Семинар-практикум для воспитателей « Развитие речи дошкольников средствами дидактических игр»
методическая разработка на тему

Солдатова Людмила Сергеевна

Семинар- практикум для воспитателей по развитию речи дошкольников средствами дидактических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей

« Развитие речи дошкольников

средствами дидактических игр»

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в области развития речи и общения, знакомство с новыми дидактическими пособиями по данной теме.

План семинара.

  1. Теоретическая часть:

- виды речи

-направления речевого развития детей по программе «От рождения до школы»

-роль дидактической игры в развитии речи дошкольников

  1. Практическая часть:

-дидактические игры и пособия по развитию речи

-практическое применение дидактического материала для развития речи дошкольников

-знакомство со звуковой азбукой

Ход семинара – практикума:

  1. Виды речи:

Внешняя                                Внутренняя

Устная                письменная

монологическая   диалогическая

                               

                                                 эгоцентрическая

  1. Речевое развитие:
  • Формирование словаря (обогащение словаря существительными, глаголами, прилагательными, наречиями, использование их в речи).
  • Звуковая культура речи (правильное произношение гласных и согласных звуков, развитие артикуляционного аппарата, развитие фонематического слуха)
  • Грамматический строй речи (согласование слов в предложении, правильное употребление слов: падеж, число, наклонение, склонении и т.д.)
  • Связная речь (развитие диалогической и монологической речи)
  1. Роль дидактической игры в развитии речи дошкольников.

Воспитателям предлагается самим определить роль дидактических игр с помощью метода «Мозговой штурм». После проведения этой игры подводятся итоги, и делается некое умозаключение, касаемо роли дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста.

Во второй части семинара-практикума предлагаются сами игры, часть которых проигрывается, если они не знакомы воспитателям, или если необходимо сделать акцент на важности её именно для развития речи детей..

Дидактические игры, направленные на:

1.  Формирование словаря:

  1. Обогащение словаря существительными, расширение словаря:
  • «Чудесный мешочек» В нем могут лежать карточки с изображением предметов, фруктов, овощей и т.д. После того, как дети по очереди достают по одной картинке и называют то,  что изображено, обобщают понятийную группу, к которой относятся картинки н-р.: «Все это – овощи, фрукты, мебель и т.д.».  Можно наоборот, сначала сказать, что в мешочке лежит, и дети просто  называют предметы этой группы н-р.: «В мешочке лежат головные уборы, что к ним относится, посмотрим…»
  • «Круги Эйлера» Этот метод хорошо использовать в начале организованной деятельности, задавая тему занятия, активизируя мышление и настраивая детей на поисковую деятельность.

На доске или мольберте воспитатель ставит точку маркером, либо мелом и называет одно из составляющих обобщающего понятия. Например: это яблоко, это груша (ставит еще точку),  а это… (если дети не понимают, о каком понятии идет речь, после нескольких их предложений добавляет третье) так до тех пор, пока не наберется достаточное количество составляющих. После этого, точки обводятся в круг, и задается главный вопрос: Как назвать все это одним словом? (это фрукты). Кругов может быть несколько, если в это обобщающее понятие входит несколько видов, н-р: транспорт может быть наземным, подземным, водным, воздушным и т.д. А вокруг этих нескольких кругов делается один общий.

  • «4-й лишний» очень известная игра, но воспитатели почему-то не придают ей должного внимания. У этой игры есть несколько вариантов, но смысл один – уметь вычленять тот предмет или явление из группы, которое по каким-либо признакам лишнее. В этой игре также закрепляется умение обобщать понятия, но самое главное, дети учатся составлять сложносочиненные предложения. Важно научить ребенка составить это предложение. Н-р.:  «Здесь лишнее яблоко, потому что свекла, морковь и капуста – это овощи, а яблоко – это фрукт»
  • «Логический поезд» тоже знакомая многим игра. Здесь также как и в игре 4-й лишний очень важно составление предложений детьми, когда они ставят свой «вагончик в поезд». Н-р: задание было такое: «В нашем поезде поедет все, что сделано из дерева». Ответы детей:  «У меня поедет матрешка, потому что она сделана из дерева», «У меня поедет в нашем поезде мишка, потому, что он живет в лесу, где много деревьев». Важно, чтобы дети понимали, что любую  картинку, которая им досталась можно поместить в этот поезд, если подумать и связать её с той темой, которую предлагает воспитатель.
  • «Лавина» (я положил в корзину яблоко, я положил в корзину яблоко и апельсин, я положил яблоко, апельсин, грушу…)
  • «Рыбалка» Для этой игры потребуются маленькие карточки обобщающих понятий «Фрукты», «Овощи» и т.д, удочки (можно сделать из пластиковых палочек от шариков или  трубочек для коктейля, на ниточку привязать  магнитик, а на карточке будет скрепка). Каждому из игроков дается задание, кто что «ловит». После этого ребенок называет, что он поймал и как это называется одним словом.
  1. Действия:
  • «Что с этим делать?» Можно положить в мешочек или корзинку (коробку) как картинки, так и реальные предметы. Один из вариантов, когда ребенок достает карточку с изображением предмета, смотрит, не демонстрируя другим, и жестами показывает, что с этим предметом делать. Все остальные отгадывают, что же за предмет изображен на картинке. Другой вариант – когда достается реальный предмет и просто ребенок рассказывает, что с этим делать, как его использовать.
  • «Кто управляет…»  Этой игре также следует уделить особое внимание, т.к. дети часто путают, кто управляет различным видом транспорта (н-р.: самолетом – самолетчик, троллейбусом – троллейбусник и т.д.). Желательно вначале иметь для этой игры картинки, на которых изображена кабина транспорта с человеком, управляющим его. Потом можно использовать картинки с изображением транспорта.
  • «Летает - не летает», «Плавает – не плавает». Игра может проводиться с мячом по типу «съедобное – не съедобное».
  • «Логические цепочки»
  1. Прилагательные:
  • «Как называется?» (суп из гороха, каша из манки..) Эта словесная игра не требует никакой подготовки, кроме наличия мяча. Но на неё также следует обратить внимание, т.к. не все дети знают, как называется каша из риса, гречи, сок из помидоров или сок из слив и т.д. В таких играх не только обогащается словарь детей и умение правильно называть прилагательные, но и развиваются навыки ловли и бросания мяча, моторика рук и др.
  • «Какой?» (характеристика предмета, явления – кто больше назовет) Эта игра также не требует особой подготовки или наличия специального материала. Достаточно любой картинки или предмета. Здесь важно, чтобы дети как можно больше назвали слов, характеризующих этот предмет, используя все сенсорные эталоны и не только (цвет, форма, размер, объем, вкус, запах, движение, настроение и т.д.).
  • «Определи на ощупь» Определять на ощупь можно не только предметы с различной поверхностью, но и контрастной температурой, различные по форме и размеру и и т.д. здесь также важно дать  детям возможность сначала определить на ощупь,подумать, а затем ответить на вопрос какой предмет?
  • «Что бывает…» (зеленым, колючим…) В этой игре мы принимаем любой ответ, но иногда, если нам кажется, что это противоестественно, просим ребенка объяснить, почему он так думает.
  • «Цепочка слов» (н-р.: кошка  какая бывает?  Кто еще таким бывает?..) Эта игра может быть бесконечной, если находить и описывать все время разные объекты, которые называют дети.

  1. Звуковая культура речи.
  • «Звуковая азбука»  Это авторская методика логопеда О.В. Закревской. Специально разработанная для детей дошкольного возраста азбука символов звуков в виде предметов. На каждой картинке (символе звука) можно найти букву, которая в словах издает такой же звук, как предмет на картинке (символ звука). С помощью этих символов ребенок не только быстро запоминает и правильно произносит звуки, но и быстро учится сливать звуки в слоги, что является хорошей основой для дальнейшей подготовки к обучению чтению.
  1. Грамматический строй речи.
  • «Что где находится» (предлоги) Игра хороша тем, что дети не только учатся правильно употреблять предлоги, но еще здесь формируются навыки построения фразовой речи и простых предложений, ориентации в пространстве, обогащение словаря обобщающими понятиями.
  1. Связная речь.
  • рассказывание по картине:
  • Пришел волшебник «Я только слышу», «Я только вижу», «Я чувствую» и т.д. Метод технологии ТРИЗ позволяет при составлении рассказов по картине использовать все сенсорные анализаторы – умение видеть, слышать, почувствовать запах и даже вкус происходящего не только на данной иллюстрации, но и почувствовать, что происходит за пределами.
  • «Что сначала, что потом» Этот дидактический материал научит детей обобщать, понимать последовательность сюжета, причинно-следственные связи, разовьют внимание, наблюдательность, связную речь. В качестве материала для этой игры могут выступать не только фабричные картинки, но и изображенные реально или схематично действия с какими-либо героями, предметами.
  • «Я – целое, а ты – моя часть» (ст.в-т) Эта игра также взята из технологии ТРИЗ. Она помогает ребенку детально рассмотреть строение любого предмета или явления.
  •  «Рассказ от первого лица» является разновидностью эмпатийного рассказывания. Монолог-повествование может идти от имени любого лица: предмета, явления, живого или неживого существа и т.п.
  • «Цветные картинки» эта игра нацелена на развитие детского творчества и ассоциативного мышления. Глядя на полоски бумаги с различными цветными квадратами, предлагается придумать рассказ о чем-либо, о ком-либо на основе ассоциаций с реалиями окружающего мира.
  • «Чудесные вещи» игра направлена на развитие творческого воображения и ознакомление со свойствами предметов.
  •  «Хорошо – плохо» очень известная игра, но ей также уделяется недостаточно внимания, либо проводят её не совсем правильно. Очень важно, чтобы дети не только находили положительные и отрицательные моменты в объекте или явлении, но и выстраивали логическую цепочку своих рассуждений, строили фразовую речь, простые и распространенные предложения. Игра может длиться бесконечно, главное, дети должны понять, что в любом случае у отрицательного есть всегда что-то положительное.

Используемая литература:

Речь и общение   О.А. Белобрыкина  -  Ярославль: «Академия развития», «Академия и К0»,  1998. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Игра как средство развития речи у воспитанников МАДОУ»

Семинар – практикум «Игра как средство развития речи  у воспитанников МАДОУ» (дидактические игры по формированию навыков звукового анализа)1 слайдПроблема развития речи детей – одна из важнейших ...

Семинар - практикум для родителей по развитию речи детей раннего возраста «Развиваемся играя»

Цель:Убедить родителей в важности побуждения детей к активной речи.Повышение педагогической грамотности родителей в области развития речи детей.Задачи:·       познакомить...

Семинар – практикум «Игра как средство развития речи у воспитанников МАДОУ» (дидактические игры по формированию навыков звукового анализа)

Семинар – практикум «Игра как средство развития речи  у воспитанников МАДОУ» (дидактические игры по формированию навыков звукового анализа)1 слайдПроблема развития речи детей ...

Семинар-практикум "Игра как средство развития речи у воспитанников МАДОУ"

Семинар-практикум "Игра как средство развития речи у воспитанников МАДОУ" (дидактические игры по формированию навыков звукового анализа и игры для выразительности речи; "Игры и творческ...

Семинар-практикум для родителей по развитию речи детей с задержкой речевого развития

В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше. Особенно продуктивным и важным в...