Проект "ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ" для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Стриженова Райшат Магомедовна

Проект "ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ" для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ  О НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ

У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Продолжительность проекта: краткосрочный (месяц).

Тип проекта: исследовательско-творческий.

Участники проекта: воспитатели, родители, дети.

Проблема: экологическое состояние нашей региона и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного отношения к природе, которое закладывается с детства. Бережное отношение к природе стало залогом выживания человека на нашей планете. Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни, любят играть с ней, но их представления о воде недостаточны. Дети часто на вопрос, какого цвета вода отвечают: «Белая». На вопрос, какой вкус у воды отвечают, что она сладкая или наоборот кислая. А на пар часто говорят, что это дым. Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, о водных ресурсах планеты Земля и их достопримечательностях, об основных источниках загрязнения воды и  последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды обусловило актуальность данного проекта.

Цель проекта: расширение знания детей о воде как объекте неживой природы, ее значении для жизни человека, роли в окружающем мире.

Задачи проекта:

Для детей:

Образовательные:

  • систематизировать знания детей о значении воды в жизни людей.
  • расширить представления детей о воде как среде обитания для животных, птиц, растений.
  • стимулировать  у  детей  процессы  познания  и  вовлекать  их  в  совместную исследовательскую деятельность.
  • развивать любознательность
  • обогащать словарный запас и активизировать речь детей.

Развивающие:

  • развивать элементарные представления о свойствах воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, текучая, растворитель), о разных её состояниях;
  • формировать умение: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (театральной, игровой, музыкальной, художественной, продуктивной);
  • развивать кругозор и эмоциональную отзывчивость у детей в процессе общения с природой;
  • способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии, эмоциональной сферы ребенка;
  • развивать творчество детей.
  • способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии, эмоциональной сферы ребенка;
  • активизировать творческое мышление в ходе творческих игр и заданий (дидактические игры, загадки и др.).

Воспитательные:

  • формировать  желание беречь и заботиться о неживой природе;
  • воспитывать бережное отношение к природным ресурсам

Для воспитателей:

  • рассказать детям о значении воды в жизни человека и других живых организмов.
  • формировать у детей знания о свойствах воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, текучая, растворитель), о разных её состояниях;
  • учить наблюдать простейшие связи круговорота в природе;
  • познакомить с обитателями водоёмов;
  • воспитывать бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу;
  • познакомить  детей  с  основными  свойствами  воды  путем  организации  опытно-экспериментальной деятельности.
  • привить  первоначальные  навыки  исследовательской  деятельности,  познавательной активности, самостоятельности.
  • повысить уровень речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью.
  • учить детей понимать и правильно взаимодействовать с природой;
  • учить детей совместно находить решения в сложных ситуациях;
  • продолжать формировать у детей бережное и ответственное отношение к миру природы;
  • формировать эмоционально-доброжелательное отношение к неживой природе;
  • воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, желание помочь товарищам, поддерживать их в трудную минуту;
  • развивать познавательные умения детей и родителей методами познания природы при овладении элементарной исследовательской деятельностью;
  • формировать гуманное отношение к природе.

Для родителей:

  • способствовать участию родителей в преобразовании окружающей среды;
  • повысить уровень педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми.
  •   повысить  воспитательную  компетенцию  родителей  в  экологическом образовании дошкольников

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

Продукты проекта:

Макет «круговорот воды в природе».

Квест «В поисках чистой воды».

Лэпбук «Вода»

Мини-музей «Воды».

Для детей:

  • Беседа с детьми:
  • Загадывание и отгадывание загадок, чтение стихов и сказок по теме проекта;
  • Познавательная и энциклопедическая литература для детей.
  • Творчество (рисунки, аппликация, лепка, конструирование, книжки-малышки)

Для педагогов

  • Оформление уголка природы в группе детского сада для самостоятельной деятельности детей;
  • Наглядные картины, плакаты,  фото, иллюстрации, карты-схемы, картотека дидактических игр, подвижных игр, физкультминуток;
  • Методическая, художественная и энциклопедическая литература по теме проекта.

Для родителей:

  • Создание совместно с детьми рисунков, поделок;
  • Наблюдение за погодными явлениями, водоемами нашего района во время совместных прогулок с детьми.

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

  • представление о воде, как источнике жизни живых организмов.
  • знания о поведении и деятельности в природе.
  • у детей появится исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно–следственные связи, появится потребность получить знания экспериментальным путем, научаться фиксировать наблюдения).
  • отражение полученных знаний в детских рисунках, поделках, играх, рассказах.
  • развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о воде   как среде обитания для животных, птиц, растений;
  • обогащение активного и пассивного словаря.

Для педагогов:

  • Укрепление связей в работе педагогического коллектива и родителей через совместные мероприятия (развлечения, экскурсии);
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах экологического воспитания дошкольников;
  • Творческая самореализация в профессиональной деятельности (копилка дидактических игр, систематизация художественного слова по экологическому образованию.)
  • Апробация и внедрение в воспитательно-образовательный процесс элементов проектной деятельности;
  • Создание предметно-развивающей среды, способствующей экологическому образованию детей 5-6 лет.
  • Оформление проекта;
  • Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность;
  • Повысить у детей интерес к природным ресурсам нашего региона.

Для родителей:

  • Вовлечение родителей в жизнь группы;
  • Активное участие родителей в творческом развитии детей;
  • Осознать важности общения с ребенком в совместной творческой деятельности.

Этапы проекта:

I этап. Организационный, подготовительный

1. Обсуждение темы и определение главного направления проекта.

2. Создание перспективного плана (Приложение  2).

3. Создание дидактических игр, пособий, картотек, наглядных материалов. Составление картотеки «Опыты с водой» (Приложение 3,4,5,6 ).

4. Подбор методической, художественной и энциклопедической литературы карт, схем по теме проекта (Приложение 11).

5.  Уточнение знаний детей о неживой природе через образовательную деятельность (Приложение  7).

6. Создание условий для исследования, подготовка материала к экспериментированию. Подготовка оборудования для опытов с водой (Приложение  8).

7. Разработка конспектов ОД по теме проекта (Приложение 7).

II этап. Реализационный.

Социально-коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевые игры: «Морское путешествие», «Отважные спасатели», «В морском царстве», «Экспедиция в Арктику». (Приложение 9).

.

Беседы: «Путешествие капельки» «Вода нужна всем» «Волшебница вода»

«Берегите воду» «Дождь» «Туман» «Град и снег» «Роса» «Водный транспорт» «Водоемы». (Приложение 12).

Рассматривание иллюстраций по теме проекта:  «Природные водоемы» (река, ручей, озеро), «Искусственные водоемы» (фонтан, аквариум), «Осадки» (град, туман, дождь, снег).

Наблюдение:  «Кругом вода»,  «за облаками»,  «за градом»,  «за цветником»,  в группе за прорастанием фасоли. (Приложение 13).

  • Изготовление водоохранных знаков.

Познавательное развитие:

Дидактические игры: «Кто живет в воде?», «Этажи реки»,  «Круговорот воды в природе или путешествие капельки», «Где живет вода?», «Что мы знаем о воде»,  «Что вредно и полезно для природы» (для воды), «Кому нужна вода?», «Животные водоемов», «Где снежинки?».

Опыты: «Вода - это жидкость», «Вода прозрачная»,  « Пар – это вода», «Лёд – это вода»,, «Лед легче воды», «Все ли вещества растворяются в воде?», «Вода, растворитель», «У воды нет запаха», «У воды нет вкуса»,  «Вода не имеет формы», «Как изменить уровень воды в стакане?», «Какой фильтр лучше?».

Речевое развитие:

Загадки, пословицы и поговорки о воде; Знакомство с народными приметами, пословицами, поговорками о воде, снеге, дожде; Составление творческих рассказов «Путешествие капельки», «Как ребята речке помогли»; Чтение художественной литературы о воде: Э. Шим. «Солнечные капли», К.Бальмонт «Росинка», Сутеев «Под грибом», И. Урядова «Сказка о воде», Н. Осипов «Кто живет и что растет  в воде и у воды», А. Тюняев «Все о воде», В. Бианки «Купание медвежат», русская народная сказка «Заюшкина избушка», В.Одоевский «Мороз Иванович», В.Архангельский «Летят снежные пушинки», Н.Сладков «Зачем зимой снег?», А.Дитрих «Почемучка», Г. Ладонщиков «Снежинка», С.Прокофьев «Сказки про серую тучку»; О. Бундур « Дождь», И. Токмакова «Разговор старой ивы с дождем», А. Барто «Дождь в лесу», «Река», «Гроза»,  В. Орлов «Встреча», О. Троепольской, «Град» Е.Серова, «Лед» Г. Ладонщикова, «Мороз» Н.Некрасова, «Облака» Я.Акима, «Пар» Н.Михайловой,  Н.А.Рыжова «Жила-была речка», «Как люди речку обидели», Танайсинчук «Экология в картинках», А.Стойло «Капелька дождя», Тарасенко Л.Т. «Путешествие капельки». Ф. Тютчев «Весна»

Книжки-малышки, изготовленные детьми совместно с родителями. 

Художественно-эстетическое развитие: Репродукции картин художников-пейзажистов И.Левитана, И.Айвазовского, Б.Васнецова, М.Нестерова, Е.Волкова, А.Куинджи, В.Поленова; Прослушивание музыкальных произведений: П.И.Чайковский «Времена года», Римский-Корсаков «Море», «Виноватая тучка» муз. Д.Тухманова, сл. Ю.Энтина; Слушание звуков природы: журчание ручья, шум прибоя, шум дождя.

ОД по рисованию: «На морском дне» в технике графика, «Подводный мир», «Растения Красной книги: водная лилия (кувшинка)», «Городской пейзаж  - набережная» в технике гуашь.

ОД по аппликации: «Аквариум», «Лебеди».

ОД по лепке на тему: «Краденое солнце»; «Дед Мазай и зайцы»

Физическое развитие:

Подвижные игры: «Лягушки и цапля», «Море волнуется», «Ручеек»,

«Караси и щука»,  «Река и ров», «С кочки на кочку», «Рыбаки и рыбки»;  Физминутки: «А над морем мы с тобою», «Цапля ходит по воде», «К речке быстрой», «На дворе у нас мороз», «Тихо плещется вода», «С неба падают снежинки», «Речка», «Как приятно в речке плавать», «Кап-кап», «Морское путешествие», «Ходят капельки по кругу»,  «Лебеди».

Взаимодействие с родителями:

  • Консультации для родителей (Приложение 10).
  • Брошюры, буклеты.

III. Этап. Итоговый

Результаты деятельности:

1. В реализации проектной деятельности дети научатся:

  • задавать и отвечать на вопросы;
  • давать определения понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • делать выводы;

2. На протяжении реализации проекта «Путешествие капельки» у детей разовьется связная речь.

3. Дети научатся правильно вести себя в природе. У  детей появится заботливое отношение к природе.

4. Повысится познавательный интерес у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

        Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...

Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.

Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

Досуги на воде: 1. Весенняя загадка (для средней группы с участием детей старшего дошкольного возраста) 2. Чья пара дружнее?!? (для детей старшего дошкольного возраста)

                Досуг – соревнование: «Весенняя загадка» (для средней группы,  с участием детей старшего дошкольного возраста...