«Развитие связной речи детей дошкольного возраста через диалог»
статья по развитию речи

Великородная Александра Владимировна

Обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_27.03.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта по теме

 «Развитие  связной речи детей дошкольного возраста через диалог» 

Актуальность:

   В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

   Дети  стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, в основном они  заняты компьютером и телевизором, а чаще всего телефоном. Речь плохо развита, дети не умеют вести диалог, составлять рассказы, плохо пересказывают.

   Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании  и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии. Этим и обусловлен выбор моей темы.

   Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень важно. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Начиная работу по данной теме определила основные проблемы на которые стоило обратить внимание.

Проблемы:

1. Речь односложная, состоящая лишь из простых предложений.

2. Неспособность грамматически правильно построить предложение.

3. Недостаточный словарный запас.

4. Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

5. Трудности в составлении сюжетного или описательного рассказа.

Поэтому целью моей работы является:

обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям;

-расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении;

-изучить способы , методы и приемы активизации речи детей младшего и дошкольного возраста;

-объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.  

Задачи:

1.Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование лексико-грамматической и связной речи.

2. Развитие речи детей в игровой деятельности.

3.Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата.

4. Развитие монологической речи при составлении рассказа – описания предмета.

Диалог – процесс общения, обычно языкового, между двумя или более лицами. Диалог часто противопоставляется монологу. Если диалог – это совместная речевая деятельность двух или более лиц, а также результат такой деятельности, то монолог – это речевое произведения, принадлежащее одному говорящему, а также само его говорение. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявления коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога.

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

1. речевые умения:

- вступать в общение

- поддерживать и завершать общение

- говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

2. Умения речевого этикета. В речевом этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечения внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, поздравление, благодарность, прощание и др.

3. Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования совместных действий,

5. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики и жестов.

Чтобы дети могли содержательно общаться друг с другом, необходимы определенные условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх, в повседневной жизни. Прежде всего, для общения детей необходимы материальные условия, т.е. развивающая среда.

При планировании содержания работы я предусматривала постепенное усложнение материала. Вначале наиболее простые задачи, чтобы на их основе решить более сложные (например: усваивая разнообразие вопросов по содержанию, дети вначале учатся задавать вопросы познавательного характера, а позже вопросы социально – личностного содержания).

Весь педагогический процесс был выстроен таким образом, чтобы систематическая целенаправленная работа по развитию диалогической речи проводилась не только на занятиях, но и в ситуациях общения, в режимных моментах и во всех видах деятельности, в повседневной жизни детей. Этому способствовала содержательная жизнь в детском саду, побуждающая детей к обмену впечатлениями, к объединению в совместной деятельности, и условия, в которых ребёнок постоянно общается с детьми и воспитателем.

В ходе обучения использовала  разнообразные методы:

- разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог).

-Для формирования диалогической речи использую  приём словесных поручений. Даю  ребёнку поручение – попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья кубиков, передать что-либо родителям и т.д. Прошу повторить поручение, это необходимо для усвоения информации и ее лучшего запоминания. После выполнения поручения узнаю у ребёнка, как он с ним справился.

- чтение литературных произведений. Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.

- организованные речевых ситуациях направленных на формирование навыков составления диалога по речевой ситуации. То есть  умений договариваться, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор

-разнообразные игры (дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).

игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное

- работа с подгруппами, организации пространства общения, игровая и коммуникативная мотивация деятельности.

- групповые беседы, деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование, художественный труд).

При работе старалась соблюдать основные педагогические условия развития диалогического общения детей.:

- развивающая педагогическая среда, пространство общения;

- правила организации жизни детей;

- эмоциональный комфорт, творческая атмосфера в группе.

Мной был составлен перспективный план работы с детьми и с родителями, которые включил в себя:

В работе с детьми:

- заучивание диалогов

- дидактические игры

- инсценировки сказок

- составление рассказов

- игры с мячом

- беседы

- рассматривание и составление рассказов по картинкам

В работе с родителями:

- консультации по теме

- буклеты

-привлечение родителей к созданию атрибутов

- папки – передвижки.

Для проверки эффективности  работы был проведён сравнительный анализ в ходе которого выявила, что уровень диалогической речи старших дошкольников значительно повысился.

Проведенная работа по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста показала ее эффективность. Это произошло благодаря тому, что в процессе обучения детей диалогической речи мы использовали различные методы и приемы.

Позитивные изменения в речевом развитии дошкольников свидетельствуют об эффективности, целесообразности и результативности выбранных мнойформ и методов реализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей дошкольного возраста через диалог посредством игры.

Исходя из своей работы, я пришла к выводу: у детей дошкольного возраста возникают затруднения в игре, потому что нарушена основная коммуникативная функция речи - быть средством общения. Появилась проб...

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста через диалог»

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самосто...

Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста через деятельность кружка "Попугайчик"

Научить детей говорить выразительно,эмоцианально - это одна из задач педагогов....

Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром с использованием современных технологий

В даной статье изложена основная задача  воспитателя  по  ознакомлению  детей  с  предметным  миром - это помочь  дошкольнику  свободно  и...

Инновационный опыт воспитателя «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»

Инновационный опыт «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»Целью   педагогической идеи является  овладение детьми речью как средством общения и культуры при...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через совершенствование компонентов профессиональной речи педагога»

Знание педагогом  требований, предъявляемых к речи, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи - залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ....

Конспект совместной деятельности по теме «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через диалог»

В данном конспекте представлена работа по совместной деятельности с детьми младшего дошкольного  возраста по речевому развитию...