавт - лицом, и на лице и глазки с ресничками, и щечки, и губки - все тщательно вырисовано. Это, конечно, рисовала девочка. Вообще мальчики чаще рисуют технику (танки, машины, самолеты...), их рисунки наполнены действием, движением, все кругом движется, бежит, шумит. А девочки рисуют людей (чаще всего принцесс), в том числе и себя.

Давайте сравним реальные рисунки детей подготовительной группы детского сада: мальчика и девочки. Тема задана одна и та же "после снегопада". Все мальчики в группе кроме одного, нарисовали уборочную технику, а девочки - себя, прыгающую через сугробы.

Примерно так выглядят рисунки девочек на ту же тему ("после снегопада").

В центр девочки обычно помещают себя.

Если попросить детей нарисовать дорогу в детский сад, то мальчики чаще рисуют транспорт или схему, а девочки себя с мамой за ручку. И даже, если девочка нарисует автобус, то из окошка обязательно она сама выглядывает: с ресничками, щечками и бантиками.

 

                                                             

                                                               Педагог-психолог И.И.Подъянова



Предварительный просмотр:

Как добиться своего и не выйти из себя?

Всем нам хотя бы иногда приходится сталкиваться с капризами, грубостью, несдержанностью, ленью или просто непослушанием

детей. Их серьезные проступки и несерьезные шалости раздражают, возмущают и выводят из себя. Кто из нас не испытывал приступов раздражения и гнева или собственного бессилия перед хныкающим, орущим или упрямо насупленным чадом? Иногда неверность ходов заводит нас в тупик настолько, что мы уже не способны справится с нарастающим отчуждением и недоверием, которое возникает в семье между взрослыми и детьми. А ведь достаточно просто владеть нехитрыми секретами и вы как волшебник сможете устранить даже самую неприятную ситуацию.

Этот ужасный, ужасный «НЫТИК»

Совет работает, когда капризность не связана с физическим недомоганием или болезненностью нервной системы.

Наклонитесь к ребенку, установите контакт глаза в глаза. Скажите доброжелательно, тихо, но твердо: "Ты умеешь говорить и просить красиво, скажи мне, что ты хочешь, и я тебе дам". Как только ребенок попросит спокойно, наклонитесь или присядьте к нему, похвалите за то, что он умеет говорить красиво, и выполните его просьбу. Игнорируйте хныканье и занудство полностью. Если чувствуете, что терпение кончается, уединитесь на время и прибегите к одному из способов самоуспокоения: посчитайте до 25, наберите в рот воды, скажите про себя все, что бы вам хотелось, и выплюньте воду, или подумайте о чем-нибудь приятном, или выпейте холодной воды или съешьте кусок шоколада. Главное не пытайтесь говорить с ребенком, пока не достигли спокойствия.

«ГРУБИЯН И СКВЕРНОСЛОВ»

Как предотвратить грубость и сквернословие? В первую очередь - собственным примером. Если в семье заведено со всеми разговаривать только уважительно, ребенок вряд ли будет грубить и сквернословить. Если вам все же пришлось столкнуться с детской грубостью и сквернословием, прежде всего, установите все тот же близкий контакт (присядьте к ребенку, загляните в лицо) и спокойно скажите: "У нас принято говорить добрые, уважительные слова. Пожалуйста, успокойся, а потом обратись вежливо", или "В нашей семье не принято говорить такие плохие слова, не повторяй их больше никогда".

«АГРЕССОР»

Детская склонность к дракам иногда проявляется уже на втором году жизни. Если ребенок кусается, царапается, щипается и прочее, его необходимо строго предупредить, что вам это неприятно, что вы снимите его с рук, если он не прекратит, его надо отвести в сторонку дать возможность успокоится в течение нескольких минут и предложить продолжить общение и игру, но с условием, что он не будет драться. Если взрослый ведет себя одинаково верно и терпеливо, то к 3-м годам "возрастная" драчливость проходит.

«ОН НЕ УБИРАЕТ ИГРУШКИ»

Одни делают из этого трагедию, другие игнорируют ситуацию и все берут на себя. И то и другое крайне неверно. Ребенок должен помогать родителям с первого года жизни, он должен реагировать на просьбу что-то подать или отнести, убрать на место. Если привить малышу интерес и удовольствие к такому поведению, то в дальнейшем с ним будет гораздо меньше споров по поводу уборки комнаты.

Ребенок не будет отказываться помочь Вам убраться, если вы попросите его и похвалите за сотрудничество и отзывчивость: "Вот молодец, принес маме машинку, а теперь давай посадим на полку мишку". Приучайте ребенка убрать книжку или игрушку сразу после того, как она стала не нужна. Не забывайте, что вид грандиозного беспорядка в комнате вызывает у детей страх перед сложной задачей. Начните собирать игрушки вместе, постепенно сортируя их, общайтесь во время уборки и закрепляйте пространственные и сенсорные представления ребенка: "кубики мы положим в большую коробку, книжки положим повыше, а машинки поставим внизу". Если, несмотря на вашу помощь и просьбы ребенок не реагирует, просто предупредите его, что даете ему время, а когда оно истечет, вы уберете игрушки сами, но вернете их только через несколько дней.

СЕМЬ ШАГОВ НА ПУТИ К СПОКОЙСТВИЮ И ДИСЦИПЛИНЕ

Повод для того, чтобы рассердиться, выйти из себя и быть готовой наорать, отшлепать, наговорить гадостей, может быть любой. Если вы чувствуете, что не можете справиться с нервами, возьмите тайм-аут и ретируйтесь в изолированное помещение, где вы можете побыть наедине с собой.

  1. Первое, что вы должны сделать - это сосредоточиться на своем дыхании: восстановите его, дышите спокойно и ровно.
  2. Потом сформулируйте кратко, что вас вывело из себя и чего вы хотите от ребенка.
  3. Далее         скажите         себе,         что         можете         добиться         его         послушания         и сформулируйте, каким именно способом вы можете это сделать.
  4. Теперь повторите себе, что готовы сделать все именно так, как пообещаете ребенку.
  5. Убедитесь, что действительно успокоились и выходите из своего укрытия.
  6. Скажите ребенку, что вы успокоились и готовы говорить с ним. Повторите ему коротко и четко (не более 20 секунд) то, что заготовили. А потом будьте готовы выполнить то, что пообещали в случае его непослушания.
  7. Не реагируйте на уговоры, нытье и протесты, не вступайте в пререкания и не повторяйте своих угроз, просто выполните обещанное.

НИКОГДА НЕ ОТЧАИВАЙТЕСЬ!

НЕ ОБВИНЯЙТЕ СЕБЯ или РЕБЕНКА!

У ВАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ, ВЕДЬ ВЫ - ОДНА СЕМЬЯ!

 

Педагог – психолог И. И. Подъянова 



Предварительный просмотр:

  1.               "Поможем ребенку сосредоточиться"

Наиболее распространенные причины недостаточного внимания школьника:

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

 Дети, имеющие подобный диагноз, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Трудности с организацией их поведения и удержанием внимания, как правило, ярко обнаруживаются задолго до поступления в школу. Ситуация же школьного обучения лишь усугубляет их проблемы. От родителей таких детей требуется предельное терпение и последовательность в отношениях с ребенком. Они должны осуществлять свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, педагогами и психологами, поскольку дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной коррекционно-развивающей работе.

Хронические соматические заболевания, болезненность ребенка. Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Такие дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозировании нагрузок, отдыхе (желателен дневной сон). При соблюдении этих условий, уменьшающих влияние физических и физиологических ограничений, такие дети могут иметь неплохое внимание.

Индивидуальные особенности нервной системы. Свойства высшей нервной деятельности влияют на развитие всех свойств внимания: для учащихся с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо переключаемое и распределяемое. Учащимся с инертной и слабой нервной системой более свойственно неустойчивое, плохо переключаемое и распределяемое внимание. Зная основные особенности нервной системы ребенка, родители могут помочь ему в развитии таких качеств и навыков внимания, которые поддаются тренировке: навыков поддержания внимания, его переключения и распределения.

Переутомление и перегрузки. Жизнь современного ребенка наполнена множеством обязанностей. Обычно рабочий день школьника не ограничивается рамками собственно учебных занятий, а включает в себя посещение разнообразных кружков, секций, студий и пр. (при этом далеко не все из них ребенок посещает по собственному желанию). Нередко график функционирования школьника расписан с утра до вечера столь плотно, что ученик едва-едва успевает подготовить домашнее задание. Времени на полноценный отдых при этом практически не остается, дети плохо высыпаются. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.

Возрастные ограничения в развитии внимания. Внимание детей младшего школьного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей общего психического развития. Внимание в этом возрасте действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо и неустойчиво. Причина этого — недостаточная зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, контроль за выполнением деятельности.

Не найти, пожалуй, ни одного младшего школьника, в тетрадях которого время от времени не встречались бы так называемые ошибки «по невнимательности». На протяжении обучения в начальной школе в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: резко (более чем в 2 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.

К 9–10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Считается, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для целенаправленного развития внимания ребенка.

Недостаточная мотивация выполнения деятельности. Хорошо известно, что даже маленький ребенок может проявлять завидную внимательность и сосредоточенность, если занимается тем, что ему очень интересно. И если бы детям можно было делать только то, что им нравится, взрослым бы не приходилось волноваться о развитии детского внимания. Как правило, речь о невнимательности детей заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего-то малопривлекательного, не очень интересного и недостаточно значимого.



Предварительный просмотр:

 

«Мямлики»  или гипоактивные дети»

 

«Ну, давай скорее! Сколько раз повторять?! Все уже оделись! Ждѐм одного тебя! Считаю до трѐх... Останешься в группе один!»

Иногда можно  слышать  такие уговоры и крики во время сбора на прогулку, переодевания на физкультуру и т.д. Нарастающее раздражение взрослого, сердитые окрики -  всѐ разбивается о неторопливость ребѐнка и не даѐт ни малейшего эффекта. Малыш только ещѐ ниже опускает голову, сначала отвечает что-то, потом молчит, всѐ глубже погружаясь в пучину отчаяния, а сам действует всѐ медленнее и медленнее. И никак не одевается носок, не застѐгиваются пуговицы, а когда, наконец, долгожданный результат достигнут, оказывается, что носок одет пяткой вверх, ботинок – не на ту ногу, а пуговицы застѐгнуты криво.

Дальнейшее зависит от темперамента взрослого: кто-то, сокрушѐнно вздохнув: «Ох, ты, горе моѐ», - одевает ребѐнка сам; кто-то криками и угрозами пытается заставить его переделать всѐ заново самостоятельно. Но настроение надолго испорчено у обоих: ребѐнок сознаѐт свою неполноценность, да ещѐ перед лицом всей группы.

Ежедневно повторяясь, такие сцены ведут к постоянным конфликтам, росту внутреннего напряжения у ребѐнка, а нередко и его невротизации.

Замедленная реакция на просьбы взрослого, да и вообще любые раздражители, трудность отвлечения и переключение внимания с одного дела на другое, неумение выполнять одновременно два простых дела (хотя бы одеваться и в то же время разговаривать), медлительность за едой, крепкий длительный сон, вялость – всѐ это показатели, характеризующие «замедленного», гипоактивного ребѐнка.

Это вовсе не результат неправильного воспитания, упрямства или иной злонамеренности со стороны ребѐнка, а особенность его психического развития, точнее показатель нарушения этого развития, его дисфункции.

Причинами подобной минимальной мозговой дисфункции (ММД) могут быть кислородное голодание головного мозга ребѐнка ещѐ в период внутреннего развития; токсикозы у беременной матери, инфекции, перенесѐнные ею в этот период, особенно заболевания, связанные с нарушением деятельности кровеносной системы, печени, почек; постоянные либо разовые воздействия отравляющих веществ (ядов, табака, алкоголя, лакокрасочной продукции, некоторых лекарств) или неблагоприятных физических факторов (радиация, вибрация и т.п.); родовые травмы, асфиксия и задержки дыхания у самого новорождѐнного, а так же ранние травмы головы. Всѐ это нередко приводит к появлению ММД, и ребѐнок рождается либо «шустриком» (гиперактивным), или «мямликом» (гипоактивным).

У ребѐнка с гиподинамическим синдромом повреждены подкорковые структуры головного мозга, слаба стимуляция мозговых структур, он заторможен и вял. Его приходится тормошить, стимулировать извне, чтобы привлечь его внимание к чему-либо или побудить что-то сделать.

Часто такие дети и физически ослаблены, имеют лишний вес, у них плохо развита координация движений. Со сверстниками «мямлики» играют редко, так как  не успевают за ходом игры,  да и не очень интересуются общими играми. Хотя надо отметить, что интеллектуальное развитие гипоактивных детей не страдает: они бывают умны, наблюдательны, у них рано развивается и преобладает наглядно-образное, логическое и вербальное мышление. Но, к сожалению, это трудно заметить в непосредственной  образовательной деятельности в  детском саду, где эти дети не успевают за другими, односложно и вяло отвечают на вопросы и производят впечатление гораздо более «тупых» чем они на самом деле.

Педагог должен  помнить, что «замедленный» ребѐнок не виноват в своей нерасторопности. Постоянные окрики, насмешки, наказания способны сделать его невротиком, но никоим образом не ускорят работу его мозговых структур. Воспитатели   должны прежде всего заинтересовать ребѐнка, только в этом случае возможен положительный результат. При этом для поддержания быстро гаснущего интереса необходимы постоянный пример и постоянное содействие взрослого.

С ребѐнком играют в игры, способствующие повышению активности (в доступном ему темпе). Но не стоит  включать малыша в игры соревновательного типа, где он заранее обречѐн на неудачу. Лучше ободрять его, поощрять, хвалить его за те успехи, которые он сможет сравнить со своими собственными результатами: «Вот сегодня уже лучше, быстрее вышло, чем вчера», «Вот ты уже и научился быстро есть» и т.д.

Замедленным детям требуется постоянная ненавязчивая помощь взрослого, участие и сочувствие. Они, как правило, не уверены в себе и в отношении к ним людей, поэтому необходимо поддерживать их убеждѐнность в том, сто всѐ получается хорошо.

Если такой дошкольник не может справиться с заданием, то это вовсе не значит, что он не знает что и как нужно делать. Скорее всего, он просто не решается приступить к заданию, опасаясь неудачи. Достаточно предложить ему помощь, и он почти наверняка сделает всѐ сам, так как важнее всего ощущение, что он не один, что, оглянувшись, он получит одобрение и поддержку. Если же ругать и одѐргивать, подгонять и торопить такого ребѐнка, то он откажется от любых действий.

Необходимо помнить, что психофизические особенности гипоактивных детей определяют не только посильный темп выполнения задания, но и специфическую тактику его выполнения. При этом большая часть времени уходит на то, что ребѐнок продумывает последовательность действий, пытается подробно их себе представить и лишь, потом решается реализовать. Именно это часто раздражает нетерпеливых взрослых, не представляющих, о чѐм так долго размышляет «мямлик»  и почему ничего не делает.

Для большинства обычных детей доступнее пооперационный способ выполнения задания или решения задачи. Но особенности решения ребѐнкафлегматика иногда позволяют ему выбирать более совершенный способ, хотя он и не может объяснить, как он это сделал. В этом случае помогают вопросы взрослого: «Да, правильно. Ты хорошо сделал. А как ты узнал? Ты сам понял? А как ты думал?» Такое «проговаривание» помогает ребѐнку закрепить в уме и вербально обосновать проделанные действия.

Способность гипоактивных детей к действиям «в уме» - важная и полезная черта, и не надо переучивать еѐ на принятый в детских садах пооперационный  способ выполнения задания по образцу, показанному взрослым. Вполне допустимо показать ребѐнку общепринятый способ и научить в случае необходимости им пользоваться, но если у него не получается, то достаточно, чтобы ребѐнок действовал по-своему и только мог объяснить ход собственных мыслей и последовательность действий.

Очень часто некоторые элементы медлительности связаны с наследственным флегматическим темпераментом. В этом случае они не являются последствия мозговой дисфункции, а представляют собой вариант нормального развития.  

Задача  воспитателя – объяснить родителям, что дети бывают разные и нужно обязательно учитывать индивидуальные особенности ребѐнка. Маме, если она приложит некоторые усилия и наберѐтся терпения, всѐ же легче выдержать медлительность ребѐнка, помочь ему, вселить в него уверенность в себе, чем малышу переносить постоянный крик и упрѐки в том, что он не такой, как все. В конце концов, самые вдумчивые, разумные, надѐжные и спокойные люди, способные, хоть и неторопливо, но настойчиво, добиваются своей цели, вырастают именно из флегматичных, замедленных детей. Но при одном условии – если им не мешать развиваться в своѐм темпе.  

Таким образом, следует внимательно разобраться в том, какие причины лежат в основе медлительности, гиподинамичности ребѐнка. Если он вял, заторможен, сонлив, малоэмоционален, страдает вегетососудистыми расстройствами, связанными с нарушениями деятельности парасимпатической нервной системы (бледность, вялые, холодные, часто синюшные влажные руки, небольшие зрачки, плохой аппетит, избыточный вес), если у него длительные трудности с произношением («каша во рту»), плохо развита мелкая моторика рук, - можно предполагать выраженную мозговую дисфункцию и посоветовать родителям постоянно поддерживать контакт с детским неврологом, одновременно усиленно занимаясь с ребѐнком.

Если же медлительность проявляется как свойство флегматичного темперамента и не сопровождается перечисленными симптомами, а скорее относится к характерологическим особенностям, то занятия с ребѐнком тоже необходимы, но никакой патологии здесь нет, и родителям бывает достаточно понять и принять характер ребѐнка, помочь ему обрести уверенность в себе. Флегматики отличаются упорством, стремлением довести дело до конца (что часто недоступно ребѐнку с ММД), у них сильные и очень стойкие интересы, большое терпение, трудолюбие, они умеют сами рассчитать силы, необходимые для достижения цели. Такие дети редко имеют много друзей, они самодостаточны и относительно мало страдали бы из-за своего отличия от других, если бы не постоянные окрики и упрѐки нетерпеливых родителей. Эти особенности ребѐнкафлегматика следует просто учитывать и подстраиваться к ним. Объединѐнные усилия психолога ДОУ, педагогов группы и родителей обязательно помогут замедленному ребѐнку найти своѐ место в обществе других детей и жить спокойно и счастливо.

 



Предварительный просмотр:


  1.                          Мотивация учения школьников

Человек существует, развивается и формируется как личность, благодаря взаимодействию со средой, осуществляемому посредством его деятельности. Бездеятельная личность немыслима, потому что у нее все равно присутствуют потребности, которые надо удовлетворять.

Потребность – это психическое отражение нужды организма или личности в необходимых условиях, обеспечивающих их жизнь и развитие.

а) физиологические (органические) потребности;

б) потребность в безопасности,

в) потребность уважения (почитания);

г) познавательная потребность;

д) эстетические потребности;

е) потребности в самоактуализации.

Наличие той или иной потребности создается нарушением равновесия между организмом и средой (биологические потребности) или между личностью и обществом (социальные потребности). Потребность проявляется в определенном состоянии психики (у человека – сознания, называемого переживанием). Чтобы восполнить отражаемые психикой недостатки, нужны затраты соответствующих сил путем проявления активности.

Активность – это энергия, используемая в специфической реакции, выражающаяся у человека в стремлении и осуществлении деятельности с целью удовлетворения данной потребности.

Деятельность – это активное воздействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленную цель, возникшую в результате появления у него определенной потребности.

Цели, которые в своей деятельности ставит человек, могут быть отдаленными и близкими, широкими и более узкими.

Под целью понимается предполагаемый результат действия, направленного на предмет, при помощи которого человек намеревается удовлетворить ту или иную потребность. Поэтому надо различать цель как объективное (объективный результат) и как субъективное психическое (предполагаемое) явление.

Возникновение стремления само по себе является процессом. Вначале появляется потребность. Создается такой уровень неопределенности, когда человеку уже ясно, что ему что-то необходимо делать, но что именно – осознается недостаточно. При такой неопределенности возникают различные варианты возможностей удовлетворения потребностей. На таком уровне неопределенности еще нет ясного осознания средств, путей достижения цели. Каждая из осознанных возможностей подкрепляется или опровергается разными мотивами.

Мотив – это психическое явление, ставшее побуждением к действию, поступку или деятельности; или все то, ради чего происходит активность.

В основе мотивов поведения лежат потребности. Под мотивом понимается опредмеченная потребность, мотив указывает на способ ее удовлетворения.

Взрослые часто не различают понятия « мотив» и «стимул». Что же такое «стимул»?

Стимул – это объективное явление, действующее на человека или животное и вызывающее ответную реакцию. То есть мотив выступает как отражение стимула, переработанное личностью. Один и тот же стимул у разных личностей может быть отражен в качестве разных мотивов.

       Характеристика мотивации учения дошкольников (по Н.В.Немовой)

        

        Потребность в новых впечатлениях.

          Потребность в учении как новой деятельности .

          Потребность заслужить похвалу взрослых.

         Потребность стать лучшим , стать отличником.



Предварительный просмотр:

Игры для агрессивных детей

 

 

Подготовила: педагог-психолог И. И. Подъянова

 

Воробьиные драки (снятие физической агрессии).

Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры (лечат «крылышки» и лапки у доктора Айболита). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

Минута шалости (психологическая разгрузка).

Ведущий по сигналу (удар в бубен и т. п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал ведущего через 1–3 минуты объявляет конец шалостям.

Добрые – злые кошки (снятие общей агрессии).

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого лежит обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок заходит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – и ребенок изображающий кошку, делает все более «злые» движения. По повторному сигналу ведущего «превращения» заканчиваются, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется. Когда все дети побывали в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать сам ведущий.) Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

Каратист (снятие физической агрессии).

Дети образуют круг, в центре которого лежит обруч – «волшебный круг». В «волшебном круге» происходит «превращение» ребенка в каратиста (движения ногами). Дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.

Боксер (снятие физической агрессии).

Это вариант игры «Каратист», и проводится он аналогично, но действия в обруче можно производить только руками. Поощряются быстрые, сильные движения.

Упрямый (капризный) ребенок (преодоление упрямства, негативизма).

Дети, входящие в круг (обруч), по очереди показывают капризного ребенка. Все помогают словами: «Сильнее, сильнее, сильнее…». Затем дети разбиваются на пары «родитель и ребенок»: ребенок капризничает, родитель уговаривает его успокоится. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя.

Упрямая подушка (снятие общей агрессии, негативизма, упрямства).

Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (в темной наволочке) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Взрослый предлагает послушать «упрямки в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке», – отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения).

Клоуны ругаются (снятие вербальной агрессии).

Ведущий говорит: «Клоуны показывали детям представление, веселили их, а потом стали учить детей ругаться. Сердито ругаться друг на друга овощами и фруктами». Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия. Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Ведущий говорит: «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось». Клоуны, продолжая игру, учат детей не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами. Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и ласково называют друг друга цветами.

«Жужа» (снятие общей коллективной агрессии).

Ведущий выбирает «Жужу», которая садится на стул (в домик), остальные дети начинают дразнить «Жужу», кривляясь перед ней.

 «Жужа, жужа, выходи,

 Жужа, Жужа, догони!»

«Жужа» смотрит из окошка своего домика, показывает кулаки.топает ногами от злости, а когда дети заходят за «волшебную черту», выбегает и ловит детей. Кого «Жужа» поймала, тот выбывает из игры (попадает в плен «Жужи»).

Маленькое привидение (обучение в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев).

Ведущий говорит: «Будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только пошутить.» Взрослый хлопает в ладоши. В конце игры привидения превращаются в детей.

«Брыкание».

Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

Кукла «Бобо».

Когда ребенку удается выплеснуть накопившуюся энергию, он становится спокойным и уравновешенным. Значит, если дать ребенку выместить агрессию на какой-либо объект, часть проблем, связанных с его поведением, будет решена. Для этой цели используется специальная кукла «Бобо». Вы можете сделать ее сами, например из подушки: пришейте к старой подушке руки и ноги, сделанные из ткани, сделайте «лицо» – и кукла готова. Можно сделать ее более плотной. Для этого сшейте чехол продолговатой формы, прикрепите к нему «ручки», «ножки» и «лицо», набейте плотно ватой или песком и зашейте. Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни.  

Драка.

«Представь, что ты с другом поссорился. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохни, крепко-прекрепко стисни зубы, сожми как можно сильнее кулаки, до боли вдави пальцы в ладони, на несколько секунд затаи дыхание. Задумайся: а может, и не стоит драться? Выдохни и расслабься. Ура! Неприятности позади!

Встряхни кистями рук. Почувствовал облегчение?» «Уходи, злость, уходи!».

Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с криком: «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раскинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку 3 минуты.

 



Предварительный просмотр:

Особенности работы педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здаровья в условиях инклюзивного образования.

Дошкольный возраст - особенный отрезок жизни ребенка, когда рамки его внутреннего мира раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разнообразных видов деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Совсем непросто осуществить такие желания в современном мире, который меняется стремительно. Ребенок воспринимает большой объем информации, в котором вынужден сам ориентироваться, осваиваться, разбираться, чтобы гармонично реализовываться. Становятся актуальны не сами знания, а умения эти знания дифференцировать, анализировать и применять, чтобы стать полноправным успешным человеком в обществе.

Дети с ОВЗ-многочисленная категория, разнообразная по своему составу в структуре отклоняющегося развития. Именно инклюзивное образование дает им возможность полноценно развиваться в среде сверстников, адаптироваться, получать новые знания и умения, научиться гармонично взаимодействовать с внешним миром, то есть, социализироваться.

В последнее время детство катастрофически утрачивает смысл уникального возрастного периода, где подлинный источник развития – живое общение и игра. Игра теряет свои позиции, становится однообразной, неинтересной.

А ведь игра-основной вид деятельности дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные, нравственные и физические силы ребенка. Кроме того, игра – это своеобразный, незаменимый, свойственный дошкольному возрасту индивидуальный способ усвоения общественного опыта.

У детей ослабевает естественная потребность организма в движении. Ребенок может мыслить, сидя неподвижно. Но для закрепления мысли необходимо движение. Детям легче запоминать, понимать при повторяющихся физических действиях: ходьбе, различных движениях пальчиков и тела. Целенаправленная двигательная активность гармонично развивает головной мозг ребенка.

Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов у детей ОВЗ необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа, дающая положительные результаты, направлена именно от движений к мышлению, а не наоборот.

В работе педагога-психолога с детьми ОВЗ первостепенной задачей является создание оптимальных условий для гармоничного, всестороннего развития  ребенка ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

А также: формирование  стойкой мотивации на здоровый образ жизни, активизация их внутренних ресурсов, развитие у детей ОВЗ   навыков игровой деятельности, коммуникации и полноценного общения со сверстниками и взрослыми, создание единого образовательного пространства по формированию компетенций педагогов и родителей.

Эффективность работы возрастает при  интегрировании двигательных индивидуальных комплексов каждого ребенка в различные игры, физические упражнения, сказки, потешки, скороговорки, которые включаются в режимные моменты (утренняя зарядка, физкультминутка, НОД, физическое развитие, прогулка, гимнастика пробуждения, праздники, развлечения, самостоятельная деятельность) в зависимости от возможностей ребенка и коррекционно-развивающей задачи.

Для каждого ребенка ОВЗ подбираются индивидуальные различные комплексы двигательных и энергетических упражнений,  включающие в себя: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.  комплексно сочетая их с народным творчеством по направлениям «Движение-народные традиции-интеллект-речь-эмоции».

 Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).  Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Под влиянием упражнений, в организме ребенка происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне, открываются  скрытые способности, расширяются границы возможности деятельности  мозга ребенка с ОВЗ.

Результативность многократно возрастает при одновременном   подпевании,  хлопанья в ладоши, выполнении упражнений под считалочки, скороговорки, потешки. Простые движения и упражнения поднимают настроение, дают  возможность радостного, творческого обучения, позитивного личностного роста, перспективного формирования  навыков и умений.

Например, упражнение «Кулак». «Ребро». «Ладонь» -улучшает мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, активизируют процессы мышления, упражнение «Зеркальное рисование»- способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. А ведь эти и другие упражнения эффективно включают в свои занятия все специалисты, используя их одновременно в играх, хороводах, проговаривая потешки, скороговорки.

У каждого ребенка своя индивидуальная латеральность. Ежедневные физические действия дети выполняют «удобной» для себя рукой. Наши специалисты предлагают детям на индивидуальных занятиях использовать другую руку: доставать предметы, шнуровать, рисовать, бросать мячики и так далее. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга.

При создании образовательного пространства в работу активно вовлекаются родители воспитанников. Для родителей и педагогов проводятся мастер-классы, семинары и семинары-практикумы, где родители совместно с педагогами и детьми систематизируют свои знания об особенностях развития своих детей, в сочетании с активизацией двигательной активности, исходя из потребностей и возможностей каждого ребенка с ОВЗ.

Играя, активно двигаясь на коррекционно-развивающих занятиях психолога, ребенок познает окружающий мир, ценности и символы культуры,  развивается не только духовно, но и физически, синхронизируется работа полушарий головного мозга, активизируются все системы организма.        

Такая практика улучшает зрительно-моторную координацию, ориентировку как в пространстве, так и в собственном теле, активизируют мыслительную деятельность, способствуют развитию межполушарных связей, развивают как общую, так и мелкую моторику, речь. повышает эмоциональный потенциал ребенка, способствует развитию положительных эмоций.

У детей значительно расширяется словарный запас, увеличивается объем памяти. Очевидно, что естественно двигаясь, в играх дети легче вступают в контакт, проявляют внимание к интересам сверстников и взрослых. Стали дети более отзывчивы, восприимчивы, физически выносливы, более подвижны, скоординированы.

Родители проявляют большой интерес к данной практике, выполняют совместно с детьми дома комплексы упражнений с элементами русского народного творчества, играют в подвижные игры. Родители помогают детям открывать новые грани самореализации, начиная видеть в своих детях скрытые ресурсы внутреннего мира.  

В мире детства своя чудесная мудрость. Такой яркой многогранной и живучей мудростью является естественное движение и самобытная игра.

Радостные, горящие задором глаза детей! Растущий у них интерес к играм, желание  естественно двигаться, общаться- вот источник вдохновения, творческих исканий дальнейших путей реализации  задач в работе педагога-психолога в рамках инклюзивного образования !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сведения, которые полезно знать взрослому, обучающему дошкольника грамоте

материал может быть использован для консультирования родителей и проведения родительских клубов в детском саду...

Это полезно знать всем

Позитивное отношение к жизни...

Рекомендации для родителей "Полезно знать"

Консультация для родителей...

Сведения, которые полезно знать родителям будущих первоклассников

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у первокла...

Методическая разработка " Сведения, которые полезно знать родителям и педагогам, готовящимся обучать дошкольника грамоте"

Методические рекомендации к презентации «Сведения, которые полезно знать родителям и педагогам, готовящимся обучать дошкольника грамоте»Презентация создана с помощью системы PowerPoint и может использ...

Сведения, которые полезно знать педагогам и родителям, готовящимся обучать дошкольника грамоте.

Семинар-практикум для педагогов и родителей старших дошкольников....