Консультация для воспитателей: «Развитие речи дошкольников средствами фольклора»
консультация (младшая группа)

василевская наталья александровна

Малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, колыбельные, скороговорки) - это совокупность непрофессионально созданных народом произведений. С их помощью можно решать практически все задачи методики развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:


«Развитие речи дошкольников средствами фольклора»




Малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, колыбельные, скороговорки) - это совокупность непрофессионально созданных народом произведений. С их помощью можно решать практически все задачи методики развития речи.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками

шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Фразеологизм – это выражение, имеющее переносный смысл. Детям трудно усвоить общее значение словосочетания, не зависящее от конкретного смысла слов, его составляющих ("на седьмом небе" и т.п.). Поэтому педагог должен включать в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям при определенной ситуации или при соответствующем объяснении, например: "вот тебе и раз", "капля в море", "мастер на все руки", "водой не разольешь", "держать себя в руках" и т.п. При знакомстве с пословицами , поговорками, фразеологическими оборотами, у детей формируются лексические умения. Они учатся понимать этимологию слов, выражений, подбирать пословицы и поговорки близкие и противоположные по смыслу. Главное, чтобы дети поняли, что фразеологические обороты (пословицы и поговорки) – это неделимая единица, которая дает определенный смысл. Если что-то убрать или поменять местами, то он теряется и получается совсем другое словосочетание. Формы и методы работы с этими фольклорными формами должны быть самыми различными. Например, игры – соревнования кто больше скажет пословиц. Дидактическая игра "Продолжи пословицу": воспитатель говорит начало, а дети продолжают; затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает. Постепенно задания должны усложняться. Детям раздаются картинки, а они называют подходящую пословицу. Затем предложить детям подбирать пословицы по смыслу: о честности, храбрости, матери и т.д.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на

разностороннее развитие речи детей. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи. При отгадывании загадок нужно ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.

Колыбельные песни - спутник детства. Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька". Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем это не просто кот, а "котенька","коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой

прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по

развитию речи детей дошкольного возраста. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщает именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи

дошкольников, словесному творчеству детей.

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте

является и выработка дикции. Незаменимым материалом для дикционных упражнений считаются скороговорки. Скороговорка – трудно произносимая фраза (или несколько фраз) с часто встречающимися одинаковыми звуками. Скороговорки лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу фонетики. Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Новую скороговорку сначала нужно произносить в замедленном темпе,

отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читаем ее несколько раз,

негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями. Для повторения скороговорки сначала вызываем детей с хорошей памятью

и дикцией. Перед их ответом повторяется указание: говорить медленно, четко. Затем скороговорка произносится хором, всеми, а также по рядам или

небольшими группами, вновь отдельными детьми, самим воспитателем. На

повторных занятиях со скороговорками, если текст легкий и дети сразу им

овладели, можно разнообразить задания: произнести заученную скороговорку громче или тише, не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена всеми детьми менять и темп. Можно эти занятия разнообразить следующими приемами. Повторять скороговорки "по заявкам" детей, роль ведущего поручать разным детям. Повторять скороговорку частями по рядам: первый ряд: "Из-за леса, из-за гор…"; второй ряд: "Едет дедушка Егор!". Если скороговорка состоит из нескольких фраз, ее интересно

повторять по ролям – группами. Первая группа: "Расскажите про покупки".

Вторая группа: "Про какие про покупки?". Все вместе: "Про покупки, про

покупки, про покупочки мои!" Все эти приемы активизируют детей, развивают их произвольное внимание. Можно также использовать занимательные упражнения на изменения в тексте места логического ударения. Выполняя такие упражнения, дети начинают хорошо чувствовать динамику смыслового содержания одной и той же фразы в зависимости от изменения логического ударения. «Ткач ткет ткани на платок Тане». Для выработки хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения 

также рекомендуется использовать упражнения на звукоподражание. 

"Наши уточки с утра:

Кря – кря – кря!…"

Педагогическая задача при воспроизведении данного текста – привлечь ребенка к звукоподражанию, имитировать голоса птиц и т.п. Все перечисленные выше упражнения имеют основной и первоначальной целью обеспечить развитие четкой дикции ребенка. Это упражнения по технике речи.

Таким образом, использование малых фольклорных форм имеет важное значение в речевом развитии дошкольников, во всех его аспектах и многообразии форм.


^ Дидактические игры.

Дидактическая игра ''Отгадай и сравни загадки о животных''.

Подготовка к игре. Наблюдение за животными во время прогулок,

экскурсий, посещения зоопарка. Беседа о животных.

Материал и оборудование. Игрушечные животные, рисунки животных, о

которых говориться в загадках.

Правила игры. Дошкольник называет отгаданное животное, доказывает

отгадку, говорит, является ли оно домашним или диким. Перед сравнением двух отгаданных загадок об одном и том же животном ребенок повторяет их. За правильное сравнение дается фишка.

Описание игры. Воспитатель напоминает детям о различиях между дикими

и домашними животными, затем загадывает загадки. В случае верного ответа

соответствующая игрушка или рисунок ставится рядом с изображениями тигра или лошади, символизирующими диких и домашних животных.

Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, доказывают правильность

ответов. Затем сравнивают пары загадок о белке, зайце, собаке и др.:

Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.)

С усами родиться, а на усатых охотиться. (Кошка.)

Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)

Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)

Так смеялся, что губа треснула. (Заяц.)

Зимой белый, летом серый. (Заяц.)

Эти загадки различаются тем, что в первой части говориться о

раздвоенной заячьей губе, а во второй – об изменении цвета его меха зимой и

летом. Загадки похожи тем, что в них сказано об одном и том же животном.

^ Игра "Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах".

Подготовка к игре. Выращивание овощей на огороде, фруктов в саду.

Беседа о фруктах и овощах.

Материал и оборудование. Фрукты и овощи или их муляжи, рисунки.

Правила игры. Дошкольники делятся на "продавцов" и "покупателей":

первые загадывают, вторые отгадывают их. Перед сравнением загадок ребенок их повторяет.

Описание игры. Воспитатель предлагает детям поиграть в необычный

магазин "Фрукты и овощи", где для покупки нужны не деньги, а загадки.

Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, используя известные и

придумывая свои. Затем они сравнивают загадки об одном и том же фрукте или овоще:

На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива.)

Синяя одежка, желтая подкладка, а внутри сладко. (Слива.)

Аленькая, маленькая, с косточкой тросточкой. (Вишня.)

В кисло-сладкой, круглой, красной шарик спрятался прекрасно.

(Вишня.)

Тяжелый и сладкий, в зеленой одежке с красной подкладкой. (Арбуз.)

Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь.

(Арбуз.)

Заплатка на заплатке, а иголки не видела. (Капуста.)

Без счету одежек, и все без застежек. (Капуста.)


^ Игра "Отгадай и сравни загадки о транспорте".

Подготовка к игре. Наблюдения за различными машинами во время

прогулок, экскурсий. Рассматривание картинок, игрушек. Беседа о средствах

передвижения.

Материал и оборудование. Игрушечные автомобили, самолеты, корабли или

рисунки. Картинки с изображением дороги, моря и неба.

Правила игры. Отгадывающий должен назвать вид транспорта и сказать,

является ли он наземным, водным или воздушным; пассажирским, грузовым или специальным. Нужно повторить отгаданные загадки перед их сравнением. За правильное сравнение дошкольник получает фишку.

Описание игры. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о

различных средствах передвижения. В случае правильного ответа дошкольники берут на столе соответствующую игрушку или рисунок и ставят их рядом с изображением дороги, моря или неба, обозначающем среду передвижения указанного транспорта.

Дети загадывают и отгадывают загадки о транспортных средствах,

доказывают правильность своих ответов. Затем сравнивают пары отгаданных

загадок об одном и том же средстве передвижения:

Держусь я только на ходу, а если встану – упаду. (Велосипед.)

По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед.)

В железных сапогах по городу бежит за веревку держится. (Трамвай.)

Громко звонит, по стальной дорожке бежит. (Трамвай.)

Крыльями не машет, а выше облаков летит. (Самолет.)

Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везет, а не конь.

(Самолет.)


^ Игра "Отгадай и сравни загадки о "двух братцах".

Подготовка к игре. Ознакомление дошкольников с загаданными предметами

и явлениями.

Материал и оборудование. Рисунки, "волшебная коробка" с двумя

одинаковыми нарисованными человечками и надписью "Два братца". Правила игры. Отгадывающий загадку отмечает, что в загадке говориться

о внешнем виде, местонахождении, действиях "двух братцев". Правильность

отгадки должна быть доказана. Перед сравнением загадки повторяются.

Описание игры. Воспитатель говорит, что в загадках могут встречаться

и выражения, например, "два братца". В каждой загадке "братцев" двое,

причем они могут быть и похожи, и совершенно различны. Дошкольникам

предлагается внимательно рассмотреть и подробно описать картинки, на

которых показаны разные "братцы". После этого рисунки убираются в

"волшебную коробку". При правильном ответе из коробки достается

соответствующий рисунок.

Дети загадывают и отгадывают загадки о "двух братцах", доказывают

правильность своих ответов. Затем попарно сравнивают загадки о разных

"братцах":

Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. (Берега.)

Два близнеца, два братца верхом на нос садятся. (Очки.)

Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза.)

Два братца спереди бегут, два братца догоняют. (Автомобиль.)

Два братца всегда вместе бегут, один спереди, другой сзади.

(Велосипед.)

Два братца: один светит днем, а другой ночью. (Солнце и луна.)

Два братца: одного все видят, но не слышат,

другого всякий слышит, но не видит. (Гром и молния.)

При сравнении таких загадок нужно быть очень внимательным,

чтобы правильно выделить признаки их сходства и различия.


^ Фольклорные произведения, используемые в работе.

Пословицы и поговорки.

- Птица сильна крылами, а человек друзьями.

- Человек без друзей, что дуб без корней.

- Человек без друзей, что росток в пустыне.

- Человек без друзей, что сокол без крыльев.

- Не мил свет, коль друга нет.

- Хороший друг – ценнее сокровища.

- Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

- Плохой друг, что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в

ненастный не найдешь.

- Не краса красит, а разум.

- По платью встречают, по уму провожают.

- Не стыдно молчать, когда нечего сказать.

- Чему ребенка учишь, то от него получишь.

- Не учи рыбу плавать.

- Когда хочется много знать, не надобно много спать.

- Красна речь слушанием.

- На что клад, коль в семье лад.

- При солнышке тепло, при матери добро.

- Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.

- Родители трудолюбивы – дети не ленивы.

- Белые руки чужие труды любят.

- Зима красна снегом, а осень хлебом.

- Весна да осень – на дню погод восемь.

- Лето для старания, а зима для гуляния.

- Не жди лето долгого, а жди теплого.

- Труд человека кормит, а лень портит. И др.


^ Колыбельные песни.

Баю – баю – баюшок,

Ляжет дочка на пушок,

На пуховую кровать.

Будет дочка крепко спать. | 2р.

***

А я буду напевать,

Колыбелечку качать.

Баю – баю, спать пора.

Гости едут со двора,

Со двора едут домой

На лошадке вороной.

Баю – бай, баю – бай,

Поскорее засыпай.

Баю – баю, спи – усни,

Угомон тебя возьми.

Баю –бай, баю – бай,

Поди бука под сарай,

Поди бука под сарай,

Детке спать ты не мешай.

***

Люли – люли – люленьки,

Прилетели гуленьки.

Они сели ворковать,

Стали девочку качать – убаюкивать.

***

Ах ты, котик серенький,

Хвостик у тебя беленький,

Брысь, котик, не ходи!

Мою детку не буди. И др.

Потешки.

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку на донышке.

Ждут меня котята, малые ребята.

Дай сливок ложечку, творожку немножечко.

Всем дает здоровье молоко коровье.

***

Расти, коса, до пояся,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят –

Все волосыньки в ряд.

Расти , коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

***

Наши уточки с утра –

Кря – кря – кря! Кря – кря – кря!

Наши гуси у пруда –

Га – га – га! Га – га – га!

А индюк среди двора –

Бал – бал – бал! Балды – балда!

Наши гуленьки вверху –

Гру - гру – у - гру – у – гру – у!

Наши курочки в окно –

Ко – ко – кко – ко – ко – ко!

А как Петя – петушок

Ранним – рано поутру

Нам споет ку – ка – ре – ку!





^ Консультация для родителей "Баю - баюшки - баю…"

(Как укладывать ребенка спать.)

Укладывание ребенка спать вечером не терпит суеты и спешки.

Хорошо, если вся процедура будет иметь какой-то постоянный порядок, четкую последовательность, станет своего рода церемонией.

Прежде всего, дайте ребенку возможность спокойно закончить игру: "Уже

поздно, пора спать, поиграй еще пять минут – будем укладываться". Упрощает жизнь введение четкого правила: после передачи "Спокойной ночи, малыши!" сразу умываться - и в постель.

Одни дети засыпают быстро. С другими надо посидеть подольше,

погладить, что-то тихо пошептать, в роде "ручки устали, ножки устали, все

хотят спать, глазоньки закрываются, глазки устали, все отдыхает". Чтобы

ребенок успокоился, лучше гладить его в направлении сверху вниз по ручкам

(от плеча к кисти), ножкам (от бедра к стопе), животику, спинке, лобику.

Если выполнять это в течение хотя бы месяца и каждый день сидеть с ребенком столько, сколько он требует, он начнет засыпать быстрее и спокойнее. В какой-то момент даже может сам предложить оставить его одного. Очень важно, в каком состоянии, взрослый сидит рядом с малышом. Если вы торопитесь и хотите поскорее покончить со всей процедурой укладывания – ничего не выйдет. Как нарочно, ребенок будет засыпать очень долго, капризничать и просить то пить, то есть, то в туалет, то почитать. Вы

нервничаете, и он видит это, понимает, что от него хотят поскорее

отделаться. Он чувствует, что, хотя бы физически рядом, ваши мысли далеко,

и пытается своими капризами вернуть вас к себе. Если вы хотите, чтобы

ребенок успокоился и быстро заснул, успокойтесь сами. На многих детей очень хорошо действуют колыбельные песни. Удивительно мягкая, нежная, музыкальная и образная русская речь, ритмичность приговоров, сопровождаемых поглаживанием, похлопыванием, покачиванием,

доставляют большое удовольствие ребенку.

Пусть будет крепка невидимая нить тепла и любви между ребенком и

вами! Пойте для души!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей"Развитие речи детей средствами фольклора.".

Фольклор является одним из методов обучения и развития ребёнка....

Семинар-практикум для воспитателей « Развитие речи дошкольников средствами дидактических игр»

Семинар- практикум для воспитателей по развитию речи дошкольников средствами дидактических игр...

Консультация на тему: "Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности".

Развите речи дошкольников средствами театральной деятельности...

Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом нах...

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников средствами фольклора»

Экологическое воспитание дошкольников стало одним из направлений формирования гармонично развитой личности. Осуществляемое средствами народной педагогики, экологическое воспитание определяет следующие...

Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками ...