Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста "Россинка"
проект

Шамина Светлана Владимировна

Цель проекта: создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста, через совместную деятельность детей дошкольников и школьников, педагогов, родителей, представителей военно-патриотических организаций города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rossinka_2019-2020.docx432.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста

Россинка

г. Пыть-Ях

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества на разных уровнях. Патриотическое воспитание и гражданское становление подрастающего поколения всегда занимало значимое место в социальном заказе, что отражено в требованиях стандарта дошкольного и начального общего образования. В современном мире оно приобрело ещё большую актуальность, что подтверждает мнение президента РФ В. В. Путина: «Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией. Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, а прежде всего, служить обществу и стране».

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, и детский сад, и школа, и родная природа – все это Родина. Ежедневно ребенок совершает множество открытий. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек. В силу возрастных особенностей  воспитание целиком зависит от окружающих ребенка взрослых. По мнению педагогов, социологов и врачей, именно бездуховность часто приводит к тому, что такой ребенок оказывается незащищенным внутренним эмоциональным интеллектуальным барьером.

Что представляет собой патриотическое воспитание? Патриотизм – это не значит только любовь к Родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от Родины, неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней», - писал А. Н. Толстой. К патриотизму относятся следующие содержательные характеристики: знание истории, традиций, культуры родной страны; проявление интереса к познанию настоящего и прошлого Отечества; признание потребности государства в позитивном развитии; чувство гордости за принадлежность к своей культуре;

национальное достоинство; активная деятельность во благо своей Родины.

Такое воспитание следует начинать с раннего детства, выглядеть оно должно как систематическая деятельность, направленная на создание патриотического сознания, духовно-нравственного начала, любви к Отечеству и уважению его символики.

Важнейшим направлением патриотического воспитания является приобщение к народному творчеству и традициям. Праздники имеют особое значение в плане патриотического воспитания. Культуроведы и социологи признают, что именно праздники, ставшие безусловной частью жизни общества, являются древнейшими элементами человеческой общественной культуры. Дети в силу своего возраста не могут в полной мере осознать многие события и факты, глубоко разобраться в проблеме. Но, пропуская их сквозь своё восприятие и детское мышление, дошкольники и младшие школьники усваивают ориентиры патриотизма, гражданственности, здорового образа жизни, трудолюбия, они понимают,   чтобы Родина стала сильнее, богаче и краше, нужно, чтобы все, в том числе и они сами, приложили свои силы к становлению её непоколебимости и могущества. Дети должны понять, что им ещё следует многому научиться, чтобы быть полезными  своей малой родине, где им предстоит учиться и работать.

Проект «Россинка» разработан для реализации его в процессе воспитательно-образовательной деятельности дошкольников и младших школьников с учётом преемственности школы и детского сада, в условиях взаимодействия осуществляемого в следующих направлениях:

- взаимодействие с детьми детского сада;

- взаимодействие с семьями воспитанников;

- взаимодействие педагогов МДОУ и школы;

- взаимодействие воспитанников МДОУ с учениками начальной школы;

- взаимодействие участников образовательных отношений детского сада  

  и школы с субъектами социума.

Тип проекта: долгосрочный.

Место реализации проекта: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад» г. Пыть-Ях ХМАО-Югра.

Срок реализации проекта: сентябрь 2019 года - май 2020 года.

Участники проекта: администрация МАОУ «КСОШ-ДС»; педагоги, воспитанники, родители воспитанников  детского сада; учителя, ученики, родители учеников начальных классов школы; ученики и классный руководитель правоохранительного класса; учитель физкультуры.

Вид проекта: творческий, практико-ориентированный.

Актуальность: быть гражданином России – великого государства, быть в ответе за её благополучие и стабильность, высоко нести её знамя – очень почётно. Цель нравственно-патриотического детского воспитания заключается в формировании у детей активной жизненной позиции, высокой духовной нравственности, которые были бы направлены на сохранение и приумножение великих достижений своего народа.

Путь патриотического воспитания считается достаточно прямолинейным, логика здесь выстраивается по принципу «от частного к общему» – вначале любовь к семье и детскому саду, школе, затем к улице, городу и, в конце концов, ко всей стране. Постепенно у детей формируется образ собственного дома, имеющего свои традиции, уклад, стиль взаимоотношений. Свой дом ребёнок воспринимает и любит таким, какой он есть. При определённых условиях данное чувство родного дома может быть положено в основу любви к Родине. На данном этапе малышу безразлично, где, в какой стране его дом находится, ему важно лишь то, чтобы эмоционально комфортным было его ближайшее окружение. Это ещё нельзя назвать чувством любви к родине, а только базой для его зарождения. Важно, чтобы ребёнок не рос гостем, но был хозяином в своём родном доме, чтобы он за что-то отвечал, имел свои обязанности. Всё это укрепляет чувство семьи.

Литература, музыка, изобразительное искусство относятся к мощным средствам патриотического воспитания. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это в своей работе мы передаем детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного и школьного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя формирование ответственного отношения и любви к близким людям, к детскому саду, к школе, к родному городу, родной стране. Детство наиболее благоприятное время для осуществления гражданско-патриотического воспитания, это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Перед нами встала задача наладить плодотворное сотрудничество педагогов детского сада и школы, которые находятся на одной территории, что очень облегчает наше сотрудничество.

Проблема: общество осознает, что отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, отсутствие системы патриотического воспитания может привести к серьезным проблемам в государстве. Одной из задач ФГОС является обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (в нашем случае – программ дошкольного и начального общего образования).

Гипотеза: работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста будет эффективна, если проводить её  в тесном сотрудничестве детского сада и школы,  с семьями воспитанников и людьми  разных поколений, представителями разных профессий, на личном примере демонстрирующих значение слов «Патриот», «Защитник Отечества», «Человек мужественной профессии».

Цель проекта: создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста, через совместную деятельность детей дошкольников и школьников, педагогов, родителей, представителей военно-патриотических организаций города.

Задачи:

  • формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине;
  • разработать содержание, методы, приемы, формы организации совместной познавательной деятельности, способствующей нравственно - патриотическому воспитанию детей;
  •  формировать волонтёрские навыки у школьников;
  • пополнить и систематизировать знания детей о России, Югре;
  • продолжать знакомить воспитанников детского сада и учеников  с государственной символикой, её значением для страны и народа;
  • познакомить детей с произведениями художественной литературы, искусства и музыки посвящённой России, родному краю, армии, природе;
  • развивать чувство интернационализма в отношении культуры и традиций других народов;
  • обогатить и пополнить словарный запас детей, развить связную речь через монологическую и диалогическую  форму, в ходе бесед, составлении рассказов, защите проектов;
  • привлекать родителей к совместной деятельности.

Предполагаемый результат:

  • программа преемственности МДОУ и СОШ в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей;
  • конспекты занятий, праздников, развлечений;
  • формирование у дошкольников и школьников представлений о родной стране, желания быть патриотами своей Родины, чувствовать себя ответственными за все то, что в ней происходит;
  • устойчивые контакты сотрудничества с семьями воспитанников и социальными субъектами города: организациями, клубами, сообществами.

Продукты проектной деятельности:

Художественное творчество на тему: «Наш край – Югра»,  «День Матери», «В честь армии нашей салют», «День Земли», «Бессмертный полк».

Концертная программа  «Югра многоликая».

«Урок Мужества».

Праздничная программа «День Земли».

Встреча с ветеранами ВОВ «День Победы».

Этапы реализации проекта:

Подготовительный – формирование инициативной группы педагогов детского сада и школы: руководитель проекта музыкальный руководитель МАОУ «КСОШ-ДС» С.В. Шамина, заместитель директора по МР Л.М. Редькина, заместитель директора по УВР Е.Н. Бровко.

Подготовительный этап включает в себя: работа с педагогическими кадрами, сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.

Длительность: сентябрь 2019

Задача

Ответственный

Изучить литературу по теме проекта.

Создать справочник библиографической литературы по теме проекта

Педагогические кадры

Провести мониторинг  с педагогами по теме проекта

Педагог-психолог Е.В. Михалева, воспитатели, учителя начальных классов

Обследовать, проанализировать и подготовить рекомендации для воспитателей, учителей начальных классов  и администрации ОУ по предметно –  развивающей среде в  ОУ

Заместитель директора по УВР Е.Н. Бровко, заместитель директора по МР Л.М. Редькина

Определить цели и задачи проекта, этапы его реализации, предполагаемый результат

Руководитель проекта С.В. Шамина

Провести анкетирование родителей воспитанников и учеников начальных классов по их заинтересованности и желанию участвовать в данном проекте

Педагог-психолог Е.В. Михалева, воспитатели, учителя начальных классов

Презентация проекта для родительской общественности и педагогов ОУ

Руководитель проекта С.В. Шамина

Практический – реализация проекта.

Длительность: октябрь 2019 – май 2020

Мероприятия

Срок

Ответственные

Разработка консультативного материала для педагогов и родителей  и проведение коллективных и индивидуальных консультаций для участников проекта.

На протяжении всего проекта

Руководитель проекта С.В. Шамина

Создание видео-копилки, презентаций по теме проекта

Октябрь 2019 – апрель 2020

Руководитель проекта С.В. Шамина, педагоги

Выставки  художественного творчества  «Наш край – Югра»,  «Моя семья»,  «В честь армии нашей салют», «День Земли», «Бессмертный полк».

На протяжении всего проекта

Педагог дополнительного образования Т.М. Таюнда

Размещение информации на сайте ОУ и «Вконтакте» с фотографиями о проведенных мероприятиях.

На протяжении всего проекта

Руководитель проекта С.В. Шамина, педагог-психолог Е.В. Михалева

Экскурсия в этнографический музей «Эхо Югры».

Октябрь 2019

Родители воспитанников и учеников начальных классов

Итоговое анкетирование педагогов, родителей воспитанников.

Май 2020

Педагог-психолог Е.В. Михалева

Промежуточные и итоговые мониторинги  воспитанников и учеников начальных классов

2 раза

Педагог-психолог Е.В. Михалева, воспитатели групп, учителя начальных классов

Праздничные вечера, посвященные «Дню Матери»

Ноябрь 2020

Музыкальные руководители С.В. Шамина, Л.М. Есликовская, специалисты ОУ, воспитатели групп

Концертная программа «Югра многоликая»

Декабрь 2020

Участники проекта

Фольклорный праздник «Колядки»

Январь 2020

Воспитатели групп

Фольклорный праздник «Медвежьи игрища»

Февраль 2020

Инструктор по физическому воспитанию О.Н. Скоркина

«Урок Мужества»

Февраль 2020

Ученики правоохранительного класса, воспитанники групп общеразвивающей направленности с 6 до 7 лет «Пчелки», «Ягодки», специалисты, члены  Клуба ветеранов локальных войн и ВОВ

Фольклорный праздник «Масленица»

Март 2020

Специалисты, воспитатели детского сада

Праздничная программа «День Земли»

Апрель 2020

Участники проекта

Концертная программа «День Победы»

Май 2020

Участники проекта

Экскурсия и возложение цветов к Обелиску Славы на территорию МБОУ СОШ№1

Май 2020

Воспитанники групп общеразвивающей направленности с 6 до 7 лет «Пчелки», «Ягодки», педагоги ОУ, ученики и учителя  начальных классов

Шествие «Бессмертного полка»

Май 2020

Воспитанники групп общеразвивающей направленности с 6 до 7 лет «Пчелки», «Ягодки», педагоги ОУ, ученики и учителя  начальных классов

Развлечения «День Семьи»

Май 2020

Участники  проекта

Итоговый – подведение результатов.

Длительность 25.05.2020 – 29.05.2020

Оформление результатов работы

Май 2020

Руководитель

проекта С.В. Шамина

Анализ реализации проекта на педагогическом совете по итогам учебного года

Май 2020

«День Матери»

«Югра многоликая»

        

«Колядки»

        

«Масленица»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт продуктивного взаимодействия с учреждениями социума по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Уникальную возможность для  формирования у детей  лучших нравственных качеств дает  общение с людьми старшего поколения, поэтому мы очень ценим нашу дружбу с Центром социального обслужи...

Концептуальные основы экологического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Концептуальные  основы экологического образования  детей дошкольного  и младшего школьного  возрастаПлан:1).Актуальность проблемы2).Система экологического образования3).Естественно...

Преемственность в системном подходе к развитию, обучению и воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста

Преемственность в системном подходе к развитию, обучению и воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста...

Доклад на тему "Использование элементов фольклора в процессе воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста "

Фольклор это народное творчество,художественная коллективная деятельность народа ,отражающая его жизнь,воззрения и идеолы.ФОЛЬКЛОР, в переводе с английского языка , означает " народная мудрость ,...

Ошибки в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Все мы люди и, наверное, нет человека, который бы не ошибался. Ошибки бывают серьезные и не очень, иногда мы их исправляем, а иногда просто стараемся не допускать....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста Россинка 2019-2022

Проект «Россинка» разработан для реализации его в процессе воспитательно-образовательной деятельности дошкольников и младших школьников с учётом преемственности школы и детского сада...