Конспект организованной образовательной деятельности «Столовый этикет» для детей старшей группы
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Цель: закрепление знаний детей о правилах столового этикета.
Задачи:
- Познакомить детей со столовым этикетом.
- Сформировать представления о культуре поведения за столом. Формировать навыки культурного, эстетически грамотного поведения за столом.
- Развивать логические операции по средствам речевого общения: умение делать обобщения, умозаключения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etiket_zanyatie.docx | 34.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Столовый этикет» (для детей старшей группы)
Воспитатель первой категории Детского сада №106 ОАО «РЖД» Нечаева Марина Серафимовна
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Цель: закрепление знаний детей о правилах столового этикета.
Задачи:
- Познакомить детей со столовым этикетом.
- Сформировать представления о культуре поведения за столом. Формировать навыки культурного, эстетически грамотного поведения за столом.
- Развивать логические операции по средствам речевого общения: умение делать обобщения, умозаключения.
Материалы и оборудование: Иллюстрации кухонной посуды, театральные костюмы, декорации. Показ иллюстраций на интерактивной доске – ложка. вилка, тарелка, нож; запись мелодии( П.И. Чайковский «Вальс цветов»). Столовые приборы.
Ход занятия:Организационный момент.
1.Речевая игра «Доброе утро» (по стихотворению Н.Красильникова)
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!» (развести руки в стороны, улыбнуться)
- Доброе утро, - нам шепчут цветки. (медленно поднять руки вверх, раскрыть ладони, говорить полушепотом.)
- Доброе утро, - журчат ручейки. (выполнять покачивающие движения руками вправо-влево)
«Доброе утро солнцу и птицам!» (соединить крест-накрест запястья)
«Доброе утро улыбчивым лицам!» (положить подбородок на соединенные кулаки)
И каждый становится добрым, доверчивым
Доброе утро длится до вечера. (развести руки в стороны)
- Дети, сегодня мы с вами будем говорить об этикете . Что такое этикет? (ответы) Этикет - это слово французского происхождения. Давным-давно «этикет» означал свод правил поведения при дворе французского короля. В наше время под этикетом принято понимать установленный порядок поведения, правила учтивости. Человек, соблюдающий требования этикета, внимателен, деликатен, доброжелателен.
Сервировка стола- искусство, с которым хорошо знакомы все мамы и бабушки, но и каждый из вас может помочь взрослым накрыть на стол. Для этого прежде всего необходимо знать, какой посудой мы пользуемся.
- Как называется посуда для сервировки стола?- А посуда из которой мы пьем чай?
2. Загадывание загадок.
Я для вас — официантка,
Я стройна, опрятна, гладка.
Подношу ко всем еду,
Мимо рта я не пройду.
(Ложка)
Им можно хлебушек порезать
И колбасу на бутерброд,
И маслом булочку помазать.
Хорош для многих он работ!
(Нож)
Из одной огромной стопки
Разбежались по столам;
Ну-ка хватит дети топать,
Подают обеды вам!
(Тарелки)
Младшая сестра граблей,
Четыре зуба есть у ней.
Но на кухне жизнь её,
И дело знает лишь своё!
(Вилка)
3. Рассказ воспитателя о посуде.
Посудой люди пользовались с древних времен. Сначала она была деревянная. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Потом появилась стеклянная, металлическая, фаянсовая, фарфоровая посуда. Появились сервизы. Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадет труд человека, который ее делал. Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из нее приятно было есть. Как надо ухаживать за посудой: сначала тарелки и чашки освобождают от остатков пищи, затем моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем ее основательно прополаскивают. Ставят в сушку, вытирают и убирают в шкаф.
4. Дидактическая игра «Из чего – какая?»
Посуда из стекла … (и.т.д.)
5. Чтение воспитателем стихотворения К. Нефедовой «Для чего нужна посуда?»
с последующим обсуждением
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками,
Разгрызали бы зубами,
Пили воду бы в реке
Или в грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На нее еду кладут,
Из нее едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут.
- Как называется посуда, из которой мы едим? (столовая)- Какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай? Как она называется? (чайная) - Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды?(ложка, вилка, нож)
6. Физкультминутка.
- А теперь давайте мы превратимся в посуду, я буду показывать, вы повторяйте.
Вот большой стеклянный чайник: (дети надувают животик.) Очень важный, как начальник! (ставят одну руку на пояс, другую изгибают, как носик.) Вот фарфоровые чашки: Очень хрупкие бедняжки! (приседают, одна рука на поясе.)Вот фарфоровые блюдца: Только стукни - разобьются! (кружатся, рисуя руками круг.) Вот серебряные ложки: Голова на тонкой ножке. (потягиваются, руки вверху смыкают над головой.) Вот пластмассовый поднос-он посуду нам принес.(руки вытягивают вперед)(Н. Нищева)
7.Сказка "Спор Вилки и Ложки "
Однажды вечером, когда дети, после детского сада, разошлись по домам, в группе произошёл спор между Вилкой и Ложкой. Спор произошёл из-за того, что Вилка думала то, что она нужна людям больше, чем Ложка, а Ложка уверяла, что она гораздо нужнее.Их спор длился бы дольше, если бы в него не вступила Глубокая Тарелка для первого блюда. Она сказала:Перестаньте спорить, вы обе нужны, просто необходимы! Как дети станут есть суп, если не будет тебя, Ложка?От таких слов Ложка заблестела, пуще прежнего. А Глубокая Тарелка продолжила:А как дети станут есть разнообразные салаты и вторые блюда, если не будет тебя, Вилка?Услышав похвалу о себе Вилка, закружилась от удовольствия. Но столовые приборы не хотели признать достоинства друг друга. Тогда Вилка и Ложка хором сказали: «Пусть дети решат кто нужнее! Кого завтра больше выберут, тот и нужнее». Глубокая Тарелка согласилась.Утром дети пришли в детский сад, наступило время обеда. Дежурные накрыли на стол. Они брали и вилки, и ложки. В конце дня Глубокая Тарелка начала подсчитывать, кого взяли больше, и вскоре объявила победителя: «Победила ничья». Потом объяснила: «Сегодня на обед было и первое, и второе. Всем известно, что первое легче есть ложкой, поэтому для первого блюда выбирают ложку. А вот закуски и вторые блюда едят вилкой». Вот теперь Вилка и Ложка поняли, что они обе нужны, помирились и больше никогда не спорили.
8. Игра «Столовые принадлежности» (глядя на картинку, продолжить фразу):
1. Кастрюля- это посуда для . . . .2. Чашка- это посуда для . . . .3. Сахарница- это посуда для . . . .4. Хлебница- это посуда для . . . .5. Солонка- это посуда для . . . .6. Маслёнка- это посуда для…
9 .Инсценировка «Бал столовых приборов»
Ведущий:Группа наша чистый дом, Живет посуда в доме том. И проживает там одна Вполне обычная семья: Царь Перец и Царица Соль. Задумал царь устроить бал И своих подданных позвал |
Царь:Эй, жители нашего царства,Жители посудного государства.Приходите все на бал,Я с царицей вас позвал. |
(Входят по очереди гости) |
Салфетка: Какой простой предмет – салфетка! Но как она украсит стол! Создаст нам настроение нередко, Глядишь, и аппетит к нам пришел. |
Салфетки : Мы салфетки-Белоснежки, У нас белые одежки. Мы в стаканчике стоим Ротик вытереть велим. |
Бокал: Без меня еще ни дняТы не пил чаек.Дядя Чайник льет в меня Жгучий кипяток. |
Тарелка: Культурно ли есть со стола?Хотите, чтоб я помогла?В завтрак, в обед или в ужинНикто так, как я вам не нужен! |
Ложка: Если я пуста бываю, Про себя не забываю,Но когда несу еду,Мимо рта я не пройду. |
Нож: Если хорошо заточен,Все легко я режу очень –Хлеб, картошку, свеклу, мясо,Рыбу, яблоки и масло. |
Вилка: Четыре зуба у меня,Могу пронзить котлету я.Не дрель я и не пилкаЗовусь я просто – вилка. |
Импровизированный стол накрывают большими столовыми приборами (алгоритм сервировки)
Ведущий: Вот и стол накрыт. Но что нужно сделать перед обедом? Все дети: Руки помыть! Ведущий : А еще давайте вспомним правила поведения за столом.
Дети по очереди:- Вы сидите только прямо, повторяю вам упрямо. - Локти при себе держите, и на стол их не кладите.- Ноги прямо вы держите, и к соседу не тяните.- Аккуратно хлеб берите и на стол им не крошите.- Головой вы не вертите, на соседа не смотрите.- А еще когда я ем, я тогда и глух, и нем.
Ведущий: Окончен бал. И я, надеюсь, сей урокВам пойдет, ребята, впрок.
10. Подведение итогов.
Список используемой литературы:
1. Алямовская В. Г. «Беседы о поведении ребёнка за столом».
2. Курочкина И. Н. «Этикет для детей и взрослых».
3. Островская Л. Ф. «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника».
Примерный план работы с родителями в старшей группе
на 2016-2017 учебный год.
Период | Направления | Мероприятия | Ответственные | |
Сентябрь | Здравствуй, детский сад | - Организационное родительское собрание « что должен знать ребенок 5- 6 лет» - Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны» Консультация «Все о развитии детской речи» - Папка – передвижка для родителей «Возрастные особенности детей старшего дошкольника». - Папка передвижка «Правила безопасности» | Старшая медсестра, воспитатели Воспитатели Педагог–психолог, воспитатели воспитатели | |
Октябрь | Учимся вместе | Консультация «Игра как средство воспитания дошкольников» - Анкетирование родителей « Знаете ли вы своего ребенка» - Конкурс для детей и родителей «Осенний букет» - Развлечение «Осенины» - Оформление фотоальбома «Семьи наших воспитанников» | Воспитатели Педагог–психолог, воспитатели Воспитатели музыкальный руководитель, родительский актив | |
Ноябрь | Вместе играем, читаем, познаем окружающий мир! | Консультация «Как провести выходной день с ребенком» - Консультация « Одежда детей в группе» - Папка-передвижка для родителей «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности» - Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды» - Интерактивное развлечение, посвященное Дню матери «Мамочка любимая» | Воспитатели Воспитатели, музыкальные руководители, родители. | |
Декабрь | Здоровье Вашего ребенка Зимние праздники | Оформление информационного стенда: памятки «Охрана жизни и здоровья детей»; «Как научить ребенка безопасному поведению на улице», «Питаемся правильно». Подготовка к новогодним утренникам. Дизайн-студия «Мастерская Деда Мороза». Выставка поделок и елочных украшений | Воспитатели, инструктор по физкультуре.старшая медсестра. Воспитатели, музыкальный руководитель, родители | |
Январь | Зимние забавы | - Памятка для родителей «Чаще говорите детям» - Привлечение родителей к участию в конкурсе ДОО «Лучший зимний участок» | Воспитатели, Родители | |
Февраль | Растим защитников | Проект: «Защитники Отечества»: - Физкультурный досуг с папами «Наши защитники». - Выставка рисунков и поделок «Мой папа» - Оформление информационного стенда в родительском уголке «Растим будущего мужчину» - Выставка рисунков «папа, мама, я – дружная семья» | Воспитатели, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, родители. | |
Март | Мамочка моя | - Утренник, посвященный дню 8 Марта. - Творческие работы детей к 8 марта «Мама, мое солнышко» - Тематическая выставка «Внимание Улица!» книги, дидактические пособия, игры | Воспитатели, музыкальный руководитель, родители | |
Апрель | Встречаем весну | - Фольклорное развлечение «Весна- красна!». - Беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру» - - Памятка для родителей «Как измерить талант» - Уголок здоровья: «Как уберечь ребенка от травм» | Воспитатели, музыкальный руководитель, родители | |
Май | Наши достижения | - Митинг «День Победы». - Итоговое родительское собрание «Наши достижения и успехи.» - Уголок здоровья «Как организовать летний отдых детей», - «Правила дорожного движения для детей и взрослых». - Трудовой десант – участие родителей в благоустройстве группы | Воспитатели, музыкальный руководитель, родители | |
Июнь Июль Август | Лето – время отдыха | Оформление информационных стендов: -режим дня на теплый период; -рекомендации по воспитанию детей летом; -рекомендации по ознакомлению детей с природой; -рекомендации по познавательному развитию дошкольников. -Привлечение родителей к озеленению участка и ремонту группы. - Уголок здоровья «Профилактика солнечного, теплового удара», «Профилактика кишечных инфекций», «Организация закаливающих процедур». - «День защиты детей» - интерактивное развлечение «Здравствуй, лето!». - Участие в фотовыставке ДОО «Как мы провели лето» -Развлечение на улице «Школа дорожных наук» | Старшая медсестра, воспитатели, музыкальный руководитель, родители |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности «Эхо войны» для детей старшей группы
Программные задачи: Формировать представление о том, как русский народ защищал Родину на фронте и в тылу во время ВОВ.Продолжать знакомить с пословицами, песнями о войне.Воспитывать уважение к з...
Конспект организованной образовательной деятельности с презентацией для детей старшей группы на тему: «Похищенная сказка».
Данный сценарий будет полезен воспитателям, музыкальным руководителям, организаторам досуга детей, кто интересуется современными формами организации игровой деятельности детей с использованием ИКТ и д...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по физическому развитию в старшей группе группе «Нам расти и закаляться»
Данное мероприятие разработано на основе программы кружковой работы по физическому развитию. Занятие направлено способствованию укрепления здоровья дошкольников по средствам спортивн...
Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию для детей старшей группы «Усатый — полосатый»
Учить детей передавать в рисунке образ котенка...
Конспект организованной образовательной деятельности по звукопроизношению для детей старшей группы
Конспект по произношению для детей на тему "Звук [ш]"...