Формирование коммуникативных навыков через организацию детской игровой деятельности.
методическая разработка (средняя группа)

Кольб Наталья Александровна

Роль игры для ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_formirovanie_u_detey_kommunikativnosti.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных навыков через организацию детской игровой деятельности.

«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему

комфортно жить в обществе людей…»
                                                                                                        Выготский Л.С.

Значение формирования коммуникативных способностей у дошкольников определяет известный детский психолог М.И. Лисина. “Если у ребенка не сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить, произвести их коррекцию очень сложно, а иногда и невозможно”.

Наиболее благоприятным периодом для социально-коммуникативного развития ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности.

Многие дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а возможно и его дальнейшая судьба.

Опираясь на положения ФГОС ДОО, сутью адекватно организованного процесса дошкольного образования будет накопление дошкольником субъектного опыта, который должен содержать в себе способы и средства взаимодействия с миром, а также расширение возможностей ребенка творчески и активно принимать участие в данном взаимодействии.

Игра — это очень сложное и многогранное явление. Ученые рассматривают ее как форму существования любой стороны жизни и деятельности человека. Одной из важных функций игры в дошкольном возрасте является создание предпосылок для создания качественно новой социальной ситуации развития. По мере того, как ребенок развивается, расширяется осознаваемый им мир, возникает потребность участия в той деятельности взрослых людей, которая ему пока еще недоступна. В игре дети выполняют роли, стремясь при этом подражать тем взрослым, образами которых богат их опыт. В рамках игровой деятельности ребенок действует самостоятельно, может свободно выражать собственные желания, чувства. Таким образом, ребенок пробует собственные силы, как бы проживая ту жизни, которая ему предстоит в будущем. Именно поэтому нельзя недооценивать развивающее значение игры.

Во-первых игра, организует зону ближайшего развития ребенка, а поэтому является основным видом деятельности в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что в ней появляются новые, более передовые виды деятельности и вырабатывание умения функционировать коллективно, творчески, произвольно управлять собственным поведением. Во-вторых, ее содержание формируют продуктивные виды деятельности и стабильно увеличивающийся жизненный опыт детей. Эмоции делают игру увлекательной, создают подходящий климат для взаимоотношений, увеличивают тонус, который нужен каждому ребенку для его душевного комфорта, а это, становится условием восприимчивости дошкольника к воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельности.

Сюжетно-ролевые игры направленны на обогащение бытового опыта.

Сюжетно-ролевая игра дает возможность детям в воображаемой ситуации воспроизводить формы поведения и коммуникативной деятельности, привлекательные для них, но не доступные им в силу возраста. Таким образом, в игре осуществляется овладение различными формами поведения. Например, в ролевой игре дети могут взять на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме воспроизвести коммуникативную деятельность между ними. В рамках сюжетно-ролевых игр складываются благоприятные условия для процесса формирования взаимоотношений детей.

Коммуникативные игры – это игры различной степени подвижности, в ходе которой необходим речевой, тактильный или иной контакт взрослого с ребенком, детей между собой. К ним можно отнести некоторые хороводные игры, словесные, ролевые.

Игры с правилами ориентированы на соблюдение правил, заданных взрослым или предусмотренных самой игрой. Ребёнок запоминает правила, действует в соответствии с ними, контролируя свои действия и действия сверстников, учится адекватно оценивать результаты игры, принимать успех и неудачу. В таких играх активно формируется адекватная самооценка, развиваются различные социальные представления.

Роль воспитателя в процессе развития социально-коммуникативных навыков посредством игровой деятельности:

Развивать у детей умение вступать в речевой контакт и активно в нём участвовать.

Учить детей сообщать, передавать информацию в процессе межличностного общения.

Познакомить с элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме.

Развивать эмоционально-ценностное восприятие окружающего мира.

На выходе из детского сады мы должны иметь адаптированного ребёнка к социальной среде. Готового взаимодействовать с окружающими его людьми.

Маленький человек должен обладать большим багажом знаний об окружающей его действительности, предметах, людях, природе (живой и не живой). Такой человек должен владеть способами выражения своих мыслей, чувств, эмоций и желаний, в первую очередь словесно.

Находить общий язык с людьми разного возраста и статуса. Вливаться в различную сферу деятельности, в зависимости от ситуации. Не бояться высказать своё мнение и уметь отстаивать свою точку зрения.

Как показала практика коммуникативные способности у ребенка дошкольного возраста результативней всего развивать именно через игру. Ведь лишь в игре маленький человечек сможет на себя «понарошку» принять роли взрослых людей. В ходе игровой деятельности ребенка можно быстрее раскрепостить и втянуть в словесную форму общения. Именно в игре ребенок эффективнее знакомиться с миром, как бы изнутри принимая на себя разные социальные роли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных навыков через организацию детской игровой деятельности.

Формирование коммуникативных навыков через организацию детской игровой деятельности....

"Организация детской игровой деятельности с целью формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

Сегодня проблема формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста  является актуальной....

Организация детской игровой деятельности с целью формирования коммуникативных навыков

Многие дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. К таким воспитанникам чаще всего относятся суетливые и крикливые, или, наоборот, пассивные, общающиеся кор...

Формирование коммуникативных навыков дошкольников через организацию детской игровой деятельности

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Проблема формирования коммуникативных навыков детей в дошкольной педагогике ...

Мастер – класс «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников в игровой деятельности".

Для того, чтобы развить коммуникативные навыки у ребенка, его нужно научить общаться, слушать не перебивая собеседника, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению....

Творческий час "«Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности»

Именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются...