Статья "Формирование столового этикета у детей 6-7 лет"
статья (подготовительная группа)

Колтакова Анна Алексеевна

Как известно, с хорошими манерами не рождаются. Поэтому обучение правилам хорошего тона является такой же важной задачей, как и обучение детей, грамоте, музыке, математике, иностранному языку. Главный смысл обучения состоит не только в том, чтобы ребенок знал как надо вести себя в обществе, но и умел это делать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_stolovogo_etiketa_u_detey_6-7_let.docx351.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 95»

«Формирование столового этикета у детей 6-7 лет»

Воспитатель – Колтакова Анна Алексеевна

Правила поведения за столом у детей – важнейшая часть детского воспитания. Поэтому любой ребенок, начиная уже с детсадовского возраста, должен их знать и соблюдать.

Столовый этикет соблюдался уже в древности – еще до нашей эры. Археологические находки тому свидетельство. Шли века и тысячелетия, менялись эпохи, бесчисленное множество правил и традиций исчезали, а вот правила поведения за столом постоянно оставались «на плаву» – независимо от исторических, социальных и культурных изменений. И это, безусловно, говорит об их важности и нужности для всего человечества и каждого человека в отдельности.

В самом деле: какой-нибудь второстепенный и малозначимый закон или такое же правило уже давно исчезли бы и забылись. А столовый этикет – вот он, живет и здравствует. Конечно, в каждой стране или социальной группе имеются какие-то свои особые правила и нюансы поведения за столом, связанные с историческими, культурными, религиозными и прочими традициями. Но, в общем и целом, без таких правил не обходилось, не обходится и, безусловно, не будет обходиться впредь ни одно общество – начиная от самого высокоразвитого и заканчивая самым отсталым.

Поэтому нашим детям просто необходимо иметь представление об этикете за столом и соблюдать его правила. IMG_2974.JPG

Для чего нужен столовый этикет

Понятно, что прежде чем учить детей правилам поведения за столом, необходимо знать самим и рассказать ребенку, в чем их смысл и необходимость. А вот в чем.

  • Известно, что перед едой обязательно нужно мыть руки с мылом. Зачем? Это поможет защитить организм от попадания в него всяческих вредных бактерий.
  • На столе должна быть скатерть или чистая клеенка и салфетки. Опять же – для чего? А для того, чтобы продукты и столовые приборы не соприкасались с поверхностью стола, на которой могут быть все те же вредоносные бактерии.
  • Почему от детей требуют, чтобы они не вертелись за столом, не разговаривали и не баловались? Все просто: из-за этого он могут подавиться.
  • Другое требование – не торопиться, сидеть ровно и старательно пережевывать еду также имеет большое значение. В таком состоянии съеденная пища переваривается быстрее и легче, что уберегает детский желудок от заболеваний.
  • Для чего ребенок должен стелить салфетку на колени или на грудь? Чтобы не испачкать одежду случайно упавшими кусочками еды.

        

 Ну и вообще – хорошо и правильно ведя себя за столом, ребенок тем самым выглядит культурным, воспитанным, умным, его больше ценят и уважают.      

 Вот такая, стало быть, польза от соблюдения столового этикета. Правила здесь просты, понятны, но, вместе с тем, чрезвычайно важны. И всю эту простоту и важность необходимо разъяснить ребенку, а уж затем требовать от него соблюдения конкретных правил.

Ну а теперь – подробнее о детском столовом этикете. Начнем с детского сада. Именно в этом возрасте ребятишек необходимо знакомить с первыми элементарными правилами поведения за столом и добиваться, чтобы дети их соблюдали. Без таких правил детский обед или полдник был бы ужаснейшим хаосом, причем, с огромным риском для детского здоровья и даже жизни. Как говорится, вообразите себе картину.

Вот потому-то воспитатели в детском саду и обязаны прививать малышам первые «столовые» правила. Что они и делают. Конечно же, полагаться во всем на воспитателей не следует. Тем же самым обязаны заниматься и родители, когда ребенок находится дома. Иначе – получится разнобой: воспитатели – учат малыша правильно вести себя за столом, а мама с папой позволяют ему всяческие ненужные и опасные застольные вольности. Нетрудно догадаться, как в итоге будет вести себя ребенок. Детсадовские правила застольного этикета в принципе просты, да оно так и должно быть: иначе ребенок их не поймет.

Суть их сводится к следующему.

  • Находясь за столом, ребенок должен сидеть ровно и не «разваливаться».
  • Ноги он должен держать вместе, а не класть их одна на другую, а тем более – на стул или на стол.
  • Шаркать ногами также не нужно, равно как вертеться и толкаться.
  •  Кушать надо аккуратно, не пачкаясь и не роняя еду на скатерть или пол.
  • Откусывать большие куски не нужно, и вообще есть следует не торопясь.
  •  Кушать следует с закрытым ртом, и при этом не чавкать.
  • Ложку и вилку нужно держать правильно.
  • Хлеб крошить не нужно, лучше откусывать его над тарелкой.
  • Ложку до рта нести не надо, правильным будет над ней наклоняться. Пить из чашки следует, поднося ее ко рту.
  • Закончив кушать, столовые приборы нужно положить на стол и больше их не трогать.
  • IMG_2975.JPG Вставая из-за стола, надо задвинуть стул и поблагодарить взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Воспитание столового этикета у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проект«Воспитание столового этикетау детей старшего дошкольного возраста»       Екатеринбург 2015Тема проекта: «Воспитание столового этикета у детей с...

Конспект занятия по теме «Столовый этикет» для детей 5-6 лет

Познакомим детей со столовым этикетом, формируем представления о культуре поведения за столом, навыки культурного, эстетически грамотного поведения за столом....

Конспект организованной образовательной деятельности «Столовый этикет» для детей старшей группы

Цель:  закрепление знаний детей о правилах столового этикета.Задачи:Познакомить детей со столовым этикетом.Сформировать представления о культуре поведения за столом. Формировать навыки культурног...

Конспект игрового занятия по формированию столового этикета для детей 2–3 лет «День рождения Мишутки»

Конспект игрового занятия по формированию столового этикета для детей 2–3 лет «День рождения Мишутки»Программное содержание:-учить детей поэтапной сервировке стола;-ра...

Столовой этикет и дети.

Цель: Формирование навыков столового этикетаЗадачи:      ·Расширить и углубить знания детей о правилах поведения за столом.Побуждать детей правильно держать ложку,...

Методическая разработка: Лэпбук "Столовый этикет для детей"

Данная разработка способствует развитию и формированию у детей умений и навыков столового этикета. Расширяет у детей представления и знания о столовом этикете, о посуде, понимать её наз...

Конспект проведения круглого стола по теме "«Формирование правил столового этикета у детей дошкольного возраста»

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по вопросу формирования у детей культуры питания и правил поведения за столом....