Семинар-практикум "Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников"
методическая разработка

Глебова Анна Сергеевна

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка – психологическая защищенность, т.к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу! Знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались, впитывались испокон веков.                

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkoterapiya.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Глебова А.С.,

учитель-логопед МБДОУ № 46

Семинар-практикум

«Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»

        Теоретическая часть.        

        В  последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений  речи у детей. Характер речевых патологий стал сложнее и,  в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.                 Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка – психологическая защищенность, т.к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу! Знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались, впитывались испокон веков.                                                                         Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – сказкотерапия. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.                                 Дети с нарушениями речи быстро отвлекаются,  утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования  приёмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.

        Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи,  включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные  задачи:

- коррекционно-образовательные: развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развивать фонематическое восприятие; работать над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствовать слоговую структуру слова; уточнять структуру предложения; совершенствовать связные высказывания (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам и особенности):

- коррекционно-развивающие: развивать познавательные процессы (мышление, память, воображение, ощущения, фантазию); развивать просодическую сторону речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом,  паузацией, дикцией, интонацией); формировать умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вхождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре;

- коррекционно-воспитательные: воспитывать духовность, любовь к природе, гуманность, скромность, доброту, выдержку, ответственность, патриотизм.

        Используя в своей работе элементы сказкотерапии, обязательно  учитываю следующие особенности:

- речевой статус детей (общее недоразвитие речи II-III уровня, осложненное неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, дизартрией);

- недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти;  недостаточное стремление к познавательному общению с взрослым; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность);

- специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).

        Выше перечисленные особенности детей приносят свою специфику в  деятельность учителя-логопеда. Поэтому хочется отметить особенности выбора сказки:

- используются простые, хорошо знакомые детям сказки,  например:  «Курочка Ряба»,  «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка»;  «Гуси – лебеди»;

- сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик  у детей;

- возможное использование элементов  сюжета, а не сказку целиком.

        В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.

        Таким образом, через использование  сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал.

        Далее  приведу  пример лишь некоторых игр и упражнений, которые используются в  совместной деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.

         Практическая часть.                                                                Активизация познавательных способностей детей. Использую игры и упражнения, направленные на формирование сенсорных представлений с опорой на  различные модели восприятия.

        Игра «Угости медведей» (по сюжету сказки «Три медведя»).        

        Цель: развитие сенсорных представлений, с опорой на зрительные и тактильные ощущения.

        Дети  выбирают одинаковые угощения для медведей, ориентируясь на цвет, форму, материал, из которого изготовлены бумажные конфеты, печенье, пирожные.  

        Игра «Домики для друзей - животных» (по сказке «Теремок»).

        Цель: развитие сенсомоторной координации, конструктивный праксис.

        Каждый ребёнок «строит» свой домик  из различных разноцветных геометрических фигур разных по цвету и величине.

        Развитие общих речевых навыков: сила голоса.

        Игра «Зайчик услышит наше «ау» - быстро найдется в холодном лесу» (по сказке «Заюшкина избушка»).

        Цель: учить повышать и понижать силу голоса. «Лиса с петушком вошла в темный лес. Как громко кричит петушок? (дети демонстрируют), а теперь лиса зашла за высокие горы, как сейчас звучит голос петушка?». Лиса идет через горы и поет песенку: «СА-СА-СА-СА»: дети поют, меняя высоту голоса: поднимаясь в гору, повышают тон голоса, спускаясь – понижают тон.

        Развитие общих речевых навыков: речевое дыхание.

        Игра «Произнеси фразы» (по сказке: «Репка»).

        Цель: работа над длительностью речевого выдоха. «Пусть будет репка большая, крепкая», «пусть репка будет вкусная, сладкая». Также используются игры и упражнения  по развитию силы и длительности ротового выдоха, дифференциацию носового и ротового дыхания. Игра «Катится колобок по дорожке», упражнение «Пыхтит мишка».

        Развитие общих речевых навыков: слуховое внимание.

        Цель: развитие слухового внимания.

        Игры «Угадай, какая сказка?» (по первому слогу),  «Михаил Иванович сердится» (топни, если услышишь ошибки), «Угадай, кто идет», «Узнай нас»,   «Расколдуй сказку» («Жарозко» - «Морозко»,  «Оле-Огурцое» - «Оле-Лукое», «Красная Тапочка» - «Красная Шапочка», «Серебряный замочек» - «Золотой ключик», «Кепка» - «Репка»,  «Коробок» - «Колобок»).

        Развитие лексико-грамматических категорий.

        Игра «Кого встретил в лесу колобок».

        Цель: тренировать употребление родительного падежа  существительных, формировать простую фразу. Цель, которая озвучивается  для детей: колобок катится по лесу, за деревья прячутся разные звери, поможем  их узнать (хвост зайца, уши медведя, пасть волка, лапы лисы).

        Игра «Где прячется Маша?»  (по сказке  «Маша и медведь»).

        Цель: развитие умения правильно употреблять  (понимать) простые предлоги, активизация словаря по теме «Мебель». Цель, которая озвучивается  для детей: Маша прячется от медведя, назовите, где (под столом, в шкафу, под  стулом, на печке, под кроватью).

        Игра «Только ласковые слова».

        Цель: образование уменьшительно-ласкательных суффиксов.  Цель, которая озвучивается  для детей: дети по кругу называют слова из сказок: рукавичка, репка, лисичка, скалочка, Красная Шапочка, Хаврошечка, Дюймовочка.

        Игра «Длинные слова.

        Цель: образование сложных слов. Цель, которая озвучивается  для детей: у Буратино длинный нос, какой Буратино? (длинноносый); у оловянного солдатика одна нога, какой  он? (одноногий).

          Игра  «Всё наоборот»

        Цель: образование антонимов. Цель, которая озвучивается для детей: по сказке «Баба Яга» (у дочки была добрая матушка, а мачеха  - наоборот - …(злая). Девочка была не глупа, а наоборот -…(умна)).

        Упражнение «Если  бы, да кабы…»

        Цель: умение составлять сложноподчиненные предложения, логически мыслить, перевоплощаться, вставать на точку зрения другого. Цель, которая озвучивается  для детей: вы должны закончить предложение: «Если бы я  был(а) кем-то/чем-то, то я бы…, потому что(чтобы)…».( «Если бы я был  бабой Ягой, то я был бы очень доброй и красивой, чтобы меня все любили»).

        Игра «Хорошо – плохо».

        Цель: умение высказывать свое мнение, хорошее или плохое о предмете, образе, явлении, поступке.  Учатся логически строить свои высказывания, правильно задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения.

        Игра «Слово-сказка».

        Цель: умение сочинять сказку по одному слову. Слово пишется на доске вертикально. Каждую букву «расшифровываем»: К-кот; Н-нитки; И-иголка; Г-горка; А-аптека. На основе этих пяти новых слов дети сочиняют сказку. Например: «Жил-был кот. Он очень любил играть с нитками. Однажды он увидел катушку с нитками, стал её катать по полу и уколол лапку. В катушке торчала иголка. Ему было очень больно. Кот загрустил, но вдруг он посмотрел в окно, увидел  горку и побежал на улицу. Кот весело скатился с нее  и попал прямо в аптеку. Там ему дали лекарство для лапки». Такие сказки дети любят сочинять коллективно, по кругу.

        Игра «Сказки перепутались».

        Цель:  развитие памяти, внимания и воображения. Детям предлагается взять имена героев из разных сказок и  сделать их героями одной сказки. Для составления коллажа из сказок используются картинки с изображением героев сказок. Придуманные сказки дети часто инсценируют в группе с помощью настольного театра. Декорации при этом сводятся к минимуму. Кукол можно водить молча, под рассказ ведущего, а можно  разыгрывать диалоги.

        Развитие связной речи проходит поэтапно: договаривание отдельных слов во фразе; произнесение отдельных фраз сказочных героев; повторение, составление простых фраз; рассказывание сказки.

        Игры «Назови сказки, где есть дед, бабка…..», «Из какой сказки фраза?», «Назови сказку по предмету», «Отгадай сказку по отрывку», «Расскажи сказку по слогам» ( По-дед-ре. В-ре-бо-пребо. Ста-де-ре-тя. Тя-потя-вы-ни. По-де-ба.).         Выше  упоминалось о том, что сказка оказывает психотерапевтический эффект, поэтому  можно включать в коррекционную работу игры и упражнения направленные на:

- сплочение коллектива (дети берутся за руки и «приглашают» сказку; передают шепотом друг другу  имена герое в сказки);

- снятие  эмоционального напряжения (дети   представляют, как греются на солнышке, гуляют по лесу, кидают мягкие мячики);

- формирование творческих способностей (дети превращаются в персонажей сказок, стараясь  передавать  их характер через движения, мимику).

        Таким образом, хотелось бы отметить, что использование сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы при условии учёта  возрастных и психологических особенностей детей с  нарушениями речи  дошкольного возраста. На «сказочных» занятиях дети учатся:

- осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания;

- формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением, различать и сравнивать мышечные ощущения;

- развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное;

- активизировать и обогащать словарный запас детей;

- развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы;

- развивать интонационную выразительность и силу голоса;

- развивать мелкую моторику рук;

- формировать сильный выдох и направленную воздушную струю;

- укреплять артикуляционный аппарат; и многое другое.

        И как мы понимаем, именно такая работа является основой профилактики речевых расстройств у детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи дошкольников.

В материале приведены факты, как развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, помещены простейшие тесты определения ведущей руки и уровня сформированности графомоторных навыков у дошкольни...

Средства развития речи дошкольников (общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; художественная литература; искусство)

Презентация родительского собрания" Средства развития речи дошкольников (общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; художественная литература; искусство)"...

Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, ег...

Проект "Игра в кроссенс, как средство развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи".

Проект реализуется в старшей группе компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи. Рабочая программа, составленная с учетом рекомендаций Н.В Нищевой, имеет раздел коррекционно-развивающей ...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Консультация для педагогов " Речь педагога как средство развития речи дошкольников"

Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека.Речь педагога является для детей основным образцом родного языка. В умственном развитии детей огромное значение имеет фо...

Сообщение из опыта работы "Повышение родительской компетентности, как эффективное средство развития речи дошкольников, посредством многофункционального пособия «Развиваем речь дома»"

Основными направлениями коррекционной работы с дошкольниками являются: исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционно...