Методическая разработка "Организация игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа)

Прозорова Ольга Алексеевна

    Что такое ИГРА? Игра прежде всего для ребенка – средство коммуникации, именно в игре дети учатся общению друг с другом.

Игра уникальна тем, что объединяет интересы и ребёнка, и педагога. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила: Прозорова О.А.

Воспитатель 1 КК

Нижний Тагил

2021

Организация игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

    Что такое ИГРА? Игра прежде всего для ребенка – средство коммуникации, именно в игре дети учатся общению друг с другом.

Игра уникальна тем, что объединяет интересы и ребёнка, и педагога. Она соответствует естественным потребностям дошкольника и помогает ему овладевать знаниями и навыками без принуждения. Играя, ребёнок формируется как личность. Однако игра постепенно вытесняется из системы дошкольного образования при работе со старшими группами. Приоритетными становятся обучающие занятия, а педагоги ориентированы на подготовку детей к школе, используя современные образовательные достижения. Игра начинает рассматриваться лишь как развлечение, способ организации досуга, в лучшем случае как средство обучения. Игра – главная сфера общения детей: в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей.

Проблема общения является одной из центральных проблем психологии. Усиление интереса в проблеме общения на современном этапе развития общества обусловлено происходящими в мире социальными и психологическими изменениями.

Исходя из этого, перед педагогами встает необходимость поиска наиболее эффективных средств развития навыков общения старших дошкольников. В ФГОС дошкольного образования игра рассматривается как один из сквозных механизмов развития ребенка, как важное средство его социализации, так как является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.

       Организуя игровую деятельность, воспитатель должен быть ориентирован на гармоничное развитие и воспитание детей в игре, это его главная цель. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, развитие ребёнка должно охватывать социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое направления. Следовательно, все эти направления должны находить своё отражение и в игровой деятельности.

        Известный российский психолог, специалист по психологии дошкольного образования, Н. Е. Веракса, дифференцируя задачи игровой деятельности в зависимости от возраста детей, определяет следующие важные моменты для старшей группы дошкольников (детей 5–6 лет):

  • развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции;
  • формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься;
  • умение самостоятельно находить общие интересные занятия;
  • воспитывать уважительное отношение к окружающим;
  • формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость;
  • воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
  • формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников;
  • развивать стремление детей выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
  • расширить представления о правилах поведения в общественных местах, об обязанностях в группе детского сада, дома;
  • обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д.);
  • побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.);
  • показать значение родного языка в формировании основ нравственности.

Условно все детские игры можно разделить на две большие группы:

сюжетно-ролевые творческие игры.

игры с правилами.

Сюжетно-ролевые творческие игры включают в себя:

а) игры на бытовые темы;

б) режиссерские;

г) театрализованные игры;

д) игры-забавы и развлечения.

К играм с правилами играм относятся:

1. Дидактические игры: с предметами и игрушками, словесные.

2. Дидактические игры, настольно - печатные, музыкально-дидактические.

3. Подвижные игры: сюжетные, бессюжетные, с элементами спортивных игр.

      В 5–6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, это период овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением. Дошкольник начинает чётко различать реально существующее и вымышленное. Формируется способность к саморегуляции, ребёнок готов к соблюдению правил, в игровом взаимодействии лидирующие позиции начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Старший дошкольник в значительной степени ориентирован на сверстников, испытывает потребность во взаимодействии, у него появляется чувствительность к мнениям и оценкам сверстников. Свои предпочтения во взаимодействии с другими детьми ребёнок объясняет их успешностью в игре.

     Организовать игровую деятельность детей старшей группы в ДОУ — это значит:

  • создать условия для развития самостоятельной игровой деятельности детей, а также игровых ситуаций, в которых им нужна помощь;
  • формировать разнообразные игровые навыки и конструктивные (культурные, бесконфликтные) формы игры;
  • развивать интерес к играм разных видов и степени сложности.

     Чтобы обеспечить выполнение этих требований, воспитатель должен хорошо ориентироваться в детской субкультуре. Например, наблюдая за дошкольниками понимать, какие события и ситуации воспроизводят играющие ребята; отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого она развита недостаточно. Особого внимания педагога требует ситуация, когда ребёнок повторяет однообразные сюжетные эпизоды, затрудняется исполнять разные роли в одной сюжетно-ролевой игре, придумать новый вариант сюжета или новую роль, испытывает затруднения в согласовании действий с партнёрами-сверстниками, вступает в конфликты.

     Организация игровой деятельности детей не может быть спонтанной, реализация этой профессиональной функции педагогом предполагает подготовку в виде планирования. Воспитатель разрабатывает перспективный план игр на определённый период — от недели до года. Этот документ служит опорой для педагога при организации игровой деятельности. По ходу работы в этот план могут и должны вноситься ситуационные коррективы. Однако составляя план, педагог должен осознавать, что игровая деятельность носит творческий характер и не может быть замкнута в жёсткие рамки.

     Чтобы воспитатель имел представление об эффективности своей работы по организации игровой деятельности детей, используется механизм оценки. Основной метод диагностики — наблюдение. Удобным и информативным для воспитателя будет анализ игровой деятельности по семи ключевым критериям:

  • как ребёнок участвует в распределении ролей;
  • какое содержание игры предпочитает;
  • осуществление воспитанником ролевого поведения;
  • разнообразие демонстрируемых игровых действий;
  • способность или неспособность к использованию многофункционального игрового материала;
  • богатство ролевой речи;
  • понимание игровых правил и чёткое придерживание их на протяжении игры.

       Дошкольное детство — это короткий, но очень важный период. В эти годы   происходит становление личности, формируются первичные знания и представления об окружающей жизни, отношения со сверстниками и другими людьми, вырабатываются привычки правильного поведения. Ведущую роль в формировании личностных качеств ребёнка выполняет игровая деятельность, которая не утрачивает свою роль в старших группах детского сада. Грамотно организованная игра позволяет дошкольникам в лёгкой и непринуждённой форме освоить новые модели поведения, получить знания и сформировать характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста".

В учебно-методическом пособии можно ознакомиться с кратким содержанием проекта: этапами работы над проектом, основной проблемой, задачами, целью работы над проектом. Дано описание подготовительному, д...

Собственная методическая разработка совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Пространственное моделирование в образовательной области “Безопасности”". Макет микрорайона.

Я хочу остановиться на последнем пункте программы “Безопасность поведения” и предложить свой вариант совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по разделу “Ребёнок и улица”, позвол...

Совместная игровая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Школа Светофора»

Совместная игровая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста«Школа  Светофора»...

Конспект совместной игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Страну Фантазеров» (игры с правилами)

Организация совместной игровой деятельности с детьми подготовительной группы (игры с правилами)...

Методическая разработка игрового взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием социоигровых технологий «Путешествие на ковре-самолете»

Конспект игрового взаимодействия с детьми с задействованием 2 персонажей в лице взрослых предназначен для воспитателей ДОУ и  рассчитан для проведения с группой детей до 25 человек старшего дошко...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА. Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Учим Незнайку сочинять стихи»

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему:  «Учим Незнайку сочинять стихи»...