«Проектная деятельность как педагогическая технология патриотического воспитания детей дошкольного возраста
консультация

Каткова Елена Владимировна

«Проектная деятельность как педагогическая технология патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

№ 8 «Золотой петушок»

_____________________________________________________________________________

141730, Московская область,                                                        тел. 577-27-71

Г. Лобня, ул. Комиссара Агапова, д.8а

dou8antonina@yandex.ru

Консультация для педагогов

«Проектная деятельность как педагогическая технология патриотического воспитания детей

дошкольного возраста»

(20.11.2015г)

Выполнила:

Каткова Елена

Владимировна

Лобня, 2017 г.

«Детство – каждодневное открытие мира и,

поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

В. А. Сухомлинский

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Таким образом, нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освящаются лишь отдельные стороны нравственно – патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.

Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

Базой патриотического воспитания является формирования нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Таким образом, в педагогическом аспекте под «патриотическим воспитанием» мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

В своей работе с дошкольниками особое внимание уделяю нравственно-патриотическому воспитанию, так как дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня социализации детей в дошкольном возрасте. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры. Патриотизм – важнейшее нравственное качество, нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству; гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у него проявляются в чувстве восхищения. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Поэтому, воспитание детей осуществляется ежесекундно, в непосредственно образовательной деятельности, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.

Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В Советском районе данной проблеме уделяется особое внимание через различные мероприятия, акции, конкурсы и проекты.

В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Ю. М. Новицкая и другие. Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Изучив наследие педагогов-классиков (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. И. Вернадский) по проблемам патриотического воспитания, обратились к идеям американского педагога Д. Дьюи, которые отличаются целостью подхода к процессу воспитания человека, живущего в демократическом обществе.

Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании патриотизма у дошкольников. Приоритет материальных интересов над духовными и нравственными резко снижает воспитательное воздействие семьи в сфере воспитания.

Выход из противоречия – приоритет комплексного подхода в воспитании и развитии дошкольника на основе обращения к истокам, к традициям малой родины.

Д. Дьюи предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития детей: от выявления возможностей и прошлого опыта – к современному планированию и реализации намеченного.

Изучив разнообразные методы работы, пришли к выводу, что введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой призвана организация проектной деятельности. На этой основе выбрали тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности».

Вариативность использования проектного метода по нравственно-патриотическому воспитанию

Метод проектов в дошкольном образовании неслучайно приобрёл большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным. А для педагога использование проектной деятельности как одного из методов развивающего обучения способствует развитию креативности педагогов, повышению их профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в ДОУ.

Поэтому одним из методов реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях ДОУ может быть использован - проектный. Результатом проектной деятельности является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.

Нравственно-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Проектная деятельность- это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели- воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Нравственно-патриотическое воспитание тесно связано с ознакомлением детей с окружающим миром.

Важным условием успешной педагогической деятельности в данном направлении является взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, своим историческим корням, сохранению вертикальных семейных связей.

В настоящее время подобная работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, т.к. в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Принимая во внимание актуальность данного вопроса рациональное использование проектной деятельности нравственно-патриотического направления. Однако здесь необходимо четко определиться, использовать проект педагогов (педагогический), или детский проект.

Проект педагогов - это деятельность, где субъектом является педагог, а дети организуются им на различные им же придуманные мероприятия.

Детский проект – тоже организуется педагогом, но субъектами деятельности в данном случае выступают воспитанники.

Для достижения наиболее эффективных результатов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников педагоги, принимают решение использовать педагогическую технологию проектирования, ориентированную на применение имеющихся знаний и приобретение новых

C:\Users\user\Desktop\ат-ия\3.3.2\фото\DSC05853.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»

Особенно важно уже в дошкольном возрасте поддержать и направить интерес ребенка к людям разных национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии традиции и культуры. Со...

Педагогический совет "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Систематизация знаний педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию....

План работы Педагогического сообщества "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста" на 2017-2018 учебный год

В данной методической разработке представлены формы работы, направленные на повышения уровня компетентности педагогов ДОО по вопросам организации нравственно-патриотического воспитания детей дошкольно...

2021г. Проектная деятельность как инновационная педагогическая технология патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

                    Актуальность проекта:- утрата связи с традиционными духовно-нравственными ценностями;- превалирование материальных ценносте...

Проект: «Использование модульной технологии в педагогической деятельности по развитию нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Модуль «Моя Родина –Россия»

laquo;Только тот, кто любит, ценит и   уважает накопленное и      сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом&r...

Образовательный проект «Использование модульной технологии в педагогической деятельности по развитию нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Модуль « Моя малая Родина - Саранск»

Актуальность:          Наш Саранск подобен огромному дереву. Но всякое дерево имеет корни. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу ...