Дидактические игры для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа)

Лупанова Оксана Петровна

игрыРазвивать логическое мышление,.у старших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

1.«Составь из палочек»

Цель игрыРазвивать логическое мышление, воображение.Материал: счетные палочки, мел, доска.

Ход игры: 1. Воспитатель предлагает детям отсчитать по 5 палочек, проверить и положить их перед собой.Затем говорит: " Скажите, сколько потребуется палочек, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого будет равна одной палочке? Сколько потребуется палочек для составления 2 таких треугольника? А у вас только 5 палочек, но из них надо составить тоже 2 равных треугольника. Подумайте,как это можно сделать, и составляйте. После того как большинство детей выполнят задание, он обращает внимание ребят на то, что выполнить задание по разному. Способы выполнения надо зарисовать. Затем даёт задание : -составить два квадрата из 7 палочек; -составить три равных треугольника из 7 палочек;

Усложнение: предложить детям более сложные задачи на перестроение фигур, в которых для изменения фигуры надо убрать определённое количество палочек или перекладывание палочек.Например: составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтоб получился флажок.

2." Чей силуэт?"

Цельразвитие зрительно- пространственной ориентировки, воображения, активизация внимания и зрительной памяти детей путём сравнения, предмета с его силуэтом и составления пары " предмет-силуэт".Методические рекомендации: Прежде чем приступить к выполнению этого игрового упражнения, надо объяснить детям лексическое значение слова " силуэт". Ход игры: Выставляются картинки с изображением " помидор"," тыква", " яблоко". Над этими картинками помещается силуэт яблока. Дети должны определить к какому из изображений подходит данный силуэт. Выбор любой пары " предмет-силуэт"дети объясняют на основе сопоставления очертаний цветного и силуэтного изображений, их идентификации.Усложнение: можно предложить детям силуэты близких по контору (помидор, яблоко, тыква) и подобрать к ним картинки с изображением. (работа с мал. подгруппой, в которой ведущий воспитатель).

3." Четвёртый лишний"

ЦельРазвивать логическое мышление, внимание, связную речь, расширять словарный запас, научить сравнивать и обобщать, закреплять знания о классификации предметов.

Ход игры: Предложить детям найти на каждой карточке предмет, который не подходит к остальным, объяснить, почему он лишний.

Усложнение: разделении общей группы предметов по одному отличительному признаку. Например рассмотрим на примере группы — насекомые, итак, на карточке одни насекомые, но все летают, а одно из-них ползает.

4." Путаница"

Цельразвитие зрительного внимания и памяти, зрительно-пространственной ориентировки, воображения и логического мышления.

Ход игры: Воспитатель демонстрирует карточку наложенных контуров, 2 предмета " бочки", и "весов"при этом он объясняет детям, что только поначалу всё здесь изображение кажется путаницей. А на самом деле, если внимательно присмотреться, мы увидим изображения, точнее контуры, нескольких предметов. Чтобы не ошибиться в том, что же изображено на карточке путаницы, надо постараться проследить контур каждого изображения очень внимательно. Когда дети узнали первый предмет, воспитатель выставляет его цветное изображение. Оно ещё раз сравнивается с контуром. Таким же образом надо узнать и все остальные предметы.

Усложнение: Увеличить количество карточек с наложенными контурами.

5."Найди отличия и сходства".

Цельразвитие внимания и логического мышления у ребенка.

Материал: распечатанные рисунки.

Ход игры:ребенку дают рассмотреть рисунки и предлагают среди четырех изображений выделить:

- 1 пару с одинаковыми элементами (т. е. 2 полностью идентичные картинки);Например: ребенок должен найти две совершенно одинаковые машинки из четырех предложенных и т. д.

Усложнение: найти 2 пары машинки с одним отличающимся элементом и 1 пару с двумя отличающимися элементами.

и ребенок должен обязательно объяснять, какие именно элементы у изображений разные. две машинки, отличающиеся только формой кузова, но имеющие одинаковые кабины; две машинки, отличающиеся формой кабины, но имеющие одинаковые кузова; две машинки, имеющие как разные кабины, так и разные кузова.

6 ."Составление предметов по картинкам"

Цельразвитие внимания и логического мышления у ребенка.

Материал: схема с изображением какого-то предмета

Ход игры: Перед ребенком кладется картинка с изображением какого-то предмета. Ребенок должен, ориентируясь на образец, сложить из палочек аналогичный предмет. Впоследствии можно усложнить задание, попросив ребенка сложить показанную картинку, не имея перед глазами пример, то есть по памяти.

7."Составление предметов по картинкам"

Цельразвитие внимания и логического мышления у ребенка.

Материал: схема с изображением какого-то предмета

Ход игры: Перед ребенком кладется картинка с изображением какого-то предмета. Ребенок должен, ориентируясь на образец, сложить из палочек аналогичный предмет. Впоследствии можно усложнить задание, попросив ребенка сложить показанную картинку, не имея перед глазами пример, то есть по памяти.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГИКЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Конспект № 1

Цель: учить детей подбирать родовые понятия к видовым и
наоборот, познакомить детей с системой графического отображения
классификации понятий в форме «кругов Эйлера». Познакомить с
возможностью сравнения объемов понятий.

Материал: мяч, доска, мел, карточки с изображением посуды (по 2-З
предмета чайной, столовой и кухонной посуды) с изображением мышки,
фартука.

Ход занятия:

-Ребята, давайте с вами поиграем сегодня в необычную, очень интересную игру.
.(да!)

-Слушайте, как будем играть. Я называю любой предмет, например, вилка,
нож, ложка, а вы должны мне дать общее название всего перечисленного.
-Каким можно назвать одним словом эти предметы?

(ответы детей)

-Правильно, посуда.

-Говорит тот, кому бросаю мяч.

-Аня, - платье, кофта

(вещи).

-Артем, - шляпа, шапка.

Это что? (головные уборы)

-Ваня, - туфли, сапоги это ...? (обувь)

-Ромашка, василек это ... (цветы)

-Кукла, мяч, матрешка это ..(игрушки)

-Молодцы! А сейчас будет игра наоборот. Я говорю общее название, а вы должны назвать, что относится к нему.
- Приготовились!

-Саша, посуда это .... (ответы)

-Ира, верхняя одежда это .... (пальто, шуба)

-Головные уборы это .... (ответы)

(Игра продолжается до тех пор, пока у детей не начнет пропадать к ней интерес).

-Ребята, понравилось вам играть?
(да!)

-Посмотрите, кто это там сидит у нас на ковре, разложил вокруг себя какие-то картинки? Давайте подойдем, посмотрим, может поможем, если помощь нужна. (дети подходят к кукле-мальчику Антошке).

Дети здороваются:

дравствуй, Антошка!

-Здравствуйте, ребята!

-Зачем тебе столько картинок?

-Да вот ... видите, я нарисовал три волшебных круга для картинок, а сам не

знаю, как правильно разложить их по этим кругам.
-Антошка, а как ты их делил?

-Да взял, посчитал и поровну разложил на три кучки. Оказывается,

неправильно.

-Ребята, может вы поможете?

-Давайте, ребята, сначала посмотрим, что на них изображено.

(дети рассматривают)

-Что на них изображено? (ответы детей)

-Догадались, как надо выполнить задание? (ответы детей).

-Конечно, карточки с изображением посуды в один круг, мышку в другой, а

фартук в третий круг.

-Ребята, может фартук поместим вместе с посудой? (нет).

-Конечно, фартук относится к вещам, одежде.

-Справились, Антошка, мы с заданием?

-Справиться, то справились, а вот в круге, где посуда находится, идет спор,

выясняют, кто важней и кто нужней.

-Ребята, разделите их, пожалуйста, пока они не поссорились совсем.
(дети рассматривают картинку и предлагают свои варианты)
-Ребята, для чего чашка, блюдце?

(Чтобы чай пить).

-Значит, это какая посуда?

-Правильно, чайная.

Давайте начертим ей маленький круг внутри большого.
Вот так.

-А эта посуда для чего?
(Чтобы суп есть, макароны)

- Каким одним словом можно ее назвать?

-Конечно, это столовая.

-А эта для чего нужна посуда?

(ответы детей).

-Конечно, чтобы обеды готовить.

-Это кухонная посуда.

-Смотрите, внутри большого круга у нас получилось еще три маленьких

круга для посуды и спор сразу утих.

-Ну, что, Антошка, все твои задания мы выполнили?

-Спасибо, ребята, очень вы мне помогли.

-Ребята, а мы с вами познакомились с волшебными кругами. Оказывается, в

них можно поместить только какие картинки?
(ответы детей).

- Да, у которых есть общее название, назначение.

 

 

Конспект №2

Цель: закреплять представление о системе графического
отображения классификации понятий, учить детей умению рассуждать,
аргументированно доказывать свое согласие или несогласие с
высказываниями.

Материал: доска, мел, карточки с изображением чашки, сапога, гриба,
животных (по одной карточке с изображением рыбы, птицы, зверя,
насекомого)

Ход занятия:

-Ребята, к нам пришел наш друг Антошка, очень ему у нас нравится.

-Поздоровайтесь с ним (дети здороваются)

-Антошка, а что ты такой грустный? И что это у тебя за пакет с картинками?

-Оказывается это твое домашнее задание ...

-Ребята, Антошка не может оказывается понять, как надо разместить

картинки в волшебном круге.
- Давайте ему поможем.

-Посмотрите, что на картинках изображено? (ответы детей: животные,

посуда, обувь ... )

-Сейчас я нарисую большой волшебный круг и будем размещать в него
картинки ....

-Смотрите, Антошка уже все картинки разместил в круг.

-Правильно он сделал?

(ответы детей).

- Почему вы считаете неправильно?

-Рыбы, ворона, бабочка-это кто? Каким одним словом их можно назвать?

-Правильно, это животные.

- А фартук к чему относится?

-К одежде.

-Сапог? (обувь)

-Гриб? (растение)

-Так можно их всех вместе в один круг размещать?

-Конечно нет.

-Значит, животных мы поместим в большой круг, так как картинок с их изображением больше.

–А остальных куда?

-Для них мы нарисуем еще круги: для одежды, обуви, растений.

(воспитатель рисует, дети размещают картинки).

-Ребята, посмотрите на волшебный круг, где картинки с животными.

- Все мы выполнили задания правильно или нет? (рассуждения детей)

-Ворона-это (птица).

-Бабочка-это (насекомое).

-Могут они все вместе в одном «домике»-кругу находиться? (ответы детей).

 

-Значит, я для птицы рисую круг и для насекомого.

-Подумайте, что еще не так?

-Конечно, надо разместить по отдельным кругам зверей и рыб.

-Сейчас выполним задание полностью и правильно.

-Ребята, подумайте и скажите мне, кого больше в нашем кругу: животных

или птиц? (рассуждения детей).

-Конечно, животных, так как к животным относятся и звери, и рыбы, и
насекомые ...

-Понял, Антошка, как дети выполнили твое задание, справишься в
следующий раз сам?

-Спасибо, ребята, за вашу помощь.

-Ребята, хотите поиграть в игру? Не в подвижную, а в словесную?

-Только сначала давайте немного разомнемся, отдохнем.

-Давайте на мгновение представим себя бабочками:

Мы подпрыгнем столько раз,

Сколько бабочек у нас.

Руки вверх поднимем столько,
Крыльев разных у них сколько.
Столько раз присядем разом,
Сколько лапок видим сразу.

-Отдохнули, садимся на стулья и играем в игру «Бывает-не бывает».
Внимательно слушайте, что я буду говорить. Если «уловите» небылицу,
отвечайте: «Так не бывает» и исправляйте.

-Итак, кот Васька стащил сметану. Так бывает? (ответ). Съел всю сметану и
довольный залаял: ав-ав-ав
Так бывает? Почему? А как бывает?

-Услышал кота Ваську пес Арапка и замяукал: «И я хочу сметаны». А так
бывает?

-Кот Васька любит рыбу. Залез на сосну и ловит в дупле окуньков. Окуньки
сидят в гнездышке и пищит: пи-пи-пи. Так бывает?

-Папа-окунь учит окуньков летать. Окуньки летают быстро. А кот Васька
летает еще быстрее. Так бывает?

-Ребята, когда выйдете гулять, посмотрите внимательно вокруг, может у нас
тоже окуньки летают с котом наперегонки?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект № 3

Цель: закреплять представление о системе графического
отображения классификации понятий. Познакомить детей с возможностью
графического отображения классификационных отношений разных групп
понятий с помощью одного и того же типа модели, развивать внимание,
умение сравнивать и обобщать.

Материал: 2 группы карточек:с изображением розы, гвоздики, ромашки, одуванчика, игрушечного
барабана, игрушечного медведя

с изображением дивана, шкафа, собаки, кошки, волка, лисы;
доска, мел, игра «Чей силуэт?»

Ход занятия:

-Ребята, смотрите к нам в группу прикатился колобок, да колобок не такой,
как в сказке, а волшебный, слышите, он песню поет:

Почему на голове не растут цветочки,

А растут они в траве и на всякой кочке?

Если волосы растут, значит их сажают.

Почему сажать цветы мне не разрешают?

Хорошо бы сделать так-

Срезать все кудряшки,

На макушке красный мак,

А вокруг ромашки.

А сестренке бы своей посадил я розу -
Нет цветов прекрасней роз ...

-Ребята, что это он такое придумал? Где цветы должны расти? (ответы детей)

-Конечно, в лесу, на лугу.

-Как называют цветы, которые растут в поле?

-Какие вы знаете? (василек, ромашка, ландыш)

-Где еще растут цветы?

-Правильно, в саду, в огороде.

-Какие цветы сажают ваши мамы, бабушки на даче? (роза, тюльпан, нарцисс)

-Вот, оказывается, где должны расти цветы, колобок, - в лесу или в саду, а не

на голове.-Ребята, давайте познакомим колобка с «волшебным» кругом.

-Смотрите, вот картинки, а вот нарисован круг.

-Я размещаю в круг все картинки, на которых изображены что? (цветы,

барабан, медведь)

-Почему нельзя в один круг разместить?

-Конечно, цветы разместим в один круг, а для игрушек я нарисую еще один

круг.

-Ребята, вспомните, цветы где растут?

-Значит, что еще надо?

-Правильно, разделить цветы на лесные и садовые, и для них, что еще

нарисовать?

- Да, два небольших круга: вот так.
(дети размещают картинки).

-Смотрите, колобку очень понравились наши «волшебные» круги. Он еще
хочет поупражняться
.

-Вот рядом с колобком еще лежат картинки. Что на них изображено? (диван,
шкаф, собака).

-Как мы их будем размещать?

-Все картинки в один круг разместим или нет? (рассуждения детей).

-Правильно, диваншкаф- это же ... мебель, и для них я рисую один круг. А

для зверей второй круг.

-Ребята, посмотрите внимательно, правильно мы выполнили задания?

-На картинках какие звери изображены? (дикие и домашние).

-Могут они все вместе находиться?

-Нет. Значит, что еще надо сделать?

-Конечно, нарисовать еще два небольших круга для диких и домашних

зверей (дети размещают картинки)
-Понятно, колобок?

-А сейчас ребята приглашают тебя поиграть в игру «Чей силуэт?» (дети к

силуэту находят его изображение предмета).

Конспект № 4.

Цель: познакомить детей с возможностью классификации
понятий по разным основаниям, развивать внимание, логическое мышление.

Материал: доска, мел, карточки с изображением животных (по 2 карточки с
изображением домашних и диких животных, животных «южных» и «наших
мест»), игра «Собери квадрат».

Ход занятия:

-Ребята, посмотрите, к нам в гости пришли Антошка и наш любимый
колобок.

-Что это они так внимательно рассматривают? (картинки)

-Ребята, что на картинках изображено? (дети перечисляют).

-Каким одним словом их можно назвать? (животные).

-Ребята, смотрите Антошке с колобком очень понравилось размещать

картинки в «волшебном» кругу.

-Они разместили их все вместе в одном кругу.

- Правильно сделали?

-Правильно-то правильно, но что здесь не так?

-На картинках изображены какие животные?

-Правильно, дикие и домашние.

-Значит, что надо сделать?

-Внутри большого круга нарисовать еще ... два средних круга (дети

размещают картинки).

-Ребята, колобок говорит, что животных и диких, и домашних можно еще
разделить на две группы.

- Давайте вместе подумаем ...

-Вот дикие животные.

-Они все в одном месте живут? (ответы детей).

-Конечно, нет. Слон, обезьяна живут там, где тепло, т.е. в южных местах.

- А волк, лиса, заяц живут в наших краях.

-Значит, в среднем круге надо нарисовать еще сколько кругов?

-Правильно, два. В них мы разместим карточки с животными «наших мест» и

«южных».

- Давайте рассмотрим карточки с изображениями домашних животных.

-Их также поделим на животных «наших мест» и «южных».

-Видите, оказывается, как можно разместить карточки с изображениями

животных.

-Антошке и колобку очень понравилось, как вы работали, и они дарят вам по
картинке.

-Ребята, хотите поиграть в игру «Собери квадрат»?

-А колобок и Антошка посмотрят, как вы умеете из частей составлять целый

квадрат (дети собирают квадраты из частей. Для затрудняющихся в
выполнении задания дается образец квадрата).

 

 

 

 

 

 

Конспект № 5

Цель: учить детей самостоятельному установлению
родовидовых отношений между понятиями и их графическому изображению,
развивать критичность мышления, умение соотносить усвоенные знания с
воспринимаемым материалом
связную речь.

Материал: доска, мел, карточки с изображением игрушек (по 3 предмета),
одежды (3 предмета), транспорта (по 3 предмета) 
наборы карточек для
работы у доски и на каждого ребенка, бумага и простой карандаш для
каждого ребенка, стихи-небылицы.

Ход занятия:

-Ребята, к нам снова пришел Антошка.

-Посмотрите, какой он серьезный. Он хочет устроить нам проверку. Он

сомневается, что вы сами можете нарисовать «волшебные» круги и
разместить в них картинки.

-Ну, что, ребята, покажем Антошке, как мы можем работать самостоятельно?

-Давайте посмотрим, что на картинках изображено? (дети перечисляют).

-Как можно назвать машины, самолеты одним словом?

- Транспорт.

-Платья, кофты? (одежда).

-Мяч, пирамидка, матрешка?

-Это игрушки.

-Мы все это разместим в одном круге?

-Сколько надо нарисовать кругов?

-Правильно, три.

-А сейчас вы самостоятельно рисуете круги и размещаете в них картинки.

А я так же размещу картинки на доске и сравним, правильно вы выполнили
задание или нет (дети самостоятельно работают).

-Смотри, Антошка, ребята правильно выполнили задание и они, я считаю,
заработали поощрительный приз: зайчиков, вырезанных из бумаги.
-Антошка приглашает вас поиграть в игру «Что неправильно?»

-Я буду читать стихотворения, а вы должны найти ошибку и объяснить, что и

почему неправильно.

Русские народные прибаутки.
Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки
Лают ворота.

Спозаранку вечерком, поздно на рассвете,
Едет барышня пешком в шелковой карете.

У Аленки в гостях два цыпленка в лаптях, Петушок в сапожках, курочка в сережках,
Селезень в кафтане, утка в сарафане,

А корова в юбке, в теплом полушубке.

Конспект № 7.

 

Цель: продолжать обучать детей классифицировать понятия по разным основаниям, с помощью условных обозначений отражать признаки
понятий, сравнивать объемы и содержание. Развивать у ребенка умение
логически мыслить, обобщать и конкретизировать.

Материал: доска, мел, карточки с условными обозначениями рисунков:
рисунков, сделанных карандашом 
простым и цветными, и рисунков,
сделанных красками.

Ход занятия:

-Ребята, отгадайте загадку: Палочка волшебная есть у меня, друзья,
Палочкою этой могу построить я
Башню, дом и самолет,
И большущий пароход
.
-Конечно, это карандаш.

-Карандаш для чего нужен?

-Можно сделать рисунки.

-Найдите среди рисунков те, которые нарисованы простым карандашом (дети

выполняют задание).

- Ребята, посмотрите на рисунки и скажите, чем они нарисованы?

- Да, есть рисунки, сделанные цветными карандашами, вот они.

-Есть рисунки, сделанные красками.

-Покажите мне рисунки, сделанные красками.

- Давайте сейчас с вами разместим наши рисунки в кругу.

Я рисую большой круг, а внутри него еще два средних круга.
-Для чего?

-Правильно, в один круг разместим рисунки, сделанные карандашами, а в

другой круг - красками.

-Но рисунки, сделанные карандашом, надо еще разделить на 2 группы.
Подумайте как.

-Правильно, на рисунки, сделанные простым карандашом, и на рисунки,
сделанные цветными карандашами.

-Значит, я в этом среднем круге рисую еще два маленьких круга.

-Для удобства мы рисунки заменим на карточки с условными обозначениями

рисунков.

-Вот посмотрите, как вы думаете, этой карточкой с условным обозначением
какие рисунки можно заменить? А этой? .. (разбираем все условные
обозначения ).

-Ребята, подумайте и скажите, чего больше: всех рисунков или рисунков,
сделанных красками?

-Конечно, всех рисунков больше это рисунки, сделанные и простым
карандашом, и цветными, и красками.

 

 

Конспект № 8.

Цель: продолжать обучать детей классифицировать понятия по разным основаниям, отображать признаки понятий с помощью словных
обозначений, сравнивать отношения между понятиями по содержанию и
объему
.

Материал: карточки с изображением самолета, парохода, лодки, трамвая, поезда, грузовика, легковой машины;

карточки с условными обозначениями транспорта воздушного,
водного, наземного 
наземного безрельсового и наземного рельсового
транспорта; доска, мел.

Ход занятия:

-Ребятак нам в гости пришел Антошка.

-Он принес с собой много картинок.

- Давайте посмотрим, что же на них изображено (дети перечисляют).

-Ребята, кто из вас знает, каким одним словом можно назвать то, что на картинках изображено?
-Правильно, это транспорт.

-Ребята, наш Антошка еще ни разу не пользовался услугами транспорта.

-Он думает, что и самолет, и поезд, и машина ездят по одной дороге.

-Давайте-ка разберемся.

-Самолет летает ... в воздухе. Значит, это какой транспорт?

-Воздушный.

-Корабли плавают ПО ..воде.

-Это водный транспорт.

-Машины ездят по ... дорогам.

-Это наземный транспорт.

-Но, смотрите, например, трамваю, поезду нужны рельсы, чтобы они могли

передвигаться.

-Значит, это рельсовый наземный транспорт.

-Машины относятся к наземному безрельсовому транспорту.

-А сейчас давайте разместим картинки в круги.

-Я рисую внутри большого круга еще три круга, почему?

-Потому что транспорт бывает воздушный, водный, наземный.

-Разместите картинки по кругам.

-Ребята, но мы уже знаем, что наземный бывает наземный безрельсовый и

наземный рельсовый транспорт.

-Значит, в кругу, где наземный транспорт, я рисую еще два маленьких круга.
Разместите в них картинки.

-Для удобства можно воспользоваться карточками с условными
обозначениями.

-Посмотрите и попробуйте сами догадаться, какой транспорт можно
обозначить каким условным обозначением (дети рассматривают карточки с
условными обозначениями
Рассуждают).

-Ребята, Антошка вас спрашивает, чего больше: всего транспорта или,
например, воздушного? (рассуждения детей).

-Конечно, всего транспорта по объему больше, потому что воздушный
транспорт является лишь частью всего транспорта.

-Молодцы! Антошке очень понравилось, как вы умеете думать, рассуждать.

-А сейчас давайте поиграем в игру «Чего не стало?»

(Воспитатель раскладывает картинки, рассказывает их содержание.
Предлагает запомнить изображенное, а затем закрыть глаза. По команде
«Откройте глаза!» играющие определяют, какой картинки не хватает).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект № 9

Цель: продолжать обучать детей классифицировать понятия по
разным основаниям. Учить самостоятельно графически отображать
отношения между понятиями с использованием условных обозначений этих
понятий. Продолжать обучать детей сравнивать отношения между понятиями
по содержанию и объему.

-Один большой и в нем еще два средних круга: для квадратов и
треугольников.

-Почему вы нарисовали в среднем кругу еще два маленьких круга?

-Правильно, потому что квадраты разного цвета.

-Ребята, колобок очень доволен вами. Ему очень приятно от того, что вы знаете все геометрические фигуры и умеете рисовать такие замечательные круги.

-Он решил подарить вам по несколько геометрических фигур.

-Выбирайте, кому какие нравятся, они вам пригодятся. С ними можно

поиграть, составить какой-нибудь предмет и Т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект № 10

Цель: продолжать обучение детей самостоятельно графически отображать отношения понятий, использовать условные обозначения понятий, сравнивать понятия по содержанию и объему. Развивать внимание, самоконтроль, логическое мышление.

Материал: карточки с условными обозначениями звуков: гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков; карточки с условными обозначениями всех растений; травы, деревьев лиственных и хвойных деревьев; лист бумаги, карандаш для каждого ребенка; карточки с буквами для слова СОСНА.

Ход занятия: - Ребята, отгадайте загадку:

Сели на странички
Тридцать три сестрички.
Сели рядом - не молчат,
Нам загадки говорят. (ответы детей, их рассуждения).
-Правильно, это буквы.

-Назовите, какие буквы вы знаете?

-А сейчас послушайте, что я произношу (воспитатель произносит звуки).

-Назовите одним словом то, что я сказала.

-Конечно, это звуки.

-Ребята, а звуки все одинаковые по произношению или нет?

-Правильно, есть звуки гласные и есть звуки согласные.

-Давайте поместим карточки с условными обозначениями звуков в круг.

-Я внутри большого круга сколько еще должна нарисовать средних кругов?

(два).

-В один круг поместим карточку с условным обозначением гласных звуков, а
в другой 
согласных (предлагаю двум детям выполнить задание).

- Ребята, как вы думаете, согласные звуки все одинаково про износятся?
(рассуждения детей).

-Значит, в группе «согласных» звуков мы выделим еще 2 группы «твердые» и
«мягкие» и обозначим их вот такими условными знаками (воспитатель
показывает карточки).

-И в среднем круге, где «согласные звуки», я нарисую еще 2 маленьких круга
для «твердых» и «мягких» согласных.

-Ребята, расставьте в эти круги карточки.

-Ребята, посмотрите на наш круг и скажите: звуков много находится внутри

большого круга?

-Подумайте, прежде чем отвечать на следующий вопрос: чего больше? Всех
звуков вообще или гласных? Или согласных?

-Конечно, всех звуков больше, так как «гласные» составляют часть от всех
звуков, так же и согласные.

-Хорошо, а сейчас давайте немного отдохнем.

 

Физминутка

-Руки подняли и помахали-
Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.

Плавно руками nомашем -
Это к нам птицы летят,
Как они сядут покажем:

Крылья сложили назад.


-Ребята, а я не зря вспомнила про деревья.

-Сейчас мы с вами о них немного поговорим.

-Занимайте места за столами и приготовьтесь работать дальше.

-Посмотрите, что обозначают эти карточки с условными обозначениями?

-Правильно, ягоды и деревья.

-Каким одним словом можно их назвать?

- Да, это растения.

-Значит, все растения можно заключить в один большой круг.

-Нарисуйте каждый у себя на листе бумаги круг.

-Растения какие бывают?

- Рисуйте еще два средних круга внутри большого и разместите в них

карточки.

-Ребята, а деревья все одинаковые или разные? Листья у всех одинаковые?
(рассуждения детей).

- У елки, сосны какие листья?

-Правильно,иголки.

-Значит, деревья делятся на ...лиственные и хвойные.

-Что надо еще сделать?

-Правильно, нарисовать еще два маленьких круга в среднем кругу, где

«деревья» и разместить в них карточки с условными обозначениями.
-Ребята, посмотрите на свой круг и скажите: чего больше: всех деревьев или
хвойных?

-Всех деревьев большепотому что хвойные деревья составляют только часть
от всех деревьев.

-Если уж мы заговорили о деревьях, то попробуйте угадатьчто это за лесное
чудо?

-Одна из букв находится в слове «диван» (дети угадывают).

-правильно, первая буква угадана это «Н».

- Вторая буква пристроилась в «ШКАФ У».

-Браво! Цель поражена! Это «А».

-Третью букву возьмем у «СТУЛА».

- Буква «С», молодцы!

-Последняя буква в «СТОЛ» забралась.

-Конечно, «О».

-Ребята, скажите слово «НАСОС» - лесное чудо? Конечно, нет.

-Что же тогда делать?

- Надо провести игру «Переставь буквы».

-Подумайте, может кто сразу ответит, как надо переставить буквы?

(дети отвечают, рассуждают).

-Великолепно! Молодцы! Это лесное чудо - «СОСНА». Потому что на сосне
мы сидим, на сосне мы едим, на сосне спим. Даже с горки катаемся на сосне!

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

                     Конспект «Развитие логического мышления»

Цель:развивать у детей логическое мышление, используя занимательный математический материал.

Задачи:

Обучающая:учить отгадывать математические загадки;закрепить умение видеть и различать геометрические фигуры в окружающих предметах.

Развивающаяразвивать логическое мышление.

Воспитательная:воспитывать умение делать самостоятельные выводы и суждения, доводить дело до конца.

Материал к занятию: волшебный цветок с заданиями; таблицы, рисунки с геометрическими фигурами на каждого ребенка, простой карандаш, счетные палочки.

Ход

I. Вводная часть

Ребята, давайте улыбнемся, поздороваемся и подарим друг другу хорошее

настроение.

«Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок.

Здравствуй, утро, здравствуй, день,

Нам здороваться не лень».

Ребята, вы любите путешествовать? (Да)

Мы сегодня отправимся в страну логических задач. А поможет нам в этом волшебный цветок.

(показываю)

Вы готовы? (Да)

II. Основная часть

Тогда в путь. Отрываем лепесток с цифрой 1.

1. Разминка.

Сколько ушей у двух мышей? (4)

Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? (2)

Сколько дней в неделе? (7) Какие выходные? (суббота, воскресенье)

Сколько орехов в пустом стакане?

(нисколько)

Если съесть сливу, что останется? (косточка)

Молодцы!

2. Отрываем лепесток с цифрой 2.

Посмотрите внимательно на рисунки и найдите 5 отличий.

(На мольберте 2 нарисованных снеговика)

Хорошо, все отличия нашли быстро. Сейчас идем за волшебные столы.

3. Отрываем лепесток с цифрой 3. А здесь, ребятки, для вас загадки.

1) В класс вошла Маринка,

А потом Иринка,

А потом пришел Игнат.

Сколько стало всех ребят? (3)

2) Пять котят и мама кошка

Сколько кошек на окошке? (6)

3) Под кустами у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать.

Кто их может посчитать? (4)

4) На елке росли 3 груши и 2 банана. Сколько фруктов росло на елке (На елке фрукты не растут.)

4. Отрываем лепесток с цифрой 4. (на мольберте таблицы)

Внимательно посмотрите и ответьте:

Какая из геометрических фигур лишняя и почему? (прямоугольник, так как у него есть углы)

Какой шарик забыл клоун дома (Желтый)

Какие предметы спрятаны в рисунке? Какой из них лишний? (Чайник, стакан,чашка с блюдцем, тарелка, нож, расческа)

–Лишняя расческа.

Молодцы! Вы очень внимательные и быстро решили ребусы.

5. Отрываем лепесток с цифрой 5. Минутка для отдыха.

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо,

Смотрит вверх, смотрит вниз

Вдруг присела на карниз

И с него свалилась вниз.

6. Отрываем лепесток с цифрой 6.

И превращаемся в художников.

Какие геометрические фигуры вы знаете? (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).

Возьмите листы с геометрическими фигурами. И поиграем в игру «Преврати геометрические фигуры в предметы».

Дорисуйте фигуры так, чтобы получились предметы.

У кого что получилось? (Дети объясняют)

Из вас получились отличные художники.

7. Отрываем последний лепесток и превращаемся в строителей.

Я буду читать стихи, а вы будете выкладывать из счетных палочек фигуры, о которых пойдет речь.

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его (Квадрат).

Сколько нужно палочек, чтобы выложить квадрат? (4)

Три стороны и три угла.

Кто я? (Треугольник)

Чем отличается квадрат от треугольника?

(Количеством сторон и углов)

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На крыльцо, на колесо.

(Круг)

А можно выложить круг из палочек? Почему?

Лепестки все сорваны, и пора возвращаться в детский сад.

III. Заключительная часть

-Ребята, вам понравилось путешествие? Что для вас было сложно? Что было легко? Вы молодцы, справились со всеми заданиями правильно.

И закончить я хочу словами из стихотворения:

Без математики, друзья,

Никак нам не прожить:

Ничто не сможем посчитать,

Ничто нельзя сравнить.

Нам математика дана

Уж много сотен лет.

Ведь даже мамонтов считал

Древнейший человек.

«Хвала науке из наук!»

Мы скажем не тая.

И потому учить ее

Обязанность твоя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста...

Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Чтобы  повысить компетентность родителей в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье, научить их организовать интересную, увлекательную игровую деятельность в се...

Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Проблема развития математического образования на сегодняшний день стоит остро. Поэтому в 2013 году Министерством образования и науки Российской Федерации была разработана Концепция развития математиче...

Семинар – практикум для родителей «Логические игры – средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Семинар- практикум "Логические игры"в помощь педагогам для проведения мероприятий с родителями...

Дидактические игры для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений.«Логические игры – средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Семья – важнейшая составляющая любого общества, и в жизни каждого человека играет очень важную роль. Именно под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарны...

Дидактическое пособие. Лэпбук "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"

Дидактическое пособие в виде лэпбука позволяет развивать логическое мышление и операции мышления у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. В пособии представлены дидактические игры...