Конспект организованной образовательной деятельности по математике в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Игрушки» (по Н.В.Нищевой).
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Серякова Ольга Сергеевна

Цель: способствование развитию математических навыков, представлений детей об игрушках, мыслительной и речевой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект41.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41 комбинированного вида

Организованная образовательная деятельность

 по математике

  в старшей   группе, компенсирующей направленности

 для детей с тяжелыми нарушениями речи 

Тема: «Игрушки»

Воспитатель:

 Серякова Ольга Сергеевна

г.о.г. Шахунья

2020 год


Цель: способствование развитию математических навыков, представлений детей об игрушках, мыслительной и речевой деятельности.

Образовательные задачи. Формировать навыки количественного счета в пределах десяти. Закреплять в речи количественных числительных, ответа на вопрос «Сколько всего?». Совершенствовать навык сравнения и уравнивания множеств. Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях. Знакомить с нулем как цифрой, обозначающей отсутствие предметов, подлежащих счету. Знакомить с составом числа («два», «три», «четыре»), соoтносить число и цифру. Совершенствовать умения узнавать и различать объемные геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр), навык ориентировки на плоскости и в пространстве. Формировать временные представления (части суток).

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать мыслительную и речевую деятельность, конструктивные способности, творческое воображение, умение работать по заданной схеме, координацию речи с движением, тонкую моторику.

Воспитательные задачи. Воспитывать самостоятельность, активность, инициативность, навык сотрудничества.

Методы и приёмы: беседа, объяснение, художественное слово, упражнение, показ, напоминание, проблемная ситуация, повторение, использование ИКТ,  поддержка детской инициативы в выборе задания.

Индивидуальная работа:  с ___________ -  совершенствование умения узнавать и различать объемные геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр);  с - ____________ -  формирование навыков количественного счета в пределах десяти;  с __________ -  совершенствование навыка ориентировки на плоскости; с -  _____________ закрепление в речи количественных числительных, ответа на вопрос «Сколько всего?»

Словарная работа: ввести в активный словарь слова -  цилиндр, ноль.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, наборное полотно, три больших контейнера разных цветов, объемные геометрические фигуры разных цветов и размеров, карточки с цифрами, карточки с изображениями разного количества игрушек, рабочие тетради по числу детей, цветные карандаши.

Обратная связь: осуществляется через постановку вопросов, упражнение, показ.

Контроль и коррекция результатов: при помощи объяснений, вопросов, упражнений.

Работа с родителями: консультация для родителей «Математика дома».

Предварительная работа: Знакомство с цифрами «1», «2», «3», «4», «5», «6», «7», «8», «9» и числом «10» в игровой и совместной деятельности. Упражнения в соотнесении числа и цифры, в определении состава числа («два», «три», «четыре») в игровой и совместной деятельности. Разучивание упражнения «Мячик мой».  

Части ООД

Содержание

Дидактическое обеспечение и методическое обоснование

Прогнозируемый результат и возможные затруднения

Вступительная часть

Основная часть

Заключительная часть

Организационный момент.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И опять играть начнем.

Упражнение «Наведем порядок».

- Ребята, посмотрите, какой беспорядок!

- Давайте наведем порядок в игрушках, потому что именно игрушкам посвящено наше сегодняшнее занимательное дело. Сложите одинаковые по форме фигуры в соответствующие контейнеры. В желтый контейнер нужно собрать все кубики, в синий - все шары, а в белый - остальные фигуры. Что вы положите в желтый контейнер? В синий? В белый?  

 - Какие по форме фигуры лежат в желтом контейнере?

 - Какие они по размеру?

 - Какого они цвета?

 - Правильно. Какие фигуры лежат в синем контейнере?

 - Какие они по размеру?

 - Какого они цвета?

 - Верно. А что за фигуры вы собрали в белый контейнер? Сейчас мы узнаем.

Цилиндром меня называют, друзья.

       Похож на стаканчик с мороженым я.

       Похож на колонну в старинном соборе,

       Похож на бревно и на столбик в заборе.

Так как называется эта фигура? Вы запомнили?

 - На что похож цилиндр?

 - Какие по форме фигуры лежат в белом контейнере?

 - Какие они по размеру?

 - Какого они цвета?

 - Точно.

  Игра «Строим замок».

- Давайте построим для ваших игрушек вот такой сказочный замок из фигур, собранных в контейнеры. Рассмотрите схему, старайтесь работать дружно, не мешать друг другу.

 

-Мне очень понравилось, как вы работали. Теперь ответьте на мои вопросы. Где в вашей постройке стоит желтый кубик?

-А где находится желтый шар? 

- Где стоят большие синие цилиндры по отношению к желтому кубику?

- Можно ли сказать, что они находятся в середине постройки?

Игра «Веселые соседи».

- Вы построили чудесный замок для игрушек. Но игрушки живут не только в замках, но и в маленьких домиках. Вот в таких.

 - Прочитайте номера на домиках.

 - Верно. Но это не только номера домов. Это цифры, которые показывают, сколько жильцов в каждом доме на каждом этаже. Сколько жильцов в доме номер два?

 - А в доме номер три?

 - А в доме номер четыре?

 - Верно. В каждом доме живут мишки и куклы.

Сколько мишек живет в доме номер два, если там живет одна кукла?

 - Давайте сделаем вывод. Из каких чисел состоит число «два»? Как оно получилось?

 - К одному прибавили один, получилось два.

 - Сколько мишек живет в домике номер три на первом этаже, если там живет одна кукла?

 - Давайте сделаем вывод. Из каких чисел состоит число «три»?

 - К одному прибавили два, получилось три.

 - Правильно. Может ли быть по-другому? Сколько мишек живет в доме номер три на втором этаже, если там живут две куклы?

 - Давайте снова сделаем вывод. Из каких чисел состоит число «три»?

 - К двум прибавили один, получилось три. Сколько мишек живет в домике номер четыре на первом этаже, если там живет одна кукла?

 - Давайте сделаем вывод. Из каких чисел состоит число «четыре»?

 - К одному прибавили три, получилось четыре. Может ли быть по-другому? Сколько мишек живет в этом доме на втором этаже, если там живут две куклы?

 - Давайте снова сделаем вывод. Из каких чисел состоит число «четыре»?

  - Правильно. Может ли быть по-другому? Сколько мишек живет в доме номер четыре на третьем этаже, если там живут три куклы?

 - Давайте снова сделаем вывод. Из каких чисел состоит число «четыре»?

  - Верно. К трем прибавили один, получилось четыре.

  - Теперь посмотрите на домики и еще раз скажите, из каких чисел состоит число «два»?

 - Из каких чисел состоит число «три»?

 - И наконец, из каких чисел состоит число «четыре»?

 - Отлично! Я вами горжусь. Это было очень сложное задание.

Упражнение «Считаем и рассуждаем».

(Педагог убирает домики, а изображения кукол и мишек располагает в два ряда.)

 - Сколько мишек стоит в ряд? Давайте сосчитаем.  

 - А сколько же кукол в ряду?  

 - Что можно сказать о количестве мишек и кукол?

 - Верно. Вы очень хорошо считаете. (Педагог убирает изображения пяти кукол.)

 -Что теперь можно сказать о количестве кукол?

 - Сравните количество мишек и кукол.

 - На сколько мишек больше, чем кукол? Сосчитайте.

 - На сколько кукол меньше, чем мишек?

 - Верно. (Педагог убирает оставшиеся изображения кукол.)

 - Сколько кукол осталось?

 - Точно. У нас не осталось ни одной куклы. Если нет предметов, которые нужно сосчитать, это обозначают цифрой «ноль».

(Педагог помещает на  карточку с цифрой «О» убирает изображения мишек.)

 -Сколько мишек?

 - Какой цифрой мы обозначим, что нет мишек?

(Педагог помещает  карточку с еще одной цифрой «О».)

 - Итак, сегодня вы познакомились с цифрой, которая показывает, что предметы, которые нужно сосчитать, отсутствуют. Это цифра «ноль».

 

Игра «Сосчитай и найди».  

 - А сейчас мы поиграем в новую игру «Сосчитай и найди». Для начала каждый из вас выберет себе карточку, сосчитает игрушки на ней и скажет, сколько у него игрушек.

 - Отлично. А теперь, подойдите к доске и поставьте карточку к своей цифре.

     

Подвижное упражнение «Мячик мой».

 Друг веселый, мячик мой,

Всюду, всюду он со мной.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хорошо с мячом играть.

Работа в тетради. Упражнение «Хоровод героев сказок».

  - В сказках они проживают, ребята.

     С ними вы в книгах встречались когда-то. Героев, каких сказок вы видите?

 

 - Посмотрите, художник забыл раскрасить обувь и головные уборы сказочных героев. Давайте им поможем. Раскрасьте обувь и головной убор того сказочного героя, который нарисован справа внизу.

 -Что вы раскрасите?

 - Теперь раскрасьте головной убор и обувь героя, нарисованного в центре страницы.

 - Что вы раскрасите?

 - Отлично. Далее вам нужно раскрасить одежду и обувь героя, нарисованного слева внизу.

 - Что вы раскрасите?

 - Я попрошу вас раскрасить головной убор и обувь того героя, которого художник нарисовал справа наверху.  

 -Что вы раскрасили?

 - Замечательно. И где же нарисован последний сказочный герой?

 - Раскрасьте его одежду и обувь.

 

 Игра «Что? Где? Когда?»

 - Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Из какой сказки эти строки?

 

 - О каком времени суток говорится в этом отрывке?

 

 - Подберите иллюстрацию к прочитанным строчкам и поставьте ее в верхний ряд.

-В синем небе звезды блещут,

В синем море волны плещут.

Из какой сказки эти строки?

     

  - О каком времени суток говорится в этих строчках?

 

  - Подберите иллюстрацию и к этим строчкам.

Дядя Степа утром рано

Быстро вскакивал с дивана,

Окна настежь открывал,

Душ холодный принимал.

А это произведение вы узнали?

 - О каком времени суток говорится в этих строчках?

 - Подберите иллюстрацию к этим строчкам.

 

 - У нас осталась одна иллюстрация. Может быть, вы вспомните строки, которые к ней подходят?

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется...

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз еще вернется.

 - Отлично. К этой иллюстрации действительно подходят строки Михаила Пляцковского из песенки «Улыбка». О каком времени суток в них говорится?

 

 - Расставьте иллюстрации в верхнем ряду по порядку, начиная с той, на которой изображено утро

 - Назовите части суток, начиная с утра.

 - Какое время суток бывает между утром и вечером?

 

 - Какое время суток наступает после ночи?

 

 - Какое время суток бывает перед ночью?

   

 - Я вами горжусь. Вы ответили на все мои вопросы.

Организация окончания занятия.  

 - Расскажите, что нового сегодня вы узнали на занятии, чем вам было интересно заниматься.  

- В следующий раз мы с вами поможем Мальвине навести порядок на полках с посудой.

- А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями, пусть возьмет по две звездочки, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет по одной звездочке.

   

Создание положительного эмоционального фона занятия. Художественное слово используется для привлечения внимания.

Упражнение используется для совершенствования умения узнавать и различать объемные геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр).

Вопросы используются для уточнения обобщающих представлений, для развития познавательного интереса.

 

Художественное слово для обогащения представлений детей по теме.

 

Игра используется для совершенствования навыка ориентировки в пространстве; для  

развития конструктивных способностей, творческого воображения, умения работать по заданной схеме.

Вопросы используются для уточнения обобщающих представлений, для развития познавательного интереса.

 

Ознакомление с составом числа («два», «три», «четыре»). Соотнесение числа и цифры.

 

Художественное слово и беседа используется для стимулирования познавательного интереса к содержанию занятия.

 

Упражнение используется для формирования навыков количественного счета в пределах десяти; совершенствования навыков сравнения и уравнивания множеств. Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях.

Закрепление в речи количественных числительных, ответа на вопрос «Сколько всего?»

Ознакомление с нулем как цифрой, обозначающей отсутствие предметов, подлежащих счету.

Упражнения в нахождении числа, соответствующего данному множеству.

Физкультминутка используется для снятия статического напряжения, для эмоциональной и физической разрядки; для развития координации речи с движением, совершенствования навыка выполнения прыжков на носочках.

Упражнение используется для совершенствования навыка ориентировки на плоскости.

 

 

Игра используется для формирования временных представлений (части суток).

 

 

 

 

 

«Зерно на будущее» - с целью поддержания познавательного интереса.

(Дети стоят в кругу).

 

Дети смогут ответить.

 

Дети могут затрудняться, так как материал новый.

 Слайды

 

 

Слайды

Дети смогут ответить.

 

(Дети садятся за столы).

Ребенок прикрепляет две единицы под изображения игрушек.

Ребенок помещает цифры под изображения игрушек.

Ребенок помещает цифры под изображения игрушек.

Ребенок помещает цифры под изображения игрушек.

Ребенок помещает цифры под изображения игрушек.

Ребенок помещает цифры под изображения игрушек.

 

 

 

 
Дети могут затрудняться, так как материал новый.

 

Самостоятельная деятельность детей (дети стоят у доски).

  У меня шесть мячей.

  У меня пять машинок.

  У меня четыре куклы.

  У меня восемь пирамидок.

  У меня десять кубиков.

  А у меня один солдатик. И т.д.

Дети выполняют задания.

(Дети стоят в кругу).

4 прыжка на носочках, держа руки на поясе.

По два взмаха каждой рукой, как бы удары по мячу.

5 прыжков на носочках, держа руки на поясе.

По два взмаха каждой рукой, как бы удары по мячу.

(Дети сидят за столами).

Слайды.

Дети ставят подходящую иллюстрацию в верхний ряд. 

Дети ставят подходящую иллюстрацию рядом с первой иллюстрацией.

Дети ставят иллюстрацию в верхний ряд.

     

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».

Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».Программное содержание:Расширять и закреплять знания детей о космосе, космонавтах, о первом космическом полете. Активизир...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Гласные звуки.

Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции называть гласные звуки. Подвес...

План –конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи Тема: «Признаки осени»

Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи, через формирование представлений о признаках осени ....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Прогулка в зимний лес»»

 Данное занятие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР по лексической теме "Зима. Зимние забавы". В конспекте раскрыты цель, задачи, оборудование, ...