Лексико-грамматические сказки
материал (старшая группа)

Бурхянова Оюна Зоригтуевна

      Наличие аграмматизмов – характерная особенность детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Таким малышам не удаётся правильно согласовать прилагательное (или числительное) с существительным, употребить нужное окончание слов в единственном и множественном числе. Их словарь (лексика) беден и не отвечает возрастным нормам. Аграмматизмы таких детей из устной речи впоследствии переходят в письменную. В этом случае приходится говорить уже не только об ОНР, но и о дисграфии (нарушение письменной речи).

      Помощь детям с ОНР, оказанная своевременно (в логопедических группах детских садов, на логопедических пунктах, в домашних условиях) даёт хороший результат. А если в работе над лексико-грамматическим строем речи использовать игровые приёмы, иллюстрации, инсценировки сказок, то трудный материал будет осваиваться ребёнком намного легче.

       Ниже приводятся сказочные истории, которые помогут ребёнку с ОНР (да и любому ребёнку без речевой патологии!) на практике овладеть лексикой и грамматикой родного языка. В процессе подобных речевых игр пополняется словарь дошкольника, активизируется его воображение, мыслительная деятельность и память. История (сказка) сначала озвучивается педагогом (или родителем), затем – самим ребёнком. При этом используются игрушки, сюжетные картинки, теневой и пальчиковый театры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksiko_-_grammaticheskie_skazki.docx176.14 КБ

Предварительный просмотр:

Лексико-грамматические сказки

      Наличие аграмматизмов – характерная особенность детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Таким малышам не удаётся правильно согласовать прилагательное (или числительное) с существительным, употребить нужное окончание слов в единственном и множественном числе. Их словарь (лексика) беден и не отвечает возрастным нормам. Аграмматизмы таких детей из устной речи впоследствии переходят в письменную. В этом случае приходится говорить уже не только об ОНР, но и о дисграфии (нарушение письменной речи).

      Помощь детям с ОНР, оказанная своевременно (в логопедических группах детских садов, на логопедических пунктах, в домашних условиях) даёт хороший результат. А если в работе над лексико-грамматическим строем речи использовать игровые приёмы, иллюстрации, инсценировки сказок, то трудный материал будет осваиваться ребёнком намного легче.

       Ниже приводятся сказочные истории, которые помогут ребёнку с ОНР (да и любому ребёнку без речевой патологии!) на практике овладеть лексикой и грамматикой родного языка. В процессе подобных речевых игр пополняется словарь дошкольника, активизируется его воображение, мыслительная деятельность и память. История (сказка) сначала озвучивается педагогом (или родителем), затем – самим ребёнком. При этом используются игрушки, сюжетные картинки, теневой и пальчиковый театры.

Сказка «Жадный медвежонок»

Жил в лесу жадный медвежонок. Никто с ним не дружил, потому что самыми любимыми его словами были: «Мой!», «Моя!», «Моё!» и «Мои!»http://xn----8sbhee6acfvbl4aa.xn--p1ai/images/stories/s1.jpg

 

Однажды, шел он по лесу. А навстречу ежик бежит, на спине у ёжика - грибок. «Мой!» - заявил медвежонок и отнял гриб. Ежик заплакал, свернулся клубочком и покатился по тропинке. Медвежонок поддал его лапой и больно укололся. «Бедная МОЯ лапа!» - заревел он.http://xn----8sbhee6acfvbl4aa.xn--p1ai/images/stories/s2.jpg

 

Прихрамывая, побрел медвежонок дальше. Видит: белочка скачет, полную корзинку малины в лапках несёт. «Моя!» - закричал медвежонок и отобрал у белочки ягоды вместе с корзинкой. Белочка не стала спорить. Прыгнула на сосну. Сидит там, лапкой слезы утирает.http://xn----8sbhee6acfvbl4aa.xn--p1ai/images/stories/s3.jpg

 

 

Дальше идет медвежонок. Лакомится малиной из корзинки. Вдруг, из кустов выпрыгивает зайчонок. Сел на задние лапки, стал яблочко грызть. Не успел и пару раз откусить, как медвежонок с криком: «Моё!», выхватил яблоко. Струсил зайчишка, шмыгнул снова в кусты.http://xn----8sbhee6acfvbl4aa.xn--p1ai/images/stories/s4.jpg

 

Бурундучок с полным мешком лесных орехов тоже оказался на пути жадного медвежонка. «Мои!» - безо всяких объяснений заявил жадина и взвалил мешок с орехами себе на спину.http://xn----8sbhee6acfvbl4aa.xn--p1ai/images/stories/s5.jpg

 

Все лесные звери, завидев жадного медвежонка, разбегались врассыпную, лишь бы ему на глаза не попадаться! А он всё ходил по лесу и кричал: «Мой!», «Моя!», «Моё!», «Мои!».

 

(После чтения этой сказки педагог или родитель спрашивает у ребёнка: «Как ты думаешь, о чём ещё медвежонок говорил: «Мой!», «Моя!», «Моё!», «Мои!»? Ребёнок подбирает предметы или картинки, которые подходят для каждого из этих местоимений.)

 (Автор сказки: Е.Г. Карельская)

Сказка «Красавица, рыцарь и чудовище»

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были красавица принцесса, храбрый рыцарь, брат принцессы, и страшное чудовище.

http://xn----8sbhee6acfvbl4aa.xn--p1ai/images/stories/s6.jpg              http://xn----8sbhee6acfvbl4aa.xn--p1ai/images/stories/s10.jpg                      http://xn----8sbhee6acfvbl4aa.xn--p1ai/images/stories/s7.jpg                                    

 Принцесса, как и полагалось, жила в башне, рыцарь, – в замке, а чудовище – в болоте.

А ещё в этом царстве-государстве жил бедный пастух, который очень любим принцессу, но не мог даже мечтать о том, что когда-нибудь она станет его женой.http://xn----8sbhee6acfvbl4aa.xn--p1ai/images/stories/s9.jpg

Каждый год король, отец принцессы, устраивал смотр женихов для своей дочери. Он собирал всех претендентов и давал им задания, которые надо было быстро и верно выполнить. Но, то ли задания были слишком трудные, то ли женихи – глупыми, только никто из них мужем принцессы так и не стал. Кого-то за неправильные ответы заточили в подвал башни, иных женихов рыцарь победил на турнире, и те с позором были выдворены за пределы государства. А некоторых бедолаг забрало в плен чудовище.

И вот настал день, когда ни в самом государстве, ни за его пределами не осталось ни одного потенциального жениха для принцессы.… Один пастух только был жив - здоров и ещё гулял на свободе. И решил он попытать своё счастье.

(Педагог (родитель) спрашивает у ребёнка: «Ты хочешь, чтобы пастух взял принцессу себе в жёны? Тогда давай поможем ему выполнить задания короля».)

Первое задание. О чём из трёх предметов: башне, замке или болоте можно сказать:

холоднЫЙ …

мрачнАЯ …

ужаснОЕ …

страшнЫЙ …

дальнЕЕ …

неприступнЫЙ…

холоднОЕ …

тёмнАЯ …

страшнОЕ …

высокАЯ …

мрачнЫЙ …

неприступнАЯ …

мрачнОЕ …

ужаснЫЙ …

страшАЯ …

гнилОЕ …

холоднАЯ …

непроходимОЕ …

 Второе задание. О ком из персонажей сказки: рыцаре, принцессе или чудовище можно сказать:

жестокИЙ …

злАЯ …

суровОЕ …

гордЫЙ …

бессердечнАЯ …

холоднАЯ …

злОЕ ...

суровЫЙ …

гордАЯ …

бессердечнОЕ

жестокОЕ …

злОЙ …

суровАЯ …

гордОЕ …

бессердечнЫЙ …

Конечно же, в итоге, пастух должен одержать победу и ответить на все вопросы короля (с помощью ребёнка)!

Кто при этом ОГОРЧИЛАСЯ? И почему?

ОГОРЧИЛОСЬ? Это о ком? Почему?

А кто ОБРАДОВАЛАСЬ? И почему?

(За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку.)

(Автор сказки: Е.Г. Карельская)

Сказка «Принцесса Цифирь»

В одном сказочном царстве-государстве жила необыкновенно красивая принцесса Цифирь. Она была строга и пунктуальна. Всё в её королевстве считалось, высчитывалось и просчитывалось. Каждая былинка и пылинка были на учёте. Несколько сот придворных с утра до ночи ходили по государству и считали, считали, считали…http://xn----8sbhee6acfvbl4aa.xn--p1ai/images/stories/s11.jpghttp://xn----8sbhee6acfvbl4aa.xn--p1ai/images/stories/s12.jpg

 Рядом с этим царством было другое. Оно называлось Хаос. В нём все предметы были свалены в кучи. Сколько чего и у кого было, никто из жителей не знал, потому как считать никто не умел. Из-за антисанитарии и полного отсутствия порядка, в этом государстве разразилась эпидемия. После неё все жители, и так-то не блиставшие математическими способностями, напрочь утратили навык счёта.

Болезнь была так заразна, что перебралась через границу и попала в царство принцессы Цифирь. Сама принцесса, к счастью, не заболела. А вот придворные, все как один, свалились в тяжком недуге. Когда они смогли, наконец, подняться на ноги, то обнаружили, что разучились правильно связывать друг с другом слова. Приходя с докладами и отчётами к принцессе Цифирь, они говорили: «Первая Советник ещё болеет», «Второй блюдо сегодня подгорела», «Третий день идёт дожди», «Четвёртый люстра в бальном зале не горит», «Пятый ступенька парадной лестницы скрипит», «Восьмая цветок на клумбе завяла», «Девятое котёнок Вашей кошки убежало», «Десятая дерево в Вашем парке упала».

Слушая всю эту белиберду, принцесса злилась, топала ногами, кричала. Но ничего не могла поделать. В государстве принцессы Цифирь начался хаос.… А придворные, по-прежнему, не могли связать правильно и двух слов. Из их докладов и сообщений невозможно было ничего понять! Тогда принцесса Цифирь приказала заточить всех придворных в темницы, дать им словари и не выпускать до тех пор, пока они не смогут правильно согласовывать слова. Бедных придворных ждала страшная участь…

(Автор сказки: Е.Г. Карельская)

 

(Педагог или родитель спрашивает ребёнка: «Ты хочешь, чтобы придворные всю жизнь провели в тюрьме? Давай поможем несчастным и научим их правильно говорить!»

Ребёнок тренируется в порядковом счёте, в согласовании порядковых числительных с существительными. Для наглядности используются наборы счётного материала: «один цыплёнок, два цыпленка, три цыпленка, четыре цыплёнка, пять цыплят …», «один лист, два листа, три листа, четыре листа, пять листьев…» и т.д. Ребёнок также составляет предложения с этими словосочетаниями. За каждый правильный ответ ребёнку даётся фишка. Когда набирается нужное количество правильных ответом, придворных «выпускают» из темницы.)

 

Сказка «Мальчик Ваня и Мудрый Учитель» 

Жил-был Ваня. Он был очень послушным и добрым мальчиком. Но его большие и умные глаза были почему-то всегда грустными-прегрустными. И только мама Вани знала, в чём тут дело. Ваня не мог правильно говорить. А слова во множественном числе он вообще не понимал. Он никогда не употреблял их в своей речи.http://xn----8sbhee6acfvbl4aa.xn--p1ai/images/stories/s13.jpg

Вот, например, приходит он в магазин и говори: «Дайте мне, пожалуйста, ботинок». Удивлённая продавщица продаёт ему один ботинок, и Ваня идёт с этой покупкой домой. Мама вздыхает, берёт коробку с одним ботинком и идёт менять его на … (ботинки).

Или идёт Ваня в лес, набирает полную корзину грибов, а на вопрос бабушки: «Что ты нашёл в лесу?» отвечает: «Гриб!». Мама снова вздыхает и показывает бабушке … (грибы), собранные Ваней.

В начале учебного года Ваня в школьной библиотеке получал только один учебник. На помощь снова приходила мама и получала за сына все необходимые … (учебники).

Когда приходили гости, он предлагал им лишь один стул. Но гостей было много, и им нужны были … (стулья). Тогда на выручку приходил папа. Он рассаживал гостей по … (стульям).

Весной решено было озеленить территорию вокруг дома. Ваню послали за саженцами. Но он принёс всего одно дерево, а для сквера нужны были … (деревья).

На просьбу бабушки проветрить квартиру, Ваня открывал одно окно. Бабушка же считала, что хорошо проветрить дом можно, лишь открыв все … (окна).

Рисовал Ваня только одним карандашом и одной краской. Поэтому рисунки у него получались скучными. Ведь для того, чтобы картина получилась интересной и красочной, нужны яркие … (карандаши) и разноцветные … (краски).

 

Мама долго терпела всё это, но, в конце концов, поняла, что Ване не справиться с проблемами в одиночку. Она обратилась за помощью к Мудрому Учителю. Тот сказал, что через месяц Ваня даже не вспомнит о своих сегодняшних проблемах. И, правда, вскоре мальчик уже всё-всё знал о множественном числе слов. Он мог правильно употреблять эти слова в речи и уже не попадал в смешные и нелепые ситуации.http://xn----8sbhee6acfvbl4aa.xn--p1ai/images/stories/s14.jpg

(Автор сказки: Е.Г. Карельская)

(Педагог или родитель предлагает ребёнку выполнить упражнения, которые давал Ване Мудрый Учитель. С помощью картинок и предметов отрабатываются формы множественного число существительных, прилагательных, глаголов прошедшего времени: лист - листья, стол - столы, окно - окна, стул – стулья, пень – пни, дом - дома и т.д.)

  

СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ

Подбор слов-синонимов превратится в игру после того, как вы расскажете ребёнку вот такую сказку.

Мышиные проделки

В маленьком городке, на тихой улочке, в уютном деревянном доме жил на книжной полке старый-престарый словарь. Это такая книга, где собраны все-все слова, какие только есть в языке.http://xn----8sbhee6acfvbl4aa.xn--p1ai/images/stories/s16.jpg

Повадились мыши грызть в словаре страницы. Что ни день, то какое-нибудь слово пропадёт! Зато его описание мыши не трогали. И то хорошо! Словарем этим пользовался старик-архивариус. С памятью у него было неважно. События давно минувших дней он помнил хорошо, а вот отдельные слова – забывал. На помощь и приходил словарь. Но после мышиных набегов в словаре, что ни слово, - то дырка. Как её восполнить?http://xn----8sbhee6acfvbl4aa.xn--p1ai/images/stories/s15.jpg

(Автор сказки: Е.Г. Карельская

(Предложите ребёнку помочь старику-архивариусу восстановить слова по их описанию. Для этого педагог или родитель даёт лексическое описание слов синонимического ряда. Прослушав его, ребёнок подбирает синонимы.)

Вот примерные синонимические ряды наиболее употребляемых существительных, глаголов и прилагательных:

Человек, который терпит постоянную нужду и лишения, голодает. Кто это? (Бедняк, нищий, безработный, беженец, бездомный и т.д.)

Человек, который служит в армии. (Солдат, боец, красноармеец, воин, военный, миротворец и т.д.)

Сильный, разрушительный ветер. (Буря, ураган, шторм, тайфун, торнадо и т.д.)

Женщина, обладающая сверхъестественной силой и творящая чудеса. (Волшебница, колдунья, чародейка, фея, целительница, ведьма и т.д.)

Дети-дошкольники. (Малыши, малютки, крохи, ребятня, ребятишки, детвора, ребятки и т.д.)

Человек, лишенный чувства жалости, причиняющий боль другим. (Тиран, деспот, палач, изверг, мучитель и т.д.

Крайне неблагоприятное стечение обстоятельств, злой рок. (Беда, несчастье, злоключение, бедствие, невезение, напасть, катастрофа, горе).

Процесс, в результате которого что-то делается, совершается. (Работа, труд, дело, служба, занятие, бизнес).

Человек, занятый каким-то делом, работой. (Рабочий, работник, работяга, служащий, труженик, трудяга, бизнесмен, предприниматель).

Человек, вызывающий смех, вынуждающий смеяться. (Весельчак, шутник, балагур, юморист, шут, комик, клоун, Петрушка, паяц).

Отсутствие света. (Темнота, темень, тьма, потемки, мрак).

Отсутствие звуков. ( Тишина, безмолвие, молчание, тишь, затишье).

Струя подземной воды, вырывающаяся на поверхность земли. (Родник, ключ, источник, гейзер, фонтан).

Хороший результат. (Успех, удача, достижение, победа).

Человек, занимающийся обучением или воспитанием. (Учитель, воспитатель, преподаватель, педагог, наставник).

Маленький дом. (Домишко, хижина, лачуга, хибарка, халупа).

Люди, соединенные кровными узами. (Семья, родня, родственники, сородичи, клан, фамилия, семейство).

Испытывать страх. (Бояться, трусить, пугаться, опасаться, робеть, страшиться, дрожать от страха, трястись от страха.)

Перемешать предмет быстрым, резким движением. (Бросать, кидать, швырять, пулять).

Издавать громкие звуки. (Кричать, орать, вопить, галдеть, голосить, надрываться).

Лить слёзы. (Плакать, реветь, рыдать, обливаться слезами).

Добиться победы или успеха. (Победить, одолеть, побороть, осилить, сломить, преодолеть, перебороть, взять верх, одержать победу, справиться).

Воздействовать на кого-то страхом. (Пугать, запугивать, страшить, стращать, грозить, угрожать, давить).

Вести разговор. (Разговаривать, говорить, беседовать, болтать, толковать, балаболить, трепать языком).

Приводить человека в хорошее расположение духа. (Развлекать, забавлять, занимать, веселить, тешить, потешать).

Приводить всё в негодность. (Портить, ломать, разрушать, рушить, крушить, громить).

Нанести удар. (Ударить, стукнуть, двинуть, треснуть, долбануть).

Испытывать упадок сил после работы. (Устать, измучиться, утомиться, умориться, замотаться, изнемочь).

Обладать большой яркостью. (Светиться, блестеть, сверкать, сиять, искриться, бросаться в глаза).

Обладающий значительной величиной предмет, какой? (Большой, огромный, громадный, гигантский, впечатляющий, грандиозный).

Предмет, излучающий жар, какой? (Горячий, жаркий, жгучий, обжигающий, знойный, раскалённый).

Как говорят о человеке, который всё выполняет с большой скоростью? (Быстрый, проворный, торопливый, стремительный, молниеносный).

Тот, кто лишён жалости и сострадания, какой? (Жестокий, безжалостный, бессердечный, бесчеловечный, лютый, свирепый).

Человек, нравящийся своим внешним видом, какой? (Красивый, привлекательный, прекрасный, пригожий, прелестный, хорошенький).

Тот, кто не отличается красотой, какой? (Некрасивый, уродливый, страшный, безобразный, отталкивающий, противный, отвратительный, скверный, гнусный, гадкий, омерзительный, мерзкий).

Не радующая солнцем, сырая погода, какая? (Пасмурная, плохая, облачная, непогожая, дождливая, холодная, промозглая, слякотная).

Когда человеку невесело, он какой? (Грустный, печальный, унылый, горестный, скорбный, безутешный.)

Если на предмет или на человека можно опереться, он какой? (Твёрдый, надёжный, незыблемый, крепкий, несокрушимый.)

Предмет, отличающийся богатой отделкой и убранство, какой? (Роскошный, богатый, великолепный, дорогой, пышный, блистательный.)

Человек с хорошим характером, какой? (Добрый, добродушный, мягкосердечный, мягкий, смирный, кроткий, доброжелательный, незлобивый.)

Физически неразвитый человек, какой? (Хилый, чахлый, слабый, болезненный, худосочный, тощий, щуплый).

Тот, кто не испытывает страх, преодолевает любые трудности, какой? (Смелый, бесстрашный, безбоязненный, храбрый, неустрашимый, отважный, удалой, лихой).

Небольшой по размерам предмет, какой? (Маленький, крошечный, крохотный, мелкий, карликовый, малюсенький).

Предмет, несущий в себе тайну, какой? (Таинственный, тайный, секретный, загадочный, потаенный, чудесный).

Труд, требующий большого напряжения, какой? (Напряженный, непосильный, тяжкий, тяжелый, каторжный).

Тот, кто обладает цепким умом, какой? (Умный, понятливый, толковый, смышлёный, разумный, головастый, башковитый).

Приобщить ребенка к подбору слов-антонимов (противоположных по значению) можно также при помощи сказки. Взрослый читает сказку, а дошкольник по контексту подбирает слова с противоположным значением.

Кривое зеркало

Когда-то давным-давно существовало Королевство Кривых Зеркал. Однажды его жителям надоело всё видеть в искаженном виде. Они собрали все зеркала и решили от них избавиться. Но как? Разбить – нельзя. Это может принести несчастье. Было решено отнести зеркала в глухое место: в тёмную и глубокую пещеру. Сказано – сделано. Вскоре о зеркалах и вовсе забыли.

Недалеко от пещеры жила старая колдунья. Увидев, что в пещеру что-то прячут, она решила туда наведаться. Взяла колдунья одно из зеркал, принесла домой и стала в него смотреться. Она не поверила своим глазам! На неё смотрела не старая, а … (молодая) женщина приятной наружности… В зеркале колдунья было совсем не толстая, а … (худая), не горбатая, а … (стройная). В жизни лицо колдуньи было злобным и мрачным, а вот отражение зеркала сделало его … (добрым) и … (весёлым). А уши, о чудо! Они стали не большими, а … (маленькими). Нос уже не был кривым и крючковатым, а стал на удивление …(прямым). Грязное платье колдуньи выглядело … (чистым), старые туфли - … (новыми), а длинная юбка - … (короткой). Налюбовавшись собой, колдунья решила прихватить из пещеры ещё и маленькое зеркальце, которое всегда можно будет носить с собой. Осуществив эту свою задумку, она стала повсюду испытывать волшебные свойства зеркальца. Шла колдунья как-то по лесу и встретила Волка. Конечно, испугалась. Вспомнила о зеркальце, посмотрелась в него и, в одночасье, из трусливой стала … (смелой, храброй). Направила зеркальце на Волка, и тот из свирепого и хищного превратился в … (смирного и миролюбивого). Тут на тропинку позади Волка выскочил крошечный Зайчишка. В зеркальце же он показался … (огромным). Увидев его изображение, Волк испугался и стремглав помчался прочь. Зайчишка от неожиданности замер на месте. Присмотрелся и он к своему изображению в зеркальце и очень удивился! Выглядел он не слабым и тщедушным, а … (сильным и могучим). Гордо вскинул Зайчишка свою ушастую голову и важно зашагал по лесу, всем своим видом давая понять, что он теперь никого не боится!http://xn----8sbhee6acfvbl4aa.xn--p1ai/images/stories/s17.jpg

Колдунья научилась и погоду с помощью зеркал менять по своему усмотрению. Стоило направить их на небо, покрытое тучами, как погода из пасмурной и дождливой становилась … (ясной и солнечной). Но и это ещё не все чудеса. Старушка чувствовала, что и в ней самой стали происходить изменения. Например, была она жадной-прежадной, но, чем больше смотрелась в зеркальце, тем становилась всё более … (щедрой). С детства была она злой, а тут вдруг стала … (доброй). Мало того, из старой и уродливой она преображалась в … (молодую и красивую). Да, да! Об этом ей все стали говорить. В конце концов, из злой и сварливой колдуньи она превратилась в … (милую и добрую) Волшебницу.

Вот такие превращения случаются, если у вас есть волшебное зеркало и большое желание стать лучше.

(Автор сказки: Е.Г. Карельская)

А теперь, пусть и ваш ребенок представит, что в его распоряжение есть такое «кривое» зеркальце и попробует подобрать слова с противоположным значением вместе с вами. Игру «Кривое зеркало» лучше всего проводить с мячом. Вы заранее готовите список слов-антонимов. Произносите какое-то слово и бросаете мяч ребёнку. Он ловим мячик и вспоминает слово с противоположным значением. Произнося его, возвращает вам мячик. Игру можно проводить, согласуя подбор слов-антонимов с работой над какими-то звуками. Например, звуком «Р»: тихий – гРомкий, весёлый – гРустный, печальный – Радостный, чистый – гРязный. Или, «Ш»: узкий – Широкий, медлительный – Шустрый, тихий – Шумный, гладкий – ШерШавый. Естественно, слова с трудными звуками должен будет подбирать и произносить ребёнок. Сюда же можно добавить и работу над предложениями. Пусть ваш умник (или умница) составит фразу, используя пары слов-антонимов. Например: Пух легкий, а камень тяжелый. Дорога широкая, а тропинка – узкая.

Антонимами могут быть не только прилагательные, но и существительные (отвага-трусость, доброта-злоба, смех-печаль и т.д.), глаголы (открыть-закрыть, дать-взять, говорить-молчать, гасить-зажигать и пр.), наречия (холодно-жарко, весело-грустно, пасмурно-ясно и т.д.).

 

Поверьте, дети очень быстро втягиваются во все эти словесные игры и без устали подбирают слова, составляют предложения. А речевые проблемы… Они со временем исчезнут. Но отнюдь не по волшебству, а под действием любви и понимания со стороны взрослых.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ фронтально-подгруппового занятия с детьми с ОНР III уровня в старшей логопедической группе (II-ой год обучения) ТЕМА: «Развитие у детей лексико – грамматического строя речи по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка» ».

КОНСПЕКТфронтально-подгруппового занятия с детьми с ОНР III уровня в старшей логопедической группе(II-ой год обучения)ТЕМА: «Развитие у детей лексико – грамматического строя речи по мотивам русск...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по мотивам русско-народной сказки «Заюшкина избушка».

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по мотивам русско-народной сказки «Заюшкина избушка»....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по мотивам русско-народной сказки «Заюшкина избушка».

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по мотивам русско-народной сказки «Заюшкина избушка»....

Конспект НОД по развитию лексико – грамматических категорий в средней логопедической группе «Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» по коллажу и мнемотаблице»

Конспект НОД по развитию лексико – грамматических категорий в средней логопедической группе «Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» по коллажу и мнемотаб...

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с ОНР III уровня «Путешествие с героями сказки «Снежная Королева»»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей, сформировать лексико-грамматические компоненты речи по данной теме.Задачи: Коррекционно-образовательные:Закрепление представлений о зиме, ее приме...