Мастер-класс для педагогов "Эйдетика для дошкольников"
презентация

Алиева Елена Станиславовна

В чем же суть методики?

    Этот метод строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребенок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести. Все знают, как легко запомнить все цвета радуги по нехитрой прибаутке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Дело в том, что проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе «радужного фазана». Образ доступный воображению, да плюс положительные эмоции – в результате, в памяти надолго сохраняется яркая информация. Именно, так работает память ребенка. Такую психическую особенность необходимо использовать в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eydetika_dlya_doshkolnikov_1.pptx2.65 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДОУ «Детский сад № 227» г. Ярославля Мастер-класс для педагогов на тему: «Эйдетика для дошкольников» Авторы Воспитатели: Алиева Елена Станиславовна Кованова Светлана Валентиновна 2021 год

Слайд 2

Эйдетика В переводе с греческого « эйдос » означает «образ ». Эйдетика — это методика обучения , которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации , способствует развитию воображения . Эйдетика - это характер памяти, основанный преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить живой образ, воспринятого раннего явления или предмета.

Слайд 3

Историческая справка Термины « эйдетизм » и « эйдетика » были введены в науку сербским ученым В. Урбанчичем в 1907 г . В России изучением и практическим использованием эйдетики занимались ученые -психологи — П. П. Блонский , Л. С. Выготский и А . Р. Лурия . В 1989 г. в России открывается первая школа эйдетики для детей и взрослых . Ее основатель – Матюгин И. Ю ., доктор педагогических наук, который разработал основу эйдетики.

Слайд 4

Основа эйдетики

Слайд 5

Основа эйдетики

Слайд 6

Таким образом, можно сделать вывод , что «эйдетизм» - разновидность образной памяти, которая является естественной, удобной, да и просто необходимой способностью очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. В чем же суть методики? Этот метод строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребенок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести. Все знают, как легко запомнить все цвета радуги по нехитрой прибаутке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Дело в том , что проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе « радужного фазана ». Образ доступный воображению, да плюс положительные эмоции – в результате , в памяти надолго сохраняется яркая информация. Именно, так работает память ребенка. Такую психическую особенность необходимо использовать в обучении .

Слайд 7

Применяя в работе методику эйдетики, мы развиваем:

Слайд 8

Хочу вас познакомить с играми, которые основаны на методах эйдетики. Все обучение должно проходить в игре. Вот как сказал об этом Сухомлинский В.Л. - «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка…Для него игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Все игры имеют общую задачу - развитие образной памяти, внимания, мышления , воображения и т.д. Игры подобного плана очень нравятся детям, они с удовольствием находят правильные ответы на поставленные вопросы . Игры основанные на методах эйдетики

Слайд 9

Игры Игра «Запомни фигуры » (увеличение объема памяти и развитие внимания) - (в ряд стоят геометрические фигуры разного цвета и одинакового размера ). Время для запоминания фигур 1 минута. После этого вам нужно ответить на вопросы : Сколько всего было фигур? Сколько было треугольников, прямоугольников, кругов? Какого цвета круги и квадраты ? Постепенно задание можно усложнять: использовать геометрические фигуры разные по размеру, или цвету, форме, количеству .

Слайд 10

Игры Игра «Составь рассказ » (метод ассоциаций) Цель игры: Формировать умение превращать мысли в рассказ. Для этого понадобятся мнемокарточки с изображениями домов, животных, природы, домашней утвари, растений и т.п. Пусть ребенок придумает рассказ к каждым 10 картинкам на разные темы.

Слайд 11

Игры Игра «Чемодан» (увеличение объема памяти) Цель : развитие объема памяти. Количество игроков: 3-12. Первый игрок говорит: "Я беру чемодан и кладу в него...огурец". Второй игрок продолжает: "Я беру чемодан и кладу в него огурец, дерево". И так далее. Каждый добавляет свое слово к цепочке. Выигрывает тот, кто последним назовет правильно всю цепочку . Игра «Мешочки с зерном » (тактильные ассоциации) Цель игры: формировать умение находить цепочки ассоциаций по тактильным ощущениям. В льняные мешочки насыпают разное зерно и зашивают со всех сторон. Следует сделать 4-5 пар одинаковых мешочков: два с пшеницей; два с гречкой; два с пшеном. Детям нужно внимательно обследовать мешочки и создать пары.

Слайд 12

Игры Игра «Угадываем звуки» Сначала знакомим детей с разными звуками, такими как игра на инструментах (гитара, фортепиано, флейта и т.п.), звуками животных (не кот, собака, корова, а, например, жираф, лисица, павлин), бытовыми звуками (как льется вода, как карандаш пишет по бумаге, как закрывается дверь), а затем включаем на телефоне все эти звуки и прошу детей угадать, что это . Игра «Нарисуй, что я скажу» Цель игры: развитие слухового внимания. Детям предлагаются карточки с изображением какой-либо фигуры. После 10 секунд того как ребенок посмотрел ему предлагается нарисовать то, что он запомнил . Игра «Четыре стихии» Цель игры: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Слайд 13

Игра Игра «Отгадай на вкус» (вкусовые ассоциации) Цель: обогащать вкусовые ощущения, формировать умение узнавать съедобный продукт. На тарелочках разложены продукты. Детям необходимо по вкусу узнать, что это за продукт. Для детей старшего возраста можно использовать комбинации сладкое и горячее, соленое и холодное. По желанию можно дать еще тактильно-вкусовые ощущения: хрустящий, сочный, твердый, жидкий и т. п.

Слайд 14

Игры Обонятельные ассоциации . Обонятельный анализатор – это, пожалуй, самый маленький из всех названных. Поэтому привлекая его к работе с малышами, нужно быть особенно осторожным, поскольку способность воспринимать различные ароматы еще недостаточно изучена. Можно использовать обонятельные коробочки с разными ароматами: духов, мятным ароматом, ароматов трав, специй.

Слайд 15

Предлагаем вам несколько интересных вопросов. - В названии какой конфеты чувствуется холод? (Леденец). - В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (Стонет). - Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция? (Полиция пожары не тушит). - У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (5). Скажите, что помогло вам, правильно ответить на вопросы? (сообразительность, внимание, сравнение, обобщение, умение анализировать и сопоставлять ).

Слайд 16

Вывод Упражнения для детей должны строится на игровой форме. Все игры имеют общую задачу - развитие образной памяти, внимания, мышления, воображения и т.д . Игры подобного плана очень нравятся детям, они с удовольствием находят правильные ответы на поставленные вопросы. При правильной организации обучения, подобный способ запоминания будет перенесен ребенком в сферу учебы. Посредством таких вот ассоциативно-игровых запоминаний он будет с удовольствие делать домашнее задание, будет стремиться к освоению новой информации.

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образцы отзывов для мастер-классов, семинаров, методических объединений педагогов дошкольников.

Уважаемы коллеги, все мы сталкиваемся с трудностями при оформлении портфолио педагога для аттестации. Одним из критериев являются отзывы о НОД и других мероприятиях. Предлагаю вашему вниманию образцы ...

«Мастер – класс» Тема: «Развитие эмоционального мира дошкольника посредством творческого самовыражения»

Мастер-класс по развитию и закреплению эмоций через самовыражение в творчестве.(Для педагогов дошкольных учреждений)Цель: освоение и последующее активное применение арт-технологии, техники монот...

Мастер-класс с педагогами "Развитие у дошкольников навыков безопасного поведения "

В соответствии с Федеральными государственными требованиями в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и н...

Мастер-класс «Развитие фонематического восприятия у дошкольников с ЗПР через театрализованную деятельность»

Я работаю учителем – логопедом в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Для дошкольников с задержкой психического развития характерна  несформированность процессов инто...

Мастер-класс для молодых специалистов "Обучение дошкольников рассказыванию с использованием карт-схем, карт-опор"

В своей работе, обучая детей рассказыванию, я использую современную образовательную технологию-мнемотехнику, которая подразумевает применение мнемотаблиц...

мастер-класс "Воспитание нравственных чувств у дошкольников через ознакомление с семейными традициями."

Данный материал помогает рассмотреть формы взаимодействия детского сада с  с родителями  в процессе воспитания нравственных чувств у детей.Помогает  воспитателям разработать...

Мастер-класс на тему: «Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге посредством использования информационных технологий».

Мастер-класс на тему: «Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге посредством использования информационных технологий»....