Конспект организованной образовательной деятельности экологической направленности для детей старшей группы «Сюрприз от весны»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Миракян Елена Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syurpriz_ot_vesny.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСТЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО

Конспект организованной образовательной деятельности  экологической направленности для детей старшей группы  «Сюрприз от весны»

                                                                                 Воспитатель: Миракян Е.Н.

2019г

Вид: Интегрированное (Ознакомление с природой, посредством дидактических игр, развитие речи, ориентировка в пространстве, логика, продуктивная деятельность)

Цель: Создание условий для расширения представлений детей старшего дошкольного возраста о природе родного края.

Задачи:

Образовательные: Формировать представление  о том, что все в природе взаимосвязано. Конкретизировать представления о понятии лес и о многообразии обитателей леса Смоленского края. Закрепить знаний детей о перелетных и зимующих птицах Смоленского края, о животных обитающих в Смоленских лесах. Обогащать словарный запас (травоядные, хищники).

Развивающие: Развивать интерес к живой природе, умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью. Формировать умение выслушивать других детей, при обсуждении какой либо проблемной ситуации. Развивать связную речь детей.

Воспитательные: Воспитывать ответственное и бережное отношение к родной природе.  Воспитывать сопереживание, сочувствие, дружеское отношение друг к другу, взаимопомощь, эмоциональный отклик на происходящее.

Создание среды для организации и проведения НОД:   макеты деревьев;  карта, сундучок,  ключик, картинки с изображением птиц Смоленского края и других, картинки с изображением животных  Смоленских лесов и других, 3 конверта с пазлами весенних цветов (ветреница дубравная, одуванчик, ландыш) ; аудиозапись пения птиц;  аудиозапись  песни Александра Ермолова  «Светит солнышко для всех, чтоб звенел весёлый смех».

ОД  имеет интегрированный характер: «Познавательное развитие детей», «Речевое развитие детей», «Художественно-эстетическое развитие детей», «Физическое развитие детей», «Социально-коммуникативное развитие детей» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

План ООД:

1.Вводная часть:

Создание проблемной ситуации

Создание мотива для деятельности детей. Определение целей

2. Основная часть:

Показ карты

Прослушивание пения птиц

1 задание: Дидактическая игра «Выбери правильно тропинку» (закрепить правила поведения в лесу)

2 задание: Птицы смоленского края  (Перелетные, зимующие)

Дидактическая игра «Кто лишний?»

Игра – шутка «Перелетные птицы» (Скажи, что не так?)

3 задание: «Убрать камни с дороги»

Загадки о животных  Смоленских лесов  

Дидактическая игра «Кто лишний?»

Физкультминутка «Дикие животные»

Игра «Найди ключик»

3.Заключительная часть:

Обращение к карте

Оценка деятельности детей и итог

Возвращение в детский сад

Игра «Собери пазлы» (весенние цветы)

ХОД организованной образовательной ситуации

1.Вводная часть:

Организационный момент «Солнышко»

Звучит детская  песня Александра Ермолова  «Светит солнышко для всех, чтоб звенел весёлый смех»

Воспитатель: Ребята, что нас  согревает и улучшает наше настроение? (Солнышко)
Воспитатель:  А давайте представим, что наши руки это солнечные лучики, коснёмся друг друга пальчиками и подарим тепло своим друзьям (дети становятся вкруг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом).

Создание проблемной ситуации.

Стук в дверь, влетает сорока (переодетый младший воспитатель)

 

Сорока: Я сорока-белобока,
Прилетела издалёка,
Весть из леса принесла.
Сказано мне строго было,
Чтоб ничего не позабыла.
Весна в память о себе
Вам сюрприз оставила,
А сюрприз тот в сундучке,
Ключик на тесёмочке.
Только где лежит – забыла:
В шкафу или на полочке.

Сорока отдает сундучок и улетает.

Воспитатель: Ребята, кто это к нам прилетал? ( Сорока)  Сорока очень быстро все рассказала. Вы поняли, о чем она протараторила?  (Весна оставила сюрприз)  Ребята, посмотрите, сундучок замкнут.  А как же мы откроем его?
Сорока появляется опять: Вспомнила: было сказано вам передать - строго все правила соблюдать и задания выполнять. Вот, держите! (Сорока отдаёт  сверток и улетает).

2. Основная часть:


Воспитатель:  Ребята, о каком задании говорила сорока?   И что это за сверток? (воспитатель разворачивает сверток, где схематически нарисован план местности) 

 Как вы думаете? (карта, с помощью которой мы сможем отыскать ключик).

 Но тут написано, чтобы к ключику попасть, надо идти только по той дороге, которая указана на карте, и преодолеть все препятствия. Вы хотите отправиться в путешествие? (Воспитатель предлагает детям смотреть на карту и определить маршрут движения) Смотрим по стрелочкам, куда мы отправляемся.

 Задание1. Дидактическая игра «Выбери правильно тропинку».

(ребенок должен определить, по какой тропинке он пойдет и обосновать свой выбор)

На карте изображены 5 тропинок:

  1. Тропинка с изображением муравьиной тропы
  2. Тропинка с изображением ящерицы, которая греется на солнышке
  3. Тропинка с изображением птичьего гнезда
  4. Тропинка с изображением паутины с пауком
  5. Картинка леса с просторной тропой

Дети выбирают тропинку, ведут обсуждения с воспитателем

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы  выбрали правильную тропинку  и наш путь открыт. Вот мы оказались в весеннем лесу.  Куда же нас приведет дальше тропинка?  

Звучит музыка. (голоса птиц)
Воспитатель: Что вы слышите в  лесу? Посмотрите, сколько много птиц.  Но проход дальше закрыт! (знак прохода нет)  Перед нами снова препятствие!

 Задание 2.  (На столе разложены картинки с изображением птиц Смоленского края и других птиц)

Воспитатель:  Ребята, я предлагаю вам подойти к столу и взять по одной птице, которые обитают в нашем Смоленском крае. (Дети берут картинку и по очереди называют свою птицу)

Воспитатель: Подумайте, как их можно разделить  птиц на две группы?  (перелетные и зимующие).  Подумайте,  к какой группе птиц относится ваша птица, к перелетной или зимующей. А теперь, у кого перелетные птицы, встаньте по правую руку от меня, а у кого зимующие - по левую.  Дети выполняют задание, проверяют друг друга. 

 Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь, вспомните, пожалуйста, как нужно заботиться о наших пернатых друзьях? (не разорять гнезда; не подходить близко к  птичьим гнездам; не отлавливать птиц;  делать кормушки, скворечники)

Воспитатель: Молодцы, ребята, все правильно рассказали. А вас есть желание поиграть на лесной полянке?

Игра – шутка «Перелетные птицы» (Скажи, что не так?)

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, ежи, кукушки, уточки.
Прилетели птицы: голуби, лисицы, аисты, скворцы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, воробьи, грачи.

Воспитатель: Посмотрите на карту, путь наш открыт.  Куда мы направляемся дальше? (Дети рассматривают карту и определяют маршрут)

Воспитатель:  Ребята, давайте посмотрим, куда нас привела следующая стрелка? (На карте дорога, заваленная камнями и знак с изображением животных)

3 задание: «Пройти камни, лежащие на дороге»

Вот Вам загадки….

Как только правильные ответы назовете,

Сразу камни вы пройдете.

Загадки

  1. Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы —

Уши больше головы?

 (Заяц)

2. Бесстрашен могучий лесной богатырь.

 Его не пугает озёрная ширь,

И он не боится речной глубины.

Ветвисты рога его, ноги длинны.

 Питается ветками, сочной травой.

(Лось)

3. Вот построил он плотину,

Надо веточек и тину –

Строит всё без топора,

Будет домик у…

(бобра)

4. Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

 Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это - ... ( Волк.)

5. Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами – кисти-рожки. ...

 Меньше тигра, но немножко

 Больше крупной рыжей кошки.

 На суку она обычно,

Притаившись, ждёт добычу. (Рысь)

Воспитатель:  Молодцы, ребята, на все загадки ответили правильно. А теперь предлагаю вам подойти к столу и взять картинку с изображением животного,  которое обитает в нашем Смоленском крае. (Дети выбирают из множества картинок изображение животного Смоленского края и  по очереди называют его)

Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются животные? ( травой , листвой, корой, другими животными)

А как можно разделить животных по признаку питания? (травоядные и хищники)

Воспитатель: Давайте себе представим, что бы было с природой, если бы были одни травоядные? (Если не будет хищников, то травоядные погубят лес и себя)

Воспитатель: Да, ребята, все в природе взаимосвязано и должно быть равновесие.

Все – все

На свете нужны!

И мошки

Не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ  нелепых,

И даже без хищников,

Злых и свирепых.

Нужны все на свете.

Нужны все подряд

Кто делает мед,

И кто делает яд.

Плохие дела

У кошки без мышки

У мышки без кошки,

 не лучше делишки,

да, если мы с кем-то не очень дружны

мы все –таки очень друг другу нужны.

Воспитатель:А теперь, у кого травоядные животные, встаньте по правую руку от меня, а у кого хищные - по левую.  (Дети выполняют задание, проверяют друг друга)

Воспитатель: Молодцы, ребята, все правильно сделали. А  теперь ,я предлагаю вам немного отдохнуть.

Физкультминутка «Дикие животные»

Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом)
За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Идут крадучись)
За мамой-ежихой катился ежонок,  (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамой-медведицей шел медвежонок,  (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
За мамой-зайчихой — косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)
Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (Идут на четвереньках)

Воспитатель: Вот и камни мы прошли, какие молодцы. Посмотрите на карту, путь наш открыт.  Куда мы направляемся дальше? (Дети рассматривают карту и определяют маршрут, нужно идти к дереву)

Воспитатель: Правильно! Интересно, а возле дерева никакого задания нет! Чтобы это могло значить? И карта закончилась! Посмотрите внимательно, может вы мне подскажите? (Дети смотрят на дерево и находят спрятанный ключик.)

Воспитатель: Ребята, ключик мы нашли.  Трудности все позади, а что же лежит там внутри? Какой сюрприз нам сделала весна? Об этом мы узнаем только когда вернемся в группу.

Воспитатель: Ребята, а вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось?

Дети: делятся впечатлениями о путешествии.

Воспитатель: Мы со всеми трудностями справились, нашли ключик и теперь нам пора возвращаться в детский сад….

Как мы добирались в весенний лес?

Дети: С помощью карты.

Воспитатель: А как же мы вернемся в детский сад?

Дети: Тоже с помощью карты.

Воспитатель: Давайте посмотрим на карту. Ребята, здесь что-то написано… Да это волшебные слова, которые помогут вернуться в детский сад.

Вы три раза повернитесь,

И рукой земли коснитесь.

Сразу в группе вы окажетесь.

Вот мы и в группе.

 Воспитатель: Вот мы и в группе. А теперь я предлагаю открыть наш сундучок. (Дети открывают сундучок, а внутри конверты с пазлами весенних цветов, воспитатель предлагает детям составить сделать из них картины)

Дидактическая игра «Составь цветок» ( дети разбиваются на три группы и составляют пазлы)
Воспитатель:  Ребята, а какие цветы вы собрали? (ландыш, ветреница дубравная, одуванчик)

В какое время года они появляются? Давайте все эти чудесные картины поместим в рамки и повесим у себя в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста «Цветик-семицветик»

Конспект организованной образовательной деятельности содержит ряд игр, направленых на закрепление знаний об окружающем мире детей старшего дошкольного возраста....

Конспект организованной образовательной деятельности по для детей старшей группы Тема: «Радужное письмо»

Цель: создать условия для познавательно-исследовательской деятельности....

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей старшей дошкольной группы основам безопасного поведения на дорогах Тема: «Винни Пух в Стране дорожных знаков»

Конспект ООД по обучению  детей  смешанной дошкольной группы основам безопасного поведения на дорогахТема: «Винни Пух в Стране дорожных знаков»Цель: формировать у старших до...

Конспект организованной образовательной деятельности по математике в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Игрушки» (по Н.В.Нищевой).

Цель: способствование развитию математических навыков, представлений детей об игрушках, мыслительной и речевой деятельности....