Консультация для педагогов на методическом совете
консультация (младшая группа)

Тема: игровая компетентность педагога, как условия повышения качества образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования №23»

(Дошкольное отделение №2)

Консультация для педагогов

на методическом совете

Тема: Игровая компетентность педагога, как условия повышения качества образования.

Воспитатель: Покатилова. Т.А

Февраль 2021

План:

  1. Профессиональная компетентность педагога.
  2. Игра и нормативные документы.
  3. Цель игровой деятельности педагога.
  4. Ключевая компетенция педагога.
  5. Совершенствования профессиональной компетенции.
  6. Организация предметной среды.
  7. Методы взаимодействия воспитателя с детьми с применением игровых действий.

   

1. Профессиональная компетентность педагога успешно действовать на основе умений, знаний и практичного опыта при решении задач профессиональной деятельности. Под компетентностью подразумевается качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное действие работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых задач, носящих проблемный характер.

2. Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования. В пункте 2.7. ФГОС ДО определены особенности развития игровой деятельности ребенка:

3. Цель: Совершенствование профессиональной деятельности и повышения профессиональной компетентности в вопросах развития игровой деятельности в воспитательно-образовательном процессе детей младшего дошкольного возраста.

4. Ключевыми компетенциями педагога являются:

1) уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) умение общаться с каждым ребёнком;

3) умение создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

4) умение создать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

5) умение оказать не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;

6) умение создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

7) умение развить коммуникативные способности детей, позволяющие разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

8) умение создать условия для овладения культурными средствами деятельности;

9) умение организовать виды деятельности, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

10) умение оценить индивидуальное развитие каждого ребёнка;

11) умение взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, вовлекать их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.

5. Для совершенствования своей профессиональной компетенции в своей работе я использую: Чтение педагогической литературы, использую материалы из интернета: смотрю и слушаю видео-лекции Смирновой Елены Олеговны — руководителя центра игры Московского психолого-педагогического университета. А также в нашем учреждении выстроена эффективная система методической работы с педагогами и специалистами, которая позволяет мне осваивать инновационные формы работы.

В работе с детьми:

1. Способствую умению выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой. Содействую желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы – заместители.
2. Подвожу детей к пониманию роли в игре. Формирую начальные навыки ролевого поведения, учу связывать сюжетные действия с ролью.
3. Побуждаю детей отзываться на игры – действия со звуками (живой – неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм).
4. Способствую проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами – игрушками.
5. В играх с дидактическим материалом обогащаю чувственный опыт детей. Закрепляю знания о величине, форме, цвете предметов,   ориентироваться в соотношении плоскостных фигур; сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов  по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина).
6. Провожу дидактические игры на развитие внимания и памяти; слуховой дифференциации; тактильных ощущений, температурных различий; мелкой моторики руки.
7. Развиваю  у детей желание играть вместе. Помогаю им вводить подвижные игры в канву сюжетно – ролевой игры. Поддерживаю интерес к подвижной игре атрибутикой, музыкальным сопровождением. Продолжать учить выполнять движения по слову  (сигналу) взрослого, не мешать другим детям.

6. Организация предметной среды:

Предметная среда в группе  организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. В игровой комнате организованы зоны, специально предназначенные для этого. Создан уголок сюжетно-ролевых игр, строительно-конструктивный, экспериментирования, уголок природы, музыкальный и т.д.  В определенных местах размещены машинки и строительный материал, хранятся наборы игрушек  для игры в «больницу», «парикмахерскую», «магазин» и т.д. Игровое пространство распределено, так что бы было  удобным для детей, имелась возможность играть как поодиночке, так и в небольшой группе. Все игрушки доступные для детей.

Групповая комната  оснащена разными видами игрушек.

Методы взаимодействия воспитателя с детьми с применением игровых действий.

С чего я начинаю учить ребенка играть? Прежде всего, заинтересовываю малыша игрой. Разыгрываю перед ним небольшое представление: кормление или купание куклы, прогулку с ней, катание ее на машине. Инсценирую любимый ребенком стишок или сказку. Стараюсь подключить ребенка к своей игре. У детей не сразу, получается, играть самостоятельно, ему требуется соучастие взрослого, его поддержка и поощрение. Начинаю игру  с понравившейся игрушкой малышу. Игрушки, которые участвуют в представлении, имеют свою индивидуальность: они могут быть веселыми или капризными… Для того чтобы игра ребенка была полноценной, использую последовательные игровые действия. С самого начала закладываю в игру элементы планирования, схемы переходов от одного действия к другому. Постепенно ввожу в игру предметы-заместители. Например, сделаю вид, что мне  понадобился какой-нибудь предмет, которого нет в данный момент. Например, во время приготовления еды, а затем и кормления куклы я скажу: «Ляля сказала, что она хочет печенья. Где же оно?» перебирая предметы, привлекаю к поиску ребенка. Стараюсь стимулировать речь ребенка, разговаривая с куклами и обращаясь к нему, ребёнок радуется совместным находкам.  Если ребенок не понимает смысла замещения, переждав несколько дней, предложу игру снова. Постепенно ограничиваю свою активность, уступая ребенку первенство в игре. В дальнейшем ввожу в игру элементы ролевого поведения. Ребенок, выполняя те или иные действия, воображает себя кем-то отличным от самого себя: мамой, папой, врачом и т.д. Например, предлагаю детям поиграть в профессии, спрашиваю, кем бы они хотели быть врачом, строителем, водителем и т.д.  Даю возможность детям самостоятельно выбрать сюжет игры. Если дети выбрали профессию строитель предлагаю им конструирование из «Лего» или различные дидактические игры. В образовательных процессах использую игровые приемы с созданием проблемной ситуации (Появление куклы Кати, у нее болит живот. Она сварила компот, но не знала из чего он варится из овощей или фруктов. Дети помогают Кукле выбрать из овощей фрукты.

С целью приобщения детям навыков самообслуживания использую игровые приемы. Для привития гигиенических навыков и навыков самообслуживания использую показ, объяснение. Например, художественное слово, фольклора («Водичка, водичка, умой моё личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки горели…».  Предварительно мы рассматриваем сюжетные картинки, где изображен ребенок, который умывается, предметные картинки с изображение предметов необходимых для умывания: мыло, мыльница, полотенце на вешалке, кран с водой;  Весьма действенным приёмом является показ инсценировок с помощью игрушек, например«Как Хрюша умывается».  Перед завтраком, с целью развития познавательной активности, организую для детей развивающие игры: «Что сегодня приготовил повар?», «Угадай из чего?», «Чем полезен этот продукт?» - беседы о пользе продуктов для здоровья, о разнообразии блюд. Детей обязательно знакомлю с меню, сообщаю, что будет подано: это расширяет их кругозор и обогащает слова.  Иногда, предлагаю дежурным логическую задачку, проблемную ситуацию: создаю неправильную сервировку и прошу подумать, всё ли верно.

Играя во второй половине дня в сюжетно-ролевые игры «Кафе», «Семья», дети закрепляют усвоенные ранее навыки.

Стратегия руководства игрой требует от педагога высокого напряжения духовных сил, интенсивной умственной работы, волевых усилий, мобилизации знаний и опыта, то есть игровой компетентности, которую необходимо формировать как можно раньше. Практика показала, что использование игровых приемов существенно повысило интерес детей к организованной деятельности, они лучше стали запоминать материал, их сознание и мышление стало более раскрепощенным. Отсюда повысился уровень усвоения детьми знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на педагогический совет детского сада "Роль музыкального руководителя в организации логоритмики"

Раскрывает тему значимости музыкального руководителя на занятиях по логоритмике....

Консультация для педагогов на тему: "Советы логопеда по обучению чтению и письму".

В статье описаны советы, которые помогут педагогам и родителям избежать ошибок при обучении чтении и письму....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ - Технология «Детский совет»: Технология «Субъект-субъектного» взаимодействия.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВТехнология «Детский совет» - Технология «Субъект-субъектного» взаимодействия.Подготовила: Копушкина Марина Борисовна,воспитатель высшей квалификационн...

Консультация для педагогов на педагогический совет «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Создание условий для развития речи дошкольниковв ДОУ в соответствии с ФГОС Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдел...

Консультация для педагогов на методическом совете

Тема: Игровая компетентность педагога,как условия повышения качества образования....