Главные вкладки

    Семинар – практикум «Игра как средство развития речи у воспитанников МАДОУ»
    презентация по развитию речи на тему

    Кравцова Яна Анатольевна

    Семинар – практикум

    «Игра как средство развития речи  у воспитанников МАДОУ»

    (дидактические игры по формированию навыков звукового анализа)

    1 слайд

    Проблема развития речи детей – одна из важнейших в общей и специальной психологии и педагогике. Это обусловлено той ролью, которую речь играет в жизни человека, как основное средство общения. Проблема развития навыка звукового анализа и синтеза актуальна тем, что без овладения этим навыком на достаточно высоком уровне невозможно полноценное овладение письмом и чтением.

    И, конечно, своевременная целенаправленная работа по развитию звукового анализа и синтеза будет способствовать развитию мыслительной деятельности, более полному усвоению родного языка.

    Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, значение букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова.

    К. Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь, звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

    Уточним, что же включают в себя фонематические процессы.

    Фонематические процессы включают в себя:

    - фонематический слух

    - фонематическое восприятие

    - фонематические представления.

    2,  3 слайды

    Фонематическим слухом принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребенок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.

    4 слайд

    Несколько позже Д.Б. Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие». Ученый занимался поиском наиболее эффективной методики обучения чтению и письму.

    Он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции.

    5 слайд

    Фонематическое восприятие это  «специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова».

    В его основе лежит фонематический слух. Это определение охватывает и различение фонем, и фонематический анализ, синтез и представления.

    Под фонематическим анализом мы понимаем умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Аналогично под фонематическим синтезом мы будем понимать умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

    Фонематическим представлениям можно дать следующее определение – это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.

    Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

    Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

    6 слайд

    Звуковой анализ – это разделение целого на составные части. Звуковой анализ – разделение целого – (целым выступает слово) на составные части – (составные части слова – звуки). Т.е. – звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.Поскольку анализ представляет собой мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений, то синтез является мысленным объединением частей, свойств, действий в единое целое. По аналогии можно предположить, что «звуковой синтез» - это процесс объединения звуков в слог или слово. Необходимо отметить, что полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.

    На несформированность  звукового анализа и синтеза указывают следующие нарушения:

    - неумение самостоятельно выделять 1-й и последний звук в слове;

    - ошибки при определении количества и последовательности  звуков в слове;

    - ошибки в определении места звука по отношению к другим звукам;

    - неумение составлять слова из заданного количества звуков и слова из звуков, данных в нарушенной последовательности.

    7 слайд

    При чтении наиболее типичны следующие ошибки:

    •    трудности слияния звуков в слоги и слова;

    •    взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих — шипящих, твёрдых — мягких, звонких — глухих)

    •    побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А)

    •    искажение слоговой структуры слов;

    •    слишком медленный темп чтения;

    •    нарушения понимания прочитанного.

    К числу типичных недостатков письма относятся:

    •    замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;

    •    пропуски гласных;

    •    пропуски согласных в их стечении;

    •    слияние слов на письме;

    •    раздельное написание частей одного слова;

    •    пропуски, перестановки слогов;

    •    орфографические ошибки.

    8 слайд

    Для чего нам нужен звуковой анализ?

    Мы используем его каждый день, т.к. звуковой анализ лежит в основе процесса письма.При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.

    Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.
    Таким образом,  обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместострана – сана, тана или др.

    Это то, что касается звукового анализа. Теперь о звуковом синтезе.

    Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез - соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.
    Одной из причин дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения) является несовершенство фонематического восприятия и как следствие — несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

    Овладеть звуковым анализом – значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие, находить ударный слог и звук в словах, выделять из речи слова, ориентироваться в его слоговой структуре. Умение анализировать слова формируется благодаря многочисленным упражнениям, которым предшествует целенаправленная работа по развитию фонематического слуха, восприятия. В процессе формирования фонематического восприятия важно, чтобы дети научились слушать, вслушиваться в звуки, из которых состоит речь. Именно это является основой для успешного овладения фонематическим анализом и синтезом, а в дальнейшем предупреждении специфических ошибок чтения и письма.

    9 слайд

    Работа начинается с гласных звуков. На занятиях мы поем гласные, знакомимся с термином "гласный звук", учимся узнавать гласные на слух в ряду других звуков. Для этого использую игры: "Хлопни в ладоши", "Подними руку" (глаза закрыты), "Подними символ", "Бегите ко мне" и другие.

    10 слайд

    На следующем этапе формирования навыков звукового анализа и синтеза мы учимся определять порядок гласных звуков в сочетаниях АУ, АУИ. Как показывает опыт, дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно к слуховой и в зрительной опоре. Такой опорой являются зрительные символы звуков. В отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми. Символы гласных звуков по внешнему виду напоминают очертания губ при артикуляции соответствующих звуков: А – большой круг, У– маленький кружок, О – овал, И – полоска, Э – нижняя половинка круга, Ы – верхняя половинка круга.

    11 слайд

    Дети часто путают "начало", "середину" и "конец" слова. Чтобы помочь им, в работе я использую специальные карточки-схемы ("птички") для определения места звука в слове. Головка птички – начало слова, туловище – середина, хвостик – конец слова. Как показывает опыт, "птички" нужны для занятий в старшей группе.

    12 слайд

    Следующая ступень в обучении – это знакомство с согласными звуками, усвоение термина "согласный". Сравнивая гласные и согласные звуки, находим различия в артикуляции.

    Одновременно для составления схем вводится дифференцированное цветовое обозначение звуков: гласные – красный цвет, твердые согласные – синий цвет, мягкие согласные – зеленый цвет.

    13 слайд

    Материалы для звукового анализа и синтеза

    14 15, 16, 17, 18, 19слайд

    Игровые упражнения

    Можно сделать следующий вывод:

    - работу по формированию навыка звукового анализа и синтеза можно и нужно начинать, только если достаточно хорошо развит фонематический слух, фонематическое восприятие и на достаточно высоком уровне произносительные навыки;

    - правильно организованная работа по формированию навыка звукового анализа и синтеза - это залог усвоения ребёнком грамотной письменной речи, а в дальнейшем успешное его обучение  в школе и социализация в современном обществе.

     

    Практическая  часть

     

    Цель: знакомство на практике с  дидактическими играми  по формированию навыков звукового анализа:

    Педагогам было предложено объединиться, с помощью фишек красного и синего цвета, в две команды: «Гласные» и «Согласные» и поиграть в игры по формированию навыков звукового анализа.

     

    1.Игра «Назови слово на заданный звук»

    Цель: развитие фонематического слуха, формирование навыков звукового анализа.

    Ход игры: Ведущий называет звук, команды в течении одной минуты придумывают слова с заданным звуком и записывают их. Затем, участники команд поочередно называют придуманные слова. Побеждает та команда, которая последняя назвала слово.

    Правило: Одни и те же слова не повторять.

     

    2.Игра «Подбери слово по схеме»

    Цель: формирование навыков звукового анализа.

    Ход игры: Ведущий предлагает схему слова, команды в течении одной минуты придумывают слова по схеме и записывают их. Затем, участники команд поочередно называют придуманные слова. Побеждает та команда, которая последняя назвала слово.

    Правило: Одни и те же слова не повторять.

     

    3.Игра «Цепочка слов»

    Цель: развитие фонематического слуха, формирование навыков звукового анализа.

    Ход игры: Игроки команд по очереди говорят по одному слову, которые связываются в цепочку. Каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима – аист – танк – крот – тапки – игра и т.д.

    Побеждает та команда, которая последняя назвала слово.

    Правило: Одни и те же слова не повторять.

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zvukovoy_analiz_slova.pptx1.46 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Звуковой анализ слова и дидактические игры по формированию навыков звукового анализа

    Слайд 2

    Фонематический слух – это особый вид человеческого слуха, позволяющий различать фонемы (звуки) родного языка. Развитие фонематического слуха: - узнавание и различение неречевых звуков - узнавание и различение речевых звуков ЭТА СПОСОБНОСТЬ ВРОЖДЕННАЯ!

    Слайд 3

    ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ: 1 . способность слышать есть данный звук в слове или нет; 2. способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; 3. способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

    Слайд 4

    Развитие фонематического восприятия, как подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

    Слайд 5

    ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ: умение определять линейную последовательность звуков в слове; умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу; осознание или подсчет количества звуков в слове. ЭТА СПОСОБНОСТЬ ПРИОБРЕТЕННАЯ!

    Слайд 6

    Звуковой анализ определение порядка слогов в слове; установление различной роли звука; выделение основных качественных характеристик звука

    Слайд 7

    Виды ошибок при чтении и письме

    Слайд 8

    Звуки мы слышим и говорим Буквы мы пишем и видим

    Слайд 9

    Знакомство с гласными звуками Звуки, при образовании которых, воздух проходит свободно (ему ничто «не мешает»-ни губы, ни зубы, ни язык) называются гласными. красные фишки обозначают гласные звуки

    Слайд 10

    Р ебенок , познакомившись со звуком, глядя на символ, может легко его «прочитать» или «пропеть», при этом положение губ символов четко дает понятие, какой в данный момент звук произносится. Используя данные символы ребенок не перепутает А с У, или О с И.

    Слайд 12

    Знакомство с согласными звуками ( твердыми и мягкими ) Звуки, при образовании которых воздух не проходит свободно, встречает препятствия, называются согласными Твердый согласный звук обозначается синей фишкой. Мягкий согласный звук обозначается зеленой фишкой.

    Слайд 14

    Игровые упражнения

    Слайд 15

    Выделение звука из слов (есть такой звук или нет?) Р

    Слайд 16

    Учимся определять место звука в слове ( начало, середина, конец) РРР АК Р ААА К РА К

    Слайд 17

    Звуковой анализ слова ЛУНА Сколько звуков в слове ЛУНА? Как вы узнали? Четыре клеточки под картинкой . Произнесите слово так, чтобы хорошо слышался первый звук. Когда мы его произносим, нам мешается язык. Л-твердый согласный звук, обозначаем синей фишкой.

    Слайд 18

    Ознакомление с мягкими согласными звуками Звуковой анализ слова ЛИСА Произнесите слово так, чтобы хорошо слышался первый звук. ЛЛЛИСА Звук ЛЬ-»? Звук ЛЬ- мягкий согласный звук, его обозначаем зеленой фишкой.

    Слайд 19

    Закрепление навыка звукового анализа слов


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи воспитанников дошкольной образовательной организации.

    Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической....

    Семинар - практикум «Игры с правилами как средство развития самостоятельности и инициативности детей раннего и дошкольного возраста»

    Семинар - практикум представила игры с правилами для детей раннего и дошкольного возраста....

    Семинар-практикум «Игра как средство успешной социализации дошкольников»

    Работа с родителями очень актуальна, она трудна, но очень интересна. Когда родители впервые приводят ребенка в детский сад, в этот период происходит установление личных и деловых контактов между педаг...

    Семинар – практикум «Игра как средство развития речи у воспитанников МАДОУ» (дидактические игры по формированию навыков звукового анализа)

    Семинар – практикум «Игра как средство развития речи  у воспитанников МАДОУ» (дидактические игры по формированию навыков звукового анализа)1 слайдПроблема развития речи детей ...

    Семинар-практикум "Игра как средство развития речи у воспитанников МАДОУ"

    Семинар-практикум "Игра как средство развития речи у воспитанников МАДОУ" (дидактические игры по формированию навыков звукового анализа и игры для выразительности речи; "Игры и творческ...

    Семинар - практикум "Играя - развиваем речь"

    Описание педагогической деятельности, для улучшения развития речи используя различные методы и приёмы, а так же через игру....

    Семинар-практикум "Игра как средство развития речи у воспитанников МАДОУ"

    Семинар-практикум "Игра как средство развития речи у воспитанников МАДОУ" (дидактические игры по формированию навыков звукового анализа и игры для выразительности речи; "Игры и творческ...