Сообщение на тему: «Электронные образовательные ресурсы для дошкольников»
компьютерная программа

Некрасова Ирина Викторовна

Компьютерные технологии все больше и больше входят в нашу жизнь. Использование информационно-коммуникационных технологий значительно облегчает подготовку к занятию, делает занятия нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными.

Применение электронных образовательных ресурсов оказывает существенное влияние на изменение деятельности педагога, его профессионально-личностное развитие, инициирует распространение нетрадиционных моделей занятий и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.doc.docx32.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №29»

Сообщение на тему:

«Электронные образовательные ресурсы

для дошкольников»

Подготовила: воспитатель

                     Некрасова И.В.


г. Вышний Волочек

2020

Оглавление

Введение        2

Ребенок и компьютер        2

Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)        3

Электронные образовательные ресурсы в ДОУ        4

Компьютерные игры для детей        5

Мультимедиа-ресурсы        6

Заключение        7

Список литературы.        9

Введение

Компьютерные технологии все больше и больше входят в нашу жизнь. Использование информационно-коммуникационных технологий значительно облегчает подготовку к занятию, делает занятия нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Применение электронных образовательных ресурсов оказывает существенное влияние на изменение деятельности педагога, его профессионально-личностное развитие, инициирует распространение нетрадиционных моделей занятий и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся.

Компьютерные технологии проникают во все сферы жизни современного общества, в том числе в дошкольные образовательные учреждения. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях доказывают возможность и целесообразность его применения в обучении детей, показывают особую роль компьютера в развитии интеллекта, креативности и личности ребенка в целом.

Ребенок, как никто другой, нуждается в доступной, понятной и необходимой ему информации, благодаря которой он получает представления о мире, учится мыслить и анализировать, развивать свои способности, память, воображение. Основой для этого являются детские книги, телевизионные программы для детей, развивающие компьютерные игры.

Ребенок и компьютер

Компьютерные технологии – особое направление в работе с ребенком, которое «способно помочь его развитию». Это мощная дополнительная мотивация обучения и развития, так как каждый ребенок мечтает прикоснуться к компьютеру. Использование компьютера – средство воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы.

Компьютер – развивающее средство самостоятельной деятельности ребенка:

  • Компьютер может помочь развитию у детей таких важнейших операций мышления как обобщение и классификация.
  • В процессе занятий на компьютере улучшаются память и внимание детей.
  • При игре в компьютерные игры у детей раньше развивается знаковая функция сознания, которая лежит в основе абстрактного мышления.
  • Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, для формирования координации зрительной и моторной функций.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения; ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, неожиданные и необычные эффекты(полёт спутника, рост растений);
  • компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка;
  • компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления, которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

Однако чрезмерное обращение с компьютером может привести к ухудшению зрения ребенка, а также отрицательно сказаться на его психическом здоровье. Особенно это опасно для застенчивых детей. И главное, нельзя уповать только на компьютер. Ребенок – маленький человек, он может формироваться и развиваться, только общаясь с людьми, и, живя в реальном мире.

Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере.

Классификация электронных образовательных ресурсов включает:

  1. текстографические – самые простые из электронных образовательных ресурсов, отличающиеся от традиционных полиграфических учебников базой предъявления текстов и иллюстраций (материал предъявляется на экране компьютера, а не на бумажных носителях);
  2. гипертекстовые – с навигацией по тексту в виде гиперссылок, что позволяет получать пояснения встречающихся в тексте терминов и переходить в другие разделы текста;
  3. мультимедиа ЭОР – использующие технологию мультимедиа, позволяющую одновременно воспроизводить на экране компьютера некоторую совокупность учебных объектов, представленных различными способами: графика, фото, видео, анимация, звук.

Электронные образовательные ресурсы в ДОУ

В рамках целостного подхода к развитию личности дошкольника одной из основных задач современной педагогики является формирование информационных качеств личности, информационной культуры. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Практика показывает, что при условии систематического использования ЭОР в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста значительно повышается:

- дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать;

- у воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет мультимедийных эффектов (движения, звук, мультипликация надолго удерживают внимание и интерес детей);

- изображения и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение за которыми вызывает затруднения;

- интерактивная форма дидактических игр развивает навыки взаимодействия с компьютером.

Условия эффективного использования ЭОР:

  • ЭОР должны быть органично включены в процесс развития и деятельности ребенка (важно учитывать ведущую деятельность ребенка).
  • Метод использования ЭОР в учебно-воспитательном процессе должен соответствовать содержанию, логике, целям занятия (с учетом особенностей самих компьютерных программ), чтобы обеспечить максимальную эффективность.
  • Занятие с применением ЭОР должно осуществляться дошкольными педагогами, обладающими достаточным уровнем знаний и умений для проведения данной работы (то есть должны иметь определенную подготовленность).
  • Применяемые ЭОР должны быть методически и операционально доступны для дошкольников, соответствовать их психическому развитию, возможностям, санитарно-гигиеническим нормам.
  • ЭОР должны обеспечивать освоение детьми различных образовательных областей ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Информационные технологии в образовании дают возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, повысить его эффективность, существенно обогатить образовательную среду, позволяют сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывают новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.

Компьютерные игры для детей

Основная задача использования компьютерной игры – подготовка ребенка к жизни в информационном обществе, обучение элементам компьютерной грамотности и воспитание психологической готовности к применению компьютера, создание чувства уверенности в процессе работы на нем.

Компьютерные игры не заменяют обычных, компьютерные игрушки не заменяют "предметных" игрушек. Применение компьютерных игр и игрушек опирается на способность детей – замещать в игре одни предметы другими.

Среди компьютерных игр можно выделить наиболее используемые игры:

  • на развитие математических представлений: «Баба Яга учится считать», «Остров Арифметики», «Лунтик. Математика для малышей»;
  • на развитие фонематического слуха и обучения чтению: «Баба Яга учится читать», «Букварь», «Уроки тетушки Совы»;
  • для музыкального развития: «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского», «Давай сочинять музыку»;
  • на развитие основных психических процессов: «Звериный альбом», «Снежная королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы», «Маленький искатель»;
  • для художественно-творческого развития: «Мышка Мия. Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения», «Волшебный сундучок»;
  • обучающие игры: «Форма. Секреты живописи для маленьких художников», «Мир информатики».

 В настоящее время выбор  компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк. Но, к сожалению, большинство из этих игр не рассчитано на реализацию программных задач, поэтому могут использоваться лишь фрагментарно.

Мультимедиа-ресурсы

Английское слово multimedia в переводе означает «много способов». Это представление учебных объектов множеством различных способов, то есть с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.

Это самые мощные и интересные для образования продукты, которые активно применяют в ДОУ:

  • Мультимедийная презентация - наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду. Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста; наглядность дает возможность выстроить объяснение логично, научно, с использованием видеофрагментов.

 Мультимедийная презентация позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний, одновременно используя графическую, текстовую, аудиовизуальную информацию.При такой подаче материала включаются три вида памяти – зрительная, слуховая, моторная. Презентация даёт возможность рассмотреть материал поэтапно. Также можно остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.

Презентации можно использовать во время НОД и в самостоятельной деятельности детей, для создания сюрпризных моментов, иллюстрации рассказов и сказок, музыкального сопровождения действий и движений, демонстрации явлений и объектов, недоступных наблюдению в реальной жизни.

  • Слайд-шоу. Задача слайд-шоу - показать те моменты окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Несёт намного менее широкую информацию, чем мультимедийная презентация.
  • Мультимедиа-фотоальбом - перелистывание различных фотографий с музыкальным сопровождением или без него на определённую тематику.

Применение в процессе обучения детей интерактивных методов позволяет сделать его интересным и продуктивным при условии систематического применения компьютерных технологий в сочетании с традиционными методами обучения и воспитания. Также включение в педагогический процесс компьютерных технологий позволяет развивать такие виды восприятия у детей, как зрительное, слуховое.

Однаконельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

Заключение

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли признается важнейшим национальным приоритетом.

Для того чтобы воспитать физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками ребенка, необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко их использовать в педагогической деятельности.

Воспитатели должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространстваРФ. В связи с этим, применение мультимедийных технологий в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому в систему дошкольного образования необходимо внедрять информационные технологии.

Использование ЭОР в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.

Однако, каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационные технологии, заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.


Список литературы.

  1. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду //Дошкольное воспитание. -2011.№ 5.
  2. Интерактивные игры для дошкольников.//http://mamochki-detishki.ru/interaktivnye-igry-dlya-doshkolnikov/
  3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве.- М.:Сфера, 2008.
  4. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании.-М.:Мозаика-Синтез,  2011.
  5. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр //Дошкольное воспитание.- 2012. № 11 .
  6. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. - М.: Новая школа, 2010.
  7. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М.:Сфера, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников».

«Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»....

Сообщение на тему: Развитие творческих способностей дошкольника через исследовательскую деятельность.

Из опыта работы.Развитие творческих способностей дошкольника через исследовательскую деятельность.«Именно творческая деятельность человека делает егосуществом, обращенным к будущему, созидающимег...

Сообщение на тему:Воспитание познавательного интереса дошкольников в художественной деятельности.(из опыта работы)

Данный материал позволяет отследить развитие познавательного интьереса у детей 4-5 лет на примере разработки познавательно-творческтго проекта "Птицы -наши друзья"...

Сообщение на тему « Формы двигательной деятельности дошкольников»

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная деятельность. Первые семь лет - это годы бурного психического и физического развития ребёнка, организм которого и его функции ещё да...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...