Описание предметно- пространственной среды
материал (средняя группа)

Силантьева Мария Анатольевна

описание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристика предметно-развивающей среды группы «Колокольчики» МАДОУ №75 г. Красноярск.

Предметно - пространственная развивающая среда группы организована с учѐтом требований ФГОС, где чѐтко прослеживаются все пять образовательных областей:

1) социально-коммуникативная,

2) познавательная,

3) речевая,

4) художественно-эстетическая,

5) физическая.

При построении предметно – пространственной развивающей среды учитывались следующие принципы:

1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2. принцип активности, самостоятельности, творчества;

3. принцип стабильности, динамичности;

4. принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребѐнка и взрослого;

6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7. принцип открытости – закрытости;

8. принцип учѐта половых и возрастных различий детей.

        Предметно – пространственная среда  соответствует возрасту воспитанников, а также их актуальным и индивидуальным особенностям, особенностям детского восприятия; пространство оснащено средствами обучения и воспитания, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами в свободном доступе для детей.

        Каждый ребёнок имеет возможность заниматься любимым делом. Одна из основных черт ребёнка – инициативность, самостоятельность, поэтому окружающая среда содержит достаточное количество  элементов, взаимодействовать с которыми ребёнок может самостоятельно

Наша работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям. В приемной нашли свое место доска-экспозиция для поделок и рисунков ребят, а так же контейнер с оставленными вещами «Потеряшка»

C:\Users\Мария\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\P_20181106_173531.jpg

C:\Users\Мария\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\P_20181106_173801.jpg

Направление:  Художественно — эстетическое развитие.

        Центр «Творческая мастерская»  стимулирует детей к реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащает их тактильные ощущения.

        Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-эстетических способностей, развития воображения, мелкой моторики рук. 

 В данном центре находится материалы и оборудование для художественно-творческой деятельности детей: рисования, лепки и аппликации (бумага, трафареты, картон, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, пластилин, дидактические игры и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии.

        Для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. К данному центру имеется свободный доступ.

C:\Users\Надежда\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\P_20181121_130057_1.jpg

Направление: Речевое развитие.

Центр книги Книжная карусель» предполагает проведения занятий как индивидуально так и в подгруппах, А так же становится одним из центров самостоятельной деятельности детей.

Цель создания центра развития речи – оптимизация и организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей детей Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказки. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке имеются фотографии писателей, с творчеством которых дети знакомятся и их литературные произведения. Так же в уголке есть дидактические игры для развития мелкой моторики, комплекс пальчиковых игр. DSC06536.JPGC:\Users\Надежда\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\P_20181121_145040_1.jpg

        

Направление «Познавательное развитие»

Патриотический центр «Наша Родина». В среднем дошкольном возрасте уже начинают формироваться нравственные привычки и умения, обогащается опыт нравственно-патриотических ценностей, задача - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: это образ я, семья и ближайшее окружение, детский сад, красивые места родного города, достопримечательности, знакомые объекты- магазин, больница, улица.

         В центре помещена государственная символика родного города и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с национальными костюмами, и бытом. В уголок родного края входит художественная литература по краеведению, оформлены альбомы «Мой город», «Достопримечательности Красноярска», «Города России», «Неофициальные символы России». А так же приложены фотографии детей на фоне достопримечательностей города, и  детские работы с изображением Красноярска. Материал меняется, вносится в зависимости от темы недели. C:\Users\Надежда\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\P_20181121_135159.jpg

Работая по темам недели, оформляются мини-музеи, выставки в группе.

P_20181121_135210

        Центр конструирования «Строительный», хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы. Конструктор размещен как в контейнерах, так и на подвижных платформах, что позволяет   организовывать конструктивную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально.

        В  центре строительно-конструктивных игр, в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов; тематические наборы LEGO,деревянный, блочный, кубики, строительные наборы (брусочки, арки, конусы), напольные конструкторы, конструкторы-трансформеры, магнитные, суставные конструкторы и т.д.

        Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.

DSC06530.JPG

        

        Центр театрализованной деятельности - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Театральная деятельность  дает возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, позволяет дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом, развивает их способности в различных видах деятельностей. Является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.C:\Users\Надежда\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\P_20181121_141158_1.jpg

         Дети — большие артисты, поэтому с радостью участвуют в  костюмированных постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. В центре  представлены различного вида театры; кукольный, настольный, фланелеграф, пальчиковый, на стаканчиках, на дисках, театр перчаток, теневой,  на ложках, магнитный, настольный и др. Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей,

костюмы, декорации, атрибуты для разыгрывания сказок и представлений.DSC06532.JPG

        Центр «Веселые нотки» -  это место, где дети познают музыку, расширяют представления о ней, ее красоту. Развивает воображение, творческое мышление, активизирует эмоциональную сферу, способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами.

        Для успешного музыкального развития  в центр музыки были помещены  различные виды инструментов; шумовые (маракасы, трещотки), ударные (бубны, барабаны, мелофоны), клавишные (синтезатор, баян), струнные (балалайка, гитара), духовые (саксофон, губная гармошка, флейта)

        Для обыгрывания сюжетно ролевых игр, музыкальных представлений, внесена атрибутика; микрофон, костюмы, головные уборы.

        В группе создана фонотека, в которой находятся записи детских песен, классической и народной музыки, различные музыкальные сказки, а также музыкальные игры. Имеются дидактические игры на развитие звуковысотного слуха: «Птицы и птенчики», развитие ритмического слуха: «Кто как идет?» На развитие тембрового и динамического слуха: «Громко-тихо», «Узнай свой инструмент».

        Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах.

. DSC06543.JPG

        .

        

        

        

        Центр «Природы и экспериментирования».

        Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Поэтому для детей средней группы оформлен «Центр  природы и  экспериментирования».

        Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями , формирование начал экологической культуры, что является приоритетным направлением в развитии детского сада. Здесь мы создаём условия для наблюдения за комнатными растениями.

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе. Исследования представляют возможности ребенку самому найти ответы на вопросы «Как?» «Почему?».

Расположен не посредственно у окна. Богат разнообразными комнатными растениями, инструментами для ухода за растениями.

Материалы для проведения опытов в центре экспериментирования меняется в соответствии с планом работы. Имеется одноразовая посуда, колбочки, баночки, пипетки, соломинки, схемы экспериментов и опытов, лупы, микроскоп, разнообразные сыпучие материалы, природные материалы, воронки, разносы и др. DSC06531.JPG

Разнообразное сочетание материалов и оборудования в центре экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.https://fs00.infourok.ru/images/doc/217/247451/hello_html_m17af5f3d.jpg

        В центре «Безопасности» Создан для привлечения внимания детей к безопасности на дорогах (ПДД), на улицах, дома, при пожаре. Центр оснащён хорошим дидактическим пособием -макетом улицы, дороги, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков, где дети могут обыгрывать различные ситуации на дороге. Внесены необходимые атрибуты, игрушки, дидактические игры, детская литература созданная руками воспитателей.

        Центр безопасности в группе помогает детям знакомится с правилами и нормами безопасного поведения, приобретения ценностей здорового образа жизни.

DSC06527.JPG

Направление: Социально-личностное развитие.

 Формирование основ культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни в социуме, происходит через решение проблемных ситуаций через игровую, театрализованную деятельность, ОБЖ.

         Центр «Сюжетно – ролевых игр» место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми в наиболее значимых для него развития сфер жизни. Размещен, и организован в соответствии с возрастными особенностями, у ребенка есть выбор: с кем и где играть. Подбор материалов и оборудования определяется особенностями детей, и соответствует современным реалиям, размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы детей весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).

Центр разделен на несколько зон:

«Салон красоты» где размещены игрушки для обыгрывания соответствующей сюжетно ролевой игры: косметические принадлежности (муляжи), инструменты парикмахера, парфюмерия и косметика (муляжи).DSC06541.JPG

        

«Больница» в этом уголке размещены муляжи лекарств, медицинские инструменты, врачебная тележка и стойка.

        «Мой дом» уголок создан для обыгрывания семейной жизни. Поэтому там присутствуют соответствующие атрибуты детская пластиковая мебель: стол, стулья, табуретки, кухонная стойка. Добавлены игрушки для реализации и обыгрывания семейной жизни: игрушечная бытовая техника, посуда, столовые приборы, муляжи продуктов питания. DSC06538.JPG

Для сюжетно ролевой игры «Дочки-матери» добавлены следующие атрибуты: коляска, кроватка-качалка, качели, столик для кормления, различные виды кукол.

        «Супермаркет» создан для реализации сюжетно ролевой игры имитирующей работу в магазине, поход за продуктами. В нем находятся такие игрушки как: Касса, продуктовые корзины, продуктовые сумки муляжи денег, муляжи продуктов, овощей, фруктов, ягод. DSC06539.JPG

Для детей подготовительной группы очень интересен уголок «Почта», в которой размещены атрибуты для игры: Почтовые бланки, конверты, марки, муляжи посылок, газеты, журналы, почтовый ящик, сумка и фуражка почтальона, Ребята очень любят писать письма, отправлять поздравительные открытки, подписывать конверты и конечно доставлять почту адресату.

Центре «Сюжетно–ролевых игр» оборудование ипособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы».

        

Направление: Физическое развитие.

        Центр «Если хочешь быть здоров!» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению детей к навыкам здорового образа жизни.

DSC06528.JPG

http://rastishka.by/wp-content/uploads/2015/04/massaznyj-kovrik-1.jpg

         Создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми! Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой моих детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. P_20181108_164456

P_20181108_164415

C:\Users\Мария\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\P_20181108_164440.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание "Предметно-пространственной среды. МБДОУ № 13 "Звездочка". Старшая группа

Предметно-пространственная среда, старшая группа МБДОУ №13 "Звездочка".https://youtu.be/41qA8-EQxac...

описание предметно-пространственной среды

Построение предметно-развивающей среды в средней группе "Знайки" в соответствии с ФГОС.МБДОУ № 104/ г. КрасноярскВоспитатель: Михайлова М.Е. Развивающая предметно- пространственная сред...

описание предметно-пространственной среды

опсание предметно-пространсвенной среды по центрам развития...

Описание предметно пространственной среды группы 2018 год

подробное описание предметно пространственной среды группы на 2018-2019 учебный год в младшей группе...

Описание предметно - пространственной среды группы 2019г.

В статье описаны подходы к формлению среды, название игровых центров, их наполняемость....

Описание предметно пространственной среды группы 2019 год

В этом году воспитанники нашей группы перешли в средний возраст. Всё пространство группы переделано под различные виды активности детей. Ведущим видом деятельности данного возраста является "Обра...

Описание предметно - пространственной среды группы

Игра является ведущим видом деятельности ребёнка. Поэтому нужно проявлять большой интерес к созданию и обновлению предметно-развивающей среды в группе....