Нормативные основы защиты прав детства
материал

Макина Мария Алексеевна

Нормативные основы защиты прав детства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravarebenka.pptx1006.87 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нормативные основы защиты прав детства К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся: – Декларация прав ребенка (1959) – Конвенция ООН о правах ребенка (1989) – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Слайд 2

Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Слайд 3

Конвенция о правах ребенка Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка . Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 52 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Слайд 4

Конвенция о правах ребенка Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание; на развитие; на защиту; на активное участие в жизни общества.

Слайд 5

Конвенция о правах ребенка Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее. На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней. Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», ФЗ «Об образовании в РФ».

Слайд 6

Конвенция о правах ребенка Таким образом, Конвенция ООН о правах ребенка - это международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН.

Слайд 7

содержание Конвенции о правах ребенка: Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества. Статьи 5-11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение , права и обязанности родителей по отношению к детям. Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации .

Слайд 8

содержание Конвенции о правах ребенка Статьи 18-27 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям. Статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг. Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

Слайд 9

содержание Конвенции о правах ребенка Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми. Статьи 37-40 определяют права ребенка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооруженных конфликтов и войн.

Слайд 10

содержание Конвенции о правах ребенка Статьи 41-45 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и их права на работу с 14 лет, а также рассказывают о Комитете по правам ребенка, о его структуре, функциях, правах и обязанностях Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребенка открыта для подписания всеми государствами, поэтому ее участником смог стать и не являющийся членом ООН Ватикан Таким образом, в международном праве есть два основных документа в области защиты прав детей - Декларация прав ребенка, гарантирующая права на имя и гражданство, социальную защиту и социальное обеспечение, образование, любовь и понимание, а также Конвенция ООН о правах ребенка, определяющая права детей на образование, культуру, отдых и досуг.

Слайд 11

Регулирование в области защиты прав детей в РФ Базовым нормативно-правовым документом в области защиты прав детей является Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009, с изм. от 21.07.2011)) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Слайд 12

В ФЗ используются понятия: ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия); дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;

Слайд 13

В ФЗ используются понятия: социальная адаптация ребенка - процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы; социальная реабилитация ребенка - мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем

Слайд 14

В ФЗ используются понятия: социальные службы для детей - организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей;

Слайд 15

В ФЗ используются понятия: социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей;

Слайд 16

В ФЗ используются понятия: отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований; организации отдыха детей и их оздоровления - детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления

Слайд 17

основные права детей по ФЗ: 1. Органы госвласти РФ, органы госвласти субъектов РФ, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством РФ объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством РФ, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Слайд 18

основные права детей по ФЗ: 2. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Слайд 19

основные права детей по ФЗ: 5.В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством РФ, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей

Слайд 20

основные права детей по ФЗ: 6. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии решений по вопросам социально-экономического развития соответствующих территорий учитывают нормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей.

Слайд 21

Ювенальная юстиция Одним из инструментов защиты прав детей является формирование особого порядка судопроизводства в отношении несовершеннолетних, совершивших противоправные действия - ювенальная юстиция. Это особая система правосудия для несовершеннолетних. В 1999 году принят ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Слайд 22

основные права детей: В России новый этап защиты прав детей - сирот начался с принятия Конституции РФ в 1993 г., занимающей главное место в правовой системе нашего государства, и Семейного кодекса РФ в 1995 г . Одним из принципов семейного законодательства назван приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии.

Слайд 23

основные права детей по ФЗ: Согласно п. 1 ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности - в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. Среди семейных форм устройства детей особое место занимает усыновление (удочерение), которое рассматривается в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 124 СК РФ).

Слайд 24

основные права детей по ФЗ: Усыновляемый ребенок должен быть "квалифицированным" сиротой, т.е. его правовая "пригодность" для усыновления должна быть бесспорной, чтобы избежать нарушения интересов и законных прав как самого ребенка, так и его родителей или иных лиц, имеющих в соответствии с законом право на его истребование от всякого третьего лица.

Слайд 25

Цели работы службы по охране прав детства: Осуществление функций охраны прав детей в соответствии в полномочиями Управления образования. Задачи : обеспечение выполнения действующего законодательства по вопросам охраны прав детства, осуществление на территории района функций органа местного самоуправления как органа опеки и попечительства над несовершеннолетним, обеспечение взаимодействия предприятий, организаций и учреждений района по вопросам, связанным с защитой прав и интересов детей.

Слайд 26

Функции: 1. Организация работы по выявлению, учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и установлению опеки или попечительства. 2. Организация работы по временному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и оказанию им требуемой социально-правовой, материальной помощи до окончательного решения вопроса о форме устройства. 3. Выбор целесообразной формы устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и устройство их в детские интернатные учреждения. 4. Ведение государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей по отделу охраны прав детства в соответствии с ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Слайд 27

Функции: 5. Организация работы по усыновлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 6. Рассмотрение споров, связанных с воспитанием детей. 7. Защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей, в том числе опекаемых и находящихся под попечительством, в судебных, государственных и органах местного самоуправления, предприятиях, организациях любых форм собственности. 8. Организация работы с приемными семьями. 9 . Организация летнего отдыха, труда и оздоровления опекаемых детей.

Слайд 28

Формы семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Право ребенка жить, и воспитываться в семье являет одним из важнейших прав каждого ребенка, получившим свое закрепление ст. 54 СК РФ. Обычно речь идет о проживании и воспитании ребенка в семье своих родителей. В отношении детей, оставшихся по каким-либо причинам без попечения родителей, обеспечение права на воспитание в семье означает, что при выборе органами опеки и попечительства форм воспитания таких детей преимущество отдается семейным формам воспитания: передача на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью.

Слайд 29

Субъекты Российской Федерации своими законами могут определять и другие формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с соблюдением основополагающих принципов семейного законодательства, касающихся приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей. Избрание формы устройства ребенка определяется исходя из интересов ребенка с учетом конкретных обстоятельств утраты родительского попечения обязательным соблюдением требований, установленных законом для каждой, формы устройства ребенка в семью.

Слайд 30

Гражданские и политические права ребенка. • На имя (фамилию), гражданство, изменение гражданства и имени. • На уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны прежде всего своих родителей или лиц, их заменяющих, а также органов опеки и попечительства, органов прокуратуры и судов. • На самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд. На защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и привлечения к производству или торговле такими средствами и веществами. • На защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью.

Слайд 31

Гражданские и политические права ребенка. • На свободу выражения мнений, которые должны внимательно рассматриваться с учетом возраста и зрелости; в ходе каждого судебного или административного разбирательства мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязательно при вынесении решения (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам). При изменении имени и фамилии, восстановления родительских прав, при передаче в другую семью на воспитание органы опеки или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего 10 лет. Учитывается мнение ребенка при решении вопросов о выборе образовательного учреждения, о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей. • На свободный выезд за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение. Как правило, несовершеннолетние выезжают совместно хотя бы с одним из родителей. Если выезд осуществляется без сопровождения, ребенок должен иметь паспорт и нотариально оформленное согласие родителей. При несогласии одного из родителей вопрос решается в судебном порядке. Паспорт несовершеннолетнему для выезда за границу выдается по письменному заявлению хотя бы одного из родителей.

Слайд 32

Гражданские и политические права ребенка. • На создание и участие в общественных молодежных и детских организациях с целью социального становления, развития и самореализации в общественной жизни и для защиты своих прав и интересов. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть лица, достигшие 14 лет, детских общественных объединений – лица, достигшие 10 лет. В школе или другом учреждении, где они обучаются, все дети старше 8 лет могут создавать собственные общественные организации. Запрещается принуждение несовершеннолетних к вступлению в общественные, общественно–политические организации (объединения), движения и партии, к участию в агитационных кампаниях и политических акциях. • На доступ к информации и материалам, особенно к тем, которые направлены на развитие ребенка или затрагивают его права, а также на защиту от информации, наносящей вред благополучию ребенка. • На участие в мирных собраниях, демонстрациях (организаторами и инициаторами этих акций могут выступать только совершеннолетние граждане, достигшие 18-летнего возраста). • На свободу совести и вероисповедания под руководством родителей методами, согласующимися с развивающимися способностями ребенка и в соответствии с собственными убеждениями родителей.

Слайд 33

Уголовный кодекс предусматривает ответственность: за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч . и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136); за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157). Семейный Кодекс РФ гарантирует: право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54); право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56); меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69); немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).

Слайд 34

нарушением прав ребенка можно считать: Лишение свободы движения. Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает , что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего). Применение физического насилия к ребенку. Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм) Угрозы в адрес ребенка. Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний. Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами. Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования , медицинской помощи.

Слайд 35

Право ребенка на жизнь и здоровье период дошкольного детства — критический период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте формируется нервная система, физическое и психическое здоровье.

Слайд 36

Право ребенка на образование Нормативные документы предполагают функционирование ДОО в дневное, вечернее, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, в группах кратковременного пребывания.

Слайд 37

Право ребенка на игру «Игра — ведущая деятельность дошкольника ». Сюжетная игра в дошкольном возрасте особенно благоприятна в сфере человеческой деятельности и межличностных отношениях. Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. Кроме того, игра изменяет отношения детей и взрослых, они становятся теплее и ближе, возникает взаимопонимание.

Слайд 38

Право ребенка на сохранение своей индивидуальности У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою индивидуальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогтическом совете"Защита прав детства"

"Особенности соблюдения прав ребенка на детство в младшем дошкольном возрасте"...

Нормативные основы защиты прав детей

Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье....

Нормативные основы защиты прав детства

Координация усилий семьи и Детского сада...

Краткосрочный проект "Ребёнок имеет право ..." по правовому воспитанию и профилактике защиты прав детства дошкольников

План краткосрочного проета по правлвому воспитанию и профилактике защиты прав детства дошкольников...