Картотека дидактических игр на прогулке
картотека (старшая группа)

Артемьева С.А.

Дидактические игры, в которые можно поиграть на прогулке с детьми 5-7лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_na_progulke.docx33.02 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры на прогулке для детей 5-7 лет

Считай по порядку!

Проводится в зимний период на улице.

Цель — совершенствование математических представлений, формирование навыков порядкового счета.

Оборудование: снежные комки разного размера. Предварительная работа. Изготовление комков разного размера.

Ход игры

Под руководством педагога дети катают снежные комки разного размера и выстраивают их в ряд. Потом начинают водить вокруг них хоровод.

Мы слепили первый ком,

(Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

Ком большой-большой, как дом.

(Показывают, подняв руки, какой большой ком.)

Но зато второй комок

(Вновь идут по кругу.)

Меньше был — как теремок.

(Показывают, какой ком поменьше.)

Третий — точно как избушка

(Опускают руки ниже талии, показывают ком еще меньше.)

Возле леса на опушке.

А четвертый — как палатка,

(Показывают ком, опустив руки вниз.)

Хоть он круглый был и гладкий.

Пятый сделали! Ура!

(Приседают, показывают маленький комок.)

Как для Жучки конура.

А шестой комок... Я знаю —

Словно дом для попугая.

(Сидят на корточках. Показывают ладонями совсем маленький комок.)

И седьмой, меньшой комочек,

Как цыпленок, как звоночек.

(Сжав ладони, показывают крошечный комочек.)

Ну-ка, дети, не зевайте,

По порядку их считайте.

(После слова «считайте» по очереди считают комки по порядку.)

Что я вижу

Игра может проводиться как на прогулке, так в помещении.

Цель — развитие фонематических представлений. Оборудование: мяч.

Ход игры

Педагог предлагает детям встать в круг и берет в руки мяч. Он произносит текст и передает мяч ребенку, стоящему справа. Дети подбирают по одному слову, содержащему звук [к], передавая мяч по кругу. Дети должны подбирать названия предметов, которые они видят вокруг себя.

Педагог.

Быстро встали дети в круг,

Слева друг и справа друг.

Влево, вправо посмотрите

И слова мне назовите,

Все слова со звуком [к]:

Кот, скамейка, колобки.

Слова: площадка, песок, горка, кусты, дорожка, окна, камни, клумба, травка, куличики, лопатка, формочка, бабочка, птичка, облака.

Мяч по кругу

Игра может проводиться как на прогулке, так в помещении.

Цель — развитие фонематических представлений. Оборудование: мяч.

Ход игры

Педагог предлагает детям встать в круг и берет в руки мяч. Он произносит текст и передает мяч ребенку, стоящему справа. Дети подбирают по одному слову, содержащему звук [с], передавая мяч по кругу. Дети должны подбирать названия предметов, которые они видят вокруг себя.

Педагог.

Быстро встали дети в круг,

Слева друг и справа друг.

Влево, вправо посмотрите

И слова мне назовите,

Все со звуком [с] слова:

Киска, солнышко, сова.

Слова: песок, песочница, кусты, асфальт, листочки, совок, скакалка, автобус, троллейбус, пассажиры, киоск, солнышко, собака, колесо, самокат.

Колечко

Игра может проводиться как на прогулке, так в помещении.

Цель — развитие фонематических представлений. Оборудование: колечко.

Ход игры

Педагог предлагает детям встать в круг и берет в руки колечко. Он произносит текст и передает колечко ребенку, стоящему справа. Дети подбирают слова, содержащие указанный педагогом звук, и передают колечко по кругу.

Педагог.

Передай колечко другу,

Пусть бежит оно по кругу.

Передай колечко

Да скажи словечко.

Камешек

Игра может проводиться как на прогулке, так в помещении.

Цель — актуализация словаря по заданной лексической теме.

Оборудование: камешек.

Ход игры

Педагог предлагает детям встать в круг и берет в руки камешек. Он произносит текст и передает камешек ребенку, стоящему справа. Дети подбирают слова по заданной педагогом теме и передают камешек по кругу.

Педагог.

Камешек в руке держу.

Передам и расскажу,

Что известно мне, что знаю.

Я игрушки называю...

Или:

Камешек в руке держу.

Передам и расскажу,

Что известно мне, что знаю.

Фрукты быстро называю...

Или:

Камешек в руке держу.

Передам и расскажу,

Что известно мне, что знаю.

Овощи я называю...

Или:

Камешек в руке держу.

Передам и расскажу,

Что известно мне, что знаю,

Я машины называю...

Солнышко

Игра может проводиться как на прогулке, так в помещении.

Цель — совершенствование умения определять форму предметов.

Оборудование: мяч.

Ход игры

Педагог предлагает детям встать в круг и берет в руки мяч. Он произносит текст и передает мяч ребенку, стоящему справа. Дети называют предметы, имеющие круглую форму (или другую заданную педагогом форму), и передают мяч по кругу.

Педагог.

Солнце, круглое как мячик,

Целый день по небу скачет.

Что еще таким бывает?

Кто из вас про это знает?

Или:

Солнце, круглое как мячик,

Целый день по небу скачет.

А квадратным (овальным) что бывает?

Кто из вас про это знает?

Или:

Солнце, круглое как мячик,

Целый день по небу скачет.

Треугольным что бывает?

Кто из вас про это знает?

Замок Снежной Королевы

Игра проводится на улице зимой в сырую погоду, когда хорошо лепится снег.

Цель — развитие меткости.

Оборудование: снежки, снежные комки, магнитная доска и фломастеры для рисования на ней.

Предварительная работа

Разучивание стихотворения «Замок Снежной Королевы».

Чтение сказки Г.-X. Андерсена.

Ход игры

Педагог предлагает детям всем вместе соорудить замок Снежной Королевы, но сначала нарисовать замок и сделать чертеж. Дети выполняют коллективный рисунок и схему постройки, а потом приступают к сооружению замка. Когда постройка будет завершена, дети читают стихотворение:

Замок Снежной Королевы…

Башня справа, башня слева,

Шпили, флаги и ворота.

Серебро, не позолота...

Он застыл как глыба льда,

А вокруг нет ни следа.

Он один на белом свете,

Только воет снежный ветер.

Затем педагог напоминает детям, что в замке заточен Кай, которого нужно помочь спасти Герде. А для этого нужно слепить много снежков и забросать замок. Дети лепят снежки и от линии, которую проведет педагог, забрасывают замок снежками.

Кто скорее?

Игра проводится в весенне-летний период на улице.

Цель — уточнение знаний о геометрических фигурах.

Оборудование: капитанские повязки или нагрудники с нарисованными на них фигурами, песок для «рисования» фигур.

Предварительная работа. Педагог заранее «рисует» песком на площадке круги, квадраты, треугольники и другие фигуры в зависимости от программных требований каждой возрастной группы, располагая их, как можно ближе друг к другу, вперемешку.

Ход игры

Педагог сообщает детям, что новая подвижная игра называется «Кто скорее?», и делит детей на команды. Каждая команда выбирает капитана. Капитан получает повязку с изображенной на ней фигурой (кругом, треугольником, квадратом, прямоугольником и т. п.). Все члены его команды будут передвигаться через площадку, совершая прыжки на двух ногах, только из одной такой фигуры в другую. Победит та команда, члены которой первыми переберутся с одной стороны площадки на другую. Необходимо напомнить детям, как правильно совершать прыжки, как правильно приземляться.

Команды выстраиваются за капитанами на одном краю площадки. По команде педагога игра начинается:

Раз, два, три,

На-ча-ли!

Дети все вместе аплодируют команде-победителю.

Будь внимательным

Подвижная игра может использоваться как на занятиях, так и во время прогулки.

Цель — уточнение знаний о геометрических фигурах. Оборудование: деревянные или пластмассовые геометрические формы (шары, кубики, конусы и т. п.) разных цветов и размеров.

Ход игры

Педагог предлагает детям встать свободно, врассыпную. Он объяснят, что, если дети увидят у него в руках кубик, они должны будут присесть. Если в руках у педагога окажется шарик, детям следует поставить руки на пояс и попрыгать на носочках. Если у педагога в руках конус, дети должны поставить ноги на ширине плеч, а руки развести в стороны и т. п. — в зависимости от того, в какой возрастной группе проводится игра. В любом случае более пяти фигур для детей седьмого года жизни брать не следует.

Один, два, три

Подвижная игра может использоваться как на занятиях, так и во время прогулки.

Цель — уточнение знаний о геометрических фигурах.

Ход игры

Педагог предлагает детям встать в шеренгу лицом к нему. Он пересчитывает детей: «Один, два, три. Один, два, три. Один, два, три» — и предлагает каждому ребенку запомнить, какое число педагог произносил, показывая на него. Каждый ребенок будет выполнять движения, только услышав это слово. Затем педагог объясняет детям, что на слово «один» дети должны будут приседать, на слово «два» — поднимать руки вверх, на слово «три» — ставить руки на пояс.

Разноцветные шнуры

Игра может проводиться как на занятии, так и в совместной деятельности воспитателя с детьми.

Цель — уточнение знаний о геометрических фигурах. Оборудование: разноцветные шнуры по числу детей, мешочек с геометрическими фигурами.

Ход игры

Педагог раздает детям разноцветные шнуры и предлагает им свободно разместиться на площадке. Он подходит к каждому ребенку с «волшебным мешочком» и просит, опустив руку в мешочек, достать оттуда геометрическую фигуру. Дети выполняют задание, называют свои фигуры, определяют их цвет и размер. Педагог предлагает детям выложить такие же фигуры из цветных шнуров. Дети выполняют задание и подводят итог: «Я сложил желтый квадрат» и т. п.

Цветные домики

Игра проводится на прогулке зимой с детьми любой возрастной группы. Набор геометрических фигур зависит от программных требований для данной возрастной группы. Цель — совершенствование представлений о геометрических фигурах.

Оборудование: контейнер с разноцветными пластиковыми фигурами.

Предварительная работа. Накануне педагоги должны нарисовать геометрические фигуры подкрашенной гуашью водой на расчищенной от снега площадке. Например, это могут быть желтый круг, зеленый квадрат, красный треугольник и т. п. Если игра проводится в весеннее-летний период, то фигуры выкладываются на площадке из разноцветного шнура.

Ход игры

Педагог подзывает детей к себе и показывает им контейнер с разноцветными пластиковыми или деревянными фигурами. По предложению педагога дети выбирают по одной фигуре и рассказывают, какую фигуру выбрали. Педагог предлагает детям с фигурой в руках свободно двигаться по площадке, если он произносит слово «день». Если же он произносит слово «ночь», каждый ребенок должен быстро занять место в домике в соответствии с тем, какая фигура у него в руках. Например, если в руках у ребенка желтый кружок, он должен встать в желтый круг на площадке.

Ледяная крепость

Игра проводится на прогулке зимой.

Цель — совершенствование представлений о геометрических фигурах.

Оборудование: контейнер с разноцветными пластиковыми фигурами.

Предварительная работа. Накануне педагоги должны заготовить разные по цвету и размеру объемные геометрические формы: кубы, призмы, пирамидки, конусы, цилиндры, разлив на ночь подкрашенную гуашью воду в различные формы (пластиковые бутылки, воронки, коробки из-под молока и т. п.) и заморозив их.

Ход игры

Педагог предлагает детям построить снежную крепость, а потом украсить ее ледяными фигурами. Если игра проводится с детьми младшего или среднего возраста, крепость могут помочь построить накануне папы воспитанников. Дети выбирают фигуры, рассказывают, как называется каждая из них, какого она цвета, а потом находят для нее место на постройке. Дети старшего возраста могут рассказать, где стоит каждая фигура. Например: красная пирамидка стоит между синими конусами, желтая пирамидка стоит на зеленом цилиндре и т. п.

Искатели сокровищ

Игра может проводиться в любое время года на прогулке.

Цель — развитие усидчивости, внимания.

Оборудование: пластмассовые сита, совочки, ведерки, разноцветные бумажные колпачки по числу детей, природный материал (желуди, каштаны, фасоль, морские камешки и т. п.).

Предварительная работа

Просмотр мультфильма «Белоснежка и семь гномов».

Накануне прогулки педагог закапывает в песочнице природный материал.

Ход игры

Педагог предлагает поиграть в новую игру, превратиться в гномов из сказки «Белоснежка и семь гномов» и отправиться на поиски сокровищ. Дети получают ведерки, совочки и сита, надевают разноцветные колпачки, выстраиваются в шеренгу и маршируют к песочнице:

На поиски сокровищ идем, идем, идем,

Кирки и молоточки с собою мы несем.

Найдем мы изумруды, алмазы, малахит.

Нас наше любопытство на поиски манит.

В песочнице дети занимают места и по команде педагога начинают просеивать песок, наполняя найденным природным материалом свои ведерки. Победителем становится тот, кто первым заполнит ведерко.

В завершение дети рассматривают и описывают найденные сокровища.

Золотой орех

Игра может проводиться в любое время года на прогулке.

Цель — развитие зрительного внимания.

Оборудование: три абсолютно одинаковых пластмассовых ящичка или контейнера с крышками, грецкий орех, выкрашенный бронзовой краской.

Ход игры

Когда дети обнаружат на площадке три одинаковых контейнера, педагог предлагает им поиграть в новую игру и показывает «золотой орех». Педагог кладет орех в один из контейнеров, стоящих в ряд, и закрывает его. Затем он начинает передвигать контейнеры, меняя их местами. Когда педагог закончит манипуляции, дети должны указать, в каком из контейнеров находится «золотой орех». Далее с помощью любой считалки выбирается играющий, который будет играть один на один с педагогом. Так по очереди играют все желающие дети. Роль педагога тоже может выполнять один из детей.

Минеры и саперы

Игра может проводиться в любое время года на прогулке.

Цель — развитие зрительного внимания.

Оборудование: небольшие резиновые игрушки-пищалки, детские грабли.

Предварительная работа. Беседа о работе минеров и саперов в годы войны.

Ход игры

Педагог предлагает детям разделиться на две команды и помогает сделать это с помощью любой считалки. Одна из команд получает название «Минеры», а вторая — «Саперы». Педагог выдает членам команды «Минеры» игрушки-пищалки и объясняет, что это «мины». «Минеры» получают задание закопать «мины» в песочнице на небольшой глубине (на два- три пальца) на глазах у «саперов». Когда все игрушки будут закопаны и «минеры» разровняют песок граблями, «саперы» приступают к их поиску. Они должны откопать игрушки так аккуратно, чтобы ни одна из них не издала ни одного звука. Если игрушка запищит — «мина взорвалась». Чем больше игрушек откопают «саперы», тем лучше. Потом команды меняются местами. Побеждает команда, обезвредившая наибольшее количество «мин».

Разноцветный круг

Игра может проводиться в любое время года на прогулке с детьми старшей или подготовительной к школе группы.

Цель — развитие памяти.

Оборудование: мел, камешки, куски красного и синего шнуров, мешочек с карточками.

Предварительная работа. Перед прогулкой педагог чертит на площадке большой круг и делит его на две равные части. Затем делит каждую половину на восемь равных частей и отмечает их на окружности камешками.

Ход игры

Педагог предлагает детям поиграть в новую игру, разделиться для этого на две команды по восемь человек в каждой и выбрать капитанов. Одна команда получает восемь кусков синего шнура, другая — восемь кусков красного шнура. Каждая команда к тому же получает половину круга. Задачей команды будет покрыть шнуром свою половину окружности.

Каждый кусок шнура имеет длину от камешка до камешка. С помощью считалки определяется команда, начинающая игру. Первый игрок достает из мешочка карточку, на которой написано обобщающее слово, например «Овощи». Игрок должен быстро перечислить пять названий овощей. Если он справился с заданием, он получает у капитана кусок шнура и выкладывает его по окружности от камешка до камешка. Так играют по очереди игроки сначала одной, потом другой команды. Побеждает та команда, которая первой закроет шнуром свою половину круга.

Волшебный круг

Игра может проводиться в весенне-летний период на прогулке с детьми старшей или подготовительной к школе группы.

Цель — развитие фонематических представлений. Оборудование: длинная скакалка, мешочек с карточками. Предварительная работа. Перед прогулкой педагог чертит на площадке большой круг (его диаметр равен длине скакалки) и обозначает его середину.

Ход игры

Педагог предлагает детям поиграть в новую игру и разделиться для этого на две команды с помощью любой считалки, а также выбрать ведущего и определить команду, начинающую игру. Когда все эти действия будут совершены, ведущий встает в центр круга и начинает крутить скакалку за одну из ручек низко над землей. Он произносит текст:

Я скакалку раскручу,

Чтоб вы прыгали, хочу.

Ну-ка, прыгайте давайте

И слова мне называйте.

Педагог достает из мешочка и показывает карточку, на которой написана буква. Дети должны войти в круг на слово «называйте», прыгать, перескакивая скакалку, и называть слова, содержащие звук, который соответствует показанной педагогом букве. Дети второй команды считают слова. Как только один из членов команды запутается в скакалке или у членов команды больше не будет вариантов слов, в игру вступает вторая команда. При этом можно сменить ведущего. Члены первой команды считают слова, произнесенные членами второй команды. В завершение результаты обеих команд сравниваются и определяется победитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр на прогулке

Полное описание хода дидактических игр с детьми на прогулке...

Картотека дидактических игр на прогулке для детей 4-7 лет

Картотека дидактических игр на прогулке  для детей 4-7 лет...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРОГУЛКЕ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ ГОДА

Цель: познакомить детей с правильным (безопасным) и неправильным (опасным) поведением ребенка на прогулке зимой. Развивать восприятие, внимание, память, мышление детей....

Картотека дидактических игр "Безопасность на прогулке в зимнее время года"

Картотека дидактических игр "Безопасность на прогулке в зимнее время года"...

Картотека дидактических игр на прогулке

В картотеке представлены дидактические игры на развитие ориентировке в пространстве, которые можно проводить на прогулке....

Картотека дидактические игр на прогулке для раннего возраста

ДИДИКТИЧЕСКАЯ  ИГРА – эффективный путь активизации познавательной деятельности дошкольников.   Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально с...

Картотека дидактических игр на прогулке для детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр для детей дошкольного возраста во время прогулки...