Педагогические статьи
статья

Холоднюк Ксения Васильевна

Материал содержит педагогические статьи по темам: образовательные технологии, применяемые на занятиях ДОУ, особенности в развитии детей с нарушениями зрения, основные направления в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии, как один из видов современных педагогических технологий на занятиях в ДОУ.

Ребенок воспитывается разными случайностями его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.

В.Ф. Одоевский

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения выбрать методы и формы организации работы с детьми,  инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

 Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.

Вначале необходимо вспомнить, что же означает сам термин «технология». Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Структура образовательной технологии образовательной технологии состоит из трех частей: 

  • Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
  • Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
  • Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности;
  • технология исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология портфолио дошкольника и воспитателя;
  • игровая технология;
  • технология «ТРИЗ» и др.

В данной работе речь пойдет о здоровьесберегающих технологиях, применяемых на занятиях в дошкольном образовательном учреждении.

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

  • формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
  • организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:  

  • закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  • проведение профилактической оздоровительной работы;
  • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  • мотивация детей на здоровый образ жизни;
  • формирование полезных привычек;
  • формирование валеологических навыков;
  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств – технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ;
  • физкультурно-оздоровительные, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка – технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.;
  • обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ;
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
  • образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
  • обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.);
  • К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

Картотека здоровьесберегающих технологий.

Здоровьсберегаюшие технологии,

технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Стретчинг – не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. Со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Гимнастика пальчиковая с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин., в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст – в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Проведение точечного самомассажа. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания.

Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия. Занятия используют для психологической, терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом. Правильно подобранные цвета интерьера в группе должны снимать напряжение и повышать эмоциональный настрой ребенка.

Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды.

Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ. Необходимо составить программу закаливания по каждой группе с учетом возраста, группы здоровья детей, разработать схему индивидуальных программ закаливания на год, где отражается перечень закаливающих мероприятий, проводимых в течение дня.

Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее доступные:

  • нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;
  • проведение утренней гимнастики на свежем воздухе в течение года;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • солевое закаливание с младшего возраста: после динамической гимнастики на дорожки выкладываются мокрые одеяла, и дети проходят, притопывая по дорожке. В яслях проходят по 3 круга, в младшей группе – 3-4 круга, в средней 4-5 кругов. Первые 5-6 закаливаний воспитатель проходит вместе с детьми по дорожке, показывая каким шагом идти.
  • в среднем возрасте дополнительно включается применение воздушного душирования – это эффективный способ выработки устойчивости к сквознякам (разработал врач В.Л. Лебедь). В процессе душирования происходит повышение работоспособности всех систем, обеспечивающих терморегуляцию. Благодаря воздушным процедурам ребенок становится более уравновешенным, спокойным, незаметно исчезает повышенная возбудимость, улучшается сон.
  • в старшем возрасте используется горячее обтирание, проводимое при температуре воздуха в помещении не ниже 23 градусов мягкой варежкой, смоченной водой определенной температуры.
  • В подготовительной группе эффективно введение «рижского метода» - топтание на гальке в солевом растворе.

Ароматерапия является также одной из здоровьесберегающей технологией и предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:

  • улучшение самочувствия и настроения детей;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • решение проблем со сном.

Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:

  • фитотерапию;
  • ритмоплатику;
  • цветотерапию;
  • музыкотерапию;
  • витаминотерапию;
  • физиотерапию;
  • гелиотерапию;
  • песочную терапию.

Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением развивающей программы оздоровления, приводит не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

http://prezentacii.info/wp-content/uploads/2016/07/jSc5GSdfoXKLV3Ko/7.jpg

Дети – это цветы жизни, которые рождаются головками вниз. Чтобы цветы были красивыми и ухоженными, о них нужно всегда заботиться.

(Антуан де Сент Экзюпери)



Предварительный просмотр:

Коррекционная ритмика

в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения

Считается, что до 95% информации о внешнем мире мы получаем благодаря зрительному анализатору. В то же время известно, что зрение приняло на себя огромные перегрузки, на которые не было запрограммировано в процессе эволюции. Особенно остро вопрос о сохранении зрения встал на современном этапе. Причиной тому стало насыщение нашей жизни огромным количеством источников визуальной информации: прежде всего телевизионных экранов и всевозможных дисплеев – компьютерных, мобильных телефонов, электронных книг и пр. Такие перегрузки приводят к возникновению и развитию различных глазных патологий, особенно это касается детей. Как следствие, растёт и число детей с ранней близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом, косоглазием и другими ещё более тяжёлыми нарушениями зрения. А ребёнок в очках часто ограничен и в подвижных играх, и в занятиях спортом, и потому вынужден или предпочитает проводить больше времени за экраном телевизора или компьютера, за книгами. А это ещё более перегружает зрение, вызывая нежелательную обратную связь, и в свою очередь, усугубляет общее здоровье ребёнка.

В связи с нарушением функции зрительного анализатора у слабовидящих детей выявляются недостаточные пространственно-ориентировочная деятельность, макро- и микро-ориентирование в пространстве, также существенно снижается двигательная активность, а это отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора, наиболее страдающего в своем развитии вследствие зрительного дефекта. И чем в более раннем возрасте снижается или утрачивается зрение, тем более выражены отклонения в развитии таких детей.https://sad129.ru/parents/news/4twfxxi_mme_5d4a7e6b04f50.jpg

При организации и осуществлении педагогического процесса детей со зрительной патологией необходимо не только учитывать специфические особенности психического и физического развития, но и соблюдать принципы, используемые в специальной педагогике, – коррекционной и компенсаторной направленности педагогических воздействий; усиленного педагогического руководства, предусматривающего связь учебной деятельности с активной позицией ребёнка и педагога.

Наиболее типичным и часто используемым в обучении детей с нарушенным зрением является метод слова: беседа, описание, объяснение, инструктирование, замечание, исправление ошибок, указания, команды, устное оценивание и пр. Широко распространено объяснение, направленное на то, чтобы ребёнок осознал и представил себе двигательный образ. При его описании педагог не только сообщает детям предлагаемый материал, но и даёт пространственные представления о предметах и действиях. Восприятие речи на слух позволяет ребёнку соотнести слова с теми предметами, действиями, которые они означают.

Педагоги и медицинские работники детских учреждений, работающих с детьми с нарушениями зрения, используют специальные наглядные пособия и дидактический материал, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам. В каждой коррекционной группе имеется сенсомоторная зона, уголок эмоциональной разгрузки, предметно-развивающая среда, которая отвечает интересам детей, способствует всестороннему развитию, обеспечивает их психическое и эмоциональное благополучие и позволяет каждому ребенку найти занятие по душе. Воспитатели и специалисты по рекомендациям учителя-дефектолога и врача-офтальмолога проводят комплекс коррекционных упражнений для снятия зрительного переутомления и укрепления остроты зрения.

Вообще отклонения в физическом развитии требуют проведения направленной комплексной коррекционно-воспитательной работы по их предупреждению и исправлению.

Одной из весьма эффективных составляющих такой работы в условиях социального обучения и воспитания являются занятия коррекционной ритмикой. Здесь в процессе занятий ощутимый эффект достигается за счет мобилизации и использования резервных возможностей неполноценной зрительной системы в сочетании с активизацией функций двигательного анализатора.

Самыми любимыми для детей младшего возраста являются музыкально ритмические и речевые игры, и это обстоятельство необходимо широко использовать. Такие игры организуют детей, вырабатывают внимание, собранность, быстроту внимания, трудолюбие.https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/07c2/000f4a01-fa946f0b/hello_html_1b9e20b9.jpg

Ритмика является одной из составных частей физического воспитания детей с нарушением зрения и представляет собой систему физических упражнений, построенную на основе связи движений с музыкой.

Ритмика занимает важное место в комплексе мер по профилактике нарушения зрения. Это объясняется тем, что музыкально-ритмические движения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы, и укреплению склеры глаза.

Коррекционная ритмика для детей с нарушением зрения – методика, способствующая коррекции отклонений в психофизическом развитии этих детей.

Задачами коррекционной ритмики являются: формирование слухового, музыкального восприятия; развитие умения передавать движениями средства музыкальной выразительности (темп, ритм, динамику, характер, форму); овладение навыками выразительных движений (в основных движениях, перестроениях, гимнастических с предметами и без них, сюжетно-образных, танцевальных); сочетание движения с речью.

Ритмика предусматривает знакомство с элементами музыкальной грамоты, развитие ориентации в пространстве, «мышечного чувства», формирование художественно-творческих способностей, она формирует правильную осанку, воспитывает настойчивость, силу воли, коллективизм. А это очень важно для детей с нарушением зрения, так как этот недостаток отрицательно сказывается, прежде всего, на процессе их восприятия, снижении точности движений, замедленности, трудности в пространственном ориентировании, неуверенности в себе.

Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому.

Большую роль в ритмике занимают специальные ритмические упражнения. Из существующего многообразия методических приемов наиболее простым и доступным считается ритмическая ходьба с акцентом на определенный счет, с хлопками, упражнения с движением рук и туловища, проговариванием стихов, пословиц, скороговорок (без музыкального сопровождения). Такие упражнения развивают не только чувство ритма, но и дыхание, дикцию.

Для всех слабовидящих детей независимо от их возраста, состояния здоровья и зрения рекомендованы следующие упражнения: построение и перестроения; упражнения на координацию, точность и равновесие; упражнения без зрительного контроля; упражнения на развитие простой и сложной реакции; упражнения на гибкость; ходьба и бег в умеренном темпе.

С большим интересом дети выполняют движения с предметом (скакалка, погремушки, ленты, мячи и т.д.). Педагог предлагает движения, которые дети должны выполнить, затем они сами стараются фантазировать и сочинять свои элементы, тем самым, развивая воображение, танцевальную память и воплощая ранее полученный опыт.https://yt3.ggpht.com/a/AATXAJyBYZxoAvB0cLiBjvOqe-1y2g1Y4k5li-moyg=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo

Ритмика неразрывно связана с танцем, а танец в свою очередь, как и другие виды искусства, развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, приучает к танцевальной культуре. 

Музыка и танец дополняют друг друга, создают слышимый и зримый образы, что особо важно для слабовидящих детей. Любое движение строится на основе ритма музыкального материала.

Развитию музыкальности, способствует проведение на занятиях в первые годы обучения различных музыкально-танцевальных игр. Необходимо стремиться сопровождать игры пением или стихами. Это развивает в детях не только музыкальность, но и расширяет их кругозор, память, воображение.

Большой вклад в целенаправленное развитие чувства музыкального ритма через игру у детей внёс немецкий композитор и педагог Карл Орф. Её простая музыкальная инструментовка позволяла даже необученным музыке детям исполнять части произведения с относительной лёгкостью.

Свои идеи Орф воплотил в новаторском подходе к музыкальному обучению детей, известному как «Орф-Шульверк». По замыслу автора музыка является основой и соединяет вместе движение, пение, игру и импровизацию.

Кроме того, Орф является создателем системы темброво-ритмического воспитания на основе звучащих жестов: притопов, хлопков, стуков, шлепков. Он широко использовал музыкальную игру в качестве одного из основных видов музыкально-ритмических движений. Также К. Орф рекомендовал как можно более частое включение в этот процесс речи (го́лоса детей) с целью освоения детьми различных тембров. В качестве основной формы этого вида занятий он предлагал использовать речевые игры с движением, в которых текст и характер движений воспроизводятся в зависимости от ритмического содержания музыкального произведения.

Для развития чувства музыкального ритма в работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления, развивает музыкальные способности детей. Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей.

Каждый раздел коррекционной ритмики при работе с детьми с нарушениями зрения очень важен для повышения их общей двигательной активности, что при повышении зрительной нагрузки может способствовать снижению развития патологии зрения. Танец, музыкально ритмические игры организуют детей, помогают в их социальной адаптации, помогают приобрести устойчивость, решают задачи эстетического и духовного развития.

https://www.culture.ru/storage/images/d520074e2277c7bd8fcbdcb82b79fd4b/a03d702f6629d8ff215af6395da50396.JPG



Предварительный просмотр:

Особенности физического воспитания дошкольников с нарушениями зрения

Физическое воспитание – это целенаправленный процесс, направленный на формирование здорового полноценного организма ребенка и всех его функций, физических сил и качеств.

Цель физического воспитания – всестороннее развитие физических сил личности.

Основной особенностью ребенка дошкольного возраста является его интенсивный рост и развитие, но формирование систем и их функций еще не закончилось и это определяет высокую ранимость организма.

Исследования Л.И. Солнцевой, В.А. Феоктистовой и др. показали, что в принципе возрастная периодизация формирования двигательных функций сохраняется, но, учитывая особенности детей с нарушениями зрения, растягивается во времени. Успешное формирование функций обеспечивается на полисенсорной основе, компенсаторной по своему характеру, когда в регуляции по самоконтролю движений наряду со зрением учитываются все виды чувствительности. По мере овладения двигательными умениями полисенсорная основа суживается, становясь бисенсорной.

Современная тифлологическая наука, опыт жизни и деятельности взрослых инвалидов по зрению свидетельствуют об их больших потенциальных возможностях, и в то же время указывают на глубокое отставание в физическом развитии, которое осложняет решение самой актуальной проблемы современности – интеграции инвалидов по зрению в общество (Л.Ф. Касаткин, В.А. Кручинин, Л.А. Семенов, Б.В. Сергеев).

Нарушения зрения ограничивают движения детей в первые годы жизни, по сравнению со зрячими сверстниками. Слепые дети испытывают страх передвижения в незнакомом пространстве, что приводит к дефициту движения.

Особенностями физического развития детей с нарушениями зрения являются:

  • меньшая подвижность,
  • нечеткость координации движений,
  • снижение темпа выполнения движений,
  • уменьшение ловкости,
  • нарушение ритмичности,
  • появление неточности движений,
  • трудности при ориентировке в пространстве,
  • трудности при выполнении движений на равновесие.

Медико-педагогические исследования физического развития дошкольников в специальном детском саду и наблюдения за их свободной деятельностью выявили особенности отставания физического развития детей раннего возраста по отношению к возрастной норме. Например, овладение ходьбой, которая является одним из необходимых двигательных навыков, происходит у слепых к 2-2,5 годам, у слабовидящих – к 1,5 годам, тогда как нормально видящие дети овладевают ею к концу первого года жизни.

К моменту поступления большинства детей в специальный детский сад (к 3 годам жизни) наблюдается их общее физическое отставание, что обусловливает необходимость коррекции вторичных нарушений физического развития и разработки специальных компенсаторных приемов физического воспитания.

Основными задачами физического воспитания дошкольников с нарушением зрения являются:

  • охрана и укрепление здоровья, нервной системы,
  • совершенствование функций организма,
  • полноценное физическое развитие,
  • воспитание интереса к различным доступным ребенку видам деятельности,
  • формирование нравственных и личностных качеств.

Наряду с общими задачами физического воспитания, предусмотренными программой для массовых детских садов, в специальном (коррекционном) дошкольном учреждении решаются специальные задачи с учетом познавательной деятельности детей и предшествующего двигательного опыта:

  • повышение двигательной активности детей путем создания специальных условий, позволяющих преодолевать скованность, ограниченность, недостаточность движений, боязнь передвижения в пространстве;
  • формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков на основе деятельности сохранных анализаторов;
  • коррекция и компенсация недостатков физического развития;
  • формирование личностных качеств, воспитание положительной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности, преодоление ложного стыда, неуверенности в своих силах, коммуникативных свойств личности.

Решение общих и специальных задач, обеспечивается реализацией специальной программы по физическому воспитанию.

К общедидактическим задачам физического воспитания относятся:

1) образовательные задачи:

  • привитие навыков личной и общественной гигиены;
  • формирование умений и навыков, жизненно необходимых движений;
  • развитие двигательных качеств, способностей, особенно координационных, скоростных и общей выносливости;
  • формирование первоначальных знаний, связанных с занятием физическими упражнениями и освоение культурно-гигиенических навыков;

2) воспитательные задачи:

  • воспитание морально-волевых качеств;
  • содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию;

3) оздоровительные задачи:

  • охрана жизни, борьба с заболеваниями, закаливание;
  • содействие правильному и своевременному развитию всех систем организма, расширение их функциональных возможностей, формирование правильной осанки и стопы.

В программе по физическому воспитанию кроме общих разделов есть и специальные разделы:

  • развитие ориентировки;
  • коррекция вторичных дефектов;
  • формирование мотивации движений;
  • развитие элементарных зрительных функций.

Физическое воспитание слепых и слабовидящих дошкольников основано на работе по развитию ориентации и передвижения в пространстве.

Часто слова, обозначающие движения ни о чем ребенку не говорят. Предусматривается специальное формирование двигательных умений (идти шагом, бегать, прыгать, прыгать на одной ноге, подпрыгивать, переворачиваться, удерживать равновесие при движениях, принимать различные положения тела). Эти задачи достигаются путем использования игр, в которых дети подражают движениям различных животных, походке различных людей:

  • Медвежий шаг – перемещение с выносом вперед одновременно левой руки и ноги, а затем – правой;
  • Гусиный шаг – перемещение с приседанием и опорой ладонями о колени, с удержанием спины в прямом положении;
  • Птичий шаг – передвижение вперед, прыгая на одной ноге, вторую - согнуть и взяться рукой за щиколотку;
  • ходить, как взрослые;
  • ходить, как полная женщина;
  • ходить, как старик.

Движения показываются с помощью манипулирования телом ребенка, его руками и ногами, таким образом, чтобы он мог представить себе названные движения. Так формируется тактильно-кинестетический образ движения при минимальном участии зрения. Таким же образом при ежедневных занятиях и во время утренней гимнастики детей обучают различным элементарным физическим навыкам (наклон вперед-назад, вращение корпуса и т.д.)

Развитие моторики и формирование правильных движений – важнейшие компоненты физического созревания ребенка. Дети с нарушениями зрения часто не могут выполнять движения лежащие в основе передвижения (перешагивание, хождение по ступенькам разной высоты и ширины, сохранение равновесия).

Развитие двигательных навыков в процессе занятий оказывает комплексное воздействие на ребенка:

  • совершенствуется координационные способности;
  • развивается умение правильно ориентироваться в пространстве;
  • развиваются скоростные и скоростно-силовые способности.

https://www.maryboroughbasketball.com/wp-content/uploads/2018/09/cartoon-kids-basketball-vector-1182164-1.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология «Детский совет как одна из форм поддержки детской инициативы»

Слайд 2

ДЕТСКИЙ СОВЕТ ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ САМООЩУЩЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АКТИВНОСТЬ СОВМЕСТНОЕ УЧАСТИЕ ДЕТИ ЛЮБОГО ВОЗРАСТА ВЫРАЖЕНИЕ СВОЕГО МНЕНИЯ ОБЩЕНИЕ

Слайд 3

Создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон» Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности Поддерживать детскую инициативу, формировать и развивать самостоятельность Развивать эмпатию

Слайд 4

Воспитатель – модератор

Слайд 5

Структура детского совета НЕТ Единственно верной структуры Принуждения к участию Формы учебного занятия Что есть?

Слайд 6

НОВОСТИ: Не регламентируются Не селекционируются Не вытягиваются насильно Не запрещаются Новости принимаются как факт ПРИВЕТСТВИЕ: Пожелания Комплименты «Я рада Вас видеть» «Я рада, что мы все снова вместе» Особое внимание детям, которые долго не посещали сад (болели, были в отпуске) Как помочь заговорить ребёнку ? Способы разговорить ребенка: Внимание к повседневным разговорам (наблюдения). Волшебный сундучок (от каждого молчуна по 1 вещице). « Секретик » (взрослый кооперируется с ребенком). Договаривание за ребенка, формулирование идеи от лица ребенка.

Слайд 7

ИГРА: Для общей радости и удовольствия НЕ для учебно-тренировочных действий Любые игры, не требующие большой подвижности ПЛАНИРОВАНИЕ: Вовлечение детей в активную деятельность Поддержка инициативы детей 3 направления: выбор темы образовательного проекта/события; разработка плана проекта, плана образовательного события; планирование дел и действий на текущий день Определенность и продуманность дня Записанные печатными буквами слова побуждают детей учиться читать/дети р.в . чувствуют свою значимость

Слайд 8

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: Для чего? формирование навыков рефлексивности анализ деятельности что получилось насколько полученный результат соответствует задуманному что помогало и что мешало в достижении цели заразить энтузиазмом

Слайд 9

Детский совет – это место и время делового и духовного общения взрослых с детьми, задающего смысл и стиль всей жизни группы – маленького уникального сообщества


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология инклюзивного образования в рамках реализации ФГОС ДО Предоставьте каждому человеку, все те права, которыми бы вы хотели обладать сами! Роберт Ингерсолли

Слайд 2

Инклюзивное образование в условиях ФГОС Введение ФГОС направленно на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе. Инклюзия(в пер. фр. – включающий в себя; от лат: заключаю, включаю) – обеспечение толерантного отношения к детям с ОВЗ Инклюзия – процесс, при котором что – либо включается, т. е. вовлекается, охватывает или входит в состав, как часть целого: это активное включение детей, родителей, специалистов в области образования в совместную деятельность

Слайд 3

Инклюзивное образование – это Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Необходимо понять, что инклюзивное образование –это не интеграция, это более широкое понятие: Дети живут вместе, в одной обычной группе Специалисты помогают детям Обычные группы изменяются

Слайд 4

Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребёнка Дети учатся терпимости – воспринимают человеческие различия как обычные Дети с ОВЗ получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полноценной жизнью Проблемы развития, эмоциональное состояние детей с ОВЗ становятся важными для окружающих Равные возможности для каждого

Слайд 5

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ Характеристика детей с ОВЗ выражается в том, что эти дети имеют физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы, испытывают те или иные трудности в социальной адаптации, в овладении навыками функционирования в обществе, у них нарушена познавательная деятельность, которая ведёт к проблемам связанными с трудностями в обучении. Проблема в развитии ребёнка связана не только с биологическими факторами, но и с неисполнением главных педагогических закономерностей: ограниченно общение, нарушена система коллективных отношений (прежде всего со сверстниками) , отсутствует или снижена социальная активность. Ребёнок с особенностями развития – прежде всего ребёнок!

Слайд 6

Актуальность инклюзивного образования Специальные учреждения для детей с ОВЗ создавали и расширяли разрыв между «больной» и «здоровой» частью общества. Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС предлагает путь объединённости и работает над тем, чтобы создать надёжный фундамент для погружения детей с ОВЗ в социальное пространство.

Слайд 7

Организация инклюзивного образования в ДОУ ФГОС даёт шанс улучшить перспективы детей. С его помощью они учатся общению с другими детьми, развиваются коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом. Задачи ФГОС для детей с ОВЗ: Охрана укрепления физического и психического здоровья, в том числе и эмоционального благополучия Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка Формирование общей культуры воспитанников

Слайд 8

Основные принципы П оддержка разнообразия детства Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека Полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития

Слайд 9

Специальные условия для детей с ОВЗ Создание соответствующего образовательного пространства Создание программно-методического обеспечения Создание предметно-развивающей среды С оздание дидактического обеспечения Обеспечение безопасной развивающей среды, в том числе на участке, прогулке

Слайд 10

О беспечить взаимосвязь со специалистами (логопед, психолог, дефектолог и др.) Взаимосвязь с окружающим социумом (поликлиника, соцзащита, социокультурное пространство) Основная образовательная программа Поощрение детей, если они помогают друг другу и терпимо относятся к сверстникам с ОВЗ Делать упор в обучении и воспитании на сильные стороны детей. Это позволит ребёнку верить в себя Взаимодействие с родителями или законными представителями

Слайд 11

Принципы инклюзивного образования П ринцип индивидуального подхода Поддержки самостоятельной активности Активного включения в образовательный процесс Междисциплинарного подхода Вариативности в организации процессов обучения и воспитания Партнёрского взаимодействия с семьёй Динамического развития образовательной модели детского сада

Слайд 12

Инклюзивное образование требует постоянного творческого вклада от каждого, в творческий процесс образования включаются все его участники – педагоги, родители, дети, администрация, социум. Условия, на сегодняшний день для инклюзии не достаточны. Поэтому надо предусматривать каждый шаг, анализировать условия, подбирать средства для реализации инклюзивной практики.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая статья на тему "Проблема формирования "образа матери" у старших дошкольников"

Статья содержит в себе материал, который касается проблемы формирования понятия "образ матери" у старших дошкольников. Для создания статьи было изучено большое количество литературы, которая затрагива...

Психолого-педагогическая статья на тему "Особенности "образа матери" у старших дошкольников"

Статья раскрывает некоторые особенности формирования "образа матери" у старших дошкольников, которые были выявлены в ходе изучения данной проблемы. были использованы материалы как педагогической, так ...

Педагогическая статья «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов»

Педагогическая статья «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов»Автор: Родионова Татьяна Анатольевна, воспитатель, ГБОУ ЦРР детский сад 758, г. МоскваОписание работы: Предлагаю вам пед...

педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"

педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"...

Педагогическая статья или рефлексия педагогической деятельности

В этом материале содержится информация о статье, которая играет не малую роль в деятельности педагога. Здесь дается описание основных характеристик статьи, как публицистического материала; е...