Доклад "Позитивная социализация в окружающем мире - как основа формирования предпосылок функциональной грамотности."
статья

Полуднякова Ольга Петровна
Позитивная социализация в окружающем мире -
как основа формирования предпосылок функциональной грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poludnyakova_o.p.odt16.4 КБ

Предварительный просмотр:

Позитивная социализация в окружающем мире -

как основа формирования предпосылок функциональной грамотности.

                     Выполнила:Воспитатель

                           Полуднякова.О.П.  

                     Детский сад  « Рябинушка» СП

 ГБОУ СОШ с. Преполовенка

                      м.р Безенчукский Самарской

                     области.

 

«Детство -важнейший период человеческой жизни, настоящая, яркая,самобытная,неповторимая жизнь.И от того,кто вёл ребёнка за руки в детские годы,что вошло в его разум и сердце из окружающего мира-от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Л.Н.Толстой.

Позитивная социализация-это умение ребёнка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать своё поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Цель: освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества;

- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру социальной и коммуникативности детей;

- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения;

- уверенности в своих возможностях, в том что он хороший, что его любят;

-формирование у ребёнка собственного чувства достоинства,осознания своих прав и свобод ( право выбирать друзей,игрушки,виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям — уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

- развивитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

- создание коммуникативной компетентности ребёнка- распознание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

- формирование у детей социальных навыков : освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умение устанавливать новые контакты.

Всё это обеспечивает основу для формирования предпосылок учебной деятельности, функциональной грамотности детей дошкольного возраста.

Функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапозона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функциональная грамотность в современном мире становится одним из базовых факторов способствующих активному участию людей в социальной, культурной экономической, политической деятельности. Одна из задач современного образования, формирование функционально грамотных людей.

С самого рождения дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями.

Задача педагога помочь детям с лёгкостью воспринимать окружающий мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, способно творчески мыслить, быть инициативным, находить нестандартные решения и идти к  поставленной цели.

Особенность организации образовательной деятельности на современном этапе — это уход от чисто учебной деятельности к игровой с включением в процесс ИКТ, проектной деятельности, проблемно — обучающих ситуаций в интеграции образовательных областей.

Все эти особенности имеют место квест — технологиях, образовательной деятельности детей, которые только начинают использоваться педагогами.Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, она способствует развитию активной деятельностной позиции ребёнка в ходе решения игровых поисковых задач. Дети действуют в условиях обогащённой образовательной среды. Интегрируется содержание образовательных областей, используются возможности ИКТ.

Квест — это приключенческая игра,в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка — ключ к следующей задаче. Задачи могут быть разными: интеллектуальными, творческими, активными, они подбираются интересными, максимально оригинальными и не требующим специальных знаний и умений от игроков.

Квесты могут проводиться как в группе,  музыкальном зале, так и на прогулке.Для детей в каждом квесте совмещаются элементы обучения и отдыха.

Квест — технология обладает огромным развивающим потенциалом, так как нацелена на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности, поисковой активности.

Прежде всего это деятельность ребёнка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослыми открывает новый практический опыт.Дети сталкиваются с различными проблемами, придумывают, как с ними справиться и в конце игры получают результат. Квесты являются эффективной, современной образовательной формой деятельности дошкольников. Квесты дают возможность педагогу разнообразить игровую деятельность детей. Квест- технология компетентна требований ФГОС ДО,так как способствует развитию активной деятельностной позиции ребёнка в решении игровых- поисковых задач. Форма проведения квестов могут быть увлекательные путешествия, интересные встречи, познавательные экскурсии.

Квест- деятельность может быть различной, но в любом случае необходимо творческо активности педагога, это одно из важных условий проведения квест — игры.

Достоинство квестов для детей дошкольного возраста :

1. Квест — игра является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.

2. Формирует у детей ощущение личной заинтерисованности при выполнении задания.

3. Формирует у детей базу знаний и представлений,к которой можно обращаться во время работы в группе.

4. Позволяет воспитателю выделять для ознакомления объекты, которые он считает значимыми с точки зрения решения образовательных задач.

5. В квестах развиваютсясвободное общение со взрослыми и детьми. Дети учатся оценивать свою работу, работу товарища помогать друг другу.

6. Квесты помогают реализовать принцип сотрудничества, способствуют сплочению коллектива детей, воспитанию доброжелательных, дружеских взаимоотношений.

7. Ведущая роль отдаётся ребёнку, а педагог направляет его деятельность в нужном направлении.

8. В ходе реализации квест-игры можно осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные  задачи в совместной деятельности педагога и детей, активно взаимодействия с семьями воспитанников.

9. Создаются комфортные условия обучения где каждый ребёнок чувствует свою успешность, интеллектуальную деятельность, что делает сам процесс обучения продуктивным.

10. Возможность введения в игру разнообразных заданий позволяет не только решению творческих и интеллектуальных задач, но и превращает каждый квест в уникальный продукт.

11. Приобретённый в ходе игры поисково- познавательный опыт дети — дошкольники смогут эффективно использовать в процессе обучения в школе.

12. Активное вовлечение семей воспитанников в образовательную деятельность ДОУ, является одним из современных требований интерактивной работы с родителями.

13. Проведение квест-игр создаёт условия для установления доброжелательных, дружеских взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами, для обмена опытом воспитания и организации квестов в семье.

Для результатов достижения своей деятельности педагог должен реализовывать свой творческий потенциал и он должен быть профессионально подкован.Дети могут научиться  действовать только в процессе самого действия,  каждодневная работа педагога, образовательные технологии, которые  он выбирает, формируют функциональную грамотность воспитанников.

Таким образом, использование квест-технологии, ведёт к формированию основ функциональной грамотности будующих школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, эк...

«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».

 В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политичес...

Многофункциональное дидактическое пособие «Дидактическая юбка» как средство формирования предпосылок функциональной грамотности детей раннего дошкольного возраста»

Адаптационный период в детском саду – серьёзное испытание для детей раннего возраста: стрессовые ситуации, вызванные адаптацией, надолго «выводят из строя» эмоциональное состояние ре...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

quot;Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста".  Современный образовательный процесс требует от педагогов  нового подхода к собственной деятельнос...

Методическая разработка педсовета«Формированию предпосылок функциональной грамотности: в области речевой, экологической грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».

Данная  разработка поможет педагогам провести педсовет и закрепить закрепить знания педагогов по формированию предпосылок функциональной грамотности: в области речевой, экологической грамотности ...