Сообщение на тему:Воспитание познавательного интереса дошкольников в художественной деятельности.(из опыта работы)
методическая разработка (средняя группа) на тему

Жилина Оксана Евгеньевна

Данный материал позволяет отследить развитие познавательного интьереса у детей 4-5 лет на примере разработки познавательно-творческтго проекта "Птицы -наши друзья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей второй категории № 6 «Солнышко» г.Сальска

СООБЩЕНИЕ

Тема: Воспитание познавательного интереса

дошкольников в художественной деятельности.

Воспитание познавательного интереса

дошкольников в художественной деятельности.

Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы; он делает человека более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. Интерес помогает расширить и углубить знания, повысить качество работы, он способствует творческому подходу человека к своей деятельности.

Интерес к знанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному исканию нового, потребности решить возникающие в ходе работы вопросы.

Возраст от 3 до 5 лет - сензитивный период для развития познавательной потребности. Вообще дошкольный возраст важный период в жизни человека. В данном возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Плохо, если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей. Он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний.

Как Вы уже знаете, в настоящее время в системе дошкольного образования наметились существенные изменения стратегии и тактики образовательной  деятельности, направленных на формирование гибкой, многофункциональной системы, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

Кроме этого, современная образовательная политика требует исполнения международных стандартов, требующих построения  образовательного процесса на основе удовлетворения   интересов детей,  с учетом  их возможностей  и социальной ситуации  развития.

Разработанные с этой целью ФГОС поставили перед педагогами новые задачи, такие как: обеспечение доступности и вариативности образовательных  услуг, расширение содержания образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех  участников педагогического взаимодействия, и в первую очередь, детей и их родителей, как основы для повышения социального качества дошкольного образования (см. Приказ 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. В ФГОС ДО  рассматриваютсяпять основных направлений развития и образования детей таких как:

  1. социально-коммуникативное развитие,
  2. познавательное развитие,
  3. речевое развитие  
  4. художественно-эстетическое развитие
  5. физическое развитие.

 Мой опыт работы предполагает взаимосвязь двух направлений: познавательного и художественно-эстетического развития.  Подробнее рассмотрим эти направления, согласно ФГОС ДО.

 Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом:

-Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

-художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусств; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей;

В образовательном процессе все области интегрируются. Я хотела бы предложить Вам виды интеграции образовательных областей «Познавательное развитие» и «художественно-эстетическое»/

  1. Интеграция образовательных областей по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, когда знания о форме и величине предмета, умение ориентироваться на листе бумаги применяются ребенком в продуктивных видах деятельности
  2. Интеграция образовательных областей по средствам и оптимизации образовательного процесса, когда в продуктивных видах деятельности используются рассказы о живой и неживой природе

Именно принцип интеграции и принцип взаимосвязи с другими видами детской активности лежат в основе построения и  реализации Программы «Цветные ладошки»  И.А.Лыковой.

И.А.Лыкова в своей программе подчеркивает, что  «интеграция разных видов изобразительного искусства и других видов деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщенных представлений (интеллектуальный компонент) и обобщенных способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями». Ирина Александровна, рассматривая вопрос создания детьми художественного образа,  выделила две стадии его освоения:

1.подготовительная, которая заключается в активном «экспериментировании и приобретении знаний о  форме, материале величине, пространственном расположении.

 2. «возникновения образа»,когда ребенок воспринимает и создает свой образ в разных видах художественной деятельности.

Сегодня Вы смогли увидеть это на примере создания детьми образа снегиря. Я хотела бы Вам рассказать о работе,  которая была проведена мною и позволила

отследить  развитие познавательного интереса в художественной деятельности  на примере разработки познавательно-творческого вида проекта «Птицы наши друзья ».

Для того чтобы нарисовать снегиря, мне надо было провести очень большую работу в познавательной области. В связи с тем, что  дети нашего региона в повседневной жизни чаще могут встретить  воробья, синичку, ворону, голубя, а не о снегиря,   я решила разработать проект, реализация которого позволила дать детям необходимые знания  о снегирях  и отработать технические навыки изображения данной птицы.

Целью моего проекта являлось: формирование общего представления дошкольников о снегирях, как одного из видов зимующих птиц, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Для реализации этой цели мною были поставлены следующие задачи:

• развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, вьют гнёзда, выводят птенцов);

• расширить и закрепить представления о внешнем виде и о частях тела птиц;

• формировать умения:  наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (театральной, игровой, музыкальной, художественной, продуктивной);

• развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;

• расширять представления детей о разных видах зимующих птицах;

• воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность;

• формировать желание бережного отношения  и заботы о братьях наших меньших;

• повышать уровень педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми.

Успех реализации задач был обеспечен построением системы работы по данной проблеме: работа с детьми, взаимодействие с родителями, взаимодействие с педагогами Станции юных натуралистов Сальского района.

Теперь я хотела бы более подробно рассказать о содержании моей деятельности. Работу начала с изучения методической, научно-популярной и художественной литературы, изучила много материалов по теме в интернете, что позволило мне создать слайд-презентацию «Зимующие птицы», а также изготовить пособия к занятию, подобрать дидактические, подвижные игры по теме. Я разработала  и провела организованную образовательную деятельность  в области «Познавательное развитие»- на тему «Снегири- зимующие птицы», в области «Художественно-эстетического развития» мы лепили с детьми «Воробушков на кормушке»,отрабатывая лепку птиц конструктивным способом из 4-5 частей, разных по форме и размеру;  на организованной образовательной деятельности по аппликации «Воробьи в лужах» вырезали круг способом последовательного закругления четырех уголков квадрата . На занятии по развитию речи мы познакомились с зимующими птицами, узнали много о внешнем виде птиц, условиях проживания их зимой, для этого я организовала просмотр детьми презентаций на тему «Зимующие птицы», «Кормушки».На прогулке мы вместе с детьми наблюдали за синицами, воронами, решали проблемно-поисковую ситуацию «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой». В совместной деятельности с детьми в течение дня мною проводились беседы: Почему птиц стало меньше?«Жалобная книга природы», «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят снегири?», «Меню снегирей».

Дети очень любят играть и именно в игровой деятельности мы можем повысить их интерес к окружающему миру. Я предложила детям дидактические игры: «Угадай птицу», «У человека рука, у птицы…», «Что за птица?», «Назови ласково»(снегирь – снегирёк ),музыкально-дидактическая игра «Птицы и птенчики»,сюжетно-ролевую игру «Птичий двор».Вместе с детьми мы играли в подвижные игры:«Снегири», «Собака и снегири»,»Домики для снегирей» а также с удовольствием строили из конструктора домик для птиц.

Мы прочитали много художественных произведений по теме, таких как «Снегири,снегири» Е.Кохан,»Снегирь» А.Барто, «Ой какие, снегири» М.Борина, «Что за чудо» Н.Заболоцкий, «Рассказы о снегире детям» Ирис Ревю,»Снегири» Н.Носова, «Первый подарок зимы» Е.Кустова

Знакомясь с внешним видом разных птиц проводила с детьми исследовательскую деятельность:«Исследование птичьего пера»,«Рассматривание птичьих следов»,«Посев овса для птиц». Большую помощь мне оказывали родители, они активно принимали участие в пополнении развивающей предметно-пространственной среды группы, в выставке поделок «Кормушки для птиц», где представлены работы семей Колесниковых, Бур, Лебедь, Зайцевых..

К работе по ознакомлению детей с видовым разнообразием птиц зимой, знакомство с особенностями кормового поведения птиц мы привлекали педагогов станции юных натуралистов, которая располагается рядом с нашим учреждением. Они помогли нам в подборе материалов для организации выставки Наши друзья птицы», в организации наблюдений за птицами.

В итоге большой познавательной работы мы вместе с детьми смогли Вам показать
организованную образовательную деятельность «Как розовые яблоки, на ветках снегири», накоторой дети нарисовали великолепных, красногрудых снегирей.

Таким образом, мы еще раз подтвердили, что для формирования собственно изобразительной деятельности недостаточно лишь отработки «техники» нанесения линий, но и  необходимо обогащение восприятия и представления об окружающем ребенка мире, что возможно при систематическом влиянии взрослого, то есть, от нас с вами будет зависеть воспитание всесторонне развитой, творческой личности.

В перспективе я планирую  :

-расширить тематику детских работ в согласовании с содержанием раздела «Познавательное развитие»

-продолжить работу по формированию выразительного образа в разных видах изобразительной деятельности;

-провести работу по созданию многофигурных композиций;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этнокультурное развитие в процессе художественно-творческой деятельности (из опыта работы)

Данный материал раскрывает художественно-творческую деятельность детей на основе этнокультурного развития....

Сообщение на тему "Воспитание интереса и любви к природе средствами театрализованной деятельности"

Выступление на городском семинаре "Экологическое воспитание дошкольников"...

Использование художественной литературы в театрализованной деятельности и развитии речи дошкольников. Интеграция видов деятельности (из опыта работы воспитателя Чепановой А.М.)

Данный материал поможет в работе с детьми  над развитием художственно-речевой и театрально -игровой деятельности, формирование их творческих способностей....

«Системный подход к планированию организованно - образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей, через художественное творчество» (из опыта работы)

Отчет из опыта работы - "Системный подход к планированию организованно - образовательной деятельностм по развитию творческих способностей детей , через художественное творчество", был представлен на С...

Самоанализ педагогической деятельности из опыта работы по художественно - эстетическому развитию детей дошкольного возраста (ФГОС)

"Познание начинается с удивления» - Аристотель. Стандарт дошкольного детства – это, определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех! Актуальность проблемы: Обучение д...