Главные вкладки

    План –конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи Тема: «Признаки осени»
    план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

    Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи, через формирование представлений о признаках осени .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan-konspekt_makarova.docx34.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение

     Самарской области средней общеобразовательной школы имени А.А. Климова п.г.т. Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области

    структурное подразделение

     «Детский сад» «Созвездие»

    План –конспект непосредственно образовательной деятельности в  подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи

    Тема: «Признаки осени»

    Подготовила: педагог –психолог

    Макарова Анна Владимировна

    Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

     Цель: Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи, через формирование представлений о признаках осени .

    Задачи:

    Воспитательные:

    - воспитывать положительное эмоциональное отношение к времени года  осень,

    - воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

    - воспитывать интерес к совместной творческой деятельности

    Обучающие:

     - учить составлять ассоциативные связи,

    - закреплять умение отвечать полным предложением,

    - учить рисовать живыми листьями на ткани.

    Коррекционно-развивающие:

    - развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь,

    - развивать слуховое, зрительное, тактильное восприятие, внимание, память, мышление,

    -  содействовать развитию воображения,

    - развивать мелкую, общую моторику, координацию движений.

    Методы и приемы:

    Практические - приветствие, разминка, физкультминутка, игровые упражнения, рисование живыми листьями на ткани.

    Наглядные - рассматривание картин и фотографий;

    Словесные -  вопросы, беседы, обсуждение.

    Материалы и оборудование: игрушка в виде капельки, кресло мешок голубого цвета (облако), картины «Осень в городе», «Осень в деревне», «Осень в лесу», мольберты, фотографии луж разных форм, игрушка грузовик, живые овощи и фрукты, две корзинки, плотная ткань, разрезная картинка «Осенний ковер», ткань, гуашь, кисти по количеству детей, живые листья разного размера, клеенка, стаканчики с водой, смайлики настроения, музыкальный центр, запись музыкальных фрагментов, мультимедийная презентация об осени;

    Формы организации совестной деятельности:

    Виды детской деятельности

    Формы и методы организации совместной деятельности

    Двигательная

    Игровое приветствие  «Покружитесь все, кто…» Физкультминутка «На лесной поляне».

    Познавательно-исследовательская

    Рассматривание и изучение картин, рассматривание фотографий, игра «Разгрузи грузовик»; Игровое упражнение  «Собери осенний коврик»;

    Коммуникативная

    Беседа по картинам, ответы на вопросы, разгадывание загадок

    Изобразительная деятельность

    Рисование живыми листьями на ткани (нетрадиционная техника рисования)

    Логика образовательной деятельности

    Деятельность педагога-психолога

    Деятельность воспитанников

    Ожидаемые результаты

    1

     Ритуал приветствия 1 мин

    Педагог предлагает детям встать в круг и познакомиться с помощью  игрушки в  форме капельки. Называет свое имя и передает капельку  ребенку.

    Дети принимают игрушку называют свое имя, любимое занятие и передают следующему ребёнку

    Устанавливают зрительный, слуховой контакт

    2

    Разминка «Покружитесь» 2мин. Педагог предлагает Покружиться тех детей, кто:

    - любит бегать,

    - радуется хорошей погоде.

    Поменяться местами тех кто:

    любит сладости, любит смотреть мультфильмы

    - любит мечтать.

    Дети кружатся, меняются местами.

    Объединяются в группу, раскрепощаются.

    3

    Загадка 1мин.

     Педагог: Ну вот мы и познакомились,

    Ребята отгадайте загадку:

     В парках листья пожелтели,

    Птицы к югу полетели,

    Дождь холодный бьёт в окно…

    Что за время к нам пришло? (ОСЕНЬ)

    Отгадывают загадку

    Развивается логическое мышление, включаются в образовательную деятельность

    4

     Педагог обращается к детям 1мин. : Предлагаю вам отправиться в «Осеннее путешествие»! А на чем же нам туда отправиться? 

    Обращает внимание детей на мягкое кресло мешок  голубого цвета. «Ребята , а может отправимся в наше путешествие на этом красивом облаке?»

    Дети отвечают

    Концентрируют внимание, фантазируют.

    5

    Перенос

    Педагог  включает  музыку, которая переходит в звуки города. 

     Рассаживаются на  кресле мешке (облаке), закрывают глаза, делают вдох через нос выдох через рот.

    Переключают внимание, развивается слуховое восприятие.

    6

    Игра «Скажи о том, что ты слышишь»  2 мин. Педагог предлагает внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали дети.

    Слушают, отвечают полным предложением

    Развивается слуховое восприятие активизируют словарь, развивают фразовую речь.

    7

    Остановка «Осень в городе» 2 мин.

    Педагог предлагает рассмотреть картину «Осень в городе» и ответить на вопросы «Что говорит о том, что в городе наступила осень?»

    По каким признакам вы это определили?»

    Рассматривают картину

    Отвечают на вопросы

    Развивается зрительное восприятие, развивается фразовая речь. Закрепляют представления о признаках осени.

    8

    Игра «Назови лишний признак» 2мин.

    Педагог   читает признаки осени и предлагают исключить лишний - улетели птицы, зеленеет травка, голые деревья, низкие тучи;

    - холодные дожди, бегут ручейки, листопад, снег с дождём;

    - три картинки с изображением осени и одна с изображением лета.

    Отвечают на вопросы

    Выделяют лишний признак, развивается слуховое восприятие, логическое мышление.

    9

    Упражнение «На что похоже» 3мин.

    Педагог предлагает рассмотреть фотографии луж разной формы. Спрашивает на что похоже каждая из них.

    Рассказывают о  возникших  ассоциациях

    Развивается  наблюдательность, образное мышление, учатся проводить ассоциативные связи.

    10

     Перенос

    Педагог  включает тихую музыку, которая переходит в звуки деревни. 

    Рассаживаются на  кресле мешке (облаке), закрывают глаза делают вдох через нос выдох через рот.

    Развивается слуховое восприятие, переключают внимание

    11

    Остановка «Осень в деревне»

    2мин

    Педагог предлагает рассмотреть картину «Осень в саду и огороде» и ответить на вопросы «Что говорит о том, что в саду осень?»

    По каким признакам вы это определили?»

    Рассматривают картину

    Отвечают на вопросы

    Развивается зрительное восприятие, наблюдательность,  развивается фразовая речь, умение аргументировать свой ответ

    12

    Игра «Разгрузи грузовик»

    2мин

    Обратить внимание детей на игрушку грузовик, кузов накрыт полотном. Предложить каждому ребенку достать по одному предмету из грузовика и на ощупь определить овощи и фрукты.

    Не глядя, достают из кузова грузовика овощи и фрукты, раскладывают на два подноса

    Развивается тактильное восприятие  классифицируют, обобщают понятия,

    13

     Перенос

    Педагог  включает тихую музыку, которая переходит в звуки леса. 

     Рассаживаются на  кресле мешке  (облаке), закрывают глаза делают вдох через нос выдох через рот.

    Развивается слуховое восприятие.

    14

    Остановка «Осень в лесу» 2 мин.

    Педагог предлагает  рассмотреть картину «Осень в лесу» и ответить на вопросы «Что говорит о том, что в лесу наступила осень?» По каким признакам вы это определили?»

    Рассматривают картину

    Отвечают на вопросы

    Развивается зрительное восприятие, развивается наблюдательность фразовая речь, умение аргументировать свой ответ

    15

    Игра «Лесная поляна» 2мин

    Педагог проводит физкультминутку проговаривая слова и показывая движения.

    На полянке мы стоим,

    Во все стороны глядим,

    Вправо, влево, вверх и вниз,

    Посмотри и улыбнись. (Повороты головы вправо, влево, вверх, вниз)

     Что увидишь ты вокруг.

    Осень к нам пришла мой друг,

    (развести руки в стороны)

    Руки вверх ты поднимай,

    Гак деревья их качай! (поднять руки над головой , покачать вправо , влево)

    Можно , листьев взять букет (Имитировать сбор листьев с земли)

    И раскрасить ими свет

    (встряхнуть кистями рук в разные стороны)

    Можно лечь , и помечтать

    Только носиком дышать!

    (лечь на пол)

     Снова встать, пойти гулять (ходьба по залу)

    И с друзьями не скучать! (обнять друга)

    Вместе с педагогом выполняют движения

    Снимают напряжение всего тела. Совершенствуют общую моторику. Развивается слуховое внимание.

    16

    Игра «Собери картину» 2мин.

    Педагог обращает внимание детей на перепутанные части одной картинки и предлагает собирать картину из разрезных частей «Осенний коврик». Отмечает, что такой ковёр создала рукодельница «осень».

    Рассматривают перепутанные части картинки, составляют картину.

    Развивается образное, логическое мышление, умение работать сообща.

    17

    Изготовление коллективной работы  «Осенний ковер» 10 мин

    Педагог предлагает и детям создать осенний ковёр своими руками, но необычным способом. Объясняет последовательность и методы работы.  По окончании предлагает полюбоваться получившимся «осенним ковром», хвалит, благодарит детей за творческий подход.

    Изготавливают «осенний ковер» , с помощью кисти наносят на живые листья гуашь и отпечатывают на ткани

    Проявляют творческое самовыражение, взаимодействуют друг с другом, учатся работать в команде, любуются результатом коллективной работы.

    18

    Перенос

    Педагог  включает тихую музыку  «Дети возвращаются в детский сад»

     Рассаживаются на  кресле мешке  (облаке), закрывают глаза делают вдох через нос выдох через рот.

    Расслабляются

    19

    Рефлексия 1мин

    Педагог задает вопросы: Что сегодня вам больше всего понравилось? Что полезного вы узнали? Чему научились?

    Предлагает выбрать «смайлик своего настроения»

    Отвечают на вопросы

    Выбирают смайлик

    Развивается умение обобщать свои впечатления, делать выводы, формулировать ответ, аргументировать его.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 6 – 7 лет на тему: «Секреты здоровья»

    Цель: продолжать формировать у детей представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни,Задачи:расширять представление о том, что здоровье зависит от человека, за здоровьем можно и нужно с...

    План-конспект логопедического занятия в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

    План-конспект логопедического занятия в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...

    КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Этот удивительный космос.

    Программное содержание:Расширять и закреплять знания детей о космосе, космонавтах.  Формировать умение составлять предложения по опорным словам. Расширять, обогащать глагольный словарь. Упра...

    КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».

    Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».Программное содержание:Расширять и закреплять знания детей о космосе, космонавтах, о первом космическом полете. Активизир...

    Конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Книга твой друг, без нее, как без рук",

    Развитие и закрепление устойчивого интереса детей к книге, воспитание любви к художественному слову на примере изучения творчества С,Я, Маршака....